роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями.
статья на тему

Веселкова Ирина Сергеевна

рекомендации родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей

 со зрительными патологиями.

                                                        «Вы хотите, чтобы ваши дети были

                                                         способными и талантливыми?

                                                         Тогда помогите им сделать первые шаги

                                                         по ступенькам творчества…»

                                                                               Б. П. Никитин.

   В настоящее время количество детей с нарушением зрения увеличивается с каждым годом, не органические нарушения зрения ,а функциональные, такие как амблиопия и косоглазия. В связи с увеличением числа таких детей, исследователей все больше волнует вопрос о развитии у них интеллектуальных способности в норми у таких детейт.е.сохранный интеллек. Значение  в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения является формирование целостного восприятия окружающей действительности, и одним из основных источников ознакомления с окружающим миром дошкольников являются игры.

   Для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе очень важно развитие его интеллектуального потенциала. Поэтому  использование в работе с детьми дидактических и развивающих игр  является одним из способов интеллектуального развития детей  с нарушением зрения.  

   Игра – основной вид деятельности в дошкольном детстве. Она является средством воспитания и обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут освоить причины, связи.

    Игра воспитывает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры. Через игру формируется  умение распоряжаться знаниями в различных условиях.        

.   Значение дидактической игры для развития детей дошкольного возраста заключается в следующем:

- Дидактическая игра способствует развитию познавательных и творческих способностей, является незаменимым средством интеллектуального развития.

- Дидактические игры учат сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

- Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, которые являются первоисточником знаний о действительности и закладывают базу для формирования у детей представлений и понятий. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

- Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В играх, также, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

- У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

- Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

- Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы.

   Для  интеллектуального  развития детей очень полезно использовать развивающие игры  Никитина, Воскобовича, различные настольно-печатные дидактические игры. Они представляют собой набор задач, которые расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти вперед, совершенствоваться, развивать свои творческие способности.

    Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий. Эти игры способствуют также и развитию речи детей, т.к. они требуют не только действий или манипуляций с предметами, но и умения рассказать, пояснить действия и объяснить свои умозаключения; у детей развивается умение рассуждать, доказывать правильность своего решения.

   Работы по развитию интеллектуальных способностей детей должна вестись с учетом   индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка,  характера нарушения зрения.  Особенностью работы с детьми с нарушением зрения является соблюдение режима зрительной нагрузки: в зависимости от диагноза ребенку предлагаются объемные, крупные, яркие пособия с четким контуром на темно-зеленом фоне или  мелкие на вертикальной подставке (здесь необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога и учителя-тифлопедагога). А это значит, что для некоторых детей изготавливаются индивидуальные комплекты игр, используются светлые или, наоборот, темные фоны.

  Играя с детьми, мы поможем:

- формированию независимости мышления у детей, т.е. умению находить собственное решение, оригинальный ответ, открыто высказывать смелые мысли, защищать свое мнение,

- развитию целеустремленности и настойчивости при решении проблем,

- развитию инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в себе.

Дидактические игры и упражнения

Для развития зрительного восприятия.

  1. «что пропало»   -  ребенок  закрывает глаза и прячется один из 3-7 предметов. Ребенок должен назвать,  что  пропало.
  2. «что изменилось» - предлагается рассмотреть несколько карточек  с геометрическими фигурами (цифрами, ….) ребенок отвернулся. Убирается (добавляется или меняется местами) карточки. Ребенок определяет ,что изменилось .
  3. «наложенные изображения» - ребенку  предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, цифар), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
  4. «зашумленные изображения» - предъявляются контурные изображения предметов,  геометрических фигур,  цифр, которые  «зашумлены», т. е. перечеркнуты  линиями  различной  конфигурации. Требуется их опознать и узнать.
  5. «перевернутые изображения» - ребенку предъявляются схематические изображения предметов, букв, цифр, повернутые на 180. Требуется назвать их.
  6. «разрезные картинки» -  ребенку предлагаются картинки с различнами изображениями, разрезанные по вертикали, горизонтали, диагонали и т.д. на 4, 6 частей. Собрать картинку из частей.
  7. «пройди лабиринт»- ребенку предлагается «провести» взглядом или карандашом ежа, собачку и т.д. до домика.
  8. «прокати шар в ворота» - закатить шар на игровом поле или через лабиринты   в ворота

.  составила: Веселкова И. С. Воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями.

Как влияет игра на интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения....

Роль дидактических игр в развитии речи детей

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности о...

Роль дидактических игр в развитии речи детей

Роль дидактических игр в развитии речи детей...

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....