Знакомство с предметами домашнего обихода.Рассматривание обуви. Игра занятие "Научу обуваться и братца"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Незаметдинова Ольга Владимировна

Знакомить детей с предметами домашнего обихода; учить вычленятьпризнаки: цвет, материал, из которого изготовлена вещь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.odt25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи средней группы.

Тема: Знакомство с предметами домашнего обихода. Рассматривание обуви. Игра занятие  «Научу обуваться и братца»

Программное содержание.

  1. Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода;  учить вычленять признаки : цвет,материал,из которого изготовлена вещь.
  2. Формирование словаря — обогатить словарь детей словами и словосочетаниями: валеная, кожаная, резиновая, межсезонная, удобная; подошва, голенище, пряжка, пара обуви, зимняя обувь, летняя обувь. Учить использовать в речи существительные, обозначающие название частей предметов, прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов.
  3. Учить детей правильно отвечать на вопросы; составлять небольшой рассказ о предмете по образцу.
  4. Воспитывать бережное отношение к обуви.

Подготовительная работа.

  1. При одевании и раздевание ( в повседневной жизни) рассматривать обувь.
  2. Дидактическая игра «Опиши предмет»
  3. Дидактическая игра « Оденем куклу на прогулку»
  4. Заучивание стихотворения Е. Благининой « Научу обуваться и братца»

Материал:

         Обувь- валенки, сапоги кожаные,сапоги резиновые, ботинки, туфли. Полка для обуви. Игрушки — куклы Танюша и Петрушка; два плоскостных изображения кукол, обувь к ним, калоши и сапоги, фланелеграф.

      Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом. Перед ними стол, на столе два стульчика, на них сидят две куклы.

Воспитатель:  

Ребята ,посмотрите,к нам снова пришла наша знакомая Танюша. Но она пришла не одна , а со своим младшим братиком. Его зовут Петей, Петрушей. Они, ребята, еще маленькие и многого не знают, поэтому и пришли у вас поучиться.

Воспитатель:

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

                        Не ботинки, не сапожки,

                        Но их тоже носят ножки.

                        В них мы бегаем зимой:

                        Утром — в садик, днем — домой.

Правильно, это валенки. Катя, найди на полочке валенки, поставь настол. Какого цвета они? (Черные). Ребята, если мы говорим «валенки», то сколько их ?(Два; пара) А как сказать про один? ( Валенок).Вы знаете из чего они сделаны?( Из шерсти.) Ребята валенки валяют из шерсти на специальном станке, их поэтому и называют «валенки», а обувь такую называют «валеной». Подумайте и ответьте: можно ли ходить в обном валенке? (Нет). А почему?(другая нога замерзнет). Правильно, валенки носят только парой, да и другую обувь носят тоже только парой.Закрепление  слов индивидуально и хором. Пояснение: валенки валяют на стонке. Они теплые потому что сделаны из шерсти; они легкие и удобные. Мы их носим зимой. Это зимняя обувь.

Воспитатель: Послушайте другую загадку:

                       Сшили их из черной кожи,

                        В них теперь ходить мы можем.

                        И по слякотной дороге не промокнут наши ноги.

Наташа , найди на  полочке отгадку на мою загадку. Молодец! Поставь их на стол. Это сапоги. Давайте их рассмотрим. У сапога есть что? (Показывает носок). А еще ? (Показывает пятку). Кто  знает как называется эта часть сапога? ( Подошва). А эту часть сапогв называют голенище. (Повторение хором и индивидуально). Дети какого цвета сапоги ? Галя, потрогай сапоги, какие они? ( Мягкие,теплые). Как ты думаешь, из чего они сделаны? ( Из кожи). Они кожаные.А что у них внутри? (Мех). Они меховые. Если они меховые, теплые — когда мы их носим? Какие они? Правильно, это зимние, кожаные сапоги. У них есть подошва, носок, пятка, голенище. Они теплые и удобные.

 Послушайте новую загадку:

                        Отгадайте загадку: кто мы?

                        В ясный день сидим мы дома.

                        Если дождик  - мы не тужим,

                        Бойко шлепаем по лужам.

                        Станет солнышко сиять

                        Нам под вешалкой стоять.

  О чем эта загадка? Правильно, о резиновых сапогах.Степа, Найди на нашей полочке резиновые сапоги. Поставь их на стол. Какие они?( Резиновые). Значит из чего они сделаны? (Из резины). Когда мы обуваем резиновые сапоги? ( Когда идет дождь, на улице лужи и грязь). Подумайте, а почему в дождливую погоду одевают резиновые сапоги , а не кожаные?  (Кожаные промокнут, а резиновые нет). Правильно, молодцы! Поясняю — резиновые сапоги носят в дождливую погоду, когда на улице идет дождь, много луж. Ребята подумайте ,а в какое время года бывает такая погода? ( Осенью и весной).Правильно, осенью идут дожди, а весной тает снег, образуется много луж и ручейков.Такое время года называют межсезонье. А обувь, которую носят осенью и весной, называют межсезонной. Повтори,Катя,Маша и т.д. Дети посмотрите на кожаные и резиновые сапоги. Скажите, чем они похожи, что у них одинаковое? ( Есть подошва, носок, пятка, голенище; их одевают на ноги.) А теперь посмотрите на них и найдите чем отличаются сапоги? ( Одни — кожаные, другие — резиновые; одни зимние, другие — межсезонные; одни — черные, другие — синие) Молодцы, ребята, наши гости Танюша и Петруша теперь не будут путать сапоги: для каждой погоды будут одевать нужную обувь.

  Ребята , Танюша слушала, слушала и тоже вспомнила загадку .Постарайтесь ее отгадать.

                     Всегда шагаем мы вдвоем,

                     Похожие,как братья.

                     Мы за обедом — под столом,

                     А ночью под кроватью.

  Правильно,это туфли, они за обедом под столом, а ночью мы их ставим под кровать.Саша , найди на полочке туфли. Посмотрите на них, какого они цвета? ( Красные). Что у них есть? (Подошва, носок, пятка). А еще что  есть?(Ремешок и пряжка.) Правильно, пряжка железная, на нее застегивают туфли, чтобы они не спадали с ноги. Когда их носят? (летом). Это летняя обувь. Ребята, кто расскажет все про туфли? ( Воспитатель предлагает план) 1.) Что это? 2) Какие они? 3) Для чего нужны?

Ребенок. Это туфли. Они красные, блестящие. У них есть подошва, носок, пятка, ремешок и пряжка. Туфли носят летом. Это летняя обувь.

Воспитатель. Молодец, все рассказала правильно, ничего не забыла. А сейчас немного поиграем. Танюша сядет на этот стул, возьмет себе картинку.Посмотрите: какое время года здесь изображено? (Зима.) Правильно, на этот стол нужно поставить только зимнюю обувь. А вот у Пети картинка другая, какое здесь время года? ( Лето). Правильно, и обувь Пете нужно принести летнюю.

  Если Танюше мы принесем зимнюю обувь, а Пете — летнюю, то какая же останется? ( Межсезонная)

  Воспитатель: (вызывает по два ребенка для выполнения игры- задания). Саша и Оля отнесут обувь на место. Саша — зимнюю, а Оля — летнюю. Катя принесет только кожаную обувь, а резиновую и валеную принесет Наташа. Дети выполняют задания

  Физминутка.

А сейчас мы отдохнем. Встали, повторяем слова и делаем движения.

  Нарядили ножки в новые сапожки ( наклон к правой ноге)

  Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке ( наклон к левой ноге)

  Вы шагайте — топайте, по лужам не шлепайте ( маршируют , грозят одной ноге)

  В грязь не заходите, сапожки не рвите ( маршируют, грозят другой ноге)

  Воспитатель.

 Садитесь на стульчики.Сейчас мы поиграем в игру « Что бы ты предложил».

  Танечка и Петя собираются к бабушке летом в гости. Но они не знают, что же им летом одевать. Вот мы им и поможем. Сначала я предложу , а потом и вы.( Ответы 2-3 детей)  

  Воспитатель.

  Молодцы, теперь Таня и Петя знают, что нужно взять к бабушке в деревню: туфли для похода в гости, в кино, для прогулок и резиновые сапоги — на случай , если пойдет дождь. А сейчас нам Катя и Андрюша расскажут стихотворение Е. Благининой « Научу обуваться и братца».

  Катя.

 Я умею обуваться, если только захочу.

 Я и маленького братца обуваться научу.

 Вот они ,сапожки:

 Этот — с правой ножки,

 Этот — с левой ножки.

  Андрюша.

  Если дождичек пойдет,

  Наденем калоши:

  Этот — с левой ножки,

  Этот — с правой ножки.

  Вот как хорошо!

  Воспитатель. Спасибо вам, мы теперь не перепутаем обувь будем правильно обуваться.