«Использование арт-терапевтических методов в работе педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ (нарушение зрения)».
статья на тему

Статья- методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_art-terap.met_._v_dou_sergeevam.v.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №98

компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

192286, Санкт-Петербург, ул. Димитрова, д.18, к.4, т./ф. 772-16-82

«Использование арт-терапевтических методов

в работе педагога-психолога с дошкольниками

с ОВЗ (нарушение зрения)».

Педагог-психолог

 высшей квалификационной категории

Сергеева М. В.

Санкт-Петербург

Последнее десятилетие наше происходит кардинальное реформирование системы образования. Изменяется и роль психологической службы, она стала необъемлемой частью системы образования и входит в комплекс медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка.

Комплексное сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном коррекционном учреждении осуществляется «командой» специалистов. Совместная работа «команды» направлена на создание социально-психологических условий успешного развития и компенсации нарушений каждого ребенка, независимо от его способностей и социального статуса. В соответствии с Федеральными государственными стандартами образовательной программы дошкольного образования, под развитием ребенка понимается – единство воспитания, образования и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тифлопедагог, профессор В. А. Феоктистова призывала применять «все разнообразие видов и соотношений совместной деятельности ребенка и взрослого, видоизменять окружающую среду, перестраивать процесс коммуникации в связи с нарушением зрения». Применение инновационных арт-терапевтичских методов в совместной работе тифлопедагогов, воспитателей и психолога в коррекционном учреждении расширяет возможности коррекционного развивающего процесса.

Арт-терапевтические методы  в полной мере относятся к здоровьесберегающим педагогическим технологиям. Кандидат медицинских наук А. И. Копытин дает такое определение арт-терапии: «Совокупность психологических методов воздействия… с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами». Основной акцент в ходе арт-терапевтических занятий делается на свободное выражение в продуктах детской творческой деятельности, чувств, состояний и потребностей ребенка их осознания и последующей коррекции. Последнее время все чаще предпринимаются попытки применять элементы арт-терапии в системе образования.  Применение арт-терапевтических методов в работе с детьми:

- улучшает их адаптацию к новым условиям  жизнедеятельности,

-способствует установлению и развитию контактов со сверстниками и взрослыми людьми,

-стимулирует естественное и компенсаторное развитие у детей разных психических функций и свойств личности (образное мышление, осознание своих чувств и потребностей, самоуверенность).

-у педагогов и психологов повышается возможность раннего выявления у детей признаков эмоциональных и поведенческих отклонений.

 Все выше перечисленные факторы повышают эффективность профилактических, образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.

Мы представляем арт-терапевтический метод психологической лого-ритмики (ПЛР). Метод ПЛР включает в себя двигательно-пространственные композиции, игры, сопровождая музыкальной и речевой деятельностью. Этот метод основан на психотерапии искусством (драматерапия, танцевально-двигательная терапия и музыкальная терапия). Метод ПЛР – универсален, так как может применяться для решения профилактических, образовательных  и коррекционных задач, во всех типах образовательных учреждениях. Это синтетический вид деятельности, оказывающий терапевтическое влияние на все сферы детской психики. Он предоставляет возможность творческого самовыражения не только детям, но и взрослому. Метод ПЛР дает возможность проследить динамику развития ребенка, так как дает диагностический материал для анализа состояния ребенка в данный момент.

Основополагающий принцип – игровая  деятельность ребенка (Л.С.Выгодский). Именно в игре идет процесс «интереорезации - переход внешних действий во внутренний план или внутреннего мыслительного плана во внешнее действие» (П. Я. Гальперин). Принцип смены психологической позиции связан с тем, что ребенок, освоив игровые действия, изменяет свою позицию с «ведомого» на «ведущего». Возможно изменения тематического и композиционного содержания, в зависимости от поставленных коррекционных целей и индивидуальных особенностей детей. Сложность используемых игр, композиций, музыкально-речевых материалов постоянно наращивается, тематика меняется в соответствии с дефектологической коррекцонно-развивающей программой. Принцип комплексности обеспечивается связью с другими видами коррекционно-развивающей деятельности через решение общих задач. Ритмическая структура метода ПЛР, как костяк, на который можно накладывать любые виды игр, танцевально-двигательные композиции, образно- игровые этюды, пантомимические и дыхательные упражнения. Возможно использование приемов самомассажа, релаксации, тактильных и пальчиковых игр. Раскрывать, создаваемые участниками образы, помогают вспомогательные средства: природные материалы (шишки, орехи, камни, ракушки), натуральные ткани разных размеров и цветов, платки, веревки, мягкие мячи, а также музыкальные инструменты (бубны, треугольники, колокольчики, свистульки), световая и аудиоаппаратура.. Используемый литературный материал яркий, образный, хорошо ритмизированный, классическая, народная и современная интонационно-выразительная музыка, звуки живой природы, сольное и групповое пение. Занятия проходят в группах (количество участников зависит помещения) Для одних детей этот вид совместной игровой деятельности с взрослым является профилактической и развивающей, так как создаются условия для всестороннего развития и успешной адаптации в детском коллективе. Для других детей, имеющих выраженные и скрытые проблемы развития, является средством коррекции. В многократном повторении образуются двигательные, речевые  и поведенческие стереотипы,  на основе которых ребенок может импровизировать. Поскольку педагог или родитель выступает,  как непосредственный участник наравне с ребенком, появляется возможность корректировать взаимоотношения «ребенок-педагог», «ребенок-родитель», «родитель-педагог» не только извне, но и самостоятельно каждому участнику. Метод цветотерапии может применяться как самостоятельный психотерапевтический, так и как вспомогательный. О психотерапевтическом воздействии цвета давно известно и этот потенциал мы используем в работе. Например, дефектологи используют взаимосвязь восприятия цвета с восприятием геометрических форм. Синий круг, зеленый квадрат, красный прямоугольник, желтый треугольник – это гармоничное сочетание цвета и фигур. Отмечено, что оно ускоряет процесс овладения детьми сенсорными эталонами. В целях улучшения восприятия графических заданий используется зеленый фон подкладки. Психолог в совместной игровой деятельности использует ткани различных цветов, фактур и размеров. Активные, подвижные дети чаще выбирают для игр «синий домик» (сделанный из ткани), а заторможенные, неуверенные в себе дети надевают красный «королевский» плащ» и золотую корону.

Одним из любимых видов деятельности детей является рисование. В совместном творчестве дети научаются использовать все выразительные средства красок (например, плотность гуаши и текучесть акварели). «Игры с красками» с детьми младшего возраста помогают педагогу в установлении  контакта и общению педагога с малышами. Как следствие, облегчается процесс адаптации детей к условиям детского сада. Развивать воображение детей помогает прием «интуитивного рисования». В «цветовом хаосе» воображение детей находит образы, которые отображают их неосознанные проблемы. Изображая «цветные истории», дети старшего возраста «самовыражаются в цвете». В процессе рисования они отображают на листе бумаги свои состояния, настроения, желания и помыслы.

Метод сказкотерапии широко используется педагогами для решения разных задач (воспитательных, образовательных, коррекционных). С яркой наглядностью сказка раскрывает истинную сущность своих героев, а куклы, изображающие их, делают сказку видимой и осязаемой. Детям через образное восприятие, становится доступно понимание нравственных эталонов (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Ребенок не только познает мир, но и выражает свое отношение к нему, (например, к добру и злу). Способность ребенка идентифицировать себя с полюбившимся героем, позволяет ему решить многие проблемные ситуации «опосредованно» (от лица сказочного героя). Созданная ребенком сказочная история, позволяет психологу постичь внутренний мир ребенка (взрослого), его душевное состояние, мироощущение, усвоенные ценности его семьи. В процессе представления ребенком своей сказки, все «волшебное» становится осязаемым, подвластным его замыслу. На игровом столе, по велению фантазии ребенка, разворачивается вся жизненная палитра. Выступая от лица своего героя, ребенок вынужден ясно изъясняться, меняя интонацию, что в свою очередь активизирует и обогащает его речь. Психологу важно правильно выбрать сказку в зависимости от обстоятельств, в которых находится ребенок и цели коррекции. Метод сказкотерапии помогает психологу формировать социально приемлемые навыки поведения у ребенка.

Метод песочной терапии широко применяют воспитатели в совместной игровой деятельности, а психолог в индивидуальной коррекционной работе. Передвигая фигурки в песочнице, сюжет у ребенка возникает сам собой; так приходит способность сочинять истории. Создавая свой мир, подвластный только ему (герои делают то, что он хочет, события случаются такие, как надо ему, наступает развязка та, которую он придумал), ребенок чувствует себя творцом. Он получает социальный опыт взаимодействия с окружающим миром и проявляет свои творческие способности. Накопленный опыт конструктивных изменений ребенок (родитель) может перенести в свою жизнь. Психотерапевтический эффект этого метода заключается в том, что, ребенок (родитель) получает возможность самостоятельно преобразовывать свою жизнь и решать как внутренние, так и внешние проблемы.

Метод музотерапии («тонирование» - воспроизведение звука посредством длительного произнесения гласного звука), используемый музыкальным руководителем. Данный метод помогает стабилизировать различные эмоциональные состояния. Например, пропевание звука «м» снижает влияние стресса и дает возможность расслабиться, а пропевание звука «и» повышает активность организма.

 Интересен опыт применения метода фототерапии в разрешении проблемы девиантного поведения детей старшего возраста. Воспитатель сфотографировала различные эмоциональные состояния детей и оформила их в альбом. В совместном обсуждении дети реально увидели последствия своих негативных и конструктивных действий. Таким образом на основе фотоснимков построил свою работу по социально-нравственному воспитанию детей, а психолог провела коррекцию девиантного поведения.

Ценность адаптированных к особенностям детского восприятия, в условиях зрительной депривации, арт-терапевтических методов и приемов заключается в том, что они развивают у детей способности к пониманию, словесному выражению своих чувств и потребностей, осознанию своих поступков и результатов их воздействия на окружающих. Используя элементы творческого самовыражения детей, в целях повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, мы создаем реальные предпосылки для физической, психической, и социальной интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение арт-терапевтических методов дает эффективные результаты в корркционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения, что позволяет им продолжать образование в общеобразовательных школах и гимназиях.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. «Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению», Мат. ВНПК, СПб, 1999г.
  2. Бреслав Г. Э. «Цветопсихология  и цветолечение для всех», СПб, 2002г.
  3. «Воспитание к свободе», изд. МЦВП, М., 2003г.
  4. Копытин А. И. «Арт-терапия в образовательной школе»,  АППО, СПб, 2005г.
  5. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг» «Речь», СПб, 2002г.
  6. Плаксина Л.И. «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения» учебно-мет.пособие, «Владос», М., 2008г.
  7. Романов А.А. «Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей дошк . и мл. школ .возраста», «Принт», М,.2000г.
  8. Феоктистова В. А. «Развитие навыков общения у слабовидящих детей», СПб, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы в работе с детьми–логопатами дошкольного возраста с нарушением зрения

Статья посвящена использованию инновационных методов в работе с детьми-логопатами с нарушением зрения. Представлены кинезиологические упражнения и упражнения, включающие элементы биоэнергопластики, со...

Сказко-терапевтические технологии в работе педагога-психолога в ДОУ. Игра-приключение по сказке Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес"

СКАЗКО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА                                      ...

Организация и содержание деятельности педагога-психолога в ДОУ для детей с нарушением зрения

В презентации раскрываются цели и задачи коррекционной работы...

Презентация «АРТ-терапевтические технологии в работе педагога-психолога в ДОУ»

Разнообразие проблем, с которыми сталкивается педагог-психолог в своей деятельности, требует использования разнообразных методов и приемов работы. Одним из них является метод арт-терапии – изоте...

"Арт-терапевтические приёмы в работе педагога-психолога. Игры и упражнения с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

В теоретической части освещена тема использования кинезиологических игр и упражнений при выборе арт-терапевтических приемов работы педагога-психолога, а также содержатся  примеры игр и упражнений...