статья
статья (младшая группа) по теме

Зенищева Маргарита Михайловна

Психологическая адаптация детей дошкольного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста. Работа детского сада по проблеме повышения эффективности нравственного воспитания дошкольников в семье.

 Выполнили работу воспитатели  МБ ДОУ «Детский сад №19»:

Зенищева М.М.

Елисеева Л.В

  Семья – группа живущих вместе близких родственников .

  Одна из функций семьи – первоначальная социализация ребенка. Однако семья живет в определенном обществе, в определенное время, эпоху. Все стороны (перемены) общества накладывают свои отпечатки, негативные или позитивные, на формирование современной семьи. И на сколько благополучна семья, зависит то, как будет складываться и развиваться ребенок как личность. Известно, что процесс воспитания ребенка начинается в семье с первых месяцев его жизни. Ошибки воспитания с самого раннего детства могут оказаться непоправимыми и позднее проявиться в поведении ребенка, в различных отклонениях развития его личности.

  Обязанность каждой семьи – развить ребенка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей “нравственной шкалы отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.

  Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка.

  Закон РФ “Об образовании” гласит: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте”. (Статья 18, пункт 1).

  Задача детского сада:

  • оказать грамотную, профессиональную помощь семье;
  • умело организовать совместное, целенаправленное развитие ребенка.

  С первых дней пребывания ребенка в детском саду педагоги и психологи проводят исследования семьи, используя тестирование, опросы и другие средства. Выясняют:

– какой тип семьи;
– влияние семьи на нравственное воспитание ребенка;
– условия формирования нравственных качеств;
– методы и приемы воспитания;
– ошибки семейного воспитания.

  В зависимости от полученных результатов исследования нравственного воспитания ребенка в семье, от уровня педагогической культуры родителей, учета возрастных особенностей детей, строится дальнейшая работа в ДОУ по оказанию психолого-педагогической помощи семье.

  Психолого-педагогическая служба включала просветительскую работу по воспитанию и развитию нравственности в семье: составление плана работы, проведение цикла лекций, бесед, консультаций, тестирования, родительских собраний, оформления стендов, папок-передвижек, подбор литературы для родителей и т.д.

  Однако, практика показала, что такое сотрудничество детского сада и семьи ожидаемых результатов не принесло: наблюдалось формальное отношение родителей к мероприятиям, низкая посещаемость собраний, отсутствовала гармония в работе с родителями.

  Учитывая современные требования к системе образования, проанализировав проведенную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, педагоги ДОУ пытались изыскать возможности повышения эффективности и результативности педагогической работы в данном направлении. Был сделан вывод: деятельность детского сада не должна носить односторонний характер, важен принцип единства и согласованности работы ДОУ и семьи.

  С этой целью была разработана практическая часть: проведение семинаров-практикумов, участие родителей на педагогических советах, проведение и оформление праздников, коллективные и индивидуальные посещения культурных учреждений (музеи, выставки, театры) и др.

  В процессе работы углублялись и систематизировались знания о социальном статусе семьи и ее воспитательных возможностях. Отмечалось влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, практически доказывались социально-психолого-педагогические особенности общения воспитателей и родителей. Особое место заняла разработка конкретных рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, сценария проведения семейных чтений, походов и прогулок. Идею разработки сценария семейного праздника подсказали родители.

  В результате работы детского сада и семьи наблюдалось повышение активности родителей, их теоретической подготовленности. Многие из них отмечали, что стали лучше понимать своих детей, что зная возрастные и психолого-педагогические особенности стало проще договариваться с детьми, уменьшилось количество капризов у детей.

  Капризы детей – это неправильная реакция родителей на поведение ребенка.

Таким образом, повышая педагогическую культуру родителей, педагоги меняют их взгляды на нравственное воспитание и развитие детей в семье. Недопущение ошибок в воспитании ограждает ребенка от формирования негативного поведения и оберегает от отклонений в развитии его личности.

  Нравственное воспитание ребенка в семье является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.

 

 Анкета для родителей.

  1. Чем больше всего Вы любите заниматься в свободное время?
  2. Есть ли у Вас с детьми общие занятия и увлечения?
  3. Какие традиции существуют в Вашей семье?
  4. Бываете ли Вы с детьми на выставках, концертах, в театрах?
  5. Обсуждаете ли Вы с детьми телепередачи, прочитанные книги?
  6. Как Вы проводите досуг в семье?
  7. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
  8. Как в семье готовятся к детским праздникам?
  9. Обсуждаете ли Вы с ребенком поступки героев книг, мультфильмов?
  10. Умеет ли Ваш ребенок оценивать свои поступки и поступки сверстников?
  11. Помогает ли он Вам?
  12. Замечает ли ребенок затруднения окружающих в чем-либо? Стремится ли помочь?
  13. Каковы взаимоотношения ребенка со сверстниками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...