НОД по валеологии
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Машанова Екатерина

Конспекты НОД по обучению детей основам ЗОЖ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Где прячется здоровье?"

Задачи: воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. Формировать представления детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания. Уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Продолжать учить осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов, учить избирательно относиться к рекламе, понимать значение пословиц и поговорок о питании. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Оборудование: модель солнца, набор иллюстраций - “Продукты питания”, макет дерева, рекламный мячик, аудиозапись для физкультурной минутки “Если нравится тебе», символы составляющих здоровья

Оборудование для опыта: ёмкость с водой, бутылочка ,ёмкость для снега, снег.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Подойдите, поздоровайтесь с душой и сердцем. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: “Здравствуйте!” Здоровья желаю.

Сегодня, мои милые “Почемучки”, мы найдём ответ ещё на один вопрос. Расскажу я вам старую легенду:(звучит классическая музыка)

“Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать…. Каким должен быть человек.

Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы.

А один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека." Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!.

Воспитатель: Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребёнка), в каждом из нас.

Вопрос: Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит, быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему?

Воспитатель: Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма. Первый лучик вашего здоровья – это сила.

Вопрос: Каких вы людей считаете сильными? А твой папа сильный? А ты сильный? А где находится ваша сила? (правильно-сила в мышцах.)

Воспитатель: Давайте проверим, много ли силы в ваших руках. Какие у вас крепкие мышцы.  Расскажи нам, пожалуйста, что ты делаешь, чтобы твои руки стали сильными?

Ребята, а теперь вы все вместе покажите, как вы тренируете мышцы своего тела (выбегайте, вставайте в круг)

“Кто зарядкой занимается,
Тот здоровья набирается!”
– зарядка (муз.сопровождение «Если нравится тебе,…).

Посмотрим, сколько силы стало в ваших руках (проверяют сами).

Вопрос: Добавилось?

Воспитатель: Сразу видно, “силушка по жилушкам огнём бежит”.

Вопрос: Какие мышцы стали у тебя?

Воспитатель: Ребята! А вот и ответ на вопрос: почему человек должен быть сильным? Сила укрепляет здоровья человека!

Чтобы узнать, как зовут второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус. Загляните внутрь бутылочки

Вопрос: Что там лежит? Сейчас мы увидим, кто там прячется! “Один, два, три невидимка из бутылочки беги”- опускаю бутылочку в воду.

Вопрос: Что за невидимка сидел в бутылочке?

Воспитатель: Мы увидели воздух, который был в бутылочке. Давайте посмотрим, какой воздух мы вдыхаем. Поставьте бутылочки, этот фокус вы можете показать дома.

Ребята все мы знаем: (ребёнок читает стихотворение)

Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.

Давайте проверим, так ли это.

Опыт: Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Вопрос: Что вы чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? А ты что чувствовал?

Воспитатель: Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась – пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибнем (давайте выполним упражнение на дыхание-« Я-ветер сильный, я лечу… ).

Вопрос: Скажите, пожалуйста, почему мы на зарядке выполняем дыхательные упражнения? А откуда в воздухе появляется кислород?

Воспитатель: Правильно, ребята, воздух, богатый кислородом, – это чистый воздух!!

Вопрос: Как же зовут второй лучик здоровья?

Воспитатель: Чтобы быть здоровым нужен чистый свежий воздух? (переворачиваю лучик).  

Вопрос: Что ещё нужно делать, чтобы расти здоровыми? Зачем человеку еда? Как ты считаешь? Вы согласны?

Воспитатель: В магазинах продают много разных продуктов, если бы вас мама попросила сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру "Рекламный мячик" и узнаем, можно ли вам доверять домашнее хозяйство (игра).

-Жёлтая Фанта - напиток для франта

Ответ детей: - Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри.

-В мире лучшая награда – это плитка Шоколада

В мире лучшая награда – это ветка Винограда.

-Знайте, дамы, господа: “Сникерс” - лучшая еда.

Будешь кушать “Сникерс” сладкий будут зубы не в порядке.

-Я собою очень горд, я купил сегодня Торт.

Фрукты, Овощи полезней, защищают от болезней.

-В благодарность Пепси–Коле самым умным будешь в школе.

Вкус обманчивый порой, Молоко пей дорогой.

-Даёт силы мне всегда очень Жирная еда.

Даёт силы нам всегда Витаминная еда.

-Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот дог.

Будешь часто есть хот-доги, через год протянешь ноги.

Воспитатель: Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты. Ребята, я предлагаю вам стать садовниками здоровья, давайте вырастим чудо–дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают на дерево). Полюбуйтесь своей работой.

Вопрос: Почему на дереве выросла морковка? Чем полезно молоко? Какой витамин в свекле? Почему вырастили орех? Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

Воспитатель:

Вот так чудо-дерево получилось
Полезными плодами оно расцветилось
Мы запомним навсегда
Для здоровья нам нужна витаминная еда

(открываю третий лучик)

Следующий лучик нашего здоровья прячется под салфеткой.

Внести ёмкость с комочками снега

Воспитатель: Пусть ваши руки отгадают, что под салфеткой лежит?

“Возьмите снежные комочки, разотрите ими щёчки”
Что вы ощущаете? Что мы делаем холодом?

Воспитатель: “С молоду закалишься, на весь век сгодишься”

Вопрос: Почему вы закаляетесь? Как вы думаете, почему именно холодом закаляется человек? А вам нравится закаляться? Чем ещё вы закаляетесь? (Водой, прогулками на свежем воздухе) Чем больше любите закаливаться, снегом или холодной водой?

“Закаляться надо снегом и водой холодной,
Вас вовек не одолеет и микроб голодный "

Вопрос: Так что надо делать, чтобы стать здоровым? (Открываю 4й лучик-закаливание).

          Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (Дети получают задание от           Мойдодыра)

Дети наощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться, доказывая при этом, что предметы именно для личного пользования.

Открываю 5й лучик-чистота

Воспитатель: Внимательно, внимательно посмотрите друг на друга, почему у (…) сверкают глаза. Почему у (…) добрая улыбка? Почему вы все весело улыбаетесь? Какое у вас настроение. Хорошее настроение - вот имя последнего лучика. (Все лучики открыты) Посмотрите, солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли, куда боги спрятали наше здоровье. А вот вы сможете ли беречь его? Молодцы, я уверена в вас!

 Дети зарисовывают символы составляющих здоровья и вывешивают на доску рядом с солнышком (звучит фонограмма «Оранжевое солнце»)



Предварительный просмотр:

    Тема:  «Наши   помощники- органы чувств»

Программные задачи:

1.Закреплять знания детей об органах чувств;

2.Уточнить,        какое значение для человека имеют слух, вкус, зрение, обоняние, осязание в познании мира;

-подвести детей к умению делать выводы;

3.Воспитывать        желание в потребности быть здоровыми. Материал:

1.Музыкальные        инструменты: колокольчики, ложки, маракас, металлофон.

2.Набор        картинок.

3.Продукты:        банан, горький перец, лимон, солёный огурец.

4.Мешочек        с камнями.

5.Мыло,        кожура апельсина, флакон из под духов.

6.Картины        с изображением: ухо, глаз, нос, язык, рука.

7.Кроссворд        «Мой организм».

8.Белые        халаты для детей.

                   Ход занятия:

Воспитатель стоит с детьми в групповой комнате. Дети сегодня мы с вами отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Как вы думаете, что такое здоровье? Кто заботится о здоровье человека? Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей) Правильно, это глаза, уши, нос, язык и руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы их называем нашими помощниками.

Перед детьми картинки с изображением: ухо, нос, глаз, язык, рука.

-Как эти органы чувств нам помогают жить? (Ответы детей) Ребята, чтобы войти в лабораторию нам обязательно надо надеть белые халаты. (Надевают). Готовы? (да).

Прежде чем войти в первую лабораторию, отгадайте загадку. Отгадав её вы поймёте, какой орган чувств  здесь исследуют.

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами закрываются.

(глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение.

-Для чего нужны людям глаза? (Ответы детей).

Правильно, глазами мы видим мир. Чтобы глаза хорошо видели, какие правила нужно соблюдать? (Ответы детей.)

Чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику.

            Проводится комплекс зрительной гимнастики.

1.Ha        3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.

2.Быстро        моргать в течение 10-15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом в 7-10 секунд.

3.Потереть        ладони друг о друга и легко без усилий, положить на предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.

-Ребята, какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза не уставали?

-читать, рисовать, писать только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны;

-сидеть ровно, не наклоняться близко к книге, альбому;

-сидеть на расстоянии не менее двух метров от экрана телевизора;

-не читать в транспорте;

-не стесняться носить очки для исправления зрения;

-аккуратно работать с ножницами и другими острыми предметами;

-ежедневно умываться;

-включать в рацион питания морковь и печень.

Отгадав следующую загадку, мы попадём в другую лабораторию.

Два брата на одной голове живут,

Всё слышат, а друг друга не видят.

(Уши)

Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.

(Тихо говорит) Встаньте.(Дети выполняют.) Почему вы встали? (Потому что услышали, что вы сказали.)

-Чем вы это услышали? (Ответы детей.)

-Ребята, как вы думаете, почему и для чего уши у человека расположены на противоположных сторонах головы? Хотите узнать? (Да.) Давайте поиграем и узнаем ответ на этот вопрос.

            Дидактическая игра «Позови меня»

(Ребенка зовут разные дети с двух сторон.)

Вывод: уши у человека расположены на противоположных сторонах головы, поэтому человек слышит с двух сторон. Ребята, давайте сейчас поиграем и определим на слух, какой прозвучал музыкальный инструмент. (Музыкальные инструменты накрыты салфеткой.)

               Дидактическая игра « Угадай инструмент»

Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.

Между двух светил в середине я один.

(нос)

-Зачем человеку нужен нос? (Ответы детей)

-Почему лучше дышать через нос? (Ответы детей)

                     Проводится дыхательное упражнение.

 Давайте покажем, как нужно дышать. Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть.

Повторить 3-4 раза.

-Как вы думаете, обязательно ли человек должен вдыхать, чтобы узнать, что перед нами? Давайте проведём опыт: не вдыхая аромат определить, что находится перед нами.

Опыт: с мылом, кожурой апельсина, флаконом из - под духов.

Вывод: чтобы узнать запах необходимо вдохнуть.

Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его, не вдыхая его запах, и не трогая? (на вкус)

В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств. Отгадайте загадку и вы узнаете, что узнаете, что здесь изучают. Всегда во рту, а не проглотишь.

(язык)

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким? Что бывает горьким? Что бывает солёным? (Ответы детей)

             Игра «Определи на вкус». Дети определяют на вкус разные продукты.

-Возьми сладкое?

-Возьми солёное?

-Возьми кислое?

Мы с вами оказались и последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Без них мы не узнаем гладкое или шершавое, мягкое или твёрдое, тёплое или

холодное, не нарисуем, не напишем, не оденем и не обуем. Что это?

(руки)

           Пальчиковая гимнастика «Две сестрички»

Две сестрички, две руки (встряхивают кистями)

Рубят, строят, роют (изображают движения)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто в две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

                    Игра «Мешочек ощущений»

Давайте поиграем. Игра очень простая: вы по очереди будете опускать руку в мешочек, брать камушек и, не видя его, рассказывать какой он. Но помните: камушки все разные, поэтому и рассказы ваши должны быть разными.

Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. А теперь давайте разгадаем кроссворд «Мой организм».

По вертикали:

1.Он  по вкусу даст нам знать- отодвинуть иль глотать.

(язык)

2.Горшочек умён, хоть семь дырочек в нём.

(голова)

По горизонтали:

2.На        ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.

(глаза)

3.В        лесу, где пасмурно и глухо, звук различить поможет ...(ухо)

4.Вдох        и выдох будет прост,   если не заложен ... (нос)

Я

Г

Л

А

З

А

У

Х

О

Ы

Л

К

Н

О

С

В

А

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии "Тайны Кощея Бессмертного"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошокольного возраста....

занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"

Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи:  1. Формировать у детей  знания о  своем организме, о том,...

"Валеология и её музыкальные особенности"

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля детей среднего дошкольного возраста«Приключения Кота Музика в Мышином королевстве»     Актуальность.     Забота ...

Конспект занятия по валеологии на тему"Неболейка"

Этот конспект направлен на то, чтобы самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления, закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека....

Перспективный план по валеологии для старшего дошкольного возраста по валеологии .

Перспективный план по валеологии подготовительной группы компенсирующего вида . М-ц       Тема занятия            Цели и задачиСодержание р...