Детский сад: взаимодействие образования и здоровья.
статья на тему

Козлова Ольга Леонидовна

Заболеваемость детей детского сада и эффективные методы сохранения и укрепления их здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад: взаимодействие образования и здоровья.

        

        С 16 по 18 ноября 2011 года  в городе Йошкар-Ола  состоялся 2 Всероссийский форум «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития».

Организаторами  форума выступили: Общероссийская общественная организация содействию укреплению здоровья в системе образования, Министерство образования и науки РМЭ,  научно-производственное объединение «Здоровье человека» при поддержке Департамента образования и социализации детей Министерства образования и науки РФ.

        В работе форума приняли участие: работники системы образования, ведущие ученые, общественные деятели. Представители органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования и здравоохранения, члены экспертного совета Минобрнауки России по совершенствованию системы физического  воспитания в образовательных учреждениях. На форуме с приветственным словом выступил Глава Республики Марий Эл Маркелов Л.И. Он отметил, что проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Является предметом заботы дошкольного учреждения и школы. Наибольшую тревогу вызывают дети раннего и дошкольного возраста. По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к систематическому обучению в школе не готов каждый третий ребенок 6 лет. Данные многих исследований В.Р.Кучма Е.В.Кирнасюк) дают возможность констатировать, что у 40-50% таких детей выявлены функциональные отклонения в состоянии здоровья, у 15%-нарушения в нервно-психической сфере. Кроме того, снижается число гармонично развитых детей. Многочисленные научные исследования свидетельствуют:

Рост отклонений в состоянии здоровья происходит в период пребывания детей в дошкольных учреждениях. Первые 7 лет жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается. С этим возрастом связано большинство критических периодов, что делает дошкольника наиболее уязвимым к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Назрела необходимость широкого привлечения дошкольных образовательных учреждений к решению важной национальной проблемы - сохранение и укрепление здоровья детей путем создания условий для их гармоничного развития и для систематического проведения профилактической и оздоровительной работы, вовлечения родителей в этот процесс.

        Подобный подход предъявляет особые требования к профессиональным качествам педагогов и предполагает активную помощь родителей. Порой у педагогов недостаточно знаний в области социальной педиатрии и педагогики( особенности и закономерности развития детей в разные возрастные периоды). Ребенок это не модель взрослого человека в миниатюре        Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усвоить полученные знания и в будущем заниматься общественно полезным трудом. Существует более 300 определений понятия  «здоровье» Согласно определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а  не только отсутствие болезней. Факторами  риска нарушения здоровья называют:

1.Эмоциональный стресс ( 40% детей);

1. Преждевременное начало дошкольного системного обучения;

3 Несоблюдение норм СанПин;

4. Неграмотность родителей в области здоровья детей;

5. Неграмотность педагогов в области здоровья ;

6. Провалы в системе физического воспитания;

7. Отсутствие системы  здорового образа жизни

М.М.Безруких считает: целью здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений – обеспечить ребенку возможность сохранить  здоровье. Сформировать необходимые знания, умения и  навыки по ЗОЖ, научит пользоваться знаниями в повседневной жизни.

        Итак, здоровьесбережение - приоритетное направление образовательного учреждения. Мы знаем, что основными группами факторов, определяющих здоровье человека являются:

- 20% наследственность;

-20% экологическая ситуация( состояние окружающей среды);

-10% состояние органов здравоохранения;

-50% образ жизни, который ведет человек.

За последнее десятиление произошло значительное ухудшение состояние здоровья детей, отмечается  выраженный рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушение физического развития. Одним из показателей здоровья является показатель общей заболеваемости. Уровень заболеваемости по нашей республике также растет.

        При распределении по группам здоровья следует отметить, что ежегодно происходит увеличение количество детей с 3 группой здоровья, особенно у школьников, причем от младших классов к старшим. Если при поступлении в школу 19% детей можно считать здоровыми, то к старшим классам он уменьшается до 11%..

        Оценивая физическое развитие можно сделать вывод, что ежегодно сокращается число детей, имеюшие нормосомию, В то же время увеличивается число детей с гипосомией и   гиперсомией.

        В докладе министра образования РМЭ Швецовой Г.Н. на форуме отмечено, что в 2009 году комплекс мероприятий по формированию региональной модели здоровьебережения в образовании получило статусное оформление в качестве нового для системы образования  республики документа – Концепции здоровьесберагающей образовательной среды в РМЭ. Система физического воспитания начинается с дошкольного  возраста. В построении модели сделан упор на рекомендации ВОЗ, ведущих отечественных педагогов и валеологов ( Ю.Ф. Змановского ,Владимира Базарного, Марьяны Безруких, Е.Н.Вавиловой, В.Г. Фролова ( специалисты по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, занимающихся проблемами оздоровительного бега, профилактикой близорукости, двигательной активностью. Центральными разделами книги Ю.Ф.Змановского «Воспитаем детей здоровыми» являются двигательная активность и эффективное закаливание. О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных ученых Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже .Дж.Брунера показано влияние  прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями  восприятий, .памяти, мышления, эмоций у детей разного возраста. Например установлена связь двигательной деятельности и развития речи. Движения детей особенно пальцев рук являются мощным стимулирующим фактором. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.        Хорошее оздоровительное воздействие оказывают ходьба на лыжах. Здесь участвуют большое число мышц. Движениям на лыжах надо детей обучать. Мы провели серию консультаций с воспитателями по обучению детей ходьбе на лыжах, провели работу с родителями, проложили лыжню на территории детского сада. Детям очень нравится  кататься на лыжах, кроме того повышается двигательная активность.

         Одним из видов  циклических нагрузок,  оказывающих мощное оздоровительное и общеукрепляющее действие является плавание. Лучшие  результаты достигаются при обучении дошкольников плаванию группами. Как и другие циклические упражнения плавание оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, укрепляют мышцы сердца и увеличивают величину выброса крови из левого желудочка в аорту. Одновременно улучшается кровоснабжение рук и ног. Плавание является также эффективным средством профилактики и нарушения осанки и сутулости. Установлено, что плавательные нагрузки положительно влияют на рост детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашний детский сад. Взаимодействие частной инициативы и муниципального детского сада по организации работы с детьми, неохваченными услугами дошкольного образования

АннотацияВыпускной аттестационный проект посвящен решению актуальной проблемы повышения доступности дошкольного образования в России путем создания домашних детских садов. Автор провел анализ организа...

"Комплексная программа детский сад: Образование и здоровье".

Опыт работы детского сада в области укрепления и сохранения здоровья в детском саду....

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Детский сад, семья – аспекты взаимодействия. Семь ступенек здоровья.

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым...

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования»

laquo;Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» «Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования» - Старший воспитатель Шпенева А.В.При реализации обра...

II Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в регионе: проблемы и векторы развития». Выступление по теме: «Школа начинается с детского сада: взаимодействие с социумом средствами ИКТ". 06.04.2022 г.

Школа начинается с детского сада: взаимодействие с социумом средствами ИКТ. Опыт дистанционного образования с использованием развивающей платформы «Робоборик».Мы уверены, что в нашем дошко...