Презентация "Исследовательская деятельность старших дошкольников на основе комплексно - тематического планирования"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

 

На сегодняшний момент особую важность приобретают технологии взаимодействия  педагога с детьми. Одной  из эффективных считаю технологию исследовательской деятельности, ведь поисковая активность является естественным состоянием ребенка с первого года жизни.

Народная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай  сделать  - и я пойму». Так и исследовательская технология строится на основе деятельностного подхода, когда ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а добывает их сам  в процессе практической деятельности.

 А  какие типы исследования мы используем узнаем обратившись к шапочке магистра

(желающие берут свиток и зачитывают тип исследования, а «резинку - маркер», которой был скреплен свиток надевают на запястье как браслет)

                        Свитки :


  1. Наблюдение
  2. Опыт
  3. Эксперимент
  4. Коллекционирование
  5. История предмета
  6. Сбор информации

 

Уважаемые коллеги, тех.   у кого в руках оказался свиток, я приглашаю пройти в свою « Педагогическую лабораторию», а цветные браслеты надеть на руку.

Исследовательскую деятельность с детьми нужно осуществлять поэтапно В СООТВЕТСТВИИ СТРУКТУРОЙ

  • На 1 этапе обозначается проблема.

Она может быть определена самостоятельно детьми,

 Либо педагог создает проблемную ситуацию «интригующим» материалом,  который вызывает  у детей удивление, восхищение и желание УЗНАТЬ.

 

Например, по теме «Игрушки» - случилось так, что все куклы из группы пропали, их заколдовали. А расколдовать мы их сможем только если узнаем

как и из чего их создают.

 

  • На втором этапе выбираем МЕТОДЫ исследования

С этой целью использую технологию Александра Савенкова: звездочку – подсказку, каждый луч - источник информации.

Как вы считаете, какие могут быть источники информации для ДЕТЕЙ ?

                                    (ответы участников)

Да, методы могут быть разнообразные и зависят от наших реальных возможностей.

Из выбранных детьми методов составляем системный план.  Для этого я используя вопросы: «С чего начать наше исследование?», « А что делать во вторую, третью очередь?» и далее.

 Вот такой план у нас получился: Подумай сам, посмотри в книге, обратись к специалисту, проведи наблюдение и опыт

  • Следующий этап  - практическая деятельность:

в соответствии с планом собираем информацию, но всё  запомнить детям трудно, поэтому они её фиксируют в форме рисунков, значков, символов.

  • И на последнем этапе дети делают вывод о том, что узнали

Чтобы придать значимость этому моменту надеваем на каждого докладчика шапочку магистра

По данной структуре мы и осуществляем с детьми исследовательскую деятельность

 

II ЧАСТЬ

Для успешной реализации данной технологии Я разработаЛА перспективный план, в котором  распределила содержание исследовательской деятельности в соответствии с комплексно – тематическим ПРИНЦИПОМ 

КАК ВЫ ВИДИТЕ В ПЕРВОЙ КОЛОНКЕ ОБОЗНАЧЕНА ТЕМА НЕДЕЛИ. И К КАЖДОЙ НЕДЕЛЕ подобранЫ доступные и интересные детям типы исследования. Это

 

Во второй: опыты, экспериментирование, наблюдение

  • Затем  -- коллекционирование
  • И - путешествие в прошлое

Например, по теме «Город Братск»

При ознакомление с промышленностью города запланирован опыт с бумагой, фанерой, целлюлозой

Коллекционирование «Продукция Целлюлозного комплекса»

Путешествие в прошлое «Как воздвигали заводы»

А сейчас я Предлагаю вам стать проектировщиками и подбирать к темам разнообразные типы исследований.

А к какой теме будете подбирать вам подскажет ЦВЕТ браслета

размещение участниками  материала в таблице

замечательно справились!

Я уверена  вы легко составите план исследований по своим тематическим неделям

А сейчас я приглашаю вас в роли детей окунуться в мир игрушки,  и поможет мне в том моя коллега Марьюшка.

(воспитатель одевает ростовую куклу)

Подходите к Марьюшке и послушате, что она расскажет.

Марьюшка: Была у меня любимая кукла – пеленашка, да вот беда – потерялась она. Сделала бы я такую же, да не знаю как.

Воспитатель:  Мы поможем тебе узнать!

Марьюшка:  А откуда можно узнать?

(дети выбирают карточки и проговаривают)

Воспитатель: Смотри Марьюшка (обращает внимание на карточки)– это план нашего исследования. А мы с вами на этапе  «Узнать из интернета»

(иллюстрации кукол - пеленашек)

Кукол – пеленашек мастерили на Руси в давние времена.

Куколку делали маленькой, она вкладывалась в   ладошку, чтоб малыш мог ей играть.

 (схемы изготовления кукол из дерева и ткани)

Воспитатель: Из чего же изготавливали  кукол – пеленашек?

(ответы детей)

Но где же мы возьмем этот материал?

Марьюшка:  У меня же в волшебном сундуке много всего - посмотрите, может что пригодится?

(в сундуке находятся разные материалы: ткань, бумага, целлофан, деревянные и пластмассовые бруски. Дети выбирают необходимые)

Вопросы к детям: 

Что ты выбрала?

Как ты догадался, что это деревянный брусок?

Какие у него свойства? (твердый, гладкий)

 А может это тоже деревянный? (достает пластмассовый кубик)

Почему?

Марьюшка:  А как вы будете делать кукол?

Воспитатель: Мы обратимся вновь к интернету

(схемы изготовления кукол - пеленашек)

Благодаря схемам мы создадим кукол – пеленашек. Проходите в свои мастерские.

 

Продуктивная деятельность детей «Изготовление кукол - пеленашек» по схемам

Воспитатель: Расскажите Марьюшке, что ты узнал о куклах- пеленашках. Откуда они появились?

Из чего их изготавливают?

Для кого из делали?     Какие по размеру? Почему их делали маленькими?

(Обобщение полученных данных: дети, надевая шапочку магистра рассказывают Марьюшке, что они узнали о кукле – пеленашке и дарят)

 

Спасибо Марьюшка! А мы возвращаемся В РОЛЬ ПЕДАГОГОВ

Уважаемые коллеги, Продолжением  такого исследования может стать создание коллекции разнообразных кукол.

Как вы видите - данная структура включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления полученных результатов. И позволяет научить ребенка наиболее рациональному поиску информации.

 Организуя исследовательскую деятельность с детьми по представленной структуре я убедилась в ее Эффективности.

Это подтверждается результатами мониторинга интегративных качеств детей.

Впереди у меня много идей и одна из них – разработать  программно – методический модуль по организации исследовательской деятельности с учетом комплексно – тематического планирования (по всем возрастным группа)

Чтобы узнать ваше мнение о МАСТЕР - КЛАССЕ, предлагаю игру «Продолжи фразу ….»

БЛАГОДАРЮ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!УСПЕХОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no_92_master_-_klass.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №92» Мастер – класс «Организация исследовательской деятельности детей с учетом комплексно – тематического принципа» Галина Алексеевна Плакущая, воспитатель, первая квалификационная категория

Слайд 2

Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму.

Слайд 3

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД к организации исследовательской деятельности в соответствии с ФГТ (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин , А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др.)

Слайд 4

Типы исследования НАБЛЮДЕНИЕ ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ИСТОРИЯ ПРЕДМЕТА СБОР ИНФОРМАЦИИ

Слайд 5

Цель мастер - класса ПРЕДСТАВИТЬ СОБСТВЕННУЮ СИСТЕМУ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКИМ ПРИНЦИПОМ.

Слайд 6

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 13

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 14

Перспективный план «Содержание исследовательской деятельности по темам недели» ТЕМА НЕДЕЛИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАБЛЮДЕНИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Слайд 19

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 20

Интегративное качество «Любознательный, активный» Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Слайд 22

ИГРА «ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ…» сегодня я понял .......................... сегодня мне удалось…………………… я научился…………………………………. сегодня мне удалось………………………… было трудно……………………………………. было интересно…………………………

Слайд 23

УСПЕХОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...

Формирование представлений о здоровом питании у старших дошкольников в контексте комплексно-тематического планирования.

Главной задачей в работе дошкольного образовательного учреждения  является укрепление здоровья детей, развитие двигательной активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение ...

Методическая разработка по теме: «Организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования»

В методической разработке представлен опыт организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста на основе комплексно-тематического планирования, обоснована необходимость использования им...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....