Познавательные занятия
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Фаузетдинова Людмила Валерьевна

здесь разработан цикл занятий по теме "познай свое тело" и другие направление на работу по самообразованности детей в оздоровительной направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. Модели занятий

2.1. Первый блок занятий: «Общее строение тела»

Тема 1.  «Я и моё тело»

Занятие 1.

Программное содержание: познакомить детей с внешним строением тела человека и его возможностями, видеть внешнее сходство и различия людей; формировать навыки здорового образа жизни.

Предварительная работа. Чтение - стихотворения С. Маршака «О девочках и мальчиках», главы из детской энциклопедии «Наше тело», «Первые вопросы и ответы об организме»; «Уроки Айболита» Г. Зайцева; отгадывание загадок; дидактическая игра «Умею - не умею».

Реквизиты: рисунки: «Какие мы разные!», «Тело человека»; книга Г. Зайцева «Уроки Айболита».

Ход занятия

Игра «Приветствие». Дети встают в круг. Воспитатель передает мяч по кругу. Когда мяч находится в руках у ребёнка, он должен поздороваться со всеми и назвать своё имя.

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом.

Беседа с детьми. Воспитатель: «Здоровье - это одна из главных ценностей человеческой жизни. Каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, на лыжах, играть с ребятами во дворе. Слабое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, невнимательности на занятиях, плохого настроения. Каждый человек с детства должен помнить о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, развивать и совершенствовать его, не вредить своему организму.

Давайте рассмотрим, какие мы разные. (Предложить рассмотреть рисунок 1 и сказать, кто на ней изображён). Чем похожи эти люди друг на друга? Посмотрим друг на друга. Чем мы внешне похожи друга на друга? Да, у нас одинаковое строение и форма тела:': одна голова, две руки, туловище, две ноги. Части лица тоже у всех одинаковые. Посмотрите на рисунок и друг на друга и скажите, чем мы отличаемся друг от друга? Цветом волос, размером тела (одни выше ростом, другие - ниже), цветом и разрезом глаз. Люди бывает разными по возрасту: все люди сначала бывают детьми, затем молодыми людьми, а потом постепенно стареют. Это сходство и различия мы все видим. Они называются внешними признаками нашего тела».

Предложить детям рассмотреть рисунок 2 и назвать части тела человека

Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. С помощью органов чувств мы узнаём об окружающем мире

 



С помощью какого органа мы узнаём, когда мама зовёт обедать? (Уши). С помощью какого органа мы чувствуем заманчивый запах из кухни? (Носа). С помощью какого органа мы видим картинки в книгах, читаем их? (Глаза).

Голова укреплена на шее так, что может поворачиваться вправо, влево, благодаря чему мы видим, что находится вокруг нас в пространстве.

Для чего нам нужны руки, ноги?

Почему руки и ноги называют нашими помощниками?

Физкультминутка.

 И.п. - сидя на стульчиках.

  1. Наклоны головы вправо-влево - по 4 раза в каждую сторону.
  2. Сгибание - разгибание рук перед грудью - 6-8 раз.

3. Руки за головой в «замою>: повороты вправо-влево - 5-6 раз в каждую сторону.

4. Лёгкий бег врассыпную по групповой комнате

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть,

Не пора ли пробежаться,

И местами поменяться?

Предложить детям сесть на стульчики и рассмотреть рисунки в книге «Уроки Айболита» (Г. Зайцев) и решить, что для нашего тела полезно, а что вредно.

«Мы определили, что у каждого органа своя работа. Работа всех органов зависит друг от друга. Вместе они составляют слаженный организм. Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма и выполнять правила гигиены - науки о здоровье».

Воспитатель предлагает детям подумать и ответить на вопросы:

  • Почему нужно беречь здоровье?
  • Как беречь? (Одеваться по сезону, чтобы наше тело не замерзало и не перегревалось; выполнять гигиенические процедуры, чтобы тело было чистым; укреплять его при помощи физических упражнений, чтобы оно было крепким и сильным)

Игра «Наше тело». Дети стоят по кругу. Водящий в быстром темпе называет разные части тела и лица, а дети показывают их у себя.

Занятие 2

Программное содержание. Закрепить названия частей тела человека, их функций и способах его охраны. Показать роль физических упражнений в укрепление своего здоровья.

Упражнять детей в умении перебрасывать мяч друг другу снизу; закреплять умение прыгать на двух ногах через предметы высотой 10 сантиметров; совершенствовать навыки ходьбы на носках и пятках, бега по узкой дорожке на носках; развивать находчивость, сноровку, ориентировку в пространстве.

Реквизиты: 2 шнура, 6 мячей, кубики высотой 10 сантиметров, платок.

Ход занятия

Построение в шеренгу, повороты «прыжком», «разделением» - 3-4 раза Игровые упражнение с движениями:

                                                                                          Хлопки

              Мы умеем хлопать,                                                     Дети топают

Мы умеем топать,

Слышать, думать, петь.                                            Бег на   месте,

                                                                      прыжки с поворотами на месте

                                                                           Разведение рук в стороны                         Бегать, прыгать, и скакать, Обо всём не рассказать!

Вот какое наше тело -

Как крепко, и как умело.

• Ходьба на носках, пятках (колени не сгибать). «Какая часть тела помогает нам ходить? (Ноги) Что мы чувствуем, когда идём на носочках, на пяточках? (Мускулы на ногах напряглись, становятся сильнее и крепче)>>.

• «Укрепляет наши ноги бег. Наши глаза тоже помогают. Они видят, в каком направлении нужно бежать и не натыкаться на разные предметы». Бег по узкой дорожке - 20-25 сек.

• Упражнение на дыхание - медленная ходьба, руки поднять к плечам вдох, опустить вниз - выдох - 3-4 раза.

  • Ходьба мелким шагом. «Ноги слушают ваши приказы и выполняют их». • Бег с заданием: по сигналу остановиться и присесть - 40-50 сек., 2 раза - в сочетании с обычной ходьбой.

• Упражнение на дыхание - медленная ходьба, руки поднять вверх, посмотреть на них - вдох, опустить вниз - выдох - 3-4 раза.

• Перестроение на ходу в две колонны.

 

Общеразвивающие упражнения

«Сегодня на занятии мы будем выполнять упражнения для укрепления мышц тела: шеи, рук, туловища, ног. Ваше тело станет крепким, гибким и красивым, если вы будете постоянно тренировать свои мышцы».

• Упражнение для мышц шеи. Ил. - руки на поясе:

1-2 - повороты вправо - вдох, влево - выдох,

3-4 - наклоны головы: вперёд - вниз, назад - 2-3 раза, темп медленный. • Упражнение для мышц рук. И.П. - основная стойка, руки опущены: 1 - руки в стороны - вдох,

2 - к плечам - выдох,

3 - вверх - вдох,

4 - вернуться в и. п. - выдох - 5-6 раз, темп медленный.

• Упражнение для мышц туловища - по 3 раза в каждую сторону. И.п. - стоя на коленях, руки на поясе. Повороты в стороны:

1 - поворот вправо, руки развести в стороны на уровне плеч - вдох, 2 - вернуться в и. п. - выдох,

3 - то же в другую сторону - вдох, 4 - вернуться в И.п. - выдох.

• Упражнения для мышц ног. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища: 1 - подтянуть согнутые в коленях ноги к груди, обхватить руками - вдох,

2 - вернуться в и. п. - выдох - 8 раз, пауза после четвёртого поворота.

И.п. - основная стойка, руки на поясе:

1 - ногу отвести вперед, поставить на пятку, 2 - ногу на носок,

3 - притопнуть - выполнить по 3 раза каждой ногой.

• Прыжки - ноги в стороны, скрестно: впереди - правая, затем - левая - 2 раза по 8 прыжков в сочетании с ходьбой на месте с высоким подъёмом колена - 16 шагов.

Основные движения

  1. Перебрасывание мяча друг другу «снизу» в парах, - 5-8 раз.

2. Прыжки через кубики высотой 10 СМ., затем прыжки с поворотом - поточно, 2 раза.

Подвижная игра «Жмурки)

Игра малой подвижности на внимание «Умею - не умею)) - ходьба по кругу с остановками: <<Я буду называть разные движения и действия. Если ты умеешь делать эти упражнения - хлопни в ладоши, не умеешь - присядь» (петь, слушать, лежать на полу, видеть с закрытыми глазами, дышать, грустить, жить без воды, бегать, ходить на голове).

Как вы себя чувствуете? Как настроение? (Мы хорошо сегодня поработали, укрепили наши мышцы, наше тело сильное, крепкое, здоровое. Мы хорошо помогли ему. Молодцы!)

Тема 2. «Как стать силачом»

Занятие 3

Программное содержание: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни и питания; развивать представления о полезности физических упражнений и гигиенических процедур; формировать представление о необходимости соблюдения режима дня.

Предварительная работа: Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», А.

Барто «Девочка чумазая», А. Дорохов «Молодой старичок»; загадки о спорте; пословицы и поговорки; подвижные игры; спортивные развлечения.

Реквизиты: фломастеры на каждого ребёнка; сюжетные картинки, на которых изображены дети, занимающиеся спортом (футболом, теннисом, гимнастикой, плаванием), у которых отсутствуют спортивные атрибуты (мяч, ракетка, обруч, круг); настольная игра «Часы»; карточки с изображением продуктов, в которых содержатся витамины А, В, С, Д (А - морковь, В - овсянка, черный хлеб, Д - яйцо, рыба, творог, сыр, С - лимон, апельсин, лук, чеснок).

Ход занятия

Упражнение «Любовь к себе», Дети стоят в кругу, руки согнуты в локтях на уровне пояса, кисти развёрнуты к груди, голова опущена. Голову и руки медленно поднимают вверх (<<Мы растём»), открывают ладони и осуществляют глубокий вдох («Набираем силы от солнышка»), руки через стороны плавно возвращают в исходное положение. Предложить детям пошептать в ладошки, сложенные лодочкой, добрые, нежные слова и полюбить себя - погладить себя по плечам, рукам, обнять себя, сказать «Я люблю себя! Мне хорошо! Я крепкий и сильный!»

Педагог предлагает детям сесть за столы, спрашивает: «Что значит быть силачом? Что необходимо сделать, чтобы быть силачом?»

Детям раздаются сюжетные картинки, на которых изображены дети, занимающиеся спортом (футболом, теннисом, гимнастикой, плаванием), у которых отсутствуют спортивные атрибуты (мяч, ракетка, обруч, круг). Предложить дорисовать недостающие детали рисунка.

Вопросы для беседы после рисования.

  • Какие виды спорта изобразил художник?
  • Какие из них вам нравятся и почему?
  • Каким видом спорта вы занимаетесь или хотели бы заняться?
  • Чем полезен спорт?

• Какие еще виды спорта вы знаете?

Игра «Отгадаю>. Попросить детей поочередно с помощью характерных движений загадать, каким видом спорта они занимаются, а остальных отгадать, кого они изобразили (лыжника, пловца, хоккеиста, гимнаста, футболиста и т.д.).

Нет - плохому настроению! Не грусти, не хнычь, не плачь! Пусть тебе всегда помогут Лыжи, прыгалки и мяч!

«Ребята, теперь вы знаете: для того, чтобы стать сильным, необходимо заниматься спортом, закалять свой организм.

Организм человека очень организованный и умный. Он вырабатывает своё внутреннее расписание и старается его соблюдать: определяет время, когда необходимо его кормить, когда нужно заниматься, играть или отдыхать, и страдает, когда этот порядок нарушается. Например, ты заигрался с друзьями во дворе и совсем забыл, что пора обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывать в желудке, урчать в кишечнике. твой организм даёт сигнал, что пора обедать. Он привык получать пищу" определённое время, уже готов к пищеварению и сообщает тебе об этом чувством голода. Ты понимаешь, что проголодался, и идёшь домой о дать. А вечером, рассматривая книжку, вдруг начинаешь зевать, глаза начинают слипаться. В чём дело? А это твой организм опять напомнил о своём внутреннем расписании и говорит: «Пора спать». Когда ты нарушаешь

внутренний распорядок организма, он на тебя сердится и наказывает. Ты' садишься за стол, а аппетита нет, ты ложишься спать, и не можешь уснуть. Но если ты долго не будешь есть или спать, то заболеешь.

Нужно соблюдать правильный режим дня: спать, есть, гулять, играть!. заниматься в определенное время. Тогда организм будет хорошо работать, будет сильным, здоровым и бодрым»

Дидактическая игра «Часы».

у нас в детском саду есть режим дня? Зачем он нам нужен? Определим по часам, когда вы завтракаете, гуляете, ходите на занятия? (показать это на часах).

Какой режим дня у вас дома. Как вы узнаёте о том, что вы голодны, хотите спать, устали?

Как начинается день дома? В детском саду? (С зарядки) Чтоб ты не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке, Делай каждый день зарядку!

Что важнее для здоровья - посмотреть телевизор или по гулять на свежем воздухе?

Сколько времени можно проводить у телевизора или компьютера? Почему детям вредно смотреть на экран, пренебрегая прогулкой, игрой, отдыхом? (рассуждения детей)

Позабудь про телевизор,

Марш на улицу гулять -

Ведь полезней для здоровья

Свежим воздухом дышать.

Когда мы приходим с прогулки, что следует сделать? (Вымыть руки) Вместе с детьми вспомнить знания, которые они получили на занятии, посвящённом микробам и вирусам, вызывающим инфекционные заболевания.

Отгадывание загадок о предметах, которые помогают бороться с

микробами:

«Гладко, душисто - моет чисто?» (Мыло)

«Висит, болтается, каждый день за него хватаются?» (Полотенце). «Дождик теплый и густой - это дождик не простой» (Душ).

«Он без туч, без облаков целый день идти готов» (Душ).

Предложить детям придумать и загадать свою загадку. Игра «Где живут витамины?»

«После прогулки организм просит, чтобы его п6кормили. Существует много вкусных и полезных продуктов. Полезными их делают витамины.

Расскажите, как витамины влияют на организм человека. Какие названия витаминов вы уже знаете? В каких продуктах есть витамины «А», «В», «С», «Д»? Для нормальной работы каких наших органов они особенно важны?

Дети берут карточки с изображением букв «А», «В», «С», «Д», обозначающих витамины. На столе лежат карточки с изображением продуктов, в которых содержатся эти витамины, Каждому «витамину» дети приносят соответствующие ему продукты.

Танец силача (под ритмическую музыку)

Хоть не станешь ты спортсменом,

Это, право, не беда -

Здоровый дух в здоровом теле

Пусть присутствует всегда!

Занятие 4

Программное содержание: углублять знания детей о пользе физических упражнений; обучать их методам оздоровительного самомассажа, выполнению физических упражнений по карточкам-схемам; добиваться выразительности в передаче образа; воспитывать желание самостоятельно заниматься физкультурой и спортом. Формировать ловкость и быстроту движений.

 

Реквизиты: карточки - схемы образных физических упражнений, оздоровительного точечного самомассажа.

Ход занятия

«Что нужно делать, чтобы стать сильным, быстрым и здоровым? (заниматься физическими упражнениями, закаляться, заниматься спортом). Мы можем помочь себе стать сильным и здоровым, На нашем теле есть волшебные точки, нажимая на которые мы помогаем самому себе не болеть, быть активным. Поможем себе сами». Осуществляем оздоровительный точечный массаж, ориентируясь на картинки (см. рис. 3).

«Молодцы! Помогли себе стать активными и здоровыми, а теперь потренируем свои мышцы, поможем себе стать ловкими и быстрыми».

  • Построение в колонну, поворот «разделением» - 2-3 раза.
  • Ходьба с высоким подниманием колен, на носках, на пятках.
  • Прыжки по намеченным следам - 1.5-2 мин.
  • Перестроение «тройками».

• Упражнения для плечевого пояса. Ил. - узкая стойка:

1 - поднять руки через стороны вверх, подняться на носки, удержать это положение 5-6 сек.;

 

2 - вернуться в и.п.

И.п. - широкая стойка, руки вдоль туловища: 1 - наклон вправо,

2 - вернуться в и.П.,

3 - то же в другую сторону

        «Кораблик», И.П. - лёжа на животе:

1 - руки назад, приподнять голову, плечи, грудь, удержаться 5-6 сек., 2 - согнуть ноги в коленях, взяться руками за стопы,

3 - вернуться в и.п.

«КРОКОДИЛ», И.П. - лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, кисти рук у плеч:

1 - приподнять голову, плечи, грудь, руки выпрямить, 2-3 - удержать это положение,

4 - вернуться в и.п.

«Птичка», И.п. - лёжа на спине: 1 - руки в стороны,

2-3 - приподнять голову, плечи, грудь, ноги, 4 - вернуться в и.п.

«Кошечка», И.п. - колено-кистевое: 1 - опустить голову вниз,

2 - округлить спину,

3 - поднять голову, прогнуться В пояснице, 4 - вернуться в и.п.

«Берёзка наклоняется». И.П. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. На счёт 1 - приподнять прямые ноги и таз; 2-3 - завести ноги за голову, не касаясь пола, вернуться в и.п.

«Любопытный». Ил. - лёжа на животе, руки вытянуты за спиной: 1 - приподнять голову, плечи, повернуть голову вправо-влево,

2 - вернуться в и.п.

Ходьба по скамейке (длина 4 м., высота - 40 см., ширина - 1 О см.), прыжок в глубину.

Русская народная игра «Пятнашки) - 3-4 раза.

Релаксация под музыку (лежа на спине, глаза закрыты).

«Я спокойно отдыхаю. Расслаблены мышцы всего тела. Лежу спокойно и непринужденно. Чувствую полный покой. Расслаблены мышцы правой руки, левой руки, мышцы ног. Чувствую приятное тепло в руках, ногах, во всем теле. Подо мной пушистое мягкое облако. Оно укутывает мое тело, мне приятно и хорошо. Сердце бьётся спокойно и ровно. Я отдохнул, чувствую бодрость и свежесть во всем теле. Я полон сил. Хочется встать и что-то делать. Открываю глаза. Встаю».

Предложить детям встать, глубоко вздохнуть, хорошо потянуться и красиво пройти по залу.

Тема 3. «Скелет и мышцы»

Занятие 5

Программное содержание: сформировать у детей элементарные представления о скелете человека - подвижной конструкции, состоящей из костей; о мышцах, с помощью которых движутся кости скелета; продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: А.

Барто «Я расту», С. Маршак «Великан», Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»; составление загадок о здоровье; коррекционная гимнастика; дидактическая игра «Умею, не умею», «Опасно - не опасно»; составление вместе с детьми «Правил безопасного поведения на улице и дома».

Реквизиты: рисунки «Мышцы и сустав руки», «Осанка человека».

Ход занятия

Игра «Волшебный клубочек». Педагог предлагает детям сесть на ковёр. По кругу передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец, при этом говорит ласковое слово или пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, затем передаёт клубок следующему ребёнку. Игра заканчивается, когда клубок дойдет до педагога. «Мы все связаны одной нитью между собой. Мы дружны и любим друг друга. Нам вместе хорошо»

Затем детям предлагается сесть на стульчики.

Беседа «Скелет и мышцы». «Сегодня мы с вами поговорим о том, как движутся части тела. Пощупайте у себя голову, туловище, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей? Сделайте наклон вправо, влево, вперёд, назад. Свободно ли двигается ваше тело? (выслушиваются суждения детей). Да, под кожей и мышцами человека находятся твердые кости. Они скреплены друг с другом так, что мы можем производить разные движения. Кости составляют скелет. (Детям предлагается рассмотреть таблицу «Скелет человека»). Скелет - опора нашего тела, подвижная конструкция внутри нас. Он состоит из разных костей. Место соединения костей называется сустав. Найдём его на рисунке и у себя на теле (локтевой, коленный суставы).

Прощупайте свою ногу, руку. Что вы чувствуете? Да, кости твёрдые.

Сравните кости руки и ноги, какие из них длиннее, толще?

Найдите посередине спины позвоночник. Спереди к позвоночнику прикреплены рёбра, которые составляют грудную клетку. Прощупайте рёбра в своем теле. Зачем они нам нужны? (Чтобы защитить органы, которые находятся внутри).

Встаньте перед зеркалом и сделайте любые движения. Какие части тела двигаются, а какие сгибаются и разгибаются? Где находятся суставы на руке, на ноге? Сосчитайте их».

Рисование. Предложить детям обрисовать кисть своей руки на альбомном листе. Обозначить на рисунке руки черточками любого цвета те места, где рука и пальцы сгибаются и разгибаются.

Продолжение беседы. «Кости и мышцы играют очень важную роль, определяют форму тела человека. Все движения, которые мы совершаем: бегаем, прыгаем, ходим и даже движения грудной' клетки при дыхании возможны благодаря работе мышц.

Представьте себе множество «резиночек), которые способны укорачиваться и удлиняться, подталкивая наше тело и заставляя его двигаться. Мышцы прикреплены к костям такими «резиночками». Места, где соединяются кости друг с другом, называются суставами. Самые крепкие - кости ног. Посередине спины находится позвоночник, наверху он поддерживает голову, а внизу соединяется с бедрами. На позвоночнике укреплена грудная клетка, которая защищает сердце и лёгкие».

 

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

 Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Продолжение беседы. «Наш скелет похож на ... дерево. Позвоночник - это ствол дерева. Голова - это крона дерева. Руки отходят от позвоночника, как ветки дерева от ствола. Ноги - как корни дерева. Когда позвоночник прямой, наше «дерево жизню) стройное, сильное, крепкое и долго живёт. Если мы начинаем сутулиться, не следим за походкой, то «ствол» нашего «дерева» сгибается, искривляется».

Предложить детям встать в круг и изобразить «красивое дерево» - хорошую осанку, и «плохую» осанку: живот вперед, спина сгорблена, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят, как плети (<<Дерево согнулось» ). Затем попросить всех выпрямиться и продемонстрировать красивую осанку, запомнить это положение и стараться всегда следить за тем, чтобы спина была прямая и гордо держать голову.

Чтение рассказа А. Дорохова «Молодой старичок»

Беседа по вопросам.

  1. Почему мальчик стал молодым старичком?

2. Какое значение имеют тренировки, физкультура, труд для развития мышц и костей?

Объясните содержание пословиц: «Кто труда не боится, того хворь сторонится», «Физкультура и труд здоровье несут».

Этюд «Сломанная кукла».

«Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались верёвочки, крепящие голову и шею, тело и руки, ноги; «потрясти всеми разломанными частями» одновременно (вибрационная гимнастика). А сейчас соберите куклу, укрепите веревочки: медленно, осторожно «соедините» голову и шею, выпрямите их. Теперь расправьте плечи и «закрепите» руки, подышите ровно и глубоко, выпрямите ноги, крепко «привяжите» их к телу. Всё! Куклу починили! Теперь она снова красивая, с ней все дети хотят играть!» (Танец здоровой куклы)

Запомни правила:

1. Тренируй свои руки и ноги, тогда они станут более сильными и ловкими - 2-3 упражнения для рук.

2. Если любишь быстро кататься на санках или велосипеда - учись правильно падать. Ни в коем случае не падай ни вперёд, ни назад - только на бок, подгибая ноги - упражнение в разных способах безопасного падения на ковёр.

Игра «Подиум)) - «Прошли по залу, как манекенщицы (поочерёдный проход по залу под музыку). Посмотрите друг на друга и полюбуйтесь красоте движения. Полюбуйтесь на себя в зеркале, как вы умеете красиво держать осанку».

Занятие 6

Программное содержание: закрепить знания детей о скелете и мышцах; развивать и укреплять костно-мышечную систему детей коррекционными упражнениями, направленными на формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета. Совершенствовать координацию, ориентировку в пространстве, умения сохранять равновесие в различных статичных положениях. Закрепить умения осознано и качественно выполнять физические упражнения.

Реквизиты: 2 обруча, кегли (6 штук), косынка.

Ход занятия

Загадка.

В организме, что у нас, Как для здания каркас? Что внутри нам помогает, Став опорою для нас?

  • Из чего состоит наш скелет? (из разных костей)
  • Как называется место соединения костей? (сустав) Покажите их на себе. • Что помогает приводить в движение кости нашего тела? (мышцы)

Сегодня на занятии мы будем выполнять упражнения для укрепления нашего скелета и мышц.

Упражнения с мешочком.

  1. Построение в шеренгу. Повороты прыжком - 3 раза

2. Ходьба с мешочком на голове: на носках, на пятках, на внешней стороне стоп - по 8 шагов. Прислушаемся к себе. Какие мышцы сейчас напряглись? 3. Бег врассыпную по залу (мешочек в руках) в сочетании с обычной ходьбой.

4. Упражнение на дыхание: вдох- руки вверх, переложить мешочек, опустить руки - выдох - 3 раза. Сейчас какие мышцы у нас тренируются?

5. Ходьба с выпадами, руки на поясе, стараться удержать мешочек на голове - 8-1 О шагов. Что происходит с нашим позвоночником?

  1. Бег с выбрасыванием прямых ног вперёд - 30-40 сек.

7. Обычная ходьба с мешочком на голове - 10-12 шагов. Обратите внимание на позвоночник. Какой он сейчас? Какие мышцы мы сейчас тренируем и укрепляем?

8. Перестроение в 3 колонны «тройками»

Общеукрепляющие упражнения

  • «Потягивание». И.П. - основная стойка, руки сомкнуты за спиной в за-

мок:

1 - потянуться на носках, удержать положение 2-3 сек., отводя руки назад. Какие мышцы мы сейчас потянули и они наполнились силой и гибкостью? 2 - вернуться в и. п. - 5-6 раз

  • Круговые движения руками. Ид - узкая стойка, руки согнуты к плечам

(кисти не отрывать от плеч):

1 - круговые движения вперёд на счёт четыре,

2 - круговые движения назад (по 4 раза в каждую сторону). Какие мышцы мы сейчас тренируем?

7. Упражнение на дыхание: и.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны - вдох; с выдохом наклон вперёд, округлив спину, руки махом через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам - 3 раза.

• «Радуга». И.П. - руки на поясе:

1 - наклоны вправо, рука вверх,

2 - вернуться в и. П.,

З - то же в другую сторону,

4 - вернуться в И.П. - 6 раз в каждую сторону.

• Отведение ног. И.П. - стоя на четвереньках, на коленях и кистях: 1 - отвести прямую правую ногу назад, вверх,

2 - вернуться в и. П.,

3 - то же другой ногой,

4 - вернуться в И.П. - 6 раз каждой ногой. Какие мышцы мы сейчас тренировали? Наши ноги станут крепкими и сильными и помогут нам далеко бегать, легко двигаться.

• «Потягушки». И.П. - сед на пятках, руки на бёдрах:

1 - потянуться вперёд, скользить руками по полу, максимально растягивая позвоночник,

2 - вернуться в и. п. - 6 раз.

• «Птичка». И.П. - лёжа на животе, руки вдоль туловища: 1 - поднять вверх голову, ноги, руки отвести назад,

2 - вернуться в и. П. - 8 раз, пауза после четвёртого повтора. • «Стрела». И.П. - лёжа на спине, руки за головой:

1 - поднять прямые ноги вверх, вытянуть носки,

2 - вернуться в и. п. - 4 раза.

• «Цапля». И.п. - руки на поясе:

1 - поднять правую, согнутую в колене ногу, носок оттянуть вниз, 2 - вернуться в и. п.

3 - то же другой ногой,

4 - вернуться в и. п. - 6-8 раз.

Основные движения - поточно 2 - 3 раза. «Ласточка» - упражнение для развития равновесия.

«Пройди и не сбей» - пройти с мешочком на голове между кеглями (6 штук, расстояние между ними 60 см.) «змейкой» и не сбить их. «Обезьянки» - лазанье по гимнастической стенке, разноимённым способом, приставным и переменным шагом.

Подвижная игра « Пятнашки» - бег с увертыванием - 3-4 раза. Игра на снятия напряжения «Астры»

а) Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Мы астры, астры, астры

На клумбе вырастаем - повторить 2 раза и присесть

б) Дети медленно привстают с корточек, затем поднимают руки Нас любят не напрасно,

Когда мы расцветаем.

в) Кружение под мелодию вальса Мы - красивые цветы,

Мы - весёлые цветы!

Тема 4. «Зачем нам нужна кожа

Занятие 7

Программное содержание: познакомить детей со строением, функциями, значимостью кожи человека, правилами ухода за ней; развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур; воспитывать опрятность, желание быть красивым, нравиться себе и другим.

Предварительная работа: чтение - А. Барто «Девочка чумазая»); отгадывание загадок; дидактическая игра «Что ты чувствуешь?»).

Реквизиты: лупа, произведение К. И Чуковского «Мойдодыр» с иллюстрациями.

Ход занятия

Игра «Солнечный зайчик

Дети стоят в кругу. Педагог обращается к детям: «Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул к нам в комнату и прыгнул вам на лицо. Закройте глаза и почувствуйте его. Зайчик побежал по лицу, Нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть его. Сейчас солнечный зайчик

на голове, прыгнул на руки, на грудь, живот, ноги. Он забрался за шиворот - погладьте его там. Солнечный зайчик - не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним». Какие ощущения вы испытываете? (радость, нежность, тепло). К кому вы испытывали эти ощущения? (к себе) Какие чувства возникали у вас по отношению к себе? (радости, любви, нежности) К каким частям тела прикасался солнечный зайчик? Какой частью тела мы его ощущали? (кожей)

Беседа «Кожа человека»

Дети садятся на стульчики. Педагог предлагает назвать основные части тела человека и по казать их на таблице: голова, шея, туловище, руки и ноги. «Чем покрыто тело человека? Да, верно, кожей. Кожа - это естественная «одежда» человека. Какое значение для тела человека имеет кожа?») (суждения детей). Все вместе приходят к выводу, что кожа защищает тело от различных повреждений, предохраняет человека от холода и жары.

Детям предлагают взять лупу и рассмотреть кожу. Что вы видите? Да, на коже много волосков и мелких отверстий. Через отверстия на поверхность кожи выступают жир и пот. Жир смягчает кожу, а пот, испаряясь, охлаждает наше тело. Вместе с потом выделяются ненужные вещества. Жир, пот, пыль, загрязняют кожу, поэтому нужно постоянно заботиться о ней, о её чистоте.

Кто видел, как умывается кошка? Зачем она вылизывает себя язычком? Чтобы найти ответ, задайте себе другой вопрос. Сможет ли кошка подкрасться к чуткой мышке, если сама будет сильно пахнуть? Ну что, догадались?

Рассматривание иллюстраций в книге «Уроки Айболита»

 как умываются и чистят свое тело разные животные.

  • Подумайте и скажите, зачем животные это делают?
  • Зачем моется человек?
  • Если человек долго не будет мытья, то в кого он превратится? (в Грязнулю)

• Что может случиться с Грязнулей?

«Грязнулей быть плохо - это ясно. Как не быть Грязнулей? Взрослые постоянно напоминают: «Вымой руки, причешись, прибери на столе». Зачем это необходимо делать? Лучше это делать без напоминания, самому научиться умываться, купаться, приводить в порядок свои вещи. Наша кожа скажет нам спасибо за такую заботу о ней.

Мы уже знаем, что кожа очень важна для нашего организма. Но, чтобы сохранить ее целой и невредимой, нужно знать, что может её повредить (острыми предметами, горячей водой, падением, царапаньем и др.). Если в ранку попадёт грязь, то образуется гнойничок. Что нужно делать, если на коже появилась ссадина или образовался гнойничок? Что делать нельзя?

               Надо

Мыться теплой водой     ылом. Купаться, загорать.

Смазывать специальными мазями. Обратиться к врачу

                                                                                         Не надо

                                         Носить грязное белье.

                                          Надевать чужую одежду и обувь

                                         Облизывать кожу

                                         Прокалывать и выдавливать

                                         гнойнички на коже

 Давайте придумаем «Правила Чистюли»:

За чистотой кожи необходимо следить постоянно:

  • не реже одного раза в неделю все тело нужно мыть водой с мылом;

• руки надо мыть несколько раз в день, особенно придя с улицы, перед едой, после туалета;

• ноги перед сном тоже необходимо мыть теплой водой с мылом;

Физкультминутка.

Упражнения на дыхание:

• Поднятие плеч. Ил. - основная стойка: 1 - поднять плечи - вдох,

2 - опустить плечи - выдох - 3-4 раза.

• «Гуси шипят». И.п. - узкая стойка, руки на поясе:

1 - наклон вперёд с разведением рук в стороны - назад - выдох, про износят звук «ш-ш-ш»;

2 - в И.п. - вдох.

• Приседание. И.п. - руки в стороны;

1 - присесть, сделать хлопок перед грудью, сказать «Хлоп», 2 - в и.п. - 4 раза.

Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр» (с показом иллюстраций). Беседа по содержанию текста.

  • О ком рассказывается в сказке?
  • Что случилось с мальчиком и почему?
  • Как о мальчике говорил Мойдодыр?
  • Как повлиял на мальчика Мойдодыр?
  • Сначала он был         , а потом стал                 
  • ; все от него .... , а когда он умьться ... ;

        грязнулю никто         , а чистым все         .

Если ты не моешь руки,

Дважды в день не чистишь зубы, Забываешь причесаться, Неопрятным ходишь ты.

Знай, не новые кроссовки,

И не новые футболки,

И не джинсы, и не платья Не дадут тебе здоровья, Не прибавят красоты.

Танец Чистюли - свободные движения под ритмическую мелодию

Занятие 8

Программное содержание: закрепить знания о значимости кожи для организма человека, её защитных свойствах; развивать умения выполнять самомассаж рук, стоп ног (по схеме); закрепить правила гигиены и ухода за своей кожей; воспитывать любовь к своему организму

Совершенствовать умения сильнее отталкиваться в прыжках из обруча в обруч с приземлением с носка на всю стопу; упражнять в подлезание под дугу «боком» (правым и левым), «прямо», группируя тело, не касаясь пола руками.

Реквизиты: ребристая дорожка, массажные мячи по количеству детей, обручи, дуга, схема выполнения самомассажа стоп, платок.

Ход занятия

Построение в круг, взявшись за руки - «Передадим тепло наших рук друг другу (закрыть глаза, почувствовать тепло рук). Как вы почувствовали тепло другого человека? (руками) Какие они? (тёплые, мягкие) Когда мы держали друг друга за руки, мы что ощущали? (кожу). Какая она на ощупь? (гладкая, тёплая, приятная).

  • Поворот и ходьба в колоне широким шагом.
  • Ходьба по ребристой доске на носках, руки вверх; на пятках, руки на поясе; на внешней стороне стоп, руки за спиной - по 8-12 шагов.
  • Бег с выносом прямых ног, бег на носках - 30-40 сек. 2 раза в сочетании с ходьбой широким шагом
  • Дыхательное упражнение в ходьбе: на вдохе - руки вверх, на выдохе опустить вниз - 2-3 раза.
  • Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе - 8-10 шагов.
  • По ходу дети берут массажные мячи; перестроение в две колонны, поворот «кругом»;

«Сегодня мы будем выполнять упражнения с массажными мячами. Какие ощущения появляются у вас при соприкосновении мяча с разными частями тела? Покатали мяч по руке от кисти до локтя, до плеча и обратно. Какие ощущения? От бедра до колена и обратно. Какие ощущения?»

Общеразвивающие упражнения с элементами самомассажа.

  • «Покатай мячик». Ил. - основная стойка. Покатать массажный мяч по

ладоням, в разных направлениях - 3-5 сек.

• «Переложи мяч». И.П. - основная стойка, мяч в руке:

1 - руки поднять через стороны вверх (вдох), переложить мяч с одной руки в другую,

2 - вернутся в и.п. (выдох) - 6-8 раз.

  • «Покатай мяч по шее». И.П - сед на пятках, руки с мячом за головой, покатать мяч по шее - 3-5 сек. Что почувствовали?
  • Повороты туловища. И.п. - узкая стойка, руки за головой, мяч в ладонях:

] - поворот туловища влево - вдох, 2 - в И.п. - выдох,

3 - то же в другую сторону - вдох, 4 - в и.п. (выдох) - 6-8 раз.

  • Круговые движения массажным мячом по животу. И.п. - ноги на ширине плеч. Движения мячом по животу 3 - 5 сек. по часовой стрелке и против неё. Что вы почувствовали? Какие ощущения?

• Наклоны туловища. И.п. - основная стойка, мяч в руке внизу: 1 - наклон туловища вниз, положить мяч на пол,

2 - вернуться в и. п. - 6-8 раз.

• «Птица». И.п. - лёжа на животе, руки с мячом вытянуты вперёд: 1 - поднять руки вверх, прогнуться, задержаться на счёт «5»,

2 - вернуться в и. п. - 6 раз.

• «Потянись». Ил. - лёжа на спине, руки в стороны, мяч в одной руке: ] - сесть, переложить мяч в другую руку,

2 - вернуться в и. п. - 6 раз.

• Приседания. И.п. - руки в стороны на уровне плеч, мяч в правой руке: 1 - присесть, переложить мяч в другую руку - вдох,

2 - вернуться в и. п. - выдох - 6-8 раз.

Самомассаж стоп по схеме.

        Сначала         подошва

разминается с помощью поглаживания всей ладонью, затем нажимом больших пальцев. Необходимо сделать 7-8 повторных движений на каждую стопу. Какие ощущения возникали у вас, когда вы массировали стопу? Зачем нужен такой массаж? Перестроение в одну ко-

колонну на ходу.          

Основные движения:

  1. Прыжки из обруча в обруч (6 штук) - поточно, 2-3 раза
  2. Подлезание под дуги правым, левым боком, «прямо» - поточно, 2-3 раза
  3. Ходьба по канату, наступая на него пальцами, затем пятками.

Рисунок 7.

                                             Схема самомассажа стоп

                  Подвижная игра: «Угадай, кто это?» Выбирается ведущий, ему завязывают глаза. Дети бегут по кругу, по сигналу останавливаются. Ведущий угадывает, кого поймал, - 3 раза. Как ты понял, что это ... (называется имя ребёнка, которого поймал ведущий)?

Упражнение на восстановление дыхания - ходьба широким шагом, обычным шагом с подниманием рук в стороны, через стороны вверх, вперед-вниз - 1.5-2 мин.

Релаксация «Шалтай-болтай».

Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне. (Дети ложатся и отдыхают 3-4 сек.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования являетс...