Проектная деятельность на тему: "Безопасное поведение в быту".
проект на тему

Летуновская Елена Викторовна

В данном проекте представлены этапы процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту. Актуальность данного проекта в том, что у детей этого возраста отсутствует психологическая реакция на опасную ситуацию, что ставит их пред реальной опасностью. Поэтому формирование у детей старшего дошкольного возрастаоснов безопасности собственной жизнедеятельности-актуальная задача современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО Поволжский государственный университет сервиса

Центр дополнительного профессионального образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

по блоку:

«Модернизация региональной системы образования»

«Развитие профессиональных компетенций работников образования»

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

«Проектирование процесса формирования

у детей старшего дошкольного возраста

представлений об основах безопасного поведения в быту»

Выполнили:

Донова Наталья Юрьевна; воспитатель МБУ № 2 «Золотая искорка»;

Борматова Ольга Михайловна; воспитатель; МБУ, № 2 «Золотая искорка»;

Летуновская Елена Викторовна; воспитатель МБУ № 172 «Русалочка».

                                                                                                                  Проверил:

ст. преподаватель

кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ

Анфисова С.Е.

Тольятти-2012

СОДЕРЖАНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА…………………………………………………... 3

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ……………………………………………………......4

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………5

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ…………………………………………..6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ………………………………………...9

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..10

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен сознательно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты они всегда могли адекватно действовать.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  (раздел «Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования» пункт 3.3.3.) обозначено содержание образовательной области « Безопасность», которое в рамках регионального компонента реализуется во второй половине дня, и должно быть направлено на достижение целей формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления об основах безопасного поведения в быту.

Задачи проектируемого процесса:

Задачи проектируемого процесса на детей:

  1. Вызвать у детей интерес к изучению основ безопасного поведения в бытовых жизненных ситуациях.
  2. Сформировать у детей знания и представления об основах безопасного поведения в бытовых жизненных ситуациях.
  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления в самостоятельной повседневной жизнедеятельности.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту.
  2. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования у детей представлений об основах безопасного поведения в быту через: консультации-практикумы, родительские собрания, оформление информационных стендов, папок-передвижек.
  3. Способствовать активному участию родителей в беседах с детьми о безопасности в быту, ситуациях предупреждения травматизма, принятии мер предосторожности, тематических конкурсах, соревнованиях на темы безопасности в быту.

Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:

  1. Разработать подходы к созданию в ОУ образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении в быту.
  2. Пополнить предметно-развивающую среду группы наглядными пособиями (модели, плакаты, макеты), дидактическими играми, альбомами на заданную тему, детскими рисунками, настольно-печатными играми, разными видами театра, диафильмами, сборниками стихов, загадок, пословиц, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, которые позволяют сформировать у детей представления об основах безопасного поведения в быту.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ - ДЕЙСТВИЯ

Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту.

Критерии:

  1. Когнитивный критерий 

Показатели:

  • Наличие представлений  у детей старшего дошкольного возраста об опасных предметах и опасных ситуациях в быту.
  • Наличие представлений у детей о том, как быстро и правильно действовать в различных опасных жизненных ситуациях.

2.Эмоционально-мотивационый критерий –

Показатели:

  • Наличие у детей интереса  к изучению материала по безопасному поведению в бытовых условиях.
  • Наличие эмоционально-позитивного отношения к предметам окружающего быта.
  • Наличие желания охранять  свое здоровье.
  1. Деятельностный критерий –

Показатели:

  • Наличие у дошкольников умения применять свои знания по безопасному поведению в жизненных ситуациях.
  • Наличие  у детей умения действовать с предметами быта в окружающей среде.
  • Наличие у детей умения предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.

Методы исследования (диагностики):

  • Беседы с детьми
  • Разбор проблемных ситуаций
  • Анкетирование родителей.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы

Цель, задачи

Способы и формы работы

Деятельность

Результат

Педагога

Детей

Продукт

Эффект

I этап

Когнитивный

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об основах безопасного поведения в быту

Задачи:

1.сформировать представления у детей об опасных бытовых предметах.

2.сформировать представления об опасных ситуациях.

3.сформировать представления о безопасном обращении с бытовыми приборами.

-Беседа «Почему песпорядок может быть опасен?»

-Чтение художественной литературы «Правила безопасности» Ю.Соколова

 -Д/и «Инструменты домашнего мастера»

-Загадки про опасные предметы

-Тематические недели «Правила поведения для воспитанных детей»

-Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники».

-Проводит беседу

-Организует д/и

-Организует деятельность по формированию знаний о бытовых предметах (приборах)

-Проводит тематическую неделю

-Поощряет детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий

-Подбирает литературу.

Рассматривают представленные материалы

-Участвуют в тематических мероприятиях

-Участвуют в обсуждении произведений художественной литературы

-Участвуют в д/и

-Разгадывают загадки

-Участвуют в викторине.

Конспекты проводимых мероприятий:

-Тематические недели

-Картотека  д/и,

- план беседы.

-Представления об опасных предметах быта

-Представления об опасных ситуациях

-Представления о безопасном обращении с бытовыми приборами.

II этап

Эмоционально-мотивационный этап

Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к опасным предметам окружающего мира.

Задачи:

1. Вызвать у детей желание изучать правила безопасного поведения в быту

2. Вызвать у дошкольников  интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях

3. Вызвать у детей желание охранять свое здоровье.

- Организация экскурсий на пищеблок и в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка»

- Показ видеофильмов по безопасному поведению «Как избежать неприятностей»

- Беседа «Если дома ты остался один»

- Создание проблемных ситуаций.

- Организует экскурсию на пищеблок и в прачечную

- Знакомит с опасными электроприборами

- Создает ситуации, мотивирующие личную заинтересованность детей в изучении безопасного поведения в быту

- Подбирает видеоматериалы о правилах пользования бытовыми приборами

- Проводит беседу.

- Посещают пищеблок, прачечную

- Слушают, обсуждают и запоминают новые для них знания о электроприборах

-Решают ситуации, связанные с безопасным поведением в быту

Просматривают видефильмы о правилах безопасного поведения

-Участвуют в беседах и обсуждениях.

- Конспекты экскурсий

- Конспект беседы

-Эмоционально-положительное отношение детей к предметам окружающего мира

-Желание изучать правила безопасного поведения в быту

-Интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях

-Желание  охранять свое здоровье.

III этап

Деятельностный этап

Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о безопасном поведении в быту в деятельности

Задачи:

1. Формировать у детей умение применять свои знания об основах безопасного поведения в жизни

2. Побуждать детей действовать с предметами быта в окружающей среде

3. Побуждать детей обогащать свой жизненный опыт по безопасному поведению в бытовых ситуациях.

-Рисование «Опасные предметы»

-Организация выставки рисунков

-Сюжетно-ролевые игры

-Д/и «Инструменты домашнего мастера»

-Создает условия для проведения изодеятельности

-Организует выставку рисунков

-Создает условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических  игр

-Принимает участие в изобразительной деятельности (рисунки)

-Участвует в выставке

-Принимает участие в игровой деятельности

-Экспозиция совместных работ детей по изобразительной деятельности

-Конспекты игрового взаимодействия детей и взрослого в процессе сюжетно-ролевых игр с предметами быта.

-Умения применять знания в продуктивной деятельности с предметами быта

-Умение использовать правила безопасного поведения с бытовыми приборами в игровой деятельности.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ

  • Повысить квалификацию педагогов по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту через посещение курсов ИНПО; организацию семинаров-практикумов.
  • Участие в городских смотрах, конкурсах художественного и прикладного творчества «Безопасность глазами детей».

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

  • Выделить внебюджетные средства  в МБУ для реализации проекта.
  • Выделить внебюджетные средства на приобретение учебно-методической литературы, дидактических пособий, наглядных пособий.
  • Привлечь родителей  к приобретению канцелярских товаров.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

  • Приобрести учебно-методическую литературу.
  • Приобрести дидактические пособия.

ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ

  • Утверждение проекта педагогическим советом МБУ
  •  Нормативно-правовая база: ФГТ, СанПиН.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  • Разработка конспектов бесед, экскурсий, тематических недель, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева, И.Н. Безопасность / И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2005.
  2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая, В.Н. Зилюнина, Л.А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2001.
  3. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева [и др.]. – СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2011.
  4. Соколова Ю. Правила безопасности
  5. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту. Учебное пособие / Т. Г. Хромцова – М. : Педагогическое общество России, 2005.
  6. Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей / Т.А. Шорыгина. – М. : Книголюб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в средней группе №4. Тема: Быть здоровыми хотим!

Паспорт проекта. Название проекта: «Быть здоровыми хотим!». Вид проекта: долгосрочный групповой проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет. Продолжител...

Образовательная деятельность на тему: "Безопасность в быту"

Образовательная деятельность в которой проводятся ряд игр по ознаомлению с безопасностью в быту. Дети по схеме запоминают стихотворение "Каждой вещи свое место", рассказыват по картинкам, иг...

Образовательная деятельность по теме: «Безопасность дома»

                   Образовательная деятельность...

Конспект совместной деятельности по теме: «Безопасная дорога»

Повторить правила поведения на улице. Способствовать развитию речи ребенка  через ответы на вопросы, закрепить знания о некоторых дорожных знаках;  Развивать речь – доказательство, раз...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ По формированию толерантного поведения детей старшего дошкольного возраста на тему:«Мы разные, но мы вместе»

Данный педагогический проект способствует формированию толерантного отношения детей к людям разных национальностей....

Планирование кружковой деятельности по теме"Безопасность". "Школа пешеходов"

Планированиекружковой деятельности по теме "Безопасность". "Школа пешеходов"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по формированию толерантного поведения детей «Мы разные, но мы вместе»

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру....