Формирование представлений о здоровом питании у старших дошкольников в контексте комплексно-тематического планирования.
статья по теме

Чорная Галина Юрьевна

   Главной задачей в работе дошкольного образовательного учреждения  является укрепление здоровья детей, развитие двигательной активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни. Среди факторов, укрепляющих здоровье детей, по мнению авторов учебно-методического пособия «Здоровый дошкольник» и программы «Здоровье» В. Лободина, С. Лободиной, Г. Лавреновой, на первом месте стоит рациональное питание. А  вот к факторам риска можно отнести несбалансированное по качеству и количеству питание. Поэтому в работу по воспитанию у старших дошкольников культуры здоровья мы включили темы, которые бы раскрывали суть полезного питания: «Пища полезная и вредная», «Где живут витамины?», «Что нас делает сильнее?», «Почему сладости не могут быть повседневной пищей?» и т. д.                                                                                            

    Грамотно распределить материал в течение года помогает комплексно-тематическое планирование. Хотелось бы подробнее остановиться на темах осенних месяцев, как наиболее насыщенных мероприятиями в контексте проблематики здорового питания. В содержание тем сентября и октября «До свидания, лето!», «Осенний калейдоскоп» мы включили самые разные виды деятельности, которые способствовали формированию у детей представлений о сборе урожая, о пользе овощей, ягод, которые заботливо выращивает человек. Проводя беседу с детьми «Кладовая витаминов», говорили, что в основе рационального питания человека должно быть много овощей и фруктов, чтобы организм правильно «работал», спрашивали, как они понимают поговорки: «Чеснок и лук от семи недуг», «В день по яблоку - и врач не нужен», «Хлеб да капуста лихого не пропустят» и т.д. В самостоятельной деятельности ребята охотно играли в лото «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?», пальчиковые игры «Квасим капусту». В сюжетно-ролевой игре «Магазин» бесконечно «продавали» овощи и фрукты. С увлечением рисовали натюрморты, лепили из соленого теста и раскрашивали любимые овощи и фрукты. Дети и родители активно включились в организацию выставки «Что нам осень подарила?». Родители откликнулись на призыв педагогов и принесли для «Книги полезных рецептов» самые разные рецепты варенья не только из ягод, но и овощей. Была организована выставка из фотографий семейного архива «Что растет у нас на даче».

    Весь ноябрь у нас был посвящен теме «Моя родина-Россия». Здесь у нас появилось замечательная возможность поговорить с детьми о традиционном питании на Руси. Так появился проект: «Зачем человеку каша?». Этот проект был актуален еще и потому, что дети не всегда охотно едят кашу. Целью данного проекта было формирование у детей понимания пользы каши через серию тематических мероприятий.

   Задачи проекта:

- познакомить детей с процессом изготовления круп;

- воспитывать умение различать злаковые культуры (пшеницу, овес, ячмень, рожь, кукурузу, гречку);

- дать знания о разновидностях круп потребляемых как в России так и в других странах (внешний вид, способы приготовления каш);

- углубить представление детей о профессиях: хлебороб, механизатор, агроном, повар, продавец;

- активизировать словарный запас за счет слов: злаки, агроном, механизатор, элеватор, повар-технолог;

- развивать познавательный интерес, внимание и творческие способности;

- воспитывать умение работать в команде.

 

    Проблемная ситуация: «Откуда берется каша?».

    Воспитатель задает детям вопросы: «Что мы знаем о злаках?», «Какая связь между злаками и кашами?». Дети рассматривают картинки с изображением злаков, выстраивают «Логические цепочки». Педагоги провели беседы: «Из каких злаков и круп готовят разные каши?», «Люди каких профессий выращивают злаки?». Дети с удовольствием принимали участие в изготовлении книжек-малышек: иллюстрировали загадки, пословицы, поговорки о каше.

    Важным элементом проекта было чтение художественной литературы: русская народная сказка «Каша из топора», «Горшок каши» Братьев Гримм, В. Драгунский «Все тайное становится явным», Н. Носов «Мишкина каша». Дети внимательно слушали рассказы педагога о традициях русского народа, ведь каша является традиционным блюдом в России, о том, что наши предки использовали каши в разных обрядах: зазывали духов плодородия, ворожили на богатый урожай, в Рождество на праздничном столе присутствовал горшок с кашей-кутьей.

    Конструктивная деятельность была посвящена изготовлению и изображению посуды для каши: лепка «Горшок каши», аппликация «Тарелка для каши» с элементами хохломской росписи, рисование «Моя любимая каша».

    В процессе проведения данного проекта мы неоднократно повторяли исследовательские вопросы «Почему нужно есть кашу?», «В чем польза каши?», «Как сделать кашу вкусной?».

    Важным моментом в проведении проекта было взаимодействие с семьей. Мы предложили родителям, поделится рецептами вкусной каши. Все рецепты «маминых каш» были представлены на итоговой выставке «Все о каше». На данной выставке были представлены детские работы: рисунки, поделки, совместное творчество детей и родителей («Книжки-малышки»).

    Результаты своей работы дети представляли товарищам из другой старшей группы.

    На обсуждения результатов проекта, дети сказали, что они узнали нового о каше:

- Как делают манную крупу?

- Каша дает силу.

- Каша полезная.

- На Руси ели кашу, хлеб, каравай.

    В заключении можно сказать, что только регулярная, комплексная, с активным участием родителей воспитанников работа по формированию у детей культуры здоровья может способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, развитию мотивации к сбережению своего здоровя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_zdorovom_pitanii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о здоровом питании у старших дошкольников в контексте

комплексно-тематического планирования.

Г.Ю.Чорная, воспитатель ГБДОУ №43 Невского района Санкт-Петербурга

   Главной задачей в работе дошкольного образовательного учреждения  является укрепление здоровья детей, развитие двигательной активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни. Среди факторов, укрепляющих здоровье детей, по мнению авторов учебно-методического пособия «Здоровый дошкольник» и программы «Здоровье» В. Лободина, С. Лободиной, Г. Лавреновой, на первом месте стоит рациональное питание. А  вот к факторам риска можно отнести несбалансированное по качеству и количеству питание. Поэтому в работу по воспитанию у старших дошкольников культуры здоровья мы включили темы, которые бы раскрывали суть полезного питания: «Пища полезная и вредная», «Где живут витамины?», «Что нас делает сильнее?», «Почему сладости не могут быть повседневной пищей?» и т. д.                                                                                            

    Грамотно распределить материал в течение года помогает комплексно-тематическое планирование. Хотелось бы подробнее остановиться на темах осенних месяцев, как наиболее насыщенных мероприятиями в контексте проблематики здорового питания. В содержание тем сентября и октября «До свидания, лето!», «Осенний калейдоскоп» мы включили самые разные виды деятельности, которые способствовали формированию у детей представлений о сборе урожая, о пользе овощей, ягод, которые заботливо выращивает человек. Проводя беседу с детьми «Кладовая витаминов», говорили, что в основе рационального питания человека должно быть много овощей и фруктов, чтобы организм правильно «работал», спрашивали, как они понимают поговорки: «Чеснок и лук от семи недуг», «В день по яблоку - и врач не нужен», «Хлеб да капуста лихого не пропустят» и т.д. В самостоятельной деятельности ребята охотно играли в лото «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?», пальчиковые игры «Квасим капусту». В сюжетно-ролевой игре «Магазин» бесконечно «продавали» овощи и фрукты. С увлечением рисовали натюрморты, лепили из соленого теста и раскрашивали любимые овощи и фрукты. Дети и родители активно включились в организацию выставки «Что нам осень подарила?». Родители откликнулись на призыв педагогов и принесли для «Книги полезных рецептов» самые разные рецепты варенья не только из ягод, но и овощей. Была организована выставка из фотографий семейного архива «Что растет у нас на даче».

    Весь ноябрь у нас был посвящен теме «Моя родина-Россия». Здесь у нас появилось замечательная возможность поговорить с детьми о традиционном питании на Руси. Так появился проект: «Зачем человеку каша?». Этот проект был актуален еще и потому, что дети не всегда охотно едят кашу. Целью данного проекта было формирование у детей понимания пользы каши через серию тематических мероприятий.

   Задачи проекта:

- познакомить детей с процессом изготовления круп;

- воспитывать умение различать злаковые культуры (пшеницу, овес, ячмень, рожь, кукурузу, гречку);

- дать знания о разновидностях круп потребляемых как в России так и в других странах (внешний вид, способы приготовления каш);

- углубить представление детей о профессиях: хлебороб, механизатор, агроном, повар, продавец;

- активизировать словарный запас за счет слов: злаки, агроном, механизатор, элеватор, повар-технолог;

- развивать познавательный интерес, внимание и творческие способности;

- воспитывать умение работать в команде.

    Проблемная ситуация: «Откуда берется каша?».

    Воспитатель задает детям вопросы: «Что мы знаем о злаках?», «Какая связь между злаками и кашами?». Дети рассматривают картинки с изображением злаков, выстраивают «Логические цепочки». Педагоги провели беседы: «Из каких злаков и круп готовят разные каши?», «Люди каких профессий выращивают злаки?». Дети с удовольствием принимали участие в изготовлении книжек-малышек: иллюстрировали загадки, пословицы, поговорки о каше.

    Важным элементом проекта было чтение художественной литературы: русская народная сказка «Каша из топора», «Горшок каши» Братьев Гримм, В. Драгунский «Все тайное становится явным», Н. Носов «Мишкина каша». Дети внимательно слушали рассказы педагога о традициях русского народа, ведь каша является традиционным блюдом в России, о том, что наши предки использовали каши в разных обрядах: зазывали духов плодородия, ворожили на богатый урожай, в Рождество на праздничном столе присутствовал горшок с кашей-кутьей.

    Конструктивная деятельность была посвящена изготовлению и изображению посуды для каши: лепка «Горшок каши», аппликация «Тарелка для каши» с элементами хохломской росписи, рисование «Моя любимая каша».

    В процессе проведения данного проекта мы неоднократно повторяли исследовательские вопросы «Почему нужно есть кашу?», «В чем польза каши?», «Как сделать кашу вкусной?».

    Важным моментом в проведении проекта было взаимодействие с семьей. Мы предложили родителям, поделится рецептами вкусной каши. Все рецепты «маминых каш» были представлены на итоговой выставке «Все о каше». На данной выставке были представлены детские работы: рисунки, поделки, совместное творчество детей и родителей («Книжки-малышки»).

    Результаты своей работы дети представляли товарищам из другой старшей группы.

    На обсуждения результатов проекта, дети сказали, что они узнали нового о каше:

- Как делают манную крупу?

- Каша дает силу.

- Каша полезная.

- На Руси ели кашу, хлеб, каравай.

    В заключении можно сказать, что только регулярная, комплексная, с активным участием родителей воспитанников работа по формированию у детей культуры здоровья может способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, развитию мотивации к сбережению своего здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Исследовательская деятельность старших дошкольников на основе комплексно - тематического планирования"

На сегодняшний момент особую важность приобретают технологии взаимодействия  педагога с детьми. Одной  из эффективных считаю технологию исследовательской деятельности, ведь поисковая а...

Дидактическая игра, как эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

Консультация для воспитателей "Работа с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников"

Методические рекомендации для воспитателей по работе с родителями по формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников....

Формирование представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников

Данная тема наиболее актуальна в настощие время,и по этому было проведен ряд мероприятий,одним из них являлось родительское собрание,касаемое этой темы....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 5 – 7 лет

     Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать ...

Методическая разработка "Проект по формированию основ культуры здорового питания детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы проекта     Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид...

Квест – игра по формированию этикета и здорового питания  у старших дошкольников

Задачи: закрепить знания детей об этикете и правильном питании; развивать у детей представление о питании как неотъемлемой части культуры воспитанного человека; развивать любознательность, познаватель...