Формирование безопасного поведения дошкольников
материал (подготовительная группа) по теме

Абрамова Елена Алексеевна

Доклад по ЗОЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников

Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного и социального происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно научным данным, оно на 10 % обуславливается возможностями медицины и здравоохранения, на 20 % - состоянием окружающей среды, на 20 % - наследственностью и на 50% - образом жизни. Образ жизни – как раз та тема, об актуальности которой можно говорить много, и всё будет главное. Как сберечь здоровье? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как…? Именно к этой теме я и пришла, проработав несколько лет в нашем детском саду инструктором по физкультуре, а теперь воспитателем. И неожиданно для себя я столкнулась с недостаточной оснащённостью дидактическими материалами и методической литературой. А также с тем, что программа Авдеевой Н.Н., Стеркиной и Князевой Н.А. рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Единичные наработки и их разбросанность по разным источникам затрудняли обучение детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения и приобщение их к здоровому образу жизни. Ведь достижение этой цели возможно лишь при едином методическом материале, который собран с учётом психолого-педагогических особенностей детей. Понимая огромное значение основ безопасного поведения в жизни ребёнка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей дошкольного возраста. Я старалась подбирать его на основе  желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной  и подгрупповой форме обучения. Это такие формы работы как экскурсии, беседы, специальные занятия, чтение художественной литературы, ситуации, игры, соревнования, конкурсы и театрализованные представления. Считаю, что идеальным вариантом для детей дошкольного возраста являются игры, физдосуги и театрализованные представления. Эти коллективные формы учат детей принимать решения, взаимодействовать друг с другом, а значит включать их в содержательное общение, в котором на эмоциональном уровне происходит, на мой взгляд, более эффективное усвоение важных правил и аксиом. Они помогают повысить эмоциональный тонус детей, активизировать их внимание и развивать их творческие способности.

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. А с наступлением ХХI века во всём мире проблема стоит особенно остро. Сегодня реальность такова, что никто в современном мире не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Ежегодно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Грустная статистика говорит о том, что в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров в год, на которых погибают более 14 тысяч человек, причём 5% от общего числа – дети. Данные же медицинской статистики показывают, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50 до 75% (С.Я. Долецкий, С.М. Мартынов); из них 42% травмированных – дети первых 6 лет жизни. Понимая, что дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как развивать в детях-дошкольниках навыки безопасного поведения и приобщить их к принципам здорового образа жизни. Содержание материала по этой теме в общепринятых программах не позволило мне осуществлять личностно-ориентированный принцип взаимодействия с каждым ребёнком. Потребовалось пересмотреть ряд привычных профессиональных позиций. Вследствие чего у детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. А главное – утвердиться в своём отношении к окружающей действительности и следовать правилам поведения в определённых ситуациях. В представленном мной опыте собраны проверенные практикой дидактические игры, сценарии тематических физдосугов и театрализованных представлений, примерное планирование занятий и многое другое. Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств, жизнесберегающих качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. Другими словами – опыт нацелен на общее гармоничное духовное психическое и физическое развитие ребёнка. При работе по данной проблеме своей приоритетной задачей я поставила культуру личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья. Главной целью работы является формирование сознательного отношения ребёнка к личной безопасности и безопасности других людей,  умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, сохраняя жизнь себе и другим, способность оказать помощь себе и пострадавшим. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Поэтому основная моя задача – уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности. Идея моего опыта – собрать воедино весь имеющийся материал, наработанный мною и другими педагогами по этой необходимой для всех нас теме. Думаю, что это станет хорошим подспорьем в работе по воспитанию и обучению детей основам жизнеобеспечения и приобщению их к здоровому образу жизни. Работу по своему опыту я осуществляла на основе следующих направлений:

социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого использовала различные игровые методы и приёмы, физкультурно-театрализованные представления и стандартные формы работы;

интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Необходимо в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. С этой целью использовались различные методы и формы работы;

оздоровительного, направленного на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. В этом направлении использовались традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

При знакомстве детей с правилами безопасности я делала акцент на формирование у них определённой модели поведения:

- предвидеть опасность

- уметь принять меры во избежание опасности

- уметь обращаться за помощью к другим

- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут и безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и  о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-игровая ситуация как метод и средство формирования безопасного поведения дошкольника

Образовательная область "Безопасность". Проблемно-игровые ситуации и требования к ним....

формирование безопасного поведения дошкольников в природе

формирование безопасного поведения дошкольников в природе...

«Формирование безопасного поведения дошкольников».

План: 1.  Введение.2.  Основная часть.              2.1.        Средства о...

Круглый стол с участием педагогов: «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»

Круглый стол с участием педагогов «Формирование безопасного поведения дошкольников в семье»Цель: создание обстановки психологического комфорта; развитие знаний, нацеливание на практические действия в ...