Берегите зрение ( из цикла "Будь здоров, малыш!"
материал на тему

Агапова Марина Валерьевна

Данные рекомендации по сохранеию здоровья будут полезны родителям дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bud_zdorov-dlya_roditeley.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Будь здоров!



Береги глаза смолоду

Часть 1. Ребенок пошел в школу


– Ребенок пошел в школу. Нагрузка на глаза резко увеличивается, а значит, могут возникнуть проблемы со зрением, даже если раньше ничего особенно тревожного не было. На что, в первую очередь, следует обращать внимание родителям, когда ребенок начинает долгое время проводить за партой или за письменным столом?

 В наше время нагрузка возрастает раньше – еще за год или даже два до школы дети посещают разные подготовительные курсы, многие начинают сами читать. Иногда ребенок жалуется, что у него устают глаза, а иногда вы можете заметить, что он смотрит в тетрадь боком, то есть старается возложить нагрузку на лучше видящий глаз, а тот, что видит хуже, может даже закрыть, причем это происходит бессознательно. Так что прежде всего стоит понаблюдать, как работает ребенок.

– Всем известно, как важно, чтобы рабочее место было хорошо освещено. А что лучше: электрические или люминесцентные лампы?

По гигиеническим стандартам считается, что лампы дневного света лучше, но на практике они часто оказываются менее комфортными: имеют раздражающий спектр света, шумят и гудят, а главное, когда начинают выходить из строя, мигают, а это уже крайне вредно. Я бы предпочла, чтобы рабочее место ребенка днем хорошо освещалось естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания, с яркостью порядка 60 ватт. Для устройства рабочего места важно, правша или левша ваш ребенок. Вы прочтете во всех инструкциях, что окно должно быть слева от парты, так и делается в школьных классах. Но ребенок-левша сам себе загораживает свет. В школе его лучше посадить ближе к окну, где освещение в любом случае лучше. Дома же можно и нужно учесть эту особенность и сделать так, чтобы окно и настольная лампа находились справа.

– Наверное, если у ребенка слабое зрение, он носит очки, стоит попросить посадить его поближе?

– Многие мамы так и делают, но если ребенок способен в очках видеть на все сто процентов, я не вижу причин, чтобы он сидел на первых партах. Он может сидеть, где угодно, лишь бы были хорошие условия для зрительной работы. Если он видел в очках хорошо, а потом стал видеть хуже, нужно не пересаживать его, а отвести к окулисту. Другое дело, если ни в очках, ни без очков он не может хорошо видеть, то есть у него вообще снижена острота зрения. Тогда просьба посадить поближе к доске имеет смысл. Но даже если слабо видит один глаз, надо стараться разрабатывать его, давать ему нагрузку. А чем ближе ребенок сидит к доске, тем меньшая разрешающая способность глаза требуется.

– Почему многие дети надевают очки именно с началом школьной жизни?

– Дело в том, что с увеличением зрительной нагрузки – началом обучения в школе – некоторые нарушения рефракции обязательно должны быть скорректированы. В детском саду эти нагрузки были непостоянные и не столь интенсивные, так что во многих случаях можно было обойтись без очков, в школе же без коррекции у такого ребенка может быстро ухудшиться зрение. Именно в это время часто развивается ранняя школьная близорукость. Правда, чтобы она проявилась, необходимы предрасполагающие факторы: незначительный запас дальнозоркости в раннем возрасте, слабость аккомодационного аппарата, наследственная предрасположенность. Все это мы можем определить и сказать заранее, есть ли у вашего ребенка риск близорукости в раннем школьном возрасте.

– И что нужно делать, чтобы этот риск был минимальным?

– Научить ребенка делать гимнастику для глаз. Это должно стать для него такой же нормой, как чистка зубов. Конечно, желательно, чтобы в первый раз упражнения показал и провел вместе с вами врач, чтобы не наделать ошибок. Есть множество видов гимнастики. Самый распространенный и всем известный сводится к тому, что надо двигать глазами по часовой стрелки и против, сжимать веки с определенной частотой и силой и так далее. Это полезно, улучшает питание глаза, такую гимнастику стоит делать раз в день, вместе с утренней зарядкой. Но для аккомодационного аппарата нужны еще и другие упражнения. Помните, мы говорили, как вредно, чтобы глаз долгое время не менял фокусировку? Так вот, после каждой большой нагрузки, ну, скажем после школы и после выполнения домашних заданий, надо, чтобы ребенок несколько раз внимательно разглядывал изображение то вдали, то вблизи. Например, какой–нибудь предмет за окном или в квартире, а потом другой, на расстоянии 25-30 см от лица – скажем, карманный календарик.

– Для тренировки глаз и даже для лечения близорукости рекламируют очки с дырочками. Они действительно помогают?

– Такие очки используют принцип диафрагмы. Почему, если приставить к глазу кулачок, будет лучше видно? Потому что вы при этом фокусируете лучи света, выполняя эту задачу вместо глаза, ставя перед ним диафрагму. Но диафрагма сама по себе не может лечить. Нет и тренировки, скорее расслабление. Правда, в некоторых случаях такие очки в дошкольном возрасте могут быть полезными. Например, при “ленивом глазе”, амблиопии, когда на сетчатке не формируется четкого изображения. Надо помнить, однако, что так называемые очки–тренажеры примерно в три раза ограничивают световой поток, поступающий в глаз, а потому решительно не рекомендуются при недостаточной освещенности. Категорически противопоказаны они при глаукоме – недостаток света заставляет расширяться зрачок, а в данном случае это может в данном случае привести к развитию осложнений. Словом, такие очки должен назначать врач.

– А просто темные очки? Их очень любят и мамы, и дети. Что это: баловство, модное увлечение или необходимость?

– Не нужно путать темные и солнцезащитные очки. Защищать глаза от вредного в избыточных количествах ультрафиолета, действительно нужно. В последнее время этот избыток стал хуже поглощаться атмосферой Земли. Ведь главный фильтр ультрафиолетовых лучей – озон, а озоновый слой, увы, изменился не в лучшую сторону. Многие врачи, и я в том числе, связывают наблюдающееся сейчас в мире “омоложение” катаракты и других офтальмологических заболеваний, именно с изменившимися природными условиями, спектральным составом солнечного излучения, попадающего на Землю. В Европе уже принято в светлое время суток носить на улице солнцезащитные очки или линзы. Цвет их не имеет никакого отношения к делу. Защитным эффектом обладают все стеклянные очки, пластиковые же солнечные очки должны иметь специальное покрытие. Обычно на оправе бывает наклейка: “UV protected”. Это никак не связано с прозрачностью – затемнение зависит от потребности, комфортности. Подбор темных очков лучше тоже поручить врачу – он подберет их так, чтобы не снижалась острота зрения. Защита от света нужна не всем, это зависит от уровня пигментации: недостаток пигмента и других защитных веществ в глазу вызывает светобоязнь.

– Трудно представить себе, чтобы по улицам ходили сплошь одни очкарики!

– Очкарик – совершенно некорректное слово. Отношение к людям, носящим очки, как и вообще к физическим дефектам – вопрос культуры. У нас до сих пор многие дети с ослабленным зрением страдают из-за того, что их жестоко дразнят. Недавно ко мне обратился шестнадцатилетний юноша, у него настоящая трагедия: без очков он плохо видит, а носить очки не может, потому что это не нравится девочкам. Сплошь и рядом бывает, что врачи подбирают, родители покупают ребенку очки, а он их не надевает, прячет в карман, стесняется. Это просто дикость. Нужно воспитывать в детях отношение к очкам как к норме. Не стесняемся же мы того, что носим трусы или перчатки! Очки необязательно должны уродовать человека, наоборот, сейчас их делают легкими, красивыми, они могут стать элементом стиля.

– Нужно ли давать детям какие-то особые витамины для поддержания зрения?

– Я отдаю предпочтение естественным витаминам. Для глаз нужны витамины “А”, “Е”, витамины группы “В”, лютеин. Иного полезных соединений содержится в овощах и фруктах красного и желтого цвета. Особенно хороши желтые и красные перцы, морковка, которую обязательно нужно давать со сметаной или маслом. Полезна и черника. Очень важно, чтобы в рационе ребенка были молочные продукты, само цельное молоко, если он его усваивает, а также мясо, холодцы. Эти продукты нужны для поддержания и укрепления соединительной ткани, из которой образованы не только связки, но и каркас глаза. Если соединительная ткань слабая, слишком растяжимая, может начать увеличиваться глазное яблоко растянуться и прогрессировать близорукость. Ведь что такое близорукость? Формирование фокуса перед сетчаткой. Мы говорим о рефракционной и осевой близорукости: первая возникает из-за слишком большой оптической линзы глаза, а вторая – из-за того, что сам глаз слишком длинный.

– Можно ли остановить развитие близорукости?

– Это зависит от того, в чем ее причина. Кроме слабости соединительной ткани, это может быть и слабость или постоянный спазм мышц, отвечающих за фокусировку. Спазм возникает оттого, что глаза фокусируются на одно и то же расстояние – мы уже говорили об этом. Провоцирует спазм и плохая освещенность: при нечетком изображении глаз напрягается, пытается сфокусироваться, не может расслабиться. Те же проблемы возникают при чтении в транспорте. Близорукость не всегда истинная, она бывает и ложной, вызванной спазмом аккомодации. В этом случае близорукость проходит, если ликвидировать спазм глазных мышц с помощью лекарств, например, атропина. Часто бывает так: ребенок приходит с остротой зрения минус полтора-два, а то и больше, а на фоне применения атропина выясняется, что никакой близорукости у него нет, а есть развившийся при некомфортных условиях работы спазм. Это можно исправить: провести курс атропинизации, делать гимнастику, стимулировать мышцу и улучшать ее питание с помощью физиотерапевтических методов. Все это делается в центрах детской глазной патологии. Методов стабилизировать или уменьшить риск развития близорукости множество. Другая причина близорукости – относительно высокое давление внутри глаза, не патологически высокое, но чрезмерное именно для данного глаза, провоцирующее его растяжение. Если же врач установил, что спазма аккомодации нет и имеется дефект рефракции, выписываются очки: для дали, для близи или бифокальные. Как правило, нам удается остановить рост близорукости. Но не всегда. Во многом это зависит от генетической предрасположенности. Есть хирургические меры укрепления соединительной ткани, в детском возрасте они могут быть рекомендованы в том случае, если зрение ухудшается на одну диоптрию в год и больше – когда есть риск дистрофических заболеваний сетчатки, сильного снижения зрения. На определенных этапах может применяться и лазер, способный заблокировать разрыв или истончение сетчатки. Но это еще не тот лазерный способ, которым лечится близорукость у детей постарше, – об этом разговор впереди.

– Младшие школьники часто дерутся на переменках и получают “фонари” под глазом Насколько безобидны такие травмы?

– Могут быть очень не безобидны. Я бы советовала обращать на них пристальное внимание. Как минимум, надо расспросить ребенка, проверить, хорошо ли он видит. Сильный удар может вызвать контузию глазного яблока, сотрясение, травматическую катаракту, надрыв или отрыв структур внутри глаза, отслоение сетчатки. Все это необходимо вовремя лечить.

– Выходит, далеко не всегда такие боевые трофеи “пустяки и дело житейское”, как уверял Малыш из всем известного мультика!


Такие неожиданные школьные недуги

“Совершенно непонятно, - жалуется мне мама восьмилетней Аленки, - росла она здоровым ребенком, у нее даже насморка никогда не было! Капризничала - она у нас, честно говоря, избалованная, - но никогда не болела. А вот пошла в школу и болеет все время, мы половину первого класса пропустили. На каникулах были в деревне, так она за все лето ни разу не чихнула. А теперь пошла учеба - и все сначала!”

Маленькая Аленка часто болеет. Болеет тяжело, с высокой температурой. Болезнь каждый раз начинается внезапно. Утром девочка просыпается с красным горлом, с болями в животе, рвотой, с затрудненным дыханием. Вызывают врача, тот назначает лекарства, и уже к вечеру ребенок практически здоров. Заботливая мама выдерживает ее дома еще три-четыре дня прежде, чем отправить в школу. Но вот что интересно: Алена всякий раз заболевает накануне важных школьных событий: контрольной, самостоятельной работы или того дня, когда ее наверняка должны вызвать к доске…

Эти удивительные совпадения заставили маму обратиться к врачу - иммунологу. Обследование не выявило существенного понижения сопротивляемости организма болезням. Не было значимых изменений и в анализах крови и мочи. А заболевания продолжались. Это заставило нас предположить своеобразный механизм их возникновения.

Подобные ситуации с большей или меньшей степенью выраженности можно наблюдать не столь уж редко. Многие мамы знают, например, про “медвежью болезнь”, когда внезапное сильное волнение сопровождается расстройством кишечника. Впрочем, вариантов много. Тут и сильные головные боли, и рвота, и носовые кровотечения, и многие другие явные признаки нездоровья.

Не нужно думать, что ребенок симулирует. Бледность кожных покровов, учащение сердцебиения, реальное повышение температуры тела - признаки, которые подделать трудно, если вообще возможно. Тем не менее в подобных случаях болезнь связана с тревогой, страхами; то есть мы имеем дело с психосоматической патологией.

Заболевания, вызванные стрессовым состоянием, не такая уж редкость. Механизм возникновения болезни далеко не всегда одинаков. Разберем лишь некоторые из видов этого страдания…

Ребенок идет в школу впервые - это для него праздник. И поначалу ему кажется, что праздник будет всегда. Однако уже через несколько недель необходимость отправляться на занятия начинает мешать ему подольше поспать утром. А вместо того, чтобы поиграть, когда хочется, с друзьями, приходится готовить уроки да еще переделывать их, если сделал что-то небрежно или неправильно.

И вдруг ребенок заболевает… Он остается дома. Вызов врача и таблетки, которые ему приходится пить, не очень сильно омрачают ситуацию. Температура быстро спадает, но еще несколько дней остаешься дома, и можно уже не лежать в постели, тебе разрешают смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Все домашние к тебе особенно внимательны, заботятся о тебе, стараются угостить чем-нибудь вкусным. И главное - не заставляют готовить уроки.

Гибкий детский ум сразу улавливает разницу. Даже когда ребенок снова идет в школу, его несколько дней не вызывают к доске - он же болел. Так возможность оказаться больным становится очень привлекательной.

Чтобы не происходило подобного, лучше загодя готовить ребенка к учебному режиму. Не стоит говорить себе: “Пусть поспит подольше, пока свободен. Пойдет в школу - будет вставать рано”.

Постепенно входить в деловой ритм и следовать ему постоянно, а не только в дни учебы, - лучший способ предупредить стрессы, которые могут возникнуть при смене режима. Если ребенок заболевает, постарайтесь, как только температура понизилась и самочувствие нормализовалось, загрузить его (в меру, разумеется) работой: пусть выполняет домашние задания, догоняет класс. Не забывайте хвалить его за то, что он трудится даже во время болезни. А как только он снова пойдет в школу, предупредите учителя, что ребенок готов к занятиям, не отстал.

Бывает, что причиной срывов в болезнь становятся упреки родителей и педагога. Плохо получилась контрольная - мама отругала, учительница сказала, что нужно быть более внимательным и собранным. Да ведь ребенок и сам расстроился, даже плакал. И тут, конечно, надо было не “добивать” его, а, напротив, поддержать, сказать, что неудача

вовсе не должна стать правилом, что все у него будет получаться, вы в нем не сомневаетесь.

Словом, важна установка на успешность. Особенно это касается детей с неустойчивой психикой, склонных к плаксивости, нервозности. Но не переборщите с сочувствием. Ребенок должен быть уверен в своих силах, а не выезжать на сострадании. В любом случае, появление описанных признаков - основание посоветоваться с психологом и с врачом-психоневрологом. В сравнительно легких, неосложненных случаях вам подскажут, как лучше выстроить отношения с ребенком. В более тяжелых - помогут найти подходящую терапию

Часто причиной внезапных недомоганий могут стать не долеченные ранее или вовремя не распознанные болезни. Так, компенсированное повышение внутричерепного давления в обычных ситуациях может и не сопровождаться болезненными проявлениями. В случае же сильного волнения (а в школе ребенок порой очень волнуется) внутричерепная гипертензия может усиливаться, и тогда возникают головные боли, может открыться рвота, в тяжелых случаях - повыситься температура (до 38 градусов, а то и выше). Поэтому частые головные боли у ребенка при утомлении, при волнении, в других стрессовых ситуациях не должны остаться без внимания. Ребенка обязательно надо проконсультировать у врача-невролога и тщательно обследовать.

Кстати, внимательный учитель обязательно расскажет маме, что ребенок, волнуясь, становится очень бледным, что на уроках у него часто болит голова, так что помощь врача необходима. Впрочем, бывают случаи, когда болезненное состояние ребенка может быть вызвано невыдержанным поведением самих педагогов. Привычка кричать на детей (возможно, в надежде добиться желаемой тишины на уроке?), стучать по столу кулаком или указкой для большинства детей - сильнейший стресс, после которого возможны различные тяжелые реакции: слезы, истерики, усиление заикания и даже развитие судорог. До сих пор помню свой панический страх перед первой учительницей Марией Ивановной, которая громко кричала на нас, первоклашек, если мы шумели на уроке. Страх до рези в животе! До тошноты! Я после этого просто не могла говорить и слушать объяснения на уроке - не понимала ничего. Однажды я сказала маме, что хочу умереть, чтобы не ходить в школу. Хорошо, что родители поняли меня и быстро перевели в другую школу. Со второй учительницей все быстро прошло, учеба перестала быть пыткой и стала удовольствием. До сих пор нежно ее люблю!

Не нужно думать, что понимающий и спокойный учитель нужен только для девочек, что мальчикам полезно воспитываться в строгости! Ребенок в семь-восемь лет - существо с еще не устоявшейся психикой. Его легко сломить, заставив подчиняться воле взрослого, заставив быть как все. Но этого ли мы хотим для своего ребенка? Наша с вами задача - помочь ему стать свободным и сильным, а не воспитывать раба, который никогда не посмеет иметь собственное мнение, а уж тем более его отстаивать!

Мы придирчиво выбираем для своего ребенка хорошую школу с расширенной программой обучения, желая, чтобы он получил добротное базисное образование. А нужно бы для первоклашек выбирать первого учителя. Так, для активного ребенка более комфортным будет общение с инициативным, ярким учителем. А для ребенка робкого и тихого, плохо переносящего шум и эмоциональный натиск, желательно выбирать учителя спокойного, умеющего объяснить все подробно еще и еще раз.

Подвижному ребенку с таким учителем может быть скучно, а тихоне – очень даже удобно. Позднее, в средней школе, когда характер ребенка уже в значительной мере окрепнет, его можно будет перевести в класс или школу, где обучение более интенсивное, но пока ваш тихоня еще только начинает взрослую жизнь, не дайте ему сломаться.

Повторяющееся болезненное состояние - такое, как затрудненное дыхание, - может быть следствием аллергической непереносимости каких-то запахов и веществ. Одному из моих любимых пациентов, Жене, страдавшему бронхиальной астмой, регулярно становилось плохо на уроках химии и… литературы, которые проходили в кабинете химии. Другой мой пациент покрывался пятнами крапивницы только на уроках английского языка. В спокойной беседе удалось убедить учительницу не пользоваться резкой парфюмерией в школе; произошло чудо - отстающий ученик перестал чесаться на уроках, полюбил английский.

…Шестилетняя Ира ходит в школу с расширенной программой обучения очень нерегулярно. Две-три недели занятий, и она становится грустной, у нее пропадает аппетит, девочка часто говорит во сне и вздрагивает при малейшем шуме. После школы, а иногда и в школе, ей хочется полежать. Она пропускает тренировки по плаванию, не ходит на уроки музыке и дополнительные занятия по английскому языку. Проведя неделю дома, Ира опять становится веселой, не жалуется на здоровье и с удовольствием ходит на все занятия, - чтобы через две-три недели снова захандрить. Светлые периоды становятся все более короткими.

Девочка спокойная, интеллектуальное развитие выше возрастной нормы, физически не слабая. Желание родителей дать девочке хорошее всестороннее образование понятно, но они явно не учли, что при такой нагрузке маленький ребенок очень быстро утомляется. В таком состоянии быстро приготовить уроки, подготовиться к дополнительным занятиям становится все труднее, и времени на это приходится уделять все больше; времени на отдых совсем не остается. К тому же у Иры “синдром отличницы”, она просто патологически ответственна: все, что она делает, должно быть сделано только очень хорошо. Этого же требуют от нее родители, постоянно напоминающие девочке: “Ты должна быть лучше всех!”. И Ира старается.

В итоге сильнейшее перенапряжение довело девочку до нервного и физического срыва. Долго пришлось уговаривать родителей девочки умерить амбиции, отказаться (пусть на время, на год-два) от занятий, требующих слишком тяжелых нагрузок. Нам не удалось полностью убедить родителей девочки дать ребенку отдохнуть и вновь пойти в школу в следующем году. Думаю, что мы с ними еще, к сожалению, встретимся не раз…

Мы разобрали лишь несколько случаев “странных”, не сразу объяснимых заболеваний детей в ситуациях, связанных со школой. Каждая из подобных ситуаций нуждается во внимательном анализе, в котором необходимо участие врача, психолога, педагога и обязательно родителей. В большинстве случаев все можно разумно объяснить и самому ребенку малышу. Так будет легче помочь ему.

Кстати, маленькая Аленка прошла курс занятий у психолога, курс лечения успокаивающими травами и сейчас практически не болеет.


Парцалис Елена Михайловна - доктор медицинских наук, заведующая детским отделением Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии, педиатр высшей категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите зрение детей. ЗОЖ

Консультация для педагогов ДОУ и родителей...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема «Берегите зрение»

Задачи:1. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания о зрении людей.2. Научить детей элементарным способам сохранения зрения, воспитывать бережное и заботливое отношение к глазам и всему с...

Разработка проекта "Береги зрение"

Разработка проекта "Береги зрение " в подготовительной группе....

Берегите зрение своих детей!

Сохранить свое зрение надолго можно только в том случае, если за ним следить с самого детства. Ведь часто можно слышать, что спорт  и постоянные тренировки своего тела ведут только к здоровью. Од...

Исследовательский проект "Берегите зрение"

Вид проекта: информационно-исследовательскийПродолжительность: краткосрочный (февраль  2015 года)Участники: дети старшей группы, воспитатели, родителиПроблема, её актуальность...

"Будь здоров, малыш!" мастер-класс для родителей (как результат работы по проекту "Береги здоровье смолоду")

Данный мастер-класс предназначен для родителей детей дошкольного возраста...