Главные вкладки

    Кризис 7 лет.
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Пастухова Оксана Алексеевна

    Характеристика кризиса 7 лет

    Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Он связан с появлением но­вого системного новообразования — «внутренней пози­ции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрас­тает уровень запросов к самому себе, к собственному успе­ху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krizis_7_let.docx17.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Характеристика кризиса 7 лет

    Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

    Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться быть другом. Теперь ребенок - не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.

    Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

    Происходит смена основных переживаний:

    • открывается сам факт переживаний;
    • возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;
    • переживания приобретают смысл.

    Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

    Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

    Еще кризис семи лет можно определить по таким признакам, как низкая самооценка, кривляния, пререкания, заторможенность, упрямство, вспышки гнева или агрессии (а может, напротив - чрезмерная застенчивость), повышенная утомляемость, раздражительность, замкнутость, проблемы с успеваемостью.

    У детей, готовых к школьному обучению, начало учебной деятельности приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.

     Обратную картину мы наблюдаем у детей с низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций, начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение. Это еще раз подтверждает, что кризис - это закономерный этап психического развития ребенка, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения их детей в этот непростой период.

    Переживания ребенка и механизмы психологической защиты

     Как уже отмечалось, противоречивые переживания ребенка могут усугублять его внутреннюю напряженность. Внутренний дискомфорт вызывает и другое противоречие, с одной стороны, стремление к независимости в действиях и поступках, с другой - отказ от выполнения того, о чем попросили родители. Несмотря на непослушание, споры с родителями, ребенку очень важно их мнение, оценка его достижений. И конечно, как и в любой кризисный период, ребенок становится более уязвимым, чувствительным к различным неблагоприятным воздействиям. Ему необходима эмоциональная поддержка и чувство стабильности, защищенности в семейной ситуации.

     В тех случаях, когда ребенок не может прямо выразить свое состояние, начинают действовать механизмы психологической защиты. Рассмотрим некоторые из них (по материалам работ И. М. Никольской и Р. М. Грановской).

    Отчуждение (или изоляция)  - это защитный механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или при воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным. Ребенок отключается от внешнего мира и погружается в собственный мир. В связи с активным развитием воображения в старшем дошкольном возрасте этот защитный механизм может особенно часто включаться у впечатлительных, ранимых детей.

     После пяти лет, вследствие формирования половой идентичности и потребности в самопринятии, появляется сублимация - вытеснение сексуальности, особенно детского сексуального любопытства. Вначале оно сублимируется из частного в общую любознательность, а затем перерастает в мощное влечение к исследовательской деятельности. Сублимация неразрывно связана с усвоением нравственных ценностей.

     Развитие речи и логического мышления позднее, уже в младшем школьном возрасте, приводит к возникновению компенсации ("У меня много ошибок при письме, зато я хорошо плаваю"). Таким образом, постепенно включаются интеллектуальные защиты.

    Сновидение.  Большинство родителей понимают, что, проявив внимание к снам ребенка, можно обнаружить источник его тревог. Тем более что у детей достаточно рано включаются формы психологической защиты, связанные с фабулой сновидения. Пониманию проблем, обнаруживающихся в фабуле сновидения, помогает и появление в них разнообразных животных, смысл которых проясняется из их ролей в содержании сказок. Ситуации преследования угрожающими существами нередко инициированы проблемами отношений в детском коллективе или семье, а беспокойство и тревога в детских снах часто говорят о неготовности к уроку.

    Известный российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил, чтобы наладить общение с ребенком. Некоторые из них касаются того, как помочь ребенку взрослеть.

    Правило 1.  Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"

    Правило 2.  Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

    Правило 3.  Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

    От кризиса до кризиса

     Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

    Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

    Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

    Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

    Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

    Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

    Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

    Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

    В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....