статья
статья (младшая группа) по теме
Психологическая адаптация детей дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста. Работа детского сада по проблеме повышения эффективности нравственного воспитания дошкольников в семье.
Выполнили работу воспитатели МБ ДОУ «Детский сад №19»:
Зенищева М.М.
Елисеева Л.В
Семья – группа живущих вместе близких родственников .
Одна из функций семьи – первоначальная социализация ребенка. Однако семья живет в определенном обществе, в определенное время, эпоху. Все стороны (перемены) общества накладывают свои отпечатки, негативные или позитивные, на формирование современной семьи. И на сколько благополучна семья, зависит то, как будет складываться и развиваться ребенок как личность. Известно, что процесс воспитания ребенка начинается в семье с первых месяцев его жизни. Ошибки воспитания с самого раннего детства могут оказаться непоправимыми и позднее проявиться в поведении ребенка, в различных отклонениях развития его личности.
Обязанность каждой семьи – развить ребенка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей “нравственной шкалы отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.
Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка.
Закон РФ “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”. (Статья 18, пункт 1).
Задача детского сада:
- оказать грамотную, профессиональную помощь семье;
- умело организовать совместное, целенаправленное развитие ребенка.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду педагоги и психологи проводят исследования семьи, используя тестирование, опросы и другие средства. Выясняют:
– какой тип семьи;
– влияние семьи на нравственное воспитание ребенка;
– условия формирования нравственных качеств;
– методы и приемы воспитания;
– ошибки семейного воспитания.
В зависимости от полученных результатов исследования нравственного воспитания ребенка в семье, от уровня педагогической культуры родителей, учета возрастных особенностей детей, строится дальнейшая работа в ДОУ по оказанию психолого-педагогической помощи семье.
Психолого-педагогическая служба включала просветительскую работу по воспитанию и развитию нравственности в семье: составление плана работы, проведение цикла лекций, бесед, консультаций, тестирования, родительских собраний, оформления стендов, папок-передвижек, подбор литературы для родителей и т.д.
Однако, практика показала, что такое сотрудничество детского сада и семьи ожидаемых результатов не принесло: наблюдалось формальное отношение родителей к мероприятиям, низкая посещаемость собраний, отсутствовала гармония в работе с родителями.
Учитывая современные требования к системе образования, проанализировав проведенную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, педагоги ДОУ пытались изыскать возможности повышения эффективности и результативности педагогической работы в данном направлении. Был сделан вывод: деятельность детского сада не должна носить односторонний характер, важен принцип единства и согласованности работы ДОУ и семьи.
С этой целью была разработана практическая часть: проведение семинаров-практикумов, участие родителей на педагогических советах, проведение и оформление праздников, коллективные и индивидуальные посещения культурных учреждений (музеи, выставки, театры) и др.
В процессе работы углублялись и систематизировались знания о социальном статусе семьи и ее воспитательных возможностях. Отмечалось влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, практически доказывались социально-психолого-педагогические особенности общения воспитателей и родителей. Особое место заняла разработка конкретных рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, сценария проведения семейных чтений, походов и прогулок. Идею разработки сценария семейного праздника подсказали родители.
В результате работы детского сада и семьи наблюдалось повышение активности родителей, их теоретической подготовленности. Многие из них отмечали, что стали лучше понимать своих детей, что зная возрастные и психолого-педагогические особенности стало проще договариваться с детьми, уменьшилось количество капризов у детей.
Капризы детей – это неправильная реакция родителей на поведение ребенка.
Таким образом, повышая педагогическую культуру родителей, педагоги меняют их взгляды на нравственное воспитание и развитие детей в семье. Недопущение ошибок в воспитании ограждает ребенка от формирования негативного поведения и оберегает от отклонений в развитии его личности.
Нравственное воспитание ребенка в семье является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.
- Чем больше всего Вы любите заниматься в свободное время?
- Есть ли у Вас с детьми общие занятия и увлечения?
- Какие традиции существуют в Вашей семье?
- Бываете ли Вы с детьми на выставках, концертах, в театрах?
- Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи, прочитанные книги?
- Как Вы проводите досуг в семье?
- Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
- Как в семье готовятся к детским праздникам?
- Обсуждаете ли Вы с ребенком поступки героев книг, мультфильмов?
- Умеет ли Ваш ребенок оценивать свои поступки и поступки сверстников?
- Помогает ли он Вам?
- Замечает ли ребенок затруднения окружающих в чем-либо? Стремится ли помочь?
- Каковы взаимоотношения ребенка со сверстниками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...