Главные вкладки

    Гимнастика – побудка после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста
    материал (подготовительная группа) по теме

    Букаткина Лариса Михайловна

    Гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pobudka_starshiy_vozrast.doc110.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для педагогов

    Составила: Букаткина Л.М.

    Гимнастика – побудка после дневного сна

    для детей старшего дошкольного возраста

    Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

    Задачи:

     - продолжать работу по укреплению здоровья детей;

    - создавать условия для систематического закаливания организма;

    - воспитания правильной осанки, гигиенических навыков;

    - в профилактике нарушений осанки, плоскостопия;

    - воспитывать положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения  после сна;

    - упражнять в ходьбе со свободными, естественными движениями рук, правильно координируя работу ног и рук.

    Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

    Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.

    Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Все упражнения должны выполнять поочередно  «с головы до ног».

    Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

    Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках (или встают около кровати). Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты. Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 10-15 минут (для старших дошкольников) после чего дети переходят к водным процедурам.

    Таким образом, такая  форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус.

    Литература:

    Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, 2011 год.

    Примерный комплекс гимнастики после сна

    для детей старшего дошкольного возраста.

    Сентябрь  «Дружные ребята» 

    В кровати

    Мы, все дружненько проснулись
    Улыбнулись, потянулись,   (Движения соответствующие тексту)
    Подышали ловко  (Дышат носом)
    Погудели громко     (у-у-у-у-у)
    Поднимайте плечики, как в траве кузнечики. (Энергичные движения плечами вверх-вниз).
    1,2,3,4 –шевелим ногами  (Стопы на себя, от себя)
    1,2,3,4 – хлопаем руками  (Хлопки руками)
    Руки вытянуть пошире 1,2,3,4 (Сгибать и разгибать руки в стороны на каждый счет)
    Наклонились 3,4    (Наклониться вперед касаясь ног руками)
    И педали покрутили    (Велосипед)
    На животик повернуться, спинку сильно изогнуть.
    Прогибаемся сильней,  чтобы были здоровей    (Лодочка)
    Мы становимся все выше, достаем руками крышу    (Лежа на животе, руки вперед, потянуться)
    На два счета поднялись 1,2
    3,4 – руки вниз    

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры.

    Октябрь «Листочки» 

    В кровати


    Мы листики осенние, на ветках мы сидим. (Лежат в кроватях)
    Дунул ветер – дуют, полетели   (Махи руками)
    Мы летели, мы летели  

    На полу


    И на землю тихо сели  (Встают с кроватей и приседают на корточки)
    Ветер снова набежал и листочки все поднял  (Встают, спинки ровные)
    Закружились, полетели,  и  на землю тихо сели     (Движения по тексту)
    Ветерок с листвой играл по дорожке их погнал   (Бегут по солевой дорожке)
    После мокренькой дорожки, стали влажными листочки.
    Мы их высушим сначала. чтоб шелестела и шуршала (Растирают свое тело руками)
    Выросли деревья в поле, хорошо расти на воле! (Рки вверх-качаются)
    Каждое старается, к небу, к солнцу тянется   (Потянулись на носочках вверх)
    Вот подул веселый ветер,  раскидал он всю листву (Круговые движения руками вверху)
    Даже толстые стволы, наклонились до земли (Наклоны вперед, касаясь руками пола)
    Вправо, влево, взад, вперед, так деревья ветер гнет    (По тексту)
    Он их вертит, он их крутит, ну, когда же отдых будет?

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры. 

    Ноябрь «Вместе по лесу идем»

    В кровати

    Вверх рука и вниз рука, потянули их слегка.
    Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)
    Мы готовимся к походу разминаем свои ноги  (Движение «велосипед»)
    Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем.
    Вот выходим мы на луг тысяча цветов вокруг!  (Встают с кроватей, ходьба на месте)

    На полу


    Вот ромашка, василек, медуница, кашка, клевер.
    Расстилается ковер и направо и налево.   (Наклоны, имитируют срывание цветов)
    Видишь,  бабочка летает, на лугу цветы считает.  (Имитируют полет бабочки)
    - Раз, два, три, четыре, пять, их считать - не сосчитать!   (Указательным пальцем ведут счет)
    За день, за два и за месяц…шесть, семь, восемь, девять, десять.   (Хлопки в ладоши)
    Даже мудрая пчела  сосчитать бы не смогла!   (Машут руками-крылышками)
    К небу ручки потянули, позвоночник растянули.    (Потягивание, руки вверх)
    По дорожке босиком  будем мы бежать домой.    (Идут по солевой дорожке)
    Долго по лесу гуляли  и немножко мы устали.   (Идут по коррегирующей дорожке)
    Отдохнем и снова в путь, важные дела нас ждут.  

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры. 

    Декабрь  «Мы готовы для похода»

    В кровати


    Мы готовы для похода, поднимаем выше ноги. (Лежа, поднимаем и плавно опускаем ноги)
    Птицы учатся летать, плавно крыльями махать. (Руки к плечам, машут «крыльями»)
    Сделали глубокий вдох, отправляемся в поход. (Глубокий вдох, выдох)
    Полетели, полетели  и на землю тихо сели. (Встают с кровати, выполняют махи руками и приседают на корточки)

    На полу

    Взвились мы под облака и земля нам не видна    (Встали, машут руками «крыльями»)
    Кто носочки достает?  (Выполняют наклоны с касанием носочков ног)
    Руки ставим перед грудью, развивать их резко будем.
    С поворотом раз, два, три, не бездельничай, смотри!  (Рывки руками перед грудью)
    Приседаем – раз, два, раз, ножки разомнем сейчас.
    Сели- встали, сели – встали. (Движения в соответствии с текстом)
    Мы готовы для похода на ходьбу мы перейдем,
    Ножки наши разомнем.  (Идут по солевой дорожке)
    Мы активно отдыхаем,- то встаем, то приседаем-
    Раз, два, три, четыре, пять, вот как надо отдыхать.  (Приседания)
    Головой теперь покрутим - лучше мозг работать будет. (Круговые вращения головой)
    Крутим туловищем бодро - это тоже славный отдых. (Круговые движения туловищем)
    Мы в походе устали что-то, приземлимся на болото.

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры. 

    Январь «Снежинки» 

    В кровати


    (Перед тем, как дети проснуться, воспитатель раскладывает кусочки ваты на край подушки.)
    Светло – пушистая снежинка белая,
    Какая чистая,  какая смелая (У детей на ладони лежит кусочек ваты, они внимательно ее рассматривают.)
    Дорогой дальнею легко проносится
    Не в ввысь лазурную на землю просится. (Дети дуют на вату, чтоб поднялась вверх и какое –то время стараются удержать ее в воздухе.)
    Но вот кончается  дорога дальняя
    Земли касается  звезда хрустальная. (Вата остается у детей на ладони.)
    Своей прохладою нас охладит она
    Волшебной силою поднимет дух с утра. (Дети держат  вату на ладони, поочередно выполняют маховые движения то левой рукой, то правой.)
    Снежинка белая  лежит, качается
    Один лишь ветер с ней смог позабавиться. (Дети кладут вату на живот и делают резко вдох-выдох животом.)
    Нам не понять судьбы звезды – красавицы,
    А вот играть нам с ней уж очень нравится. (Вата лежит на животе, а дети руками и ногами выполняют движение «ножницы».)
    Возьмем мы бережно свою снежиночку,
    Положим все ее  в свою корзиночку.  (Дети, держа вату в руке, встают с кроватей и кладут ее в корзиночку воспитателю.)

    На полу


    Пора идти нам всем  дорогой трудною,
    Чтобы попасть опять в страну холодную.

    Дети идут по коррегирующей дорожке к стульчикам.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры. 

      «» 

    В кровати 

       () () () () () () ()   ()   ()  (коррегирующей дорожке)

    На полу

     и (жесткой ( по коррегирующей дорожке) () (),  п (), н

    Дети идут по коррегирующей дорожке к стульчикам.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры.

                                                            «»

     В кровати 

     в () . () н () ()  (х) п ()  п. () () ()

    На полу

     в ()п () д () в () и (Руки ре) н ()  и

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры. 

      «» 

    В кровати 

     о () к () о  () (И)  ()  () о  () 

    На полу

    -  э () р (), г (по коррегирующей дорожке) н () с ()  () о () п 

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры. 

     «»

    В кровати

     з () п  (Дети поют к)  () () п  () (С) () с  (С)  () () х  ()  () (встают на ковёр)

    На полу

     х () м ()

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры

    ь «» 

    В кровати

     п () п и () р () з ()

    На полу

     б () н и ()  () н () и (по коррегирующей дорожке) о м (), и () и . () н () п () ч () н, м

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры

     «» 

    В кровати

     и в () д () р () и  () д () е () тн м ()

    На полу

     н (),  п (по коррегирующей дорожке) б (по коррегирующей дорожке) н и с (– самомассаж)

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры

    Август «» 

    В кровати

     п () ()

    .  (). (У) п (. ) и  в 

    И  (. С) з () и  () 

    На полу

     д н () н () х () м р (И) с и  пСадятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры

    Гимнастики после сна.

    1.И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. (Спокойно сделать глубокий вдох-выдох.(произвольное количество раз)

    2.И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. (Потянуться, руки вверх (2 раза)

    3.  И.П.: лежа на спине. (Повернуться на правый бок, затем на левый бок. Руки вверху (2 раза)

    4. И.П.: лежа на спине, руки под голову. (Потянуть правую ногу пяткой вперед, носок на себя.)
    То же левой (4 раза каждой ногой)

    5. И.П.: лежа на спине, руки под голову. (Потянуть две ноги одновременно пятки вперед, носки на себя. (4 раза))

    6. И.П.: лежа на спине, руки вверху. (Опустить руки вдоль туловища, и.п.(5 раз))

    7. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. (Обхватить руками согнутую в колене ногу.Вернуться в и.п. То же другой ногой. (по 3 раза каждой)

    8. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. (Обхватить  руками согнутые в коленях ноги, подбородок прижать к коленям и сделать несколько покачиваний.)
    9.И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.
    10. Спокойно сделать вдох-выдох.

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры

    Упражнение на формирование правильного дыхания

    В кровати

       Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает "разбудить руки".

       Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

    Темп пробудки медленный, спокойный, комфортный.

    “Забавные котята”

    В кровати

    1) “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули передние лапки).

    2) “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

    3) “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.

    4) 

    а) “Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

    б) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

    На полу

     Этап 1. Вдох:

    • расслабить мышцы живота, начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед;
    • наполнить среднюю часть легких, расширяя грудную клетку с помощью межреберных мышц;
    • приподнять грудину и ключицу, наполнить воздухом верхушки легких. 

    Этап 2. Пауза.
    Этап 3. Выдох:

    • приподнять диафрагму вверх и втянуть живот;
    • опустить ребра, используя группу межреберных мышц;
    • опустить грудину и ключицу, выпуская воздух из верхушек легких. 

    Этап 4. Пауза.

    Садятся на стульчики и одеваются.

    Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры.

    Гимнастики после сна.

    1. «Потянулись».

    И. п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.

    Вдох — тянуть правую руку вверх, выдох расслабиться.

    Вдох - расслабиться, выдох тянуть руку вверх.

    Пауза - расслабиться, (4 раза)

    2. «Растишка».

    И.п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.

    Вдох - максимально тянуть руки и ноги, выдох - расслабиться.

    Вдох - расслабиться, выдох максимально тянуть руки и ноги.  (4 раза)

    3. «Паучок».

    И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны.

    Вдох - напрячь и тянуть руки и ноги в стороны, выдох - расслабиться. (4 раза)

    4. «Колобок».

    И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны.

    На счет 1-2 - 3 - группировка  (подтянуть колени к груди, обхватить их

    руками), на счет 4 - вернуться в и.п. (4 раза)

    5. «Рыбка».

    И.п.: лежа на животе руки под подбородком.

    На счет /-3 приподнять голову, руки и ноги тянуть вверх, на счет 4

    свернуться в и.п. (4 раза)

    Методика. Воспитатель с солнышком в руках или в костюме солнышка будит детей, касаясь каждого из них «лучиком», поглаживая по плечу, по голове.

    - Потягунушки, потягунушки,                           Дети потягиваются,
    А в ножки ходунушки,                                        вытягивают   ноги
    А в ручки хватунушки,                                       и руки до упора,
    А в роток говорок,                                               расслабляют
    А в головку разумок.                                           мышцы.
          
    (повторить это движение на левом, а затем на правом боку)

    -Наши ножки проснулись,                                  Лечь ровно и
    Встрепенулись, потянулись,                              поочерёдно поднимать
    И в колене не согнулись,                                    и опускать ноги,
    И ещё раз потянулись,                                        стараясь вытянуть носок,
    Потянулись, отдохнули.                                     не сгибая ноги в коленях.

    -Наши ручки проснулись.                                   Поднять руки вверх
    -Где ладошки? Тут?                                             и перебирать поочерёдно
    -Тут!                                                                       пальцами, сначала
    -На ладошках пруд?                                             медленно, а затем
    -Пруд.                                                                    ускоряя темп,
    -Палец большой – гусь молодой.                       закончить упражнение
    Указательный поймал,                                        сжатием пальцев в кулак
    Средний гуся ощипал.                                         и сильным раскрытием
    Этот палец суп варил,                                          кисти.
    Самый меньший – печь топил.
    Полетел гусь в рот,
    А оттуда в живот… Вот!
             -Давайте с вами хорошенько разбудим наши ножки.
    Вытяните носки стоп, согните стопу, потяните к себе пальчики и нарисуйте
    ими кружочки. Молодцы! Отдохните. И ещё раз!       (повторить 3-5 раз)
             -А теперь разбудим колени: похлопайте по ним, согните ноги в
    коленях, придерживая бёдра, сделайте круговые движения коленом левой
    ноги, а теперь правой. Молодцы, ребята!                     (повторить 3-5 раз)
             -Присаживайтесь в кроватках, будем будить головку.
    Медленно опустите голову, постарайтесь достать подбородком грудь,
    так же медленно отведите голову назад, а теперь наклоните влево, вправо
    и нарисуйте кружок головой.                                          (повторить 3-5 раз)
             -Теперь разбудим глазки. Садитесь в кроватках поудобнее, сильно
    зажмурьте глаза, теперь широко откройте, посмотрите вверх, вниз, влево,
    вправо и опять зажмурьте сильно.                                  (повторить 3-5 раз)
             -Сейчас разбудим ротик. Сделайте глубокий вдох, а выдыхая –
    помычите «м», но рот не открывайте.                             (повторить 3-5 раз)
    -Сделайте глубокий вдох и выталкивайте воздух через нос короткими
    толчками, а рот не открывайте.                                        (повторить 3-5 раз)
             -Все проснулись детки и пошли гулять по дорожкам. (дети встают
    с кроватей и ходят по дорожкам, рифлёным коврикам)
                                          Наши  детки  на  полу 
                                          Ножками   затопали.
                                          Ходят  детки  ножками,
                                         Новыми   сапожками.
                                          Посмотрите,  хороши
                                          Наши  детки – малыши!
                                          Топа-топа-топа-топ,
                                          Топа-топа-топа-стоп!
    -На пути узенький мостик, осторожно, не оступитесь!
                                                                     (ходьба между двух шнуров)
    -Переступаем кочки, поднимайте выше ноги, чтобы не споткнуться.
                                                                      (перешагивание через кубики )
    -Шар воздушный прилетел, подуйте, чтобы он не упал.
                                                                      (вдох через нос, выдох –
                                                                      через сомкнутые губы)
    -Опять зашагали наши ножки по разным дорожкам.
                                                                      (ходьба по ребристым
                                                                      дорожкам и коврикам)
    -Зашагали ножки, топ-топ-топ,
    Прямо по дорожке, топ-топ-топ,
    Топают сапожки, топ-топ-топ,
    Это наши ножки, топ-топ-топ.
    Ну-ка, веселее, топ-топ-топ,
    Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
    -Повстречался нам на дороге медведь. Как он шёл, покажите.
                                          (встать на «четыре лапы», опираясь на пол полной
                                          поверхностью ладони и ступни, и тихонько
                                          передвигаться в таком положении)
    -А вот и лисичка-сестричка крадётся.
                                          (ходьба на носках, передавая повадки лисы)
    -А это мышки вылезают из своих норок, прогибают спинки.
                                          (подлезание под верёвку)
    -Вот и зайка прискакал.
                                          (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
    -Поскакал зайка умываться после сна. А наши детки тоже будут умывать
    водичкой своё личико.
                                          Водичка, водичка,
                                          Умой моё личико,
                                          Чтобы глазки блестели,
                                          Чтобы щёчки краснели,
                                          Чтоб смеялся роток,
                                          Чтоб кусался зубок.
    (дети умываются, одеваются, причёсываются, моют руки и садятся кушать)

    Волшебный сон
    Реснички опускаются,
    Глазки закрываются,
    Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
    Сном волшебным засыпаем…
    Дышится легко, ровно, глубоко…
    Наши ручки отдыхают,
    Ножки тоже отдыхают…
    Отдыхают, засыпают… (2 раза)
    Шея не напряжена
    И рас-сла-блен-на…
    Губы чуть приоткрываются,
    Все чудесно расслабляется… (2 раза)
    Дышится легко, ровно, глубоко…
    Напряженье улетело…
    И расслаблено все тело… (2 раза)
    Греет солнышко сейчас…
    Ручки теплые у нас…
    Жарче солнышко сейчас…
    Ножки теплые у нас…
    Дышится легко, ровно, глубоко…
    Губки теплые и вялые,
    Но нисколько не усталые…
    Губки чуть приоткрываются,
    Все чудесно расслабляется… (2 раза)

    Мы спокойно отдыхали,
    Сном волшебным засыпали…
    Хорошо нам отдыхать!
    Но пора уже вставать!
    Крепко кулачки сжимаем,
    Их повыше поднимаем.
    Потянуться! Улыбнуться!
    Всем открыть глаза и встать!
                                             Яковлева Н.Г

    Психологическая помощь дошкольнику. СПб., 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гимнастика после сна для детей старшего дошкольного возраста

    Комплекс гимнастики после сна с января по май месяцы....

    Гимнастика после сна для детей старшего дошкольного возраста

    Комплекс гимнастики после сна с января по май месяцы....

    Бодрящая гимнастика после дневного сна ( младший, старший дошкольный возраст); Дыхательная гимнастика для детей с 4 - 6 лет;

    Бодрящая гимнастика после дневного сна. Всем нам хорошо известно выражение «Встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют -  приятным такое состояние не назовешь...

    статья "Гимнастика после сна для детей старшего дошкольного возраста"

    В статье представлены комплексы гимнастикипосле сна для детей старшего дошкольного возраста....

    Гимнастика после сна, для детей старшего дошкольного возраста.

    Основная цель гимнастики после дневного сна - поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью воздушных ванн и физических упражнений. Данный комплекс содержит упражнения, которые выполняются в соо...

    Картотека комплексов гимнастики после дневного сна для старшего дошкольного возраста

    Гимнастика в постели направлена на плавный переход от сна к активному бодрствованию. Воспитатель начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика ...

    картотека "Гимнастика после сна" для детей старшего дошкольного возраста

    27 комплексов гимнастики после сна для детей старшего дошкольного возраста...