«Здоровье – не все, но без здоровья – нечто» (Сократ) «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» (Г. Гейне)
консультация (младшая группа) по теме

Чечелева Нина Вениаминовна

« Физическая культура», «здоровый образ жизни», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. И поэтому усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_igrov_deyat-_ti.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Значение

здоровьесберегающих технологий

для укрепления здоровья детей

(консультация для воспитателей)

«Здоровье – не все, но без здоровья – нечто» (Сократ)

«Я не знаю большей красоты, чем здоровье» (Г. Гейне)

« Физическая культура», «здоровый образ жизни», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. И поэтому усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся Здоровьесберегающие технологии. Что это такое, попробуем разобраться в этих понятиях. ЗДОРОВЬЕ – состояние физического и социального благополучия (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения). СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – способы укрепления здоровья детей, обучение детей осознанному отношению к своему здоровью и умению беречь свое здоровье.

Здоровьесберегающие технологии включают в себя систему физкультурно – оздоровительных мероприятий, которые проводятся в игровой форме.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Игра в жизни каждого человека имеет очень большую роль. Ну а значение игры в жизни дошкольника вообще трудно переоценить. Для ребёнка она имеет особое значение, т.к. посредством игр развивается личность ребёнка, формируется характер.

В д/с проводятся ФЗК занятия, на них обеспечивается достаточный уровень двигательной активности с разными атрибутами и инвентарем. Занятия организуются в игровой форме, немного фантазии и достаточно сложная деятельность превращается в увлекательное дело.

Необходимо проводить ежедневно утреннюю гимнастику, которая дает заряд бодрости на весь день и способствует вырабатыванию полезной привычки начинать день с утренней гимнастики. Чтобы  ребёнок  охотнее выполнял  упражнения, их связывают  с знакомыми ему образами. Например, выполнить  упражнение «Потянись вверх»,   надо показать ребёнку, каким он будет большим, когда вырастет. Чтобы ребёнок охотнее выполнял упражнение «Тик-так» можно напомнить ему о маятнике в часах, и т. д. Утренняя гимнастика содействует обмену веществ, помогает развитию правильной осанки. А чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – ходьба на пятках, на носках- походить как мишки, лисички, попрыгать как зайчики.

Очень эффективными для укрепления здоровья детей являются дыхательные упражнения. Эти упражнения можно использовать в любое время, в любом положении: стоя, сидя, лежа. (н-р: «Комары» по методике Б.С.Толкачева – дети на выдохе произносят звук «з-з-з», легко взмахивают кистями рук. Суть методики заключается в сочетании простых физических упражнений с озвученным выдохом. Или упражнение «воздушный шар» - выполняется лежа.

а)- медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается

б)- медленный выдох – живот опускается.

Дети с большим интересом выполняют упражнения с предметами, н-р: «плыви кораблик»- дети дуют на бумажный кораблик, который плавает в воде. Или: «Лети, бабочка»

Дети не могут длительное время выполнять какое – либо задание, долго сидеть, их внимание рассеивается. Поэтому для снятия усталости и напряжения                                                                   рекомендуется проводить физкультминутки, которые проводятся в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движение головы, ног, рук, туловища),н-р: «Маленькие – большие»

Были маленькими мы --- (приседают).

Стали вдруг большими. --- (Встать на носки и поднять руки вверх).

Были слабенькими мы  --- (безвольно опустить руки, плечи, голову).

Стали вот такими! --- (выпрямиться, поднять прямо голову, руки прижать к плечам, пальцы сжать в кулаки), 

подвижные игры («зайка серенький сидит»), 

дидактические игры с разными движениями (принести круглые предметы, найти зеленые предметы и т.п.).

Чтобы детям интереснее было выполнять физкультминутку, они сопровождаются текстом

(«Хомка, хомка, хомячок -полосатенький бочок

Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два,  три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать»

Немаловажная роль отводится гимнастике для глаз, которая может проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивной нагрузки на глаза, чтобы снять нарастающее утомление глаз. Можно использовать наглядный материал (н-р игрушку, индивидуальные предметы – бабочки, стрекозки и т. п.) и показ педагога.

Пальчиковые игры дают большую возможность играть вместе с детьми, развивать речь детей, мелкую моторику рук. Благодаря таким играм, ребенок получает сенсорные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться. Н-р:     «Это зайчонок, это бельчонок

                                          Это лисенок, это волчонок

                                          (сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

                                          А это спешит, ковыляет спросонок

                                          Бурый, мохнатый смешной медвежонок

                                          (вращают большим пальцем)

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями проводится и бодрящая гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Гимнастика носит игровой характер и состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, создают различные образы (н-р: снежинки)

Установка на здоровье, а соответственно здоровый образ жизни, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного воздействия. С детьми необходимо проводить беседы, где ребенок получает знания о теле, об органах, о безопасности в природе, в быту, а самое главное – о бережном отношении к своему здоровью. Н-р: «Хорошо быть чистым» или сюжетно-ролевая игра «кукла Маша заболела» и т. п.

Здоровьесберегающие технологии можно использовать и при проведении спортивных  праздников, н-р: «дети идут спасать колобка»- можно использовать дыхательную гимнастику «Аромат (кухни, полянки ); встретили зайчика –гимнастика для глаз в чередовании с имитационными движениями изображая животных: «заяц белый куда бегал», встретили медведя – ф/м изображать, как ходит медведь; при встрече с лисой – гимнастика для глаз: «ходит рыжая лиса»

Немаловажную роль играет артикуляционная гимнастика. Эта гимнастика способствует упражнению мышц губ, языка, помогает детям справиться с речевыми дефектами, способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика не должна быть очень утомительной и тоже проходить в игровой форме.

                                 Н-р:  Быстро по реке плывет

                                                И гудит наш пароход – «ыыыы»!

Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ыыыыыы» – имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.

Язычок играет в прятки -

Поиграйте с ним, ребятки!

Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5—6 раз в медленном темпе.

Все эти приёмы позволяют стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий зимнего спортивного праздника "Спорт-это красота и здоровье"

Способствовать формированию  основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой....

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

"Соль - средство для красоты и здоровья"

Соль - белое золото! Делает пищу вкуснее, а тело здоровее!...

Красота - залог здоровья!

Автором представлен материал о профилактики нарушения осанки....

Презентация "Ромашка для красоты и здоровья"

Материал содержит информацию о полезных свойствах ромашки....