Главные вкладки

    «Здоровье – не все, но без здоровья – нечто» (Сократ) «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» (Г. Гейне)
    консультация (младшая группа) по теме

    Чечелева Нина Вениаминовна

    « Физическая культура», «здоровый образ жизни», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь.

    Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. И поэтому усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_igrov_deyat-_ti.docx26.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Значение

    здоровьесберегающих технологий

    для укрепления здоровья детей

    (консультация для воспитателей)

    «Здоровье – не все, но без здоровья – нечто» (Сократ)

    «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» (Г. Гейне)

    « Физическая культура», «здоровый образ жизни», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь.

    Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. И поэтому усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

    Одним из средств решения обозначенных задач становятся Здоровьесберегающие технологии. Что это такое, попробуем разобраться в этих понятиях. ЗДОРОВЬЕ – состояние физического и социального благополучия (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения). СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – способы укрепления здоровья детей, обучение детей осознанному отношению к своему здоровью и умению беречь свое здоровье.

    Здоровьесберегающие технологии включают в себя систему физкультурно – оздоровительных мероприятий, которые проводятся в игровой форме.

    Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Ну а значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т.к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер.

    В д/с проводятся ФЗК занятия, на них обеспечивается достаточный уровень двигательной активности с разными атрибутами и инвентарем. Занятия организуются в игровой форме, немного фантазии и достаточно сложная деятельность превращается в увлекательное дело.

    Необходимо проводить ежедневно утреннюю гимнастику, которая дает заряд бодрости на весь день и способствует вырабатыванию полезной привычки начинать день с утренней гимнастики. Чтобы  ребёнок  охотнее выполнял  упражнения, их связывают  с знакомыми ему образами. Например, выполнить  упражнение «Потянись вверх»,   надо показать ребёнку, каким он будет большим, когда вырастет. Чтобы ребёнок охотнее выполнял упражнение «Тик-так» можно напомнить ему о маятнике в часах, и т. д. Утренняя гимнастика содействует обмену веществ, помогает развитию правильной осанки. А чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – ходьба на пятках, на носках- походить как мишки, лисички, попрыгать как зайчики.

    Очень эффективными для укрепления здоровья детей являются дыхательные упражнения. Эти упражнения можно использовать в любое время, в любом положении: стоя, сидя, лежа. (н-р: «Комары» по методике Б.С.Толкачева – дети на выдохе произносят звук «з-з-з», легко взмахивают кистями рук. Суть методики заключается в сочетании простых физических упражнений с озвученным выдохом. Или упражнение «воздушный шар» - выполняется лежа.

    а)- медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается

    б)- медленный выдох – живот опускается.

    Дети с большим интересом выполняют упражнения с предметами, н-р: «плыви кораблик»- дети дуют на бумажный кораблик, который плавает в воде. Или: «Лети, бабочка»

    Дети не могут длительное время выполнять какое – либо задание, долго сидеть, их внимание рассеивается. Поэтому для снятия усталости и напряжения                                                                   рекомендуется проводить физкультминутки, которые проводятся в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движение головы, ног, рук, туловища),н-р: «Маленькие – большие»

    Были маленькими мы --- (приседают).

    Стали вдруг большими. --- (Встать на носки и поднять руки вверх).

    Были слабенькими мы  --- (безвольно опустить руки, плечи, голову).

    Стали вот такими! --- (выпрямиться, поднять прямо голову, руки прижать к плечам, пальцы сжать в кулаки), 

    подвижные игры («зайка серенький сидит»), 

    дидактические игры с разными движениями (принести круглые предметы, найти зеленые предметы и т.п.).

    Чтобы детям интереснее было выполнять физкультминутку, они сопровождаются текстом

    («Хомка, хомка, хомячок -полосатенький бочок

    Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет

    Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

    Раз, два,  три, четыре, пять

    Хомка сильным хочет стать»

    Немаловажная роль отводится гимнастике для глаз, которая может проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивной нагрузки на глаза, чтобы снять нарастающее утомление глаз. Можно использовать наглядный материал (н-р игрушку, индивидуальные предметы – бабочки, стрекозки и т. п.) и показ педагога.

    Пальчиковые игры дают большую возможность играть вместе с детьми, развивать речь детей, мелкую моторику рук. Благодаря таким играм, ребенок получает сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться. Н-р:     «Это зайчонок, это бельчонок

                                              Это лисенок, это волчонок

                                              (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

                                              А это спешит, ковыляет спросонок

                                              Бурый, мохнатый смешной медвежонок

                                              (вращают большим пальцем)

    Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводится и бодрящая гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Гимнастика носит игровой характер и состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, создают различные образы (н-р: снежинки)

    Установка на здоровье, а соответственно здоровый образ жизни, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного воздействия. С детьми необходимо проводить беседы, где ребенок получает знания о теле, об органах, о безопасности в природе, в быту, а самое главное – о бережном отношении к своему здоровью. Н-р: «Хорошо быть чистым» или сюжетно-ролевая игра «кукла Маша заболела» и т. п.

    Здоровьесберегающие технологии можно использовать и при проведении спортивных  праздников, н-р: «дети идут спасать колобка»- можно использовать дыхательную гимнастику «Аромат (кухни, полянки ); встретили зайчика –гимнастика для глаз в чередовании с имитационными движениями изображая животных: «заяц белый куда бегал», встретили медведя – ф/м изображать, как ходит медведь; при встрече с лисой – гимнастика для глаз: «ходит рыжая лиса»

    Немаловажную роль играет артикуляционная гимнастика. Эта гимнастика способствует упражнению мышц губ, языка, помогает детям справиться с речевыми дефектами, способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.

    Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной и тоже проходить в игровой форме.

                                     Н-р:  Быстро по реке плывет

                                                    И гудит наш пароход – «ыыыы»!

    Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

    Язычок играет в прятки -

    Поиграйте с ним, ребятки!

    Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5—6 раз в медленном темпе.

    Все эти приёмы позволяют стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий зимнего спортивного праздника "Спорт-это красота и здоровье"

    Способствовать формированию  основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой....

    Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

    Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

    "Соль - средство для красоты и здоровья"

    Соль - белое золото! Делает пищу вкуснее, а тело здоровее!...

    Красота - залог здоровья!

    Автором представлен материал о профилактики нарушения осанки....

    Презентация "Ромашка для красоты и здоровья"

    Материал содержит информацию о полезных свойствах ромашки....