Семинар Детский сад - территория здоровья
статья на тему

Толпинская Марина Ивановна

«Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Детский сад – территория здоровья»

"Здоровый педагог - здоровый ребёнок.

Упражнение “Воздушный шар”

МБДОУ Центр развития ребенка-детский сад 24 "Белочка" - Советы инструктора по физкультуре

Старший воспитатель Толпинская М.И.

21.10.2014г.

Прежде чем сделать ребёнка умным, сделайте его здоровым и крепким.

Жан-Жак Руссо

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Т.Карлейль

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми Вы должны быть всегда.

Конфуций

Эти высказывания великих мыслителей не утратили актуальность и в наши дни.

В России издавна бережно относились к здоровью. Народная мудрость через века донесла до нас простые правила и рецепты:  "Здоровье всего дороже", "сон - лучший лекарь", "Лук да баня всё поправят".

В древнерусских летописях встречаются принципы здорового образа жизни: распределение времени приёма пищи, ранний подъём утром, послеобеденный сон, ранний отход ко сну вечером.

В  18 веке забота о здоровье подрастающего поколения связана с деятельностью М.В.Ломоносова, который первым обратил внимание на государственное  значение вопроса  охраны здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье — одна из главных ценностей, данных человеку самой природой. И задача каждого из нас — сохранить здоровье на протяжении всей жизни.

В последнее время проблема психологического здоровья педагога стала особенно острой. Основная причина тому — повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Увеличение нервно- психического напряжения приводит к возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний у воспитателей и учителей. В условиях модернизации дошкольного образования остро встает проблема заболеваемости педагогических кадров. Данная проблема актуальна и для работников нашего учреждения.

Мы видим две основные причины серьезных физических и эмоциональных перегрузок педагога. Во-первых, после большого напряжения требуется длительное восстановление сил, но подчас воспитателю не хватает времени следить за своим здоровьем. Во-вторых, наблюдается кризис педагогической профессии: воспитатели «постарели». 68% педагогов — женщины старше 40 лет, имеют стаж работы более 20 лет, 32% педагогов — женщины до 40 лет, имеют стаж работы от 5 до 20 лет. «Эмоциональное выгорание» воспитателей негативно отражается на качестве образования, эффективности управленческих решений, психологическом благополучии детей.

Педагог должен быть примером для воспитанников. И если сам он не заботится о своем физическом развитии, он не сможет привить основы здорового образа  жизни детям.

Что такое здоровье и можно ли его приобрести?

- Здоровье - это благополучие физическое, духовное и социальное. Здесь все три составляющие самоценны и взаимосвязаны. Приобрести и сохранить эту ценность необходимо каждому, кто понимает, что без здоровья все остальные ценности обесцениваются.

  • А, приобрести! А на какие-такие шиши? Вы знаете, какая у нас зарплата?
  • Тратить придется, и немало! Но речь идет не о деньгах, а о собственных усилиях для организации грамотного жития-бытия!
  • Нет у нас на это времени! Деньги надо зарабатывать!
  • А потом отнести их в аптеку? Или оплатить дорогостоящее лечение? Стоило ли надрываться?
  • Мы зарабатываем, чтобы детей поднимать!
  • Не давая детям опыта по сохранению здоровья, мы не столько их поднимаем, сколько опускаем в пропасть безнадежного отсутствия благополучия.

Это фрагмент семинара, посвященного индивидуальному здоровью. Приостановим диспут.

Всё начинается с личного интереса. В России на протяжении ряда лет остается актуальным вопрос: здоровье педагога и его способность воспитать здоровое поколение. Одно из направлений решения этого вопроса - это вовлечение педагога в процесс активного созидания и поддержания собственного здоровья.

Труд педагога  имеет свои особенности, которые могут отразиться на его состоянии здоровья. Педагогическая профессия относится к умственному труду и, значит, требует большого интеллектуального напряжения и предполагает слабую мышечную активность. Воспитатели, учителя, преподаватели высшей школы - представители стрессогенной профессии.

Особая ответственность и связанное с ней значительное нервно-эмоциональное напряжение, необходимость принимать оперативные решения, неравномерность нагрузки, высокая плотность межличностных контактов, возможность конфликтов при необходимости выполнить запланированный объем работы в строгих временных рамках - все это отрицательно сказывается на физическом, психическом, социальном здоровье педагоги, становится причиной возникновения профессиональных заболеваний.

Несомненно, устойчивость к неблагоприятным факторам обусловлена индивидуальными особенностями организма, но проблемы усугубляются незнанием и неумением педагогов грамотно организовывать заботу о своем здоровье.

В педагогической среде слаб авторитет здоровья. Педагоги нередко, несмотря на плохое самочувствие, проводят занятия, многие простудные заболевания чаще всего переносят «на ногах». В ОУ болеющих осуждают - срывается учебной процесс. Трудовым усердием во время болезни педагоги даже бравируют. Чихающий и кашляющий педагог на занятии - лишь один из всех казусных моментов дошкольной жизни.

Зачастую остается на бумаге один из постулатов здоровьесбережения образовательной среды: «Внезависимости от преподаваемого предмета педагог должен воспитывать у детей стойкую мотивацию на здоровье».

Если педагог на личном опыте познал ценность здорового образа жизни, работы над своим здоровьем, только тогда он сможет создать в образовательном учреждении здоровую среду. Только здоровый педагог имеет возможность полностью самореализоваться, вести полноценную жизнь. Не думая, не говоря бесконечно о своих болячках, учитель может воспитать своим примером здорового ученика.

Методологический путь к здоровью философия видит через бытие человека. Из рук вон плохо организованное бытие[1] подрывает основы здоровья - это неоспоримый факт. Как и обратное! Грамотно организованное бытие способно не только сохранить имеющееся здоровье, но и приумножить его.

Дошкольный возраст можно представить в виде пирамидки, на стержень которой мы год за годом нанизываем знания, как укреплять свое здоровье, формируем потребность в здоровом образе жизни. Одним словом, колечко символизирует одну из составляющих здоровья. У каждого из вас есть два колечка: на большом напишите - одну из составляющих здоровья для педагога, а на маленьком – для ребенка. Следовательно, здоровье ребенка напрямую зависит от здоровья взрослого - педагога.

Уважаемые коллеги! С самого раннего детства мы обучаем детей, что предложения состоят из слов, слова - из букв. Придумайте свою модель одного дня здоровья с использованием разных методов здоровьесбережения детей, а также составьте из букв ее название, после чего ее надо будет продемонстрировать.

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас я Вам предлагаю несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

 Несерьезные советы.

***

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

***

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

***

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

***

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

***

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

***

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

***

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

***

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

Итак, система работы по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса «дети — родители — педагоги» помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье. Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Здоровье педагога  необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

Упражнение “Воздушный шар”

(о ценности здоровья для человека).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Детский сад - территория здоровья"

Содержание1. Паспорт проекта.2. Пояснительная записка.3. План проекта (этапы, содержание и описание реализации).4. Заключение.5. Список литературы.Приложения:№ 1. План сотрудничества ДОУ с родителями ...

«Детский сад – территория здоровья»

При разработке данной программы мы исходим из того, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов: физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, ли...

Педагогический проект «Детский сад – территория здоровья»

Педагогический проект«Детский сад – территория здоровья»«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное ра...

Презентация "Детский сад- территория здоровья"

В презентации представлены оздоровительные технологии, используемые в нашем детском саду....

Презентация проекта "Детский сад-территория здоровья"

Вы можете познакомиться с презентацией проекта "Детский сад-территория здоровья", который был реализован в нашем ДОУ в этом учебном году...

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА здоровьесбережения воспитанников "ДЕТСКИЙ САД-ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ"

Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно".       академик Н.М.Амосов...

Мастер-класс на тему «Программируемые минироботы в детском саду» на межрегиональном семинаре «Детский сад-территория возможностей»

Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей инт...