Опыт работы по теме "Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников"
методическая разработка на тему

Никифорова Валентина Павловна

 

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «СОЛНЫШКО»

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель

Никифорова Валентина Павловна

Вурнары 2012

Опыт работы по теме «Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в нормативно-правовых документах, я поставила перед собой цель: воспитать в своей группе физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей посредством внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Определила следующие задачи:

  • Повышение своего профессионального уровня через изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и внедрению эффективных методик и технологий.
  • Создание в группе условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.
  • Формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.
  • Координация деятельности детского сада и семьи в решении проблемы воспитания здоровой личности.
  • Пропаганда в коллективе сотрудников нетрадиционных методов оздоровления детей.

Свою работу осуществляю по следующим направлениям:

Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами (воспитатели, родители, врач поликлиники, медсестра ДОУ)

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов. После медицинского обследования состояния здоровья и физического развития детей, определяю меры по улучшению данной работы.

Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществляю в соответствии с ФГТ в совместной деятельности с педагогом (обучающие игры, занятия - развлечения, дидактические игры), в режимных моментах (дидактические игры, чтение художественных произведений, иллюстрированный материал,), в совместной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры), в совместной деятельности с семьей (родительские собрания, беседы, консультации, совместные мероприятия).

В соответствии с ФГТ для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется в рабочей учебной программе с областями «Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ), «Социализация» (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ), «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т.ч. здоровья), «Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека), «Чтение художественной литературы» (использую чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

Рациональная организация двигательной активности детей

В начале каждого учебного года соответственно возрасту детей администрацией разрабатывается и утверждается оптимальный двигательный режим, в который включаются различные виды и формы двигательной активности детей в режиме дня. Это – физкультурная и музыкальная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки во время НОД, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, спортивные праздники. Для физического развития детей в группе и на прогулочной площадке созданы условия: оборудованы физкультурные уголки, в развивающей среде в группе и на игровой площадке есть места для проведения подвижных игр, есть пособия для проведения гимнастики после сна.

Система эффективного закаливания детей с использованием практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей

Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале каждого года соответственно возрасту детей при взаимодействии администрации, медицинского работника и педагогов составляется и утверждается план закаливающих мероприятий. В него входят традиционные и нетрадиционные методики и технологии. К традиционным относятся: четкая организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда для детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта), воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна по массажным дорожкам. Эти методики имеют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность: повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему организма, дают знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка.

К нетрадиционным методикам оздоровления относятся:

  • Профилактика плоскостопия: использую ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп.
  • Профилактика сколиоза: использую упражнение «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота.
  • Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использую пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов.
  • Использую в работе с детьми различные виды массажа и самомассажа. Массаж рук (стимулирует прилив крови к  рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга), массаж ушных раковин (основан на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний), массаж подошв ног (эффективный метод закаливания). Точечный массаж  я использую для профилактики простудных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов.
  • Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо- и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использую в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

Обеспечение психологического благополучия. Для обеспечения благоприятного психологического климата в группе использую минуты релаксации, музыкотерапию. Чтобы дать ребенку почувствовать себя социально значимым с первой минуты пребывания в группе я оформила уголок «Я пришел!». Для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка мною создан «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой. Это дает возможность продумать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его настроения. Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использования музыки.  Я использую записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием во время утреннего приема детей. В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. После дневного сна использую методику музыкально-рефлекторного пробуждения малышей. Чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, использую тихую, нежную, легкую музыку не менее 10 минут. Частичное музыкальное сопровождение использую  в процессе образовательной деятельности: для создания в начале  соответствующего ассоциативного фона; для организации детей, повышения их внимания; музыка может звучать в конце НОД как завершающий итоговый фрагмент; музыкальное сопровождение можно использовать во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей.

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

•  В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.

• В учебно-воспитательном процессе: гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, повышение психоэмоциональной устойчивости.

Образовательную деятельность с дошкольниками строю по шести блокам:

  1. Знай свое тело

В процессе образовательной деятельности по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

  1. Соблюдай правила гигиены

Особое внимание уделяю формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

  1. Скажи “НЕТ” вредным привычкам

В работе по данному блоку широко использую психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

  1. Занимайся физкультурой

Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

  1. Соблюдай режим дня

Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

  1. Следи за датчиком настроения

Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель – повышение психоэмоциональной устойчивости.

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.

Сотрудничество с родителями. В начале каждого учебного года провожу анкетирование родителей с целью учета их пожеланий и внесения возможных корректив в работу по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Составляем план работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей группы. В план работы включаем родительские собрания, консультации, практические семинары, открытые занятия по валеологии, совместные развлечения. На информационном стенде для родителей освещаю вопросы оздоровления без лекарств: предлагаю комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактики плоскостопия, органов зрения, для развития мелкой моторики – пальчиковые игры. Интересно прошел практический семинар для родителей «Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте», где родителям были предложены практические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики дома. Совместно с родителями изготовили коврики для закаливания и массажа стоп, приобрели и изготовили пособия для спортивного уголка.

Консультативно-информационная работа. С целью повышения компетентности педагогов ДОУ в вопросах формирования культуры ЗОЖ у дошкольников делюсь своим опытом работы и результатами работы посредством выступлений на педсоветах, семинарах, проведения консультаций, открытых показах, выступлением на общем родительском собрании. Оценку эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляю на основе общепринятых критериев:

  • снижение частоты случаев острой заболеваемости;
  • улучшение физического развития;
  • повышение устойчивости к утомляемости;
  • позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
  • улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.

Сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости в моей группе в течение ряда лет: за три года показатель заболеваемости снизился с 18,4% до 5,6%; индекс здоровья вырос с 4,7% до 8,4%; повысился уровень роста знаний, умений, навыков детей.

Это свидетельствует об улучшении здоровья, как каждого ребенка, так и всей группы в целом, и является характерным показателем эффективности оздоровительной работы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"

В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни"  прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды,  релаксирующие упражнениея....

« Дневник здоровья» - как форма работы по формированию культуры здорового образа жизни.

laquo;Дневник  здоровья» – это вид совместной работы родителей с детьми, не только по ведению здорового образа жизни, но и другого вида деятельности. В своих дневниках родители расск...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников: «Быть здоровыми хотим! »

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Опыт работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируют-ся уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является осно-вополагающим в становлении личности человека, то становится о...

Консультация для педагогов: «Структура работы по системе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников»

Консультация для педагогов:«Структура работы по системе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников»...