Самообразование
материал (подготовительная группа) по теме

ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

Предварительный просмотр:

Страхи и суицид у старших дошкольников

Иногда мне как детскому психологу в своей психокоррекционной работе приходится сталкиваться со страхами, которые приобретают суицидальные мысли и желания у детей старшего дошкольного возраста.

Отношение детей к смерти и возможному самоубийству меняется в зависимости от возраста ребёнка. Как считают немецкие исследователи Герхард Брауне и Герман Польмайер, у детей до 5 лет нет еще устойчивого представления о смерти как о чем-то необратимом. Умереть означает для ребенка в этом возрасте продолжать существование в какой-то другой форме. Хотя в 5 лет ребенок уже имеет представление о расставании, на смерть он реагирует скорее со страхом и протестом, однако, и с некоторым любопытством. Внутреннее и внешнее еще окончательно не разделены для ребенка. У детей этого возраста еще нет конкретного понятия о времени. Слова «навсегда», «конец» или «окончательно» еще полностью ими не осознаются, собственную смерть ребенок этого возраста отрефлексировать еще не может. Не может он также понять и экзистенциальное значение смерти. Ребенку кажется, что смерть - это что-то вроде сна. Ему кажется, что после похорон люди еще каким-то образом живут в гробу. В то же время ребенок начинает понимать, что «жизнь после смерти» отличается от обычной жизни.

Старший дошкольник имеет достаточно четкое представление о смерти. Часто речь идет о персонифицированном представлении, когда смерть предстает в образе скелета или привидения с косой.

В чем же причины возникновения суицидальных желаний у детей? Прежде всего это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей.

Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, свою историю, в которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь - против самого себя.

В подавляющем большинстве случаев склонные к суициду люди заранее заявляют о своих суицидальных намерениях. Дети делают это самыми разными способами: бросающимся в глаза поведением, прогулами в школе, убеганием из дома, внешним видом и манерами, изменением отношения к еде, вербальными высказываниями «Я хочу к (умершей) бабушке», «Я хочу умереть», «Я не хочу больше жить». Другие способы выражения суицидальных наклонностей могут иметь символический характер: рисование черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, черных цветов, пронзенных сердец, окровавленных ножей. Наиболее типичный спектр цветов в рисунках - черный и красный.

Больше всего родителей должны насторожить реальные практические шаги детей по подготовке суицидального действия, например, собирание таблеток из домашней аптечки, одевание петли на шею, взгляд со стороны на свою смерть и др. Особое внимание должны обратить родители, в семье которых есть старший  и младший ребенок. Дети дошкольники обычно испытывают страх потери своего младшего братика или сестрички. К ним приходят мысли: стоит им освободиться от младших и все страхи уйдут, а любовь и внимание родителей вернется. Из новостей мы  узнаем о происшествие случившимся в той или иной семье: старший ребенок выбросил своего младшего брата с балкона потому, что тот плакал или хотел забрать игрушку. Вот страшный пример для вас родители, следствием такого поступка может быть не подготовка старших детей к появлению у них младшего братика или сестрички. С появлением второго ребенка родители  полностью переключаются на него и забывают о том, что старшие дети тоже нуждаются в их внимании и любви.

У детей склонных к суициду, обычно заужено восприятие. Часто они уже потеряли надежду на изменение условий своей жизни. Ситуация воспринимается как неконтролируемая, угрожающая, непонятная, внушающая страх. Сам себя ребенок воспринимает беспомощным. В процессе психокоррекционной работы это проявляется в образах, рисунках и сновидениях детей. Часто ребенок видит или ощущает себя в черном туннеле или замкнутым в узкой трубе. Мысли все время возвращаются к одним и тем же обидам, разочарованиям, самоупрекам. Ребенок переживает страх. При этом для склонных к суицидальным действиям детей характерен неадекватно завышенный уровень притязаний как по отношению к себе, так и по отношению к другим. Ребенок не в состоянии соответствовать своим ожиданиям и требованиям. В свою очередь, столь высокий уровень притязаний и идеалов является следствием неправильного формирования «Сверх-Я» в условиях неадекватно завышенных требований и ожиданий родителей. Поэтому суицидальные попытки часто направлены на привлечение внимания к себе.

В качестве примера психокоррекционной работы рассмотрим случай мальчика семи лет. На прием к психологу пришла его мама, которая испугалась того, что мальчик высказывал вслух прямые суицидальные мысли, такие как « Я смотрю на свою смерть» при этом на шее у него была петля из веревки. Мама рассказала и о других трудностях, которые испытывал ребенок. В семье есть еще младший ребенок восьми месяцев и старший боится его смерти. Иногда старший сын бывает очень агрессивен по отношению ко мне, не хочет заниматься начинает швырять со стола карандаши, тетради и кричит «Я не пойду в школу». Кроме того его постоянно притесняла бабушка, т.е. у нее завышенные требования к нему. У бабушки сын жил все лето, а когда приехал обратно, то стал проявлять агрессию. Стал бояться ездить с папой на машине. Папа работает вахтовым методом и когда приезжает, то старается больше проводить время с сыном ведь ему уже семь лет. Папа учит сына быть самостоятельным, говорит, что он сам должен ходить в детский сад, а сын боится еще ходить один.

При сборе анамнеза выяснилось, что семья мальчика состоит из четырех человек, папа работает водителем и его часто не бывает дома. Он относится к сыну тепло, иногда с завышенными требованиями, но мальчик скучает по нему в его отсутствие. Мама - домохозяйка, она по доброму относится к мальчику. Братика,  которому всего восемь месяцев, мальчик любит и ухаживает за ним.

Взаимоотношения мальчика с бабушкой (проживает в ЦРС)  можно описать как затяжной конфликт, который он не мог разрешить самостоятельно. А поскольку отношения мальчика с бабушкой лишены эмоционального тепла и она проявляла мало инициативы для того, чтобы понять потребности и внутренний мир, мальчик обижался на нее и все больше отдалялся. Следствием чего были паники удушья и тики.  Родители были вынуждены обратиться за помощью к неврологу.

Интеллектуально мальчик хорошо развит. Бабушка и папа, в свою очередь, всемерно способствовали усилению неврологии у мальчика. Строгость и ответственность мальчика выражались в его убеждении, что он должен справляться с любым заданием бабушки, папы сдерживать себя в своих желаниях, стараться не выражать свои чувства (особенно строгий запрет они накладывали на выражение негативных чувств по отношению к кому-либо), быть аккуратным, внимательным и т. д. Важно также отметить, что у мальчика отмечались навязчивые движения глаз-частое моргание, что согласуется с перечисленными особенностями. Завышенные требования усиливались окружающими взрослыми, что увеличивало число ситуаций, которые мальчик оценивал как неудачи. Это, по-видимому, заставляло его ещё выше поднимать планку требований к себе по принципу компенсаторного механизма и, таким образом, затягивало его в замкнутый круг, в результате чего мальчик оказался в депрессии, появились тики.              

На первом занятии психолог попросил папу и маму принять участие в укреплении механизмов само поддержки у мальчика. Для этого родители должны были замечать физическое состояние мальчика и предлагать ему отдохнуть, когда тот будет уставать, кроме того, психолог предложил установить такое расписание дня, которое должно было максимально сократить его перегрузки; папа должен был теперь помогать сыну, замечать  и ценить его собственные успехи.

В работе с мальчиком психолог чередовал сеансы игровой психотерапии и телесно-ориентированной психотерапии. На втором занятии проводилась психокоррекционная работа по методу релаксации, во время которого мальчик сидел в удобном кресле, психолог попросил ее представить луг. Вместо луга он представил себе лес. Он очень тепло и доверительно общался с одной из елочек. Это подчеркивает потребность ребенка в теплых эмоциональных отношениях. В образе елочки можно увидеть материнский интроект, в то же время - какую-то часть личностной структуры самого мальчика. Уже после первых двух занятий мальчик стал чаще улыбаться, у него появились вариации интонаций голоса, он стал заметно веселее.

На третьем занятии, когда отношения с психологом стали более доверительными, мальчик заговорил о своих страхах. Ему было страшно что умрет его папа и братик. На вопрос психолога «Почему?» ответ был таким: «Я боюсь, что папа уснет тогда когда едет на машине. Ведь дорога в рейсе длинная и долгая, а он очень устает, он сам говорил, что очень вымотан после рейса. А еще я боюсь смерти своего братика».

Проведя беседу, психолог попросил мальчика нарисовать рисунок «Моя семья». После расшифровки рисунка было видно, что папа предъявляет завышенные требования к мальчику. Первым мальчик нарисовал маму, затем папу, братика и себя последним, причем у себя не нарисовал ног это является тем, что мальчик не чувствует опоры и поддержки от отца который нарисован рядом с ним. Побеседовав с папой мальчика, психолог рекомендовала пересмотреть отношение папы к сыну, попытаться понять и осознать, что сын уже вполне самостоятельный ребенок и значит надо меньше контролировать его. Чаще хвалить и создавать ситуации успеха в которых мальчик бы проявлял свою самостоятельность, но не отдаляться от него и не забывать, что сын еще-ребенок который нуждается в помощи и подтверждении вашей любви.

Работа со страхом смерти строилась следующим образом. Вначале психолог попросил мальчика рассказать, что он чувствует по отношению к отдельным элементам страха. Например, какая была смерть - приятная или неприятная, добрая или злая, умная или глупая и т. п.  Х. Лёйнер описывает эту технику как «сбор качественных свойств гештальта». После сбора таких качественных свойств смерти, которые мальчик видел, психолог, работая по технике символдрамы, предложил закрыть глаза, расслабиться и «увидеть продолжение смерти». Во время переживания этого образа мальчику удалось дистанцироваться от смерти в безопасном месте. Вступать в общение с смертью и убедить ее уйти к себе домой, ведь у нее дома тоже есть много других дел, а когда она ушла, то крепко запереть дверь на ключ.  Результат работы со смертью, несмотря на то, что мальчик в своем воображении предпочитал держаться на расстоянии от нее (возможно, негативного образа бабушки, папы), был неожиданно эффективным.

После этого занятия у мальчика изменились отношения с родителями. Закрытость и подчиненность сменились появлением некоторого доверия к людям и большей свободы в действиях. Это было для него очень важно, т. к. теперь он мог разделять с мамой и в некоторой степени с папой свои переживания, обсуждать с ними свои проблемы, а значит - получать поддержку и внимание. Таким образом, если строгость в отношении к себе и жесткий контроль над своими чувствами требовались мальчику из-за страха потерять этот контроль (т. е. «быть повешенным»), то с уменьшением этого страха стало ослабляться действие его компенсаторной навязчивости. Мальчик стал более раскованным и в отношениях с братом, он чаще стал играть с ним, в общении с ним стал понимать и различать его и свои интересы, желания.

На следующем занятии, психолог предложил сделать квартиру где живут страхи, а затем дом в котором находится эта квартира. Поместив страх в его квартиру мальчику было предложено нарисовать замок на двери и запереть ключом (настоящим) дверь. Затем квартира-коробка была помещена в более большую коробку-дом. Дверь дома также была заперта ключом, а ключ был выброшен в речку. Коробку-дом мальчик попросил психолога закопать («похоронить») далеко на сопке и не говорить ему это место. Так мальчик решил избавиться от страха смерти.

После работы с этим образом мальчик смог впервые заявить о своей актуальной проблеме: «Меня бесит, когда мне делают замечания родители». Обычно на ограничение и подавление со стороны взрослых он реагировал: замирал и терпел, а иногда свои чувства обиды и возмущения выражал агрессивным поведением. Психолог предложил проиграть в ролях различные ситуации, где проявлялась заявленная проблема, и поддерживал мальчика, создавая для него атмосферу принятия. Одновременно он получил возможность более свободно выражать свои чувства обиды и возмущения в адрес оппонентов и вербализовать эти чувства. После этого занятия у мальчика появилось больше друзей в группе детского сада.

На последнем занятии по методу релаксации мальчик увидел, как из леса к нему вышел волшебный олень. Он был очень красивый, весь сверкал, от него шло приятное тепло, он мог превращать предметы в золото. Мальчик наслаждался этим образом. Описанный образ может символизировать в этом случае изменение отношений с папой, а также проявление ожиданий от родителей, идеализацию родительской фигуры.

Всего было проведено 10 занятий. Занятия были прерваны в связи с тем, что семья переехала в ЦРС. К окончанию занятий эмоциональное состояние мальчика было вполне удовлетворительным, у него оптимизировалась самооценка, улучшились отношения с родителями и с братиком, появились друзья в группе. Он уже не переживал так сильно проблемы, связанные с занятиями.

Детскому психологу приходится иногда сталкиваться со страхами и суицидальными мыслями, желаниями у детей различного возраста. Надеюсь, что данное исследование которое мы попытались проанализировать в отношениях к жизни и смерти поможет педагогам-психологам в контексте психокоррекционой работы с детьми дошкольного возраста.

Литература

  1. ВасилецО.; ОбуховЯ.: Если ребенок не хочет жить..., Народное образование, 1998, № 9-10, с. 15-18.
  2. Василец Т.Б.: История одного случая... Полгода спустя, Журнал практического психолога, 1998,  1, с. 113-118.
  3. Обухов Я.Л.: Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997.

Интернет-ресурсы

  1. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00054529_0.html 
  2. http://symboldrama.ru/article/suicide/ 


Предварительный просмотр:

Дневные страхи:
-
Определение страха и его проявления
-
Происхождение страха
- Возрастная динамика страха
   -
Период беременности и родов
   -
Первый год жизни
   -
От 1 года до 3 лет
   -
От 3 до 5 лет
   -
От 5 до 7 лет
   -
От 7 до 11 лет
   -
"Школьная фобия"
   -
От 11 до 16 лет
   -
Развитие застенчивости
-
Выявление страхов
-
Условия устранения страхов у детей
-
Устранение страхов посредством рисования
-
Использование игры для преодоления страха
Ночные страхи:
-
Введение
-
Что известно о сновидениях и ночных страхах
-
Распространенность и исходные причины нарушений сна и кошмарных снов (КС) у детей
-
Когда повторяются кошмарные сны
-
Как получить информацию о КС (кошмарных снах)
-
Кто поселяется в ночном мире детей
-
Разбор случаев кошмарных снов из психотерапевтической практики
-
Ночные трансы
-
Как помочь детям лучше спать ночью
Советы родителям:
- Коррекционные игры при детских страхах
-
Откуда приходят детские страхи?
-
Работа с детскими страхами
-
Как родителям помочь ребенку справиться со страхами?
-
Страхи тоже ступеньки детства
-
Мама, я боюсь!
-
Как говорить с ребенком о смерти
-
Страх смерти в детском и подростковом возрасте
-
Детские страшилки
-
Детская практика посещения "страшных мест"
-
Страх воды у детей
-
Страх темноты у детей (коррекционные игры)
-
Загадка жизни и страх смерти

Коррекция повышенной тревожности у детей
-
Во что играть с тревожными детьми?
-
Застенчивый и тревожный ребенок
-
Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети
-
Застенчивость
-
Тревожность
-
Школьная тревожность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если мы обратимся к таблице возрастных страхов, представленной в первой главе, то мы увидим, что для ребенка в возрасте 4 — 6 лет боязнь насекомых естественна и является признаком активного познавательного и личностного развития. Как правило, он появляется внезапно, и часто для его возникновения ребенку требуется совсем немного. Действительно, страх, вызываемый насекомыми, может быть разной интенсивности. В некоторых случаях он настолько силен, что привлекает к себе даже внимание врачей-психиатров. В психиатрии по этому поводу есть даже специальный термин — арахнофобия . Буквально, слово "арахнофобия" переводится с греческого языка как "боязнь пауков". То или иное насекомое может вызывать у ребенка совершенно необъяснимый ужас, истерику, крики, визг и слезы, при том , что к другим насекомым он может относиться совершенно спокойно . В чем житейские причины страха перед жуками, пауками, бабочками и тараканами? Самая очевидная, лежащая на поверхности причина таких страхов — это неприятный жизненный опыт ребенка, связанный с насекомыми. Иногда бывает так, что ребенок напугался не самого насекомого, а чего-то совсем другого, а несчастный паучок или бабочка в тот момент просто случайно находились рядом. Например, если на даче случайно захлопнулась дверь в подвал, ребенок провел там несколько минут в заточении и за это время разглядел на подвальном окошечке паутину. Или если ребенок испугался, увидев спящих на улице бездомных людей, над несвежими пожитками которых кружились десятки мух. В этих случаях насекомые вызвали страх не сами по себе, а только в контексте пугающей ситуации. Но ситуации заканчиваются, а страх перед насекомыми может закрепиться. Другая вероятная причина такого детского страха — это, как ни странно, соответствующая боязнь у окружающих его людей. Подумайте, возможно, кто-то из ваших родственников или воспитательница в детском саду панически боится пауков или тараканов и с визгом залезает с ногами на стул при каждом их появлении?

Слайд 2

Тогда неудивительно, что ребенок тоже начал бояться: если уж такая большая тетя (а может быть, и дядя) так сильно пугается, наверное, паук — это очень опасный зверь! Получается, что ребенок заражается страхом от взрослого человека. Особенно "заразными" являются для детишек страхи тех, с кем они живут, кого больше всех любят и кому больше всех доверяют — мам, пап, бабушек и дедушек. Важно помнить , что мы, взрослые, более или менее умеем прятать свои глупые, как нам кажется, страхи от других людей. Поэтому, хотя в душе мы каждый раз содрогаемся при виде паука или малярийного комара, внешне это может никак не проявляться. Но это не значит, что ребенок не может "заразиться" таким замаскированным взрослым страхом. Давайте вспомним, сколько раз мы предупреждали своих детей, что "мухи и тараканы разносят опасные болезни", "пауки бывают ядовитыми", "осы и слепни очень больно кусаются", тем самым доводя до их сознания мысль о том, что насекомые опасны. Еще одна вероятная причина страха перед насекомыми — в них самих, точнее, в особенностях их поведения. Поведение насекомого малопредсказуемо: куда поползет этот паук, куда полетит эта бабочка, удастся ли отогнать пчелу или взмахи руками ее только разозлят? Хаотичность и непредсказуемость тревожили людей во все времена. Самым распространенным в психологии методом борьбы со страхами является рисование. Нарисуйте вместе с ребенком огромного паука, бабочку или комара — того, кого он боится. Затем возьмите другой лист бумаги и нарисуйте то же самое насекомое поменьше. Затем рисуйте его еще несколько раз, пока оно не превратится в точку. После этого все рисунки можно разорвать в клочки или даже сжечь. Таким способом, рисуя, ребенок влияет на собственное подсознание и помогает ему уничтожить страх. Возможно, уже после двух-трех подобных сеансов рисования опасения вашего ребенка отступят. Если же этого не произошло, запасемся терпением и будем справляться со страхом перед насекомыми поэтапно. В ситуациях столкновения с насекомыми рассказывайте ребенку об этих приметах, сочиняйте истории, обыгрывающие их. Пусть они будут не совсем правдивыми, главное — помочь малышу понять отвлеченный смысл приметы на конкретных жизненных примерах. Подберите мультики, в которых пугающие ребенка насекомые выглядят добрыми, смешными или трогательными. Это могут быть известные «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муравей», «Бабочка и тигр», «Паучок Ананси», «Муравьишка-хвастунишка», «Путешествие муравья» и т. д. Если ваш ребенок увлекается раскрасками или пазлами, можно распечатать картинку с кадром из уже примелькавшегося ребенку мультика с пугающим его насекомым и использовать ее как контур для будущего рисунка или, разрезав на фрагменты, как мозаику. Таким способом ребенок получит опыт прикосновения к пугающему его насекомому . Заведите игрушечного паучка, тараканчика или бабочку (в зависимости от того, кого боится ваш ребенок), игрушки, сделанные руками родителей, в которые вложена частичка их души, вызывают у детей гораздо большую симпатию, чем покупные. Подберите сказки, стихотворения и потешки, посвященные пугающему ребенка насекомому, рассказывайте и обсуждайте их. Организовывайте контакт ребенка с нестрашными для него насекомыми. Ваш идеальный союзник — это божья коровка: ее практически никто не боится, ведь всем известно, что она приносит счастье.



Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ

Коррекционная работа над страхами носит фронтальный характер, но имеет в качестве важного этапа индивидуально-личностное самопознание в процессе художественно-продуктивной деятельности. В центре таких занятий -самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание. Поэтому нам представляется, что арт-терапевтическая работа более адекватна для детей с эмоциональными нарушениями, и в частности для детей, подверженных страхам и тревожности.

В качестве примера: арт-терапевтическое занятие по преодолению боязни сказочных персонажей:

Добрая Баба-яга

Цель: содействие в преодолении страха сказочных персонажей, развитие спонтанности, рефлексии, проявления истинных чувств.

Материалы: прямоугольные подносы размером (50x70x7), карандаши цветные, бумага (белого цвета), различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника, резиновые колечки для укрепления лоскутка на пальце в виде косынки.

1. Подготовительный настрой. Рисование под музыку

Психолог: Возьмите карандаш, закройте глаза и попробуйте нарисовать на листе бумаги круги и квадраты любого размера.

-Рассмотрите свой рисунок, дорисуйте фигуры. Что у вас получилось?

-Теперь возьмите другой лист бумаги, а также карандаш того цвета, который в данный момент соответствует настроению, и снова нарисуйте круги и квадраты, только теперь с открытыми глазами.

2. Разогрев. Дыхательное упражнение

«Веселые плакальщики»: имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движениями плеч и шумным вдохом без выдоха (30 секунд) [6].

3. Актуализация ощущений, эмоций.

Арт-терапевтические упражнения с песком

-У каждого на столе находится песочный поднос - это песочная страна. Давайте «осветим песочную страну» (игра со свечкой) 

Проникновение в толщу песка. Какой песок на ощупь? Он теплый, ты чувствуешь?

-А сейчас, ребята, закройте глаза и послушайте историю про Бабу-ягу. Вам страшно? Для смелости опустите руки в песок, он придаст вам силы. Можете сжимать и разжимать их.

-Прослушивание с закрытыми глазами «страшной истории» о Бабе-яге (описание ее внешности). 

-Дети делятся впечатлениями о том, что они представили, какие эмоции и чувства вызывает данный персонаж.

- Разгладьте руками поверхность песка, чтобы она стала ровной.

Рис.1. Песочная основа

-Упражнения на разглаженной поверхности песка — «Автографы» [10].

-Поставь свою метку на этой территории. Теперь ты ничего не боишься! Можно приступать к заданию.

4. Индивидуальная работа (рисунок, поделка)

-Сейчас мы с вами сделаем куклу (персонаж - Баба-яга).

-Как вы думаете, какое выражение лица у данного персонажа?

-Какой она - добрая, злая, трусливая?

Раздаются готовые шаблоны, в которых рисуется выражение лица и характер Бабы Яги.

-Подберите вашему персонажу подходящий наряд (у каждого на столе различные по фактуре и цвету кусочки ткани в форме равностороннего треугольника).

-Расскажите, какая у вас получилась Баба-яга?

Рис. 2. Детские работы «Злая Баба-яга»

-А вы знаете, ребята, что плохой человек — это несчастный человек? Свои неудачи несчастные люди стараются не показывать, а проявляют отрицательные черты характера по отношению к окружающим. Баба-яга - это пожилая женщина, у которой нет семьи, поэтому она и злая. Ее не надо бояться. Мы должны посочувствовать ей и как-то помочь стать добрее.

Рис. 3. Детские работы «Добрая Баба-яга»

-Давайте сделаем из другого лоскутка ткани добрую старушку.

Каждому участнику группы предлагается выбрать лоскуток ткани любого цвета и закрепить его на пальце, а также нарисовать на шаблоне лицо «доброй Бабы-яги».

5. Драматизация «Спонтанный театр»

-Составьте рассказ от лица новой, доброй старушки, у которой, например, было два внука. Жила она не в избушке на курьих ножках, а в деревне…

Беседа о переживаниях детей.

-Ребята, какие страхи вы бы отдали доброй Бабе-яге, а какие злой?

6. Рисование «Мой страх»

-Нарисуйте свои страхи на листах бумаги (4–5 минут), теперь сомните их и закопайте в песке.

-Пересыпая песок из одной руки в другую, повторяйте за мной: «Я смелый, я сильный, теперь я не боюсь…» (перечислите свои страхи).

7. Коллективная работа

Упражнение на развитие воображения: «Поможем Бабе-яге стать лучше…»

-Ребята, Бабе-яге надоело быть злой, она хочет помогать людям. Но вот беда — ей нечего надеть, а в лохмотьях она не хочет появляться.

Детям предлагается, как добрым волшебникам, помочь Бабе-яге. Девочкам надо сделать красивое платье для нее, а мальчикам — хрустальные туфельки, раскрасив карандашами, фломастерами по выбору, а потом придумать продолжение сказки.

8. Заключительный этап. Рефлексия.

-Итак, ребята, занятие подходит к завершению.

-Что вы чувствовали, когда создавали персонаж страшную Бабу-ягу?

-Какая она? Как вы помогли ей стать лучше?

-Как можно помочь себе и другим, если вдруг станет страшно?

Библиография

1. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2004.

3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. — М.: Педагогика, 1986.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002.

5. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2008.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. — М.: Гном и Д.

7. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

8. Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей). — М.: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006.

9. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. — М.: Мысль. 1972.

10. Штейнгардт Л. Юганская песочная психотерапия. — СПб.: Питер, 2001.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ОБОБЩЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 33»

Тема: «Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста методами арт и игротерапии»

Условия возникновения, становления опыта

Система дошкольного образования неоднократно переживала период реформирования. Менялись концепции, программы, идеология, терминология, но во все времена в дошкольной педагогике особое внимание уделялось вопросу сохранения здоровья детей. В современной дошкольной педагогике это направление является приоритетным.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), являясь первой ступенью общей системы образования.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако, среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой детей, так и на его деятельность, в том числе и обучение. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвященных страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи еще в детском саду, дети должны пройти тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своем сознании.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Так какое же поведение присуще детям данной категории: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или заторможенность, апатичность, чувство ущемленности и конечно же страх.

Актуальность данного опыта заключается в том, что оздоровление детей может быть достигнуто только при условии интеграции здоровьесберегающих технологий в деятельность детей всеми специалистами дошкольного учреждения.

Проблема здоровьесбережения в условиях дошкольного учреждения очень актуальна для детей.

У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях Крайнего Северо-Востока были и остаются первостепенной задачей.

В данной работе Актуальность исследования проблемы определяется тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть, и от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья детей.

Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений в центр педагогов  и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Беспокойство , тревога , страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Детские страхи , если к ним правильно относиться ,понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время , то это служит признаком неблагополучия , говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка , наличии у них самих страхов , конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений , вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот , чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения , в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе , формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки . По данным психологического исследования , почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья .Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия .Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами , возникающими у детей дошкольного и школьного возраста.

Цель: является изучение детских страхов; создание психолого-педагогических условий для преодоления страхов у детей через коррекцию методами арт и игротерапии.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: страхи детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены Задачи:

  • Изучить теоретический материал по проблеме возникновения страха у детей старшего дошкольного возраста;
  • Исследовать детские страхи у старших дошкольников.
  • Составить программу по коррекции возрастных страхов у детей.
  • Выявить и устранить страхи детей методами арт и игротерапии.

Гипотеза детских страхов взаимообусловлена повышенной тревожностью ребенка и способствует развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у старших дошкольников.

Новизна: Разработана модель организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста испытывающих возрастные страхи. Система подачи программных задач, методов и средств работы по преодолению страхов отработана с учетом возрастных особенностей, психофизического развития детей, методических и ФГОС ДО требований.

Инновационность данного опыта состоит в том, что введение специальных игр в процесс обучения и развития детей позволит всем специалистам дошкольного учреждения, более целенаправленно и слаженно осуществлять коррекцию нарушений развития детей, сохраняя и укрепляя их психофизическое здоровье.

Трудоемкость

данного опыта состоит в использовании ведущих видов деятельности, форм и методов работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей в процессе коррекции. Все упражнения для снижения тревожности и устранения страхов, для развития общей координации, использование элементов психогимнастики подобраны и систематизированы в соответствии с возрастными страхами детей.

Наибольшие трудности, с которыми мы сталкивались, при озвучивании детьми своего страха, дети в этот момент боятся, что оживят свои страхи.  Следует также отметить, что у детей, испытывающих страх нарушается поведение, эти отрицательные эмоции, негативно влияют как на общий психологический настрой детей, так и на деятельность, в том числе и обучение.

Поэтому методы коррекции арт и игротерапию необходимо применять всем педагогам учреждения.

Адресность:

Психолого - педагогический опыт и коррекционно – развивающая программа, составленная мною, рекомендованы для использования педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам – психологам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также психолого – педагогическим центрам.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Составлен понятийный аппарат

Cтрах начали изучать довольно давно, еще Арестотель и историки писали о страхе, но они подходили к нему скорее с философских позиций, страх также изучается многими религиями, в частности проблеме страха много внимания уделяли отцы церкви в своих трактатах. Наука психология появилась в конце 19 века, с этого же времени появился чисто психологический подход к этому феномену.

Страх рассматривается в современной психологической науке в контексте одного из ее перспективных направлений - психологии эмоций.

Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки.

Страх - явление динамичное. Часто рассматривают такой динамический ряд страха: Тревога – Испуг – Страх – Ужас.

Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном В. В. Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. В своей работе мы будем опираться на это определение.

«Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И все же страх - реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективные переживания страха ужасно, и что странно - оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его броситься наутек, прочь от опасности».

Источники возникновения страха

Процесс приобретения страхов, как считают многие ученые, связан с действием трех факторов. Это:

  • Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым «темпераментом». Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума являются довольно постоянными и, по всей видимости, делают отдельных людей уязвимыми к развитию страхов. Такие люди в детстве в большей мере подвержены воздействию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом.
  • Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.
  • Мышление и воображение. Страхи могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения.

Основные формы страха

Начиная с 1980 года, помимо классической агорафобии и специфических монофобий в поле зрения психотерапевтов попадает социальная фобия - страх публичного присутствия в ситуациях, в которых ожидается оценка со стороны других людей. Психологи, так или иначе, имели дело с субклиническими формами страхов при застенчивости, неуверенности в себе, скованности и стеснительности.

Страх темноты, бессонницы, воды, высоты, бедности, насилия, ограбления, войны или увольнения, страх за родных и близких, страх смерти – различные формы страха - свидетельствует  о том, что так или иначе проблема терапии страха всегда была актуальной психотерапевтической и психологической задачей.

Различные подходы к терапии страха

3.1 Гештальтпсихология

3.2 Поведенческая психотерапия

3.3 Психоанализ

3.4 Когнитивная психология

3.5 Нейролингвистическое программирование

3.6 Трансактный анализ

3.7 Игровая психотерапия

Изучив различные подходы к терапии страха, мы определили, что для более плодотворной работы  педагогов в сфере психодиагностики и коррекции подходит метод психоанализа З. Фрейда, с помощью которого на сознательном уровне ребенок может заговорить о своих проблемах, так как подсознательно с помощью тела он уже «заявил» о них. Коррекция страха в данном случае заключается в отыскивании ее истинной причины. Разговаривая о симптоме, ребенок воспринимает его как часть своего бытия. Во время психоанализа и работы вокруг этого бытия признаки фобии лишаются статуса. Симптом становится партнером для дальнейшей жизни и даже помогает справиться с истинными причинами душевной боли. Этот метод великолепно взаимодействует с игротерапией и арт-терапией.

Возрастная динамика страхов.  Виды страхов

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Страхи детей 5-7 лет.         

По данным корреляционного анализа, страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Последние 6 страхов наиболее типичны именно для старшего Дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде.

При неблагоприятных жизненных обстоя тельствах страх способствует усилению многих связанных с ним страхов.

У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи более тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. Другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде всего с ее эмоциональной сферой.

Максимум страхов наблюдается с 5-8 лет, при уменьшении интенсивности связей между страхами, но страх при этом более сложно психологически мотивирован и несет в себе больший познавательный заряд.

Ребенок в большей степени, чем раньше, начинает понимать, что способно причинить ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и о рациональной основе страхов как новой психической структуре формирующейся личности.

Таким образом, в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения

Преодоление детских страхов

6.1 Направления работы педагога

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях:

 - консультирование;

 - лекции-семинары (для родителей, педагогов);

 - стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов:

 1й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.

 2й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

 3й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.

5-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями

Игротерапия

Эта методика наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.

 Цели:  отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) Игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.

А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустраций, изначально предопределенных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.

Вместе с тем целью коррекции не может и не должно быть прямое изменение личности ребенка, поскольку постановка подобной цели означала бы отвержение ребенка таким, какой он есть, и противоречило бы исходному постулату «клиент-центрированной терапии» - постулату безусловного принятия ребенка.

5.3 Устранение страхов посредством арт-терапии. 

Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.

 Цели:  дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

 Метод коррекции через арт-терапию, облегчает детям выражение их множества чувств.

Коррекционная работа строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и представляет собой серию индивидуальных занятий с ребёнком, продолжительностью от 20 до 30 минут, два-три раза в неделю.

Из теории арт-терапии, мы знаем, что прежде чем начинать коррекцию, необходимо провести «первое интервью». Оно позволяет установить контакт с ребёнком настроить его на работу. Во время беседы нужно постараться сделать так, чтобы ребёнок не сковывался, вёл себя как можно естественнее.

На первом этапе работы со страхами,

Затем проводится обсуждение ощущений ребенка

В начале, работа идет медленно, ребенок адаптируется, привыкает к психологу, учится ему доверять, привыкает к новым способам работы и взаимодействия с «не-педагогом», понимает, что от него требуется. Часто у ребенка появляются вопросы из различных сфер жизни, по которым он хочет слышать точку зрения другого человека, психолога.

На следующем этапе ребенку предлагается нарисовать возникший у него образ страха.

Обычно дети выбирают позитивные методы решения проблемы, то есть хотят подружиться со страхом, чтобы он их больше не пугал.

На следующем этапе работы со страхами использую технику «Два стула». Ребенок может поговорить со своим страхом.

  • Затем ребёнку предлагается прослушать терапевтическую сказку, отражающую его индивидуальные особенности.

Далее необходимо отслеживать внутреннее состояние ребенка с целью проверки результатов работы.

Не нужно бояться некоторого оживления боли и страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения или трансформации. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Таким образом, рисунок исследуется и конкретизируется вместе с ребенком, в ходе которого предлагаются виды различных манипуляций с теми предметами, людьми, образами и символами, которые появились на белом листе.

Главное - не спешить, дать возможность выразить все, что есть на душе у ребенка, не задавать лишних вопросов и помочь ему преобразовать негативные, травмирующие чувства в нечто более позитивное, найти резервы здоровой личности, подвести к возможным вариантам выхода из ситуации и обсудить их.

Таким образом, для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, педагогам  необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как предупредить страхи у детей и что предпринять, если они уже есть.

С целью предупреждения появления неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка и семьи.

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

        А теперь предлагаю поиграть в игры, например в старинную русскую игру «Жмурки». Как вы думаете какие детские страхи может снизить эта игра?

ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ

Жмурки

  Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!». Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только потом снимает повязку.

                                      Предостережение. Следить, чтобы ребенок долго не

                                      «Жмурился» в поисках игроков, как только

                                      Почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с

                                      Радостью.

Неваляшка

  Необходимое количество участников – 3 человека, желательно родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

                        Предупреждение.

                                                         Дети с сильными страхами и робостью  

                                                         Могут выполнять упражнения с  

                                                         Открытыми глазами, амплитуда  

                                                         Раскачивания может быть сначала  

                                                         Минимальной.

Мышь и мышеловка

  Необходимое количество играющих – 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (или сеть). «Мышонок» - в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

                                 Предупреждение

                                                                               1.Взрослый следит, чтобы ноги

                                                                       «Мышеловки» не пинались, не делали

                                                                      Больно мышонку.

                                                                              2. Если взрослый замечает, что                                                                  

                                                                            Мышонок загрустил и не может

                                                                            Выбраться, он регулирует

                                                                            Ситуацию, например: «Давайте    

                                                                            Все вместе поможем                                                                              

                                                                            Мышонку, расслабим ножки

                                                                            И руки, пожалеем его.                                  

Спасибо за внимание и участие в играх. На этом заканчиваю представление актуального педагогического опыта и надеюсь на дальнейшее и активное взаимодействие.

Ответы на вопросы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...