Мастер-класс для педагогов "Дыхание -это жизнь"
методическая разработка на тему

Евсюкова Марина Николаевна

Представляю мастер-класс для педагогов по использованию игровых приемов дыхательной гимнастики. Мастер-класс проведен на районном этапе конкурса "Воспитатель года 2014"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dykhanie.pptx2.73 МБ
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentatsii_master-klassa.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние дыхательных гимнастик на органы человека «Дыхание –это жизнь»

Слайд 2

Здоровому- все здорово Проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей.

Слайд 3

Дыхание –это жизнь! Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания-залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания.

Слайд 4

Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Зрелыми рождается не более 14 % детей, Здоровых дошкольников составляет 10 %. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей-хронически больные.

Слайд 5

Сущность процесса дыхания. Дыхательный акт-это ритмическое движение грудной клетки и легких. Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большое- несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинает работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.

Слайд 6

Типы дыхания. Нижнее, или «брюшное», «диафрагмальное» Среднее, или «ребристое» Верхнее, или « ключистое » Смешанное, или «полное дыхание йогов»

Слайд 7

Сущность дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика-это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшим возраста 4-5 лет.

Слайд 8

Положительные воздействия дыхательной гимнастики на организм человека. Влияет на обменные процессы, Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных Улучшает дренажную функцию бронхов Восстанавливает нарушенное носовое дыхание Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований.

Слайд 9

Положительные воздействия дыхательной гимнастики на организм человека Восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения Налаживает нарушенные функции сердечнососудистой системы Исправляет развивающиеся а процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника Повышает общую сопротивляемость организма.

Слайд 10

Использование дыхательной гимнастики Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Подвижные игры Беседы Физкультминутки При активном отдыхе Самомассаже Пальчиковой гимнастики Звуковых д ыхательных упражнений Занятиях Точечном массаже Гимнастике пробуждения

Слайд 11

Особенности использования дыхательной гимнастики. Необходимая мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

Слайд 12

Нетрадиционное оборудование Для профилактики сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду используется различное оборудование: трубочки из под соков, ватные шарики, полосочки , ленточки, перышки.

Слайд 13

Заключение . «болезни едва могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или в меньшем количестве, или более сгущенный, или пропитанный болезнетворными миазмами, входит в тело…» ( Г иппократ 460-377 годы до н.э.)



Предварительный просмотр:

Мастер-класс  на тему:

 «Дыхание – это жизнь! «

Проведение дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

                                                                   Выполнил:                                                                                                                   

                                                  Воспитатель МК ДОУ                                                                      

                                                  Воронцовский детский сад

                                                  Евсюкова М.Н.

                                                       

2014

     Уважаемые коллеги!

 Для всех нас конкурс – это в определенной степени напряжение: моральное и физическое.

Упражнение « Тигр»

Давайте попробуем расслабиться. Для этого специальная подготовка не требуется. Сядьте поудобнее. Представьте, что вы – тигр. У кого есть возможность – поставьте руки на столы, у кого нет – вытяните перед собой.  Представьте, что ваши руки – это лапы тигра, с выпущенными когтями. Ваши лапы напряжены как перед прыжком. Теперь сделайте глубокий вдох, не расслабляя ваших рук, почувствуйте мощный поток энергии, который сбросит всю отрицательную энергию, и на выдохе прорычите как тигр, и все свое напряжение отправьте в кончики лап с когтями.

Тот, у кого пальцы в конце выдоха расслабились – выполнил все правильно.

Вот вы уже и расслабились. Вы на себе смогли прочувствовать эффективность упражнения на дыхание, об этом сегодня и пойдет речь.

Цель: Познакомить  с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.
Задачи: (слайд)
- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
- показать значение дыхательной гимнастики , как одно из средств профилактики заболеваний .


1. Уважаемые коллеги, сегодня на мастер – классе я предлагаю вам ознакомиться и самим научится дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания , умения и навыки в работе с детьми. Но для начала я хочу погрузить вас в теоретическую часть сегодняшней темы.
Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша планета дышит, развивается как живой организм.
Правильное  дыхание отличается от обычного дыхания. Правильное дыхание – это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика. Она необходима для часто болеющих детей, но так же и для здоровых детей, чтобы сохранить это самое здоровье.

 Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же неестественно, как принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через рот, отстают в умственном развитии.

А.Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».
Я вас призываю помочь нашим детям! (слайд)
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря необходимо научить детей правильно дышать. Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм.

2. Давайте поговорим о том, а что есть само дыхание? Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины. (слайд)


3. Хочу вас познакомить и не только, хочу вас обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:
«ЧАСИКИ» (слайд)
Часики вперёд идут,
За собою нас ведут.
И.п.- стоя, ноги слегка расставить.
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)
2- взмах руками назад «так» (выдох)
«ПЕТУШОК»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Встать прямо, ноги слегка расставить,
руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть
ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»
повторить 5-6 раз.
«НАСОСИК»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся – выдох.
Можно выпрямляясь произносить – «с-с-с»
«ПАРОВОЗИК»
Едет, едет паровоз
Деток в садик он привёз.
Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу,
пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движения
дети приговаривают «чух-чух-чух».
Упражнение выполняется 20-30 сек.
«ДЫХАНИЕ»
Тихо – тихо мы подышим,
Сердце мы своё услышим.
И.п. – стоя, руки опущены.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт
расширяться – прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек).
2 – плавный выдох через нос.


Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения.

Практическая работа со взрослыми


Уважаемые коллеги, выходите на середину зала и на некоторое время вы станете детьми и поиграем.

«КОРАБЛИК»
Предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Необходимо  медленно вдыхая, направлять воздушную струю , с помощью коктельной трубочки,  на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

«Буль - бульки».

 Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите  поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача  так играть в «Буль -бульки», чтобы не пролить воду.

Есть еще много других упражнений , таких как:
«СНЕГОПАД»
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.
«ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.
«ПУЗЫРЬКИ»
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным , то есть пузырьки должны быть долго.
«ДУДОЧКА»
Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
«ФОКУС»
Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука Р. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.
«БАБОЧКА»
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»
«СВЕЧА»
Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.
«ФУТБОЛ»
И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
«ГРЕЕМ РУКИ»
Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Это же упражнение используется при постановке свистящих и шипящих звуков. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая, значит звук С произносится правильно. При произнесении звука Ш «ветерок» тёплый, «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.
«КТО СПРЯТАЛСЯ ?»
На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.

Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи.

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику?

 Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д. (слайд)


4. И в заключении я хочу вас информировать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

В завершении мастер-класса  предлагается памятка.
Памятка по проведению дыхательной гимнастики
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен.
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка ( длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой
форме.

Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен.

Я дарю ВАМ  цветы, уважаемые коллеги! И как сказал Патрик Зюскенд:

« Люди могут закрыть глаза и не видеть величия, ужаса, красоты, и заткнуть уши, и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат – это брат дыхания…»

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Кинезиология на все случаи жизни"

Цель мастер - класса:Познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией -с кинезиологией.Задачи:привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;заин...

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!»

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!» (фотоотчет)Два года назад я решила попробовать себя в чем-то новом, а так как я люблю рисовать и так же сильно люблю ...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....

Мастер-класс для воспитателей «Игра в жизни ребёнка. Игра в жизни взрослого»

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода....

Мастер - класс для педагогов " Игра в жизни ребёнка", "Игра в жизни взрослого"

Мастер - класс для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов....