"Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей млад.дошкол.возраста."
консультация (младшая группа) на тему

Грибкова Наталья Николаевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст- от трех до семи лет - важный период, в котором формируется человеческая личность и закладываются прочные основы здоровья. Задача укрепления здоровья детей дошкольного возраста является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. К работе по профилактике эмоциональных напряжений, а следовательно, и подготовке детей к формированию у них основ здорового образа жизни мы приступили еще до прихода малышей в детский сад.       Прежде всего, мы познакомились с особенностями наших будущих воспитанников, проведя анкетирование родителей. Это дало возможность проанализировать степень готовности каждого ребенка к поступлению в детское учреждение, выяснить проблемы, которые могли возникнуть и дать рекомендации родителям по подготовке детей к приходу в детский сад. Мы практикуем свободное посещение детей с родителями до начала адаптации. Дети вместе с родителями приходят на прогулки, знакомятся с помещениями в детском саду. С ними проводятся мини-экскурсии по группе. Цель таких посещений: познакомится с новыми взрослыми и сверстниками, помочь детям привыкнуть к незнакомым людям.

     Следующим этапом стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей. Для этого была собрана и изучена учебно-методическая литература по теме, составлен проект оздоровительной работы, план внедрения оздоровительных мероприятий: организация закаливания, сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни,

     Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем дети старшего возраста двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредотачиваться, рисуя, рассматривая книги. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действие с предметами и игрушками. Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:

1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: “Бросим мяч в корзину” и т.д.

2. В играх прибегаем к сравнениям: “Попрыгаем как мячики. Побежим тихо, как мышки”

3. Обязательно следим за физической нагрузкой, не допускаем перевозбуждения.

4. Отслеживаем поэтапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову.

5. Учитываем не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

     Обучение подвижным играм и упражнениям начинаем с утренней  гимнастики, которую проводим ежедневно в  детскому саду. Гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день. Она проста по своей структуре и доступна детям, доставляет им удовольствие и не требует специального оборудования.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 3-4 лет осуществляется нами по следующим направлениям:

 Привитие культурно-гигиенических навыков.

     Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

. Обучение уходу за своим телом,

навыкам оказания элементарной помощи

     Приучаем ребёнка к индивидуальной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

     Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

     Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

     Развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья, рекомендуется закалять детей ввиду того, что адаптация к температурным перепадам идет сложно, дети часто болеют простудными заболеваниями.

Поэтому особое внимание в режиме дня уделяем проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни.

     Мы всегда помним, что превышение интенсивности закаливающих процедур может привести к срывам , проявляющимся в ухудшении здоровья и самочувствия ребенка. Поэтому мы остановились на воздушном закаливании. В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон. В связи с этим мы используем два правила:

- обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку. Исключить шумные игры за 30 минут до сна;

- проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

. Формирование привычки

к ежедневным физкультурным упражнениям.

     Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

     Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.

     Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

     Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: показы занятий, консультации, тематические родительские собрания, папки-передвижки, в которых отражается жизнь детей в детском саду. В нашей группе ведется альбом из жизни наших малышей, в который мы помещаем и фотографии детей из семейного альбома с краткими комментариями родителей. Фотографии мы используем в адаптационный период, при составлениях рассказа о себе, своей семье, любимой бабушке, игрушке… Часто мы просим родителей принести в группу семейный альбом, и рассматриваем его вместе с детьми.

     В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни,

     Родители активно  оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном выше направлении дает хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы.

     Анализ показателей педагогического процесса в группе, результатов пропаганды ЗОЖ среди  родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в учебно-воспитательного процесса  на первом этапе дошкольного детства позволяет нам заявить, что все воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Дети физически развиты и очень подвижны. Сократились случаи ОРВИ, повысился индекс здоровья. Кроме этого, дети и их родители с каждым днем становятся грамотней. Малыши знают, как не навредить своему здоровью, как действовать в экстремальных ситуациях и многое другое.

Из опыта работы

воспитателя гр. "Карамельки"

Грибковой  Н.Н.

СООБЩЕНИЕ на тему:

 "Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей млад.дошкол.возраста."

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть II "Факторы здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы по разделам программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у ...

Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"

Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста...

Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей дошкольного возраста

Задача приобщения дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом спос...

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействия с родителями»,

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ"

Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»Цель: об...