Красота - залог здоровья!
консультация на тему

Косица Наталья Сергеевна

Автором представлен материал о профилактики нарушения осанки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей.25.5 КБ

Предварительный просмотр:

«КРАСОТА — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ!».

Дошкольный возраст период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено, скелет в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей, мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Отчего может нарушиться осанка?

  1. Мебель не соответствующая росту ребёнка, особенно когда он долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому нужно помнить о необходимости соответствия стульев и столов росту ребёнка, как в детском саду, так и дома, а также не мешать ребёнку больше времени проводить в свободной позе (лёжа на ковре, например), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
  2. Постоянное придерживание ребёнка при ходьбе за одну и ту же руку.
  3. Привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу. При правильной ходьбе масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребёнка на разные напольные весы, так чтобы одна нога была на одних весах, другая - на других, и посмотрите показания). О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему для формирования правильной ходьбы ребёнка надо ставить в такую ситуацию, чтобы его ноги были параллельны друг другу, например, тренировать в ходьбе по узким дорожкам, доскам, стёсанному бревну. Если ребёнок уже выполнял соответствующие упражнения и у него всё в порядке с координацией, то он в состоянии пройти вдоль палки или вдоль верёвки.
  4. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперёд, закинув руки за спину стула, подложив под себя ногу).
  5. Неправильная поза во время сна (спит, поджав ноги к животу, свернувшись калачиком и пр.). Спать нужно на жёсткой постели, опираясь на неё костными выступами; при этом мышцы не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен мягкий матрац и подушка. Лучше, если подушка находиться между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна на спине, с разведёнными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
  6. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Неправильная осанка не только неэстетична, но и неблагоприятно сказывается на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньше поступление кислорода к тканям.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять. Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличии от взрослых, производят значительную мышечную работу.

Мышцы – разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) ещё слабы, поэтому дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или встать, чтобы подвигаться. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

Комплекс упражнений, формирующих правильную осанку.

  1. И.п. – о.с., руки к плечам. Согнутыми руками совершать круговые вращения вперёд (кисти от плеч не отрывать), затем назад (5 – 6 раз в каждую сторону).
  2. И.п. – о.с., руки перед грудью. С напряжением, рывками развести руки в стороны, поднять их, опустить (3 раза).
  3. И.п. – о.с., руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вперёд – вверх, сцепить их в замок над головой, подняться на носки и прогнуть спину (2 – 5 раз).
  4. И.п. – о.с., руки в стороны. Поднять согнутую в колене ногу, одновременно поднять руки (тянуть носок, спина прямая) (5 – 6 раз).
  5. И.п. – о.с. Спина прямая, руки над головой в замке, ходить на носках с напряжённо вытянутой спиной (1 -2 минуты).
  6. И.п. – о.с. Спокойно, медленно, плавно, на вдохе поднимать руки, тянуться; на выдохе плавно опускать руки через стороны (4 – 5 раз).
  7. И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. Встать на колени, с напряжением, рывком поднять обе прямые руки, опустить их живот подтянуть (5 – 6 раз).
  8. И.п. – сидя на пятках. Встать на колени, руки поднимать медленно, с напряжением, потягиваясь и отклоняя туловище назад (4 раза).
  9. И.п. – сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно, на вдохе поднять руки, а на выдохе опустить (6 раз).
  10. И.п. – лёжа на полу, руки вдоль тела, спина и затылок плотно прижаты к полу, в руках маленькие мячи. Медленно, на вдохе поднимать их через стороны вверх (руки скользят по полу); на выдохе вернуться в и.п. (5 – 6 раз).
  11. И.п. – то же. Поднять руки с мячами перед собой, одновременно поднять ноги, плавно вернуться в и.п. (5 – 5 раз).
  12. И.п. – лёжа на спине. С напряжением поднять руки с мячами вперёд – вверх, вернуться в и.п. (5 – 6 раз).
  13. И.п. – лёжа на спине, руки с мячами на ширине плеч, ноги согнуты в коленях. На вдохе правую руку с мячом положить на грудь, левую – на живот; на выдохе вернуться в и.п. (5 – 6 раз).

Памятка для родителей

Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?

При правильной посадке бёдра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низкое, что голени выше уровня тазобедренных суставов.

Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперёд, может развиться сутулость; если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы и ребёнок может свободно и глубоко дышать.

Очень высокий стол вызывает подъём локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребёнок сутулится и сгибает туловище вперёд.

Так что неправильная посадка за столом – это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости.

Что значит для дошкольника стоять?

Стояние, особенно в определённой позе, очень утомительно для ребёнка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать с ноги на ногу, пытается прислониться к чему-нибудь.

Помните! Наказывая ребёнка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушение осанки? Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения преходящи. Если ребёнок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу - ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут: ребёнку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы он понял и точно воспроизвёл это движение. Здесь на помощь придёт гимнастика – специальные упражнения, способствующие развитию правильной ходьбы и чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для развития правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребёнка ходить, ставя стопы параллельно. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стёсанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара – великолепное пособие для этого.

Для профилактики плоскостопия можно использовать любую колючую поверхность – вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажёры, которые сейчас продаются.

Инструктор по физической культуре: Косица Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День здоровья "Чистота -залог здоровья"

Развлечение для детей средних и старших групп...

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

«Здоровье – не все, но без здоровья – нечто» (Сократ) «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» (Г. Гейне)

« Физическая культура», «здоровый образ жизни», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь.Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в э...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...

КРАСОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Данный конспект был разработан для детей подготовительного к школе возраста. С целью закрепления и расширения имеющихся удетей понятий о ЗОЖ....