Главные вкладки

    Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей»
    проект по теме

    Сайфуллина Розалия Шявкятовна

              Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере общественного и семейного дошкольного воспитания и образования. Эта ситуация касается как общества в целом, так и детей нашей группы.

    Известно, что главными образцами для ребенка являются его родители. Все они мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, но не всегда прилагают для этого соответствующие усилия. Снижение показателей здоровья, на наш взгляд, можно объяснить недостаточным уровнем культуры здоровья в самой семье.

             Причиной  недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность. В связи с этим  был разработан проект

    для  повышения педагогической компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                    Актуальность       

           Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребёнка. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека

    В государственную программу РФ «Развитие образования» на2013-2020 годы включены задачи такие как: укрепление здоровья, создание условий для роста численности населения, увеличение продолжительности жизни - эти задачи остаются по-прежнему высокоприоритетными. Основным направлением государственной политики в сфере здоровья является :создание условий и мотиваций для ведения здорового образа жизни.

    Необходимо разработать и реализовать комплексы мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и развитию массовой физической культуры, сформировать эффективную систему физкультурно-спортивного воспитания, обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

       Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

           На протяжении последних лет нас всех поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка.

            Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

             В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.        

            Основой создания проекта является охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Важная роль в укреплении здоровья детей занимает сотрудничество ДОУ и семьи, синхронизация их интересов в здоровье дошкольников. Целью реализации проекта является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей  дошкольного возраста.

                                                    Проблема      

              Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере общественного и семейного дошкольного воспитания и образования. Эта ситуация касается как общества в целом, так и детей нашей группы.

    Известно, что главными образцами для ребенка являются его родители. Все они мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, но не всегда прилагают для этого соответствующие усилия. Снижение показателей здоровья, на наш взгляд, можно объяснить недостаточным уровнем культуры здоровья в самой семье.

             Причиной  недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность. В связи с этим  был разработан проект

    для  повышения педагогической компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

                                                   

                                                    Цель:  

           

           Взаимодействие ДОУ и семьи  в здоровьесбережении детей  дошкольного возраста; заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.

                                                    Задачи.

    1.     Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность

           2.    Организовать непрерывный  процесс взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей.

           3.     Формировать  единое полноценное  развивающее пространство в семье и ДОУ.

           4.     Обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ .

           5.      Повышать уровень культуры здоровья воспитателей ДОУ и родителей .

                                         

                                             Планируемый результат

            Повышение уровня педагогических  знаний родителей , овладение ими средствами и формами активности направленными на здоровьесбережение детей.

                                             

                                                   Система работы                                                                                                                                                  

               Взаимодействие  родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни – сложная система. Её эффективность во многом зависит от организационно-педагогической культуры дошкольного учреждения, степени доверия к нему родителей, их удовлетворенностью пребыванием ребенка в нем.                                                                                                           

              Взаимодействие — это воздействие поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у детей привычек здорового образа жизни, приобщения их к физкультуре и спорту. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Взаимодействие в этом смысле тождественно взаимной поддержке друг друга в деятельности по достижению поставленной цели.

               Система взаимодействия ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему  и фундамент культуры будущего взрослого человека, в которую входит:

    ·   положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;

    ·   мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;

    ·   начальные навыки естественных движений общеразвивающего характера, правильной осанки, охране зрения, знания о своем организме, полезности продуктов, умение ориентироваться в пространстве, профилактика плоскостопия, культуры поведения, самостоятельность;

    ·   уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.

    В проекте использованы современные здоровьесберегающие технологии

            1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая.

            2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги ), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

            Проект, реализуемый на протяжении одного года, предусматривает несколько этапов

             1.Подготовительный этап «Давайте познакомимся».

    2.Практический этап «Учимся играя».

    3.Оценочный этап «Здоровая семья- здоровый малыш».

    Целью подготовительного этапа "Давайте познакомимся" является исследование профессиональных возможностей педагогов, знаний, умений, навыков воспитанников, педагогической просвещенности и культуры здорового образа жизни родителей. Работа на данном этапе строится по трем направлениям.

    Для того чтобы выяснить, в какой форме находятся сами педагоги, проводится анкетирование. Также определяется уровень их знаний о способах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, создаются условия для изучения педагогами новых здоровьесберегающих технологий, формирования у них готовности и желания участвовать в проекте.

    С целью получения данных об уровне знаний, умений, навыков и состояния здоровья воспитанников проводится соответствующий мониторинг, диагностика знаний о здоровьесбережении.

    Анкетирование родителей позволяет установить, какое место занимает физкультура в семье, определить потребность взрослых в приобретении навыков оздоровления. Основная задача педагогов в ходе взаимодействия с родителями на данном этапе - формирование положительного отношения к сотрудничеству.

    Целью практического этапа "Учимся играя" является привитие детям и родителям навыков укрепления и сохранения здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни, повышение уровня оздоровительной работы в детском саду и дома. На данном этапе проводятся Дни и Недели здоровья, планируется деятельность по организации интегрированных мероприятий. Все это способствует повышению мотивации и профессионализма педагогов в области оздоровительной деятельности.

    Для расширения знаний и умений воспитанников, поддержания интереса к занятиям по физической культуре, снижения заболеваемости среди дошкольников реализуется модель двигательного режима в течение дня, проводятся соревнования и спортивные праздники.

    Родителям предлагаются физкультурные занятия-практикумы, консультации о приемах и методах оздоровления(дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания) беседы, освещение передового опыта оздоровительной работы в информационных уголках для родителей, участие в совместных мероприятиях. Мамы и папы являются активными участниками спортивных праздников и развлечений. Данная работа позволяет обмениваться лучшим опытом семейного воспитания.

    Цель оценочного этапа "Здоровая семья - здоровый малыш" - анализ эффективности реализации проекта путем определения состояния здоровья воспитанников, сформированности мотивации к здоровому образу жизни детей и родителей.

    На данном этапе педагогический коллектив разрабатывает методы оценки уровня знаний в рамках проекта, организует обмен опытом между его участниками. Кроме того, проводятся сравнительные диагностики знаний, умений и навыков воспитанников, обсуждаются итоги мониторинга состояния здоровья.

                                                 План реализации проекта

       

       Дата

    Место

    проведения

                 Наименование мероприятия

    ответственный

    сентябрь

    Педагогическая гостиная «Давайте познакомимся»

    воспитатели

    Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»

    воспитатели

    Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрости»

    воспитатели

    Консультация для родителей. «Как помочь ребенку в период адаптации?»

    воспитатели

    Составление паспорта здоровья

    Мед. сотрудн

    Беседа с детьми на тему «Полезное – не полезное

    воспитатели

    октябрь

    Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

    воспитатели

    Анкетирование «Заботитесь о здоровье детей?»

    воспитатели

    Конференция «Гигиена детства»

    Листовка «Здоровый быт детей в семье»

    Мастер-класс «Подвижные игры в детском саду»

    воспитатели

    Проведение НОД «Витамины и полезные продукты»

    воспитатели

    ноябрь

    Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»

    воспитатели

    Папка-передвижка «Здоровье - прежде всего»

    воспитатели

    Круглый стол «Режим дня в жизни ребенка»

    Школа для родителей «Советы Айболита» Тема: «Формирование правильной осанки»

     Беседа с детьми «Мы  были в гостях у      

     врача»

    воспитатели

    Досуг для детей «Если ты заболел»

    Продуктивная деятельность. Лепка  «консервируем овощи и фрукты»

    воспитатели

    декабрь

    Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»

    Листовка «Профилактика детской близорукости»

    Устный журнал «Помогите ребенку укрепить здоровье»

    Газета «На пути к здоровью»

    Советы родителям «Веселая физкультура в квартире»

    Продуктивная деятельность. Аппликация  «Хозяйка однажды с базарв пришла.»

    воспитатели

    январь

    Консультация «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка»

    воспитатели

    Папка-передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ... Как   быть?»

    воспитатели

    Листовка «Как идти с ребенком на прием к врачу»

    воспитатели

    Праздник здоровья «Спортивная семья»

    воспитатели

    февраль

    Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

    Вечер для родителей «Играем вместе»:

    Театрализация сказки «Колобок»

    воспитатели

    Газета «На пути к здоровью»

    Советы Айболита «Профилактика плоскостопия»

    Консультация «Питание ребенка-дошкольника»

    март

    Конференция «Закаливание ребенка»

    мед сотрудник воспитатель

    Листовка «Релаксационная гимнастика после сна»

    День открытых дверей «Мы вместе»

    воспитатели

    Папка-передвижка «Больше внимания осанке»

    воспитатели

    Дидактические игры и упражнения «чудесный мешочек», «узнай и назови овощи»

    воспитатели

    апрель

    Неделя здоровья дома «Дружная семья»

    Анкетирование «Соблюдаете режим?»

    воспитатели

    Консультация «Спортивный уголок дома»

    Газета «На пути к здоровью»

    Консультация для родителей «Детские слезы»

    воспитатели

    Беседа с детьми «Чистота и здоровье»

    воспитатели

    Продуктивная деятельность. Аппликация «Мыло пенится в корыте, мы стираем посмотрите»

    воспитатели

    май

    Педагогическая гостиная «Дыхание – основа здоровья»

    воспитатели

    Школа для родителей «Советы Айболита» Тема: «Вечерние игры»

    Развлечение «Хоровод подвижных игр на воздухе»

    воспитатели

    Папка-передвижка «Что делать до прихода врача, или первая помощь»

    воспитатели

       

      Групповое родительское собрание

      Тема: "Забота о здоровье ребенка".

    воспитатели

    Досуг «Папа, мама, я-спортивная семья»

    воспитатели

               

                         Условия обеспечения достижения результа

         Кадровое: в проекте учавствуют зам. завед.по ВМР, воспитатели, муз. работник, медицинский работник.

         Материально-техническое: спортивный зал оборудован необходимым инвентарём для проведения занятий и мероприятий; в музыкальном  зале имеется фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты; медицинский блок.

        Информационное:
                     

                               Список используемых источников

    1.Голицына Н.С., Шумова И. М.Воспитание основ здорового образа жизни  у детей. Москва 2010.

    2.Полтавцева Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Москва 2013.

    3. Богина Т. Здоровье – прежде всего // Дошкольное воспитание №12,2004.

    4.Борисова Е.Б. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.- Волгоград:Панорама,2006.

    5. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста:Пособие для родителей и воспитателей.-2-е изд.-М.:АРКТИ,2003.

    6. Гладкова Ю. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования //Ребенок в д/с №4,2006.

    7. Голиков Н. Забота о здоровье детей – задача общая //Дошкольное воспитание №6,2005.

    8. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М.:Линка-Пресс,2001.

    9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:Методический аспект. - М.:Сфера,2005.

    10. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью // Управление ДОУ №1,2006.

    11. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.:ВАКО,2005.

    12. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ №7,2006.

                                               Приложение

    Анкета для родителей

    «Путь к здоровью, силе, бодрости»

    Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?

    Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм)?

    Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?

    Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?

    Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?

    «О здоровье всерьёз»

    Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребёнка?

    Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье, и считаете наиболее важными?

    Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?

    Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?

    Какие формы закаливания вы можете предложить для проведения их в детском саду?

    Приложение

    Материал к стенду

    «Режим дошкольника»

             В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

             Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний,

    но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.

             Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

             Режим – это рациональное четкое чередование сна, еды, отдыха различных видов деятельности в течение суток. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их  к определенному ритму.

             Огромное значение в поддерживании работоспособности дошкольника имеет сон. Для детей дошкольного возраста нормальная продолжительность сна 10-12 часов. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается деятельность коры головного мозга в ответ на раздражение.

            Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую продолжительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее:

    • приучать ребенка ложиться и вставать в одно и то же время. Когда

    ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовится ко сну;

    • время перед сном должно проходить в занятиях, успокаивающих

    нервную систему. Это могут быть спокойные игры, чтение;

    • перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засыпания

    ребенка, а также во время его сна нужно создать спокойную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор, перестать громко разговаривать);

    • ребенок должен спать в просторной, чистой, не слишком мягкой постели.

             Питание. Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятельности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тканей. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном отношении все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

             Белки, содержащиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах, – основной источник материала для построения тканей.

             Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических затрат, из них образуется жировая ткань в организме. Но избыточное количество жира в питании ведет к нарушению обмена веществ. В пище детей должны содержаться жиры животного и растительного происхождения.

             Углеводы, имеющиеся в сахаре, крупе, картофеле и мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергией.

             Минеральные вещества и витамины, способствуют нормальному росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ.

             Полноценное питание детей предусматривает соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:3 (или 1:1:4). Если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо.

             Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребенка учат есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды и заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается  на выделении желудочного сока и последующим пищеварении.

             В распорядке дошкольника строго предусматривается режим питания, который не должен нарушаться.

             День дошкольника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние, самочувствие. Проснувшийся ребенок сонлив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность. Учитывая, что мышцы ребенка недостаточно развиты, характер о количество упражнений должны быть строго дозированы. Детям  дошкольного возраста рекомендуется не более 5 – 7 упражнений. Во время гимнастики ребенок должен  быть легко одет: майка, трусы, тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточке. После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, обливание).

             Кожа детей нежна, легко ранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером  мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребенка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно, а после каждой еды – полоскать рот теплой водой.

                                                                       

      Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ребенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

             Одним из существенных компонентов режима является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться  в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий.  При  этом одежда и обувь должны соответствовать  погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности  и место игры. Хорошо сочетать прогулки  со спортивными и подвижными играми.  Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно.

            Приложение

    Высказывания великих педагогов

         

             «Единственная красота, которую я знаю, – здоровье»                        Г. Гейне

             «Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности».

    В. А. Сухомлинский

             «...Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».                                                                                     Крэттен

                                                                                   

             «Недостаточно закалять душу ребёнка; столь же необходимо закалять и его мышцы».

    М. Монтень

             «Правильное физическое элементарное образование должно подготовить каждого человека к тому, чтобы он не гнушался никакой работой, не страшился никакого напряжения сил».

    И. Песталоцци

             «Мы материалисты и потому знаем, что физическое и психическое – это нечто неразрывное и что здоровая душа, если говорить старыми терминами, водится, лишь в здоровом теле».

                                    Н. К. Крупская

             «Нельзя думать о том, чтобы воспитать хорошее поколение в отношении трудовой способности, если оно будет иметь вялую мускулатуру, недоразвитый костяк, плохое сердце».

     А. В. Луначарский

             «Люди, чувствующие себя хорошо, дают хорошие результаты».

    Д. Карнеги

             «Наш организм для 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то это вызвано не недостатками организма, а тем, как мы с ним обращаемся»

    К. Купер 

             «Если человек беспорядочен в своём отдыхе, нерегулярен в приёме пищи и неумерен  в работе – болезнь убивает его».

    К. Циолковский

             «Пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и уверенность в жизни».                                                               Народная мудрость

                             Приложение

         

    Памятка «Для чего и как мы спим?»

       Что ты делаешь, когда в твоём фотоаппарате садится батарейка? Ты её выбрасываешь. Но если твой фотоаппарат работает от аккумулятора, ты его постоянно заряжаешь. В нём накапливается энергия, и фотоаппарат снова готов к работе. Представь себе, что наш организм– тоже своеобразный аккумулятор. Про человека, который много работает, всё успевает, не жалуется на усталость, говорят, что он очень энергичный. Значит мы тоже «работаем» благодаря энергии. Когда мы бодрствуем, энергия расходуется на движение, речь, эмоции, переваривание пищи и выведение шлаков. Все наши органы трудятся. Но к концу дня энергия ослабевает, её количество уменьшается, и мы чувствуем себя уставшими, слабыми, сонными. Значит, наш аккумулятор сел. Тогда мы ложимся спать. Во время сна мы заряжаемся энергией. Как это происходит?

             Состояние сна относится к нервной деятельности человека. Когда человек спит, он не общается с внешним миром. А значит, его нервная система не получает никаких сигналов и находится в покое. Замедляется работа мозга и всех внутренних органов. Кровь медленнее течёт по нашим сосудам, мышцы расслаблены, «спят» органы пищеварения. Наш организм потребляет во время сна намного меньше энергии, чем днём. Она накапливается, и утром мы встаем бодрыми и полными сил. Мы «подзарядились».

             Ну а если ты долго перед сном играешь в компьютерные игры, твоя нервная система наберёт много сильных впечатлений и не сможет расслабиться во время сна. Она будет продолжать «переваривать» увиденное тобой, и ты всю ночь будешь смотреть страшные сны. Конечно, утром ты будешь чувствовать себя разбитым и вялым.

             Лучшим отдыхом для нервной системы служит ночной сон, для детей не менее 10 часов.

             Обязательно проветривайте свою комнату, открывайте форточку перед сном. Сон при свежем воздухе полезен для здоровья.

             Перед сном не стоит сильно наедаться, смотреть по телевизору «ужастики» и засиживаться перед компьютером.

    Приложение

    Соблюдаем режим

                                                 

              Дорогая мамочка! Уложи меня спать! Для меня это очень важно. Потому что когда я ложусь – я остаюсь совсем один. И что меня ждёт во сне, я не знаю. Я хочу, чтобы ты меня обняла и согрела, тогда мне не страшно. Спой мне!

             Я хочу слышать твой голос. Я запомню его на всю жизнь, и он будет со мной всегда, даже когда я стану совсем большим. Я тоже буду рассказывать тебе о том, что со мной происходит, о чем я думаю и что чувствую. А ещё мне нравятся слова колыбельной песни – добрые, уютные, простые, их легко запомнить. Только все равно твой голос важней самых лучших слов. Мамин голос… такой любимый, такой родной. Спокойной ночи, мамочка, я очень тебя люблю…

             Уважаемые родители!

             Подарите вашему ребенку и самим себе эти бесценные минуты перед сном – они окупятся вашей душевной близостью на долгие-долгие годы.

    *   *   *                                                          *   *   *

             Баю-баю-баю-бай,                                      Баю-баю-баю-бай –            

             Спи, дочурка, засыпай,                              Моя радость, засыпай.

             Обезьянки и слоны                                     Будет чижик сладко спать,

             Тоже спать должны, должны.                   Будет глазки закрывать,

             Обезьянки и слоны                                     Будет глазки закрывать,

             Тоже спать должны.                                   Будет чижик спать.

           

    *   *   *                                                           *   *   *

              Баю-бай, за рекой                                         Спит давно усатый котик,  

              Скрылось солнце на покой,                         Баюшки-баю.

              У Алешкиных ворот                                    Закрывает лапкой ротик,

              Зайки водят хоровод.                                   Баюшки-баю.

              Заиньки, заиньки,

              Не пора ли баиньки?                                    Спи и ты мой голубочек,

              Вам – под осинку,                                         Баюшки-баю.

              Алеше на перинку.                                        Мой котенок, мой сыночек,

              Баю-баю Лёшенька                                       Баюшки-баю.

              Засыпай скорешенько!                                

    Приложение

    Методические рекомендации по закаливанию детей и взрослых

    Температурный режим помещения

    Температура воздуха в помещении для детей старше года не должна превышать 17 - 190С. Освежение воздуха путем систематических проветриваний помещений способствует не только нормализации температурного режима помещения, но и циркуляции воздуха. В непроветриваемом помещении увеличивается содержание углекислого газа, что существенно меняет характер физиологических отправлений ребенка, в частности, гиперкапния существенно изменяет характер дыхания ребенка, его метаболизм. Отмечена и клиническая картина состояния детей, длительное время находящихся в душных, редко проветриваемых помещениях. В этих условиях у детей снижается мышечный тонус, повышается раздражительность, отмечается плохой аппетит.

    В осенне-зимнее время проветривание помещения необходимо проводить 4 - 5 раз не менее чем по 10 - 15 мин. С этой целью в окне должны быть форточки или фрамуги. При открывании форточки или фрамуги воздух направляется к потолку; далее, несколько согреваясь, опускается вниз, поднимается вверх и выходит их помещения. Наилучший способ освежения воздуха - сквозное проветривание. при этом воздухообмен осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Сквозное проветривание устраивается тогда, когда детей переводят в другое помещение или когда они находятся на прогулке. С целью круглогодичного, в том числе зимнего, сквозного проветривания часть окон не закрывают наглухо. Критерием прекращения проветривания помещения является температура воздуха, которая может быть снижена на 2 - 30 С.

    Прогулка на воздухе

    Детям старше 1,5 лет необходимо гулять на воздухе не менее 2 раз в день по 2,5 - 3 часа. В холодное время года прогулки должны проводиться при температуре воздуха не ниже - 15 - 160 С. Наиболее целесообразно проводить прогулки ,сочетая их с игровой или познавательной деятельностью.

    Детей уже в раннем возрасте (с 2,5 – 3 лет) можно обучать кататься на лыжах, коньках, велосипеде.

    В теплое время года все прогулки проводятся на открытом воздухе, а во время дождя – под навесом. Во время прогулок проводят подвижные игры, создают условия для активной деятельности детей. Рациональная одежда во время прогулок способствует двигательной активности детей. Особенно это важно зимой. Наилучшей верхней одежной для детей 3 – 7 лет является комбинезон их шерстяной ткани и подкладки. В целом для зимы достаточно 4 – 5 слоев одежды – нательная рубашка и трусы, колготки, верхняя рубашка и штаны (для девочек платье) теплая кофточка и комбинезон. Комбинезон могут заменить рейтузы и пальто. С зимний период надевают валенки с калошами или теплы сапожки. Во время мороза до – 15 0 С дополнительно надевают шерстяные носки. Если у ребенка промокли варежки, их необходимо заменить на сухие.

    Зимняя прогулка составляет 1,5 – 2 часа, причем прогулка организуется так, что первая ее часть составляет спокойную деятельность детей в течение 15 – 20 мин; подвижные игры занимают 25 – 30 мин, далее их сменяют спокойные занятия. Еще 25 – 30 мин дети могут трудиться на участке или активно играть. В конце прогулки 20 – 25 мин дети играют спокойно.

    Рациональная одежда

    Одежда имеет существенное значение в адаптации к средовым факторам и закаливанию ребенка, она предотвращает переохлаждение и, что не менее важно, перегревание детей. Г.Н. Сперанский отмечал негативные сдвиги в терморегуляции и в целом в состоянии здоровья детей при неправильном, чрезмерном одевании малыша, в результате чего происходит перегревание. При этом повышается температура тела, усиливается потоотделение, снижается аппетит. При систематически неправильном, чрезмерном одевании у детей могут возникнуть явления токсикоза и эксикоза. Перегревание, в целом, снижает рост и развитие детей, уменьшает иммунобиологическую реактивность организма.

    Детям 4 – 6 лет в помещении необходимо надевать одежду в три слоя: нижняя рубашка и кофточка или костюм, на ноги колготки.

    Здоровым детям в помещении с нормальной температурой (17 – 190 С) не рекомендуется носить шерстяные носки, дополнительно шерстяные свитера.

    Летом в теплую и жаркую погоду ребенку надевают только трусы или шорты, майку, на голову – панамку, на ноги сандалии без носков. В прохладную погоду одежа должна быть более теплой – хлопчатобумажные джинсы, носки и рубашка или кофточка.

    Детей раннего возраста выносят на воздух и укрывают в зависимости от температуры воздуха.

    После прогулки ноги и руки должны оставаться теплыми. Если ноги становятся холодными, необходимо одевать ребенка теплее, особенно в холодное время.

    Обувь необходимо специально подбирать так, чтобы она была свободна не только для ходьбы, но и для бега. Дети больше, чем взрослые, двигаются, бегают, играют. В этой связи обувь не должна стеснять ноги при движении. Помимо этого, в плохо подобранной тесной обуви ноги быстрее потеют и, напротив, быстрее охлаждаются в холодную погоду. Важно и то, чтобы у детской обуви по возможности были каблучки (для профилактики плоскостопия).

    Приложение

            Анкета для родителей

            

    Уважаемые родители!

             Просим Вас принять участие в анкетировании:  «Моё участие в физическом развитии ребёнка»,  которое проводится с целью   решения задач сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду и семье.

            Первоосновной нашей с вами работы по физическому воспитанию детей является взаимное сотрудничество, создание  социально-бытовых, природных, экологических и педагогических условий в группе и семье.

    1. Сколько полных лет Вашему ребенку?_______________________________        

    2. Как часто Вы уделяете свободное время ребёнку?

        Часто               Редко                 Иногда              Никогда

    3. Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию? Если да, то какую?  ________

    ____________________________________________________________________

    4. Установлен ли для Вашего ребёнка дома режим дня? Соблюдает ли он его?_________________________________________________________________

    5. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия? Какие?______________________________________________________________________________

    6. Виды деятельности ребёнка после прихода из детского сада и в выходные дни:

      подвижные игры;                     просмотр телепередач;

      спортивные игры и                  музыкально-ритмическая деятельность;  

      упражнения;                             прогулки на свежем воздухе;  

      настольные игры;                    чтение книг;

      конструирование;                    трудовая деятельность;

      лепка, рисование;                     походы.        

    7. Какие трудности в физическом воспитании детей Вы испытываете? _____________________________________________________________________8. Знаете ли вы уровень физической подготовленности своего ребёнка? _______

    9. Эффективна ли работа по физическому воспитанию в ДОУ?

                     Да                           Нет                    Сомневаюсь

    10.  Какие формы работы по физическому воспитанию детей в ДОУ Вы хотите увидеть, в каких мероприятиях желаете принять участие?__________________

    ____________________________________________________________________

    Спасибо за участие!

     Дата заполнения «___»_____________ 2011 г.

    Приложение

    Анкета

             Уважаемые родители!

             Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам увидеть положительные и отрицательные стороны проведённого собрания.                        1     Что побудило  Вас прийти на родительское собрание? Подчеркните нужное.

    - Дисциплинированность.

    - Интерес к поднятой теме.

    - Уважение к воспитателям.

    - Текст  приглашения.

    - Возможное душевное успокоение после собрания.

    - Любопытство.

    - Настойчивые требования родственников.

    - Неоднократные приглашения воспитателей.

    - Не знаю.

    2. Как вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьёй? Почему? ______________________________________________________

    ________________________________________________________________

    3. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? Подчеркните нужное.

    - Оформление  фото стенда  «…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и  доставляет радость». Крэттен

    - Видео презентация «Гигиенические и закаливающие процедуры в ДОУ».

    - Анкетирование по теме собрания.

    - Индивидуальные беседы воспитателей.

    4. Пожалуйста, оцените,  насколько Вам понравилась та или иная часть собрания  в баллах: довольны – 5,  частично довольны – 3,  не довольны – 0.

    - Вступительная часть –

    - Дискуссия –

    - Оформление –

    - Работа с анкетой –

    - Работа с памяткой –

    5. Было ли у вас желание участвовать в дискуссии, разговоре?  Почему?_______

    6. Ваши   предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и

        проведения этого собрания._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

             

    Благодарим Вас за помощь!

    Содержание проекта

    1. Педагогическая гостинная «Давайте познакомимся»

    Позволит родителям и педагогам ДОУ вступить в продуктивный диалог для обсуждения процесса взаимодействия. Руководство ДОУ информирует родителей о перспективах воспитательно–образовательного процесса. Педагоги и родители определят основные цели и формы своего взаимодействия.

    2. Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»

    Предполагает расширение круга знаний родителей об особенностях развития ребенка, получить ответы на интересующие их вопросы и аспекты воспитания и оздоровления детей  дошкольного возраста.

    3. Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрости»

    С помощью этой анкеты педагоги получат информацию о том, какие формы укрепления здоровья детей используют родители в домашних условиях.

    4. Газета «На пути к здоровью»

       Консультация для родителей: «Как помочь ребенку в период адаптации ?»

    Газета освещает главные проблемы, возникающие в период адаптации детей в ДОУ и предлагает, родителям методические рекомендации для их решения.

    5. Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании   здоровья детей»

    Освещает основные аспекты ответственности родителей и педагогов ДОУ в процессе формирования здоровья детей. Актуализирует проблему взаимодействия в рамках проблемы здоровьесбережения детей.

    6.Анкетирование «Заботитесь о здоровье детей ?»

    Анализ анкеты позволит педагогам определить какие активные методы укрепления здоровья детей практикуют родители в семейном воспитании.

    7. Конференция «Гигиена детства»

    Привлекает внимание родителей к особенностям детской гигиены. Имеет целью расширение знаний родителей о формировании гигиенических навыков у детей в режиме дня.

    8. Листовка «Здоровый быт детей в семье»

    Освещает основные аспекты гигиены домашнего быта . Напоминает родителям о важности постоянного обеспечения благоприятных условий для роста и развития ребенка - дошкольника.

    2. Раздел: « Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей »

    2.1. Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»

    Раскрывает родителям особенности утренней гимнастики детей. Предлагает методическое руководство для взрослых и варианты комплексов утренней гимнастики для детей.

    2.2. Папка – передвижка «Здоровье – прежде всего»

    Привлекает внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста. Раскрывает основные составляющие процесса укрепления здоровья детей.

    3. Круглый стол «Режим дня в жизни ребенка»

    Знакомит родителей с организацией режима дня младших дошкольников. Предлагает методические рекомендации для успешного приучения ребенка к рациональному режиму дня, предусматривает единство требований ДОУ и семьи в соблюдении детьми режима дня.

    4. Школа для родителей «Советы Айболита»

            Тема: «Формирование правильной осанки»

    Привлекает внимание родителей к формированию у детей правильной осанки. Раскрывает физиологические закономерности процесса формирования осанки у детей, предлагает методику предупреждения нарушений осанки у дошкольников.

    5. Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»

    Актуализирует проблему организации двигательной активности детей в семейном воспитании. Предлагает родителям методические рекомендации для реализации потребности ребенка в двигательной активности и занятий физической культурой в домашних условиях.

    6. Листовка «Профилактика детской близорукости»

    Обращает внимание родителей к проблеме нарушений зрения у детей и взрослых. Предлагает комплекс упражнений «Школы для глаз» направленных на коррекцию зрения и профилактику заболевания глаз.

    7. Консультация «Помогите ребенку укрепить здоровье»

    Освещает проблему сохранения и укрепления здоровья детей, условия воспитания здорового ребенка. Предлагает родителям методические рекомендации по созданию физкультурно – игровой среды, правильному и рациональному использованию физкультурного оборудования.

    8. Папка – передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ...Как  быть?»

    Информирует родителей о возможности простудного заболевания ребенка, раскрывает симптомы заболевания. Рассматривает перечень оздоровительных мероприятий ( режим дня, питание, закаливание) позволяющих в домашних условиях укрепить здоровье ребенка.

    9. Листовка «Как идти с ребенком на прием к врачу»

    Предлагает родителям рекомендации системы действий обеспечивающих положительный результат посещения детского врача и предупреждающих эмоциональную неустойчивость детей и взрослых.

    10. Консультация «Питание ребенка - дошкольника»

    Раскрывает понятие правильного питания детей и условия его обеспечивающих. Позволяет родителям определить почему ребенок плохо ест и рекомендует систему устранения негативных причин вызывающих плохой аппетит у детей.

    11. Конференция «Закаливание ребенка»

    Знакомит родителей с системой закаливающих мероприятий реализуемой в ДОУ. Освещает средства и методы организации закаливающих мероприятий и противопоказания к ним.

    12. Газета «На пути к здоровью»

            Выпуск 3: «Профилактика плоскостопия»

    Знакомит родителей с особенностями развития детской стопы и привлекает внимание к проблеме нарушения ее формирования. Предлагает родителям ряд профилактических мероприятий для обеспечения правильного развития стоп ребенка.

    13. Папка – передвижка «Больше внимания осанке»

    Информирует родителей о важности процесса правильного формирования осанки, ее нарушениях. Раскрывает причины нарушения осанки и мерах его профилактики. Предлагает упражнения для предупреждения нарушений осанки.

    14. Анкета «Соблюдаете режим?»

    Анализ анкеты позволит определить какие компоненты режима ребенка – дошкольника соблюдают родители в семье, их периодичность.

    15. Консультация «Спортивный уголок дома»

    Определяет понятие двигательная активность как условие воспитания здорового ребенка. Актуализирует вопрос правильного подбора и рационального использования физкультурного оборудования в домашних условиях и методику руководства занятий с детьми.

    16. Папка – передвижка «Что делать до прихода врача, или первая помощь»

    Освещает нарушения здоровья ребенка требующие врачебного вмешательства и систему действий взрослого до прихода врача.

    1. Газета «На пути к здоровью»

    Консультация для родителей: «Веселая физкультура в квартире»

    Привлекает внимание родителей к вопросу физкультурно – оздоровительного досуга детей в семье. Предлагает ряд рекомендаций по созданию «веселого стадиона в квартире» обеспечивающего переживание эмоциональной и мышечной радости ребенком.

    .2. Консультация «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка»

    Раскрывает роль семьи в развитии и воспитании у ребенка – дошкольника положительных эмоций. Отмечает, что систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей должна осуществляться с учетом особенностей психики детей и основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта.

    3. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

    Рекомендует родителям систему организации благоприятной семейной атмосферы, обеспечивающую создание позитивного эмоционального настроения у членов семьи.

    4. Газета «На пути к здоровью»

           Выпуск 4: «Детские слезы»

    Напоминает родителям о высокой эмоциональности детей. Поможет родителям научиться определять причину детского плача, предложит систему мероприятий позволяющих устранить и предупредить причины вызывающие детские слезы.

    5. Педагогическая гостиная «Дыхание – основа здоровья»

    Ознакомит родителей с особенностями развития детского дыхания. Рекомендует родителям методические приемы и упражнения для развития дыхательной системы ребенка в домашних условиях.

    6. Школа для родителей «Советы Айболита»

           Тема: «Вечерние игры»

    Предлагает родителям рекомендации для организации вечернего времяпровождения с ребенком, вниманию родителей предлагается ряд игр позволяющих обеспечить антистрессовую профилактику для детей и взрослых.

    4. Раздел: «Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающей программы»

    1. Праздник здоровья «Спортивная семья»

    Пропагандирует среди родителей семейный оздоровительный досуг, Формирует у детей положительное отношение к спортивным семейным мероприятиям.

    2. Развлечение «Хоровод подвижных игр»

    Позволяет ознакомить родителей с подвижными играми детей, укрепить систему взаимодействия ДОУ и семьи. Привлекает внимание родителей к вопросу совместного времяпровождения с детьми.

    3. Вечер для родителей «Играем вместе»

           Театрализация сказки «Колобок»

    Обеспечивает положительный эмоциональный настрой и доброжелательность общения детей и родителей.

    4. День открытых дверей в ДОУ «Мы вместе»

    Позволяет практически познакомить родителей с системой воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Родителям предлагается принять участие в мероприятиях направленных на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

    5. Неделя здоровья дома «Дружная семья»

    Позволяет родителям самостоятельно организовать систему оздоровительных мероприятий в семье, предполагает четкое соблюдение родителями и детьми основ и правил здорового образа жизни. Привлекает внимание родителей к соблюдению режима дня и гигиены семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей

    Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пере...

    Формы взаимодействия детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей.

    Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всег...

    Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей

    В статье перечислены как традиционные, так и нетадиционные формы работы с родителями по сохранению и укрелению здоровья детей...

    Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей

    Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не даст положительных ре...

    Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»

    Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...