тематический день «Наши верные помощники-глаза»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Каляганова Любовь Андреевна

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о необходимости соблюдения правил ЗОЖ на примере сохранения и укрепления зрения.

Задачи:

Ø формировать у детей представлений о глазах, как об органе чувств, с помощью которого люди познают окружающий мир (помогают находить опасность, видеть красивое, находить новое);

Ø способствовать умению самостоятельно следить за своим здоровьем;

Ø формировать осознанное отношение к своему здоровью и бережное отношение к зрению, как бесценному дару, формирования навыков профилактики нарушения зрения;

 

Ø поощрять внимательное отношение детей к окружающим людям, способствовать проявлению активной социальной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_den.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический день

 «Наши верные помощники-глаза»

в старшей группе

                                               выполнила воспитатель Каляганова Л.А.

                                                                      МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №50»

                                  г. Заволжье Городецкого района

                                                                                                   2014 г.

День недели

Образовательная деятельность (индивидуальная)

Совместная деятельность в режимных моментах

Организация самостоятельной деятельности детей

Утро

Дидактическая игра малой подвижности  «Опиши друга» с Лерой, Артемом, Максимом.  Двое детей стоят спиной друг к другу  и по очереди описывают прическу, одежду  напарника. А потом выясняется, кто оказался точнее. Цель: Развивать сообразительность, тактильные ощущения. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Рассматривание дидактического альбома на тему: « Гимнастика для глаз» с Владом, Ксюшей, Артемом. Цель: продолжать знакомить детей с упражнениями, способствующими сохранению и укреплению органов зрения. Формировать привычку  заботиться о глазах.  Воспитывать осознанное отношение к органам чувств.

Этюд на расслабление и напряжение мышц «Тим и Том» (сильный-слабый, веселый-грустный, больной-здоровый, бодрый - ленивый). Ц: формировать умение понимать состояние окружающих, желание сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье близких.

Подвижная игра «Слепой и поводырь»

 Цель: формировать умение детей действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Упражнять в умении проводить напарника с закрытыми глазами аккуратно, обводить, не натыкаясь на предметы. Воспитывать ответственное отношение к здоровью других людей, умение сопереживать.

В непринужденной манере, включаясь в игру детей, создать проблемные ситуации: «Надо помочь перейти улицу слепому человеку», включать в них детей, способствовать возникновению сюжетно-ролевой игры «Дорога»

Цель: на основе  обыгрывания различных ситуаций  на проезжей части  продолжать способствовать умению детей делать выводы о безопасном поведении. Закреплять знания детей о правилах  и безопасности поведения во дворе, на улице, дороге. Развивать умение ориентироваться на дороге, внимание. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

 Обогащение игровыми материалами познавательной зоны с целью самостоятельной деятельности детей, направленной на понимание темы

« Наши помощники-глаза» (макет глаза, макет брови – крыльцо, альбом «Гимнастика для глаз», подборка карточек « Что полезно, а что вредно для здоровья глаз», дид.игра « Узнай настроение», дид игра «Ключики»).

Образовательная деятельность

групповая

1 Познание /хужественное творчество

 Тема« Сохраним глаза здоровыми»

Программное содержание:

- формировать у детей знание о глазах, как об органе чувств, с помощью которого люди познают окружающий мир; о строении органа зрения (находится в глазнице), о значении век, ресниц;

- познакомить с защитными свойствами бровей, ресниц, век, глазницы;

- дать понятие «слезная жидкость»;

- закрепить знания о значении зрения в жизни человека (помогает находить опасность, видеть красивое, находить новое);

- способствовать компетентности в области своего здоровья, социально здорового поведения;

- развивать речь, наблюдательность, любознательность; способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка

- воспитывать правильное, бережное отношение к своему организму, как самоценному и неповторимому. Привлекать детей к оформлению выставок в группе.

Словарь:

- орган зрения, нижнее веко, верхнее веко, слезная жидкость, глазница.

Предварительная работа:

- разучивание стихов, текста, «отдыхалочки» для глаз.

Материал: 

 Презентация «Глаза - наши помощники», ноутбук,  фонарик, карта-схема, таблица «Строение глаза», зеркало, стеклоочиститель, книга «Азбука здоровья», «щетка-сметка», макет глаза, аудиозапись звуков леса, песня «Детские глаза» Муз..Е.Анисимовой, Сл.О.Щербаковой, бумага для рисования А; простой и цветные карандаши на каждого ребенка

Ход занятия:

В:  - Дети, вам нравиться отгадывать загадки. И если мы загадку отгадаем правильно, на нашем волшебном экране появится отгадка. «На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются». Что это? Как вы догадались? (1 слайд)

      - А зачем человеку глаза, для чего они нужны?

      - Давайте на минутку закроем глаза. Расскажите теперь, как вы чувствуете себя с закрытыми глазами.

(2 слайд)

      - Одна девочка Катя закрыла глаза, как и вы. А что она почувствовала, вы хотите узнать? (2 слайд)

         Дети исполняют отрывок из «Азбуки здоровья»:

Видит Катя дом большой  и трамвай на мостовой,

 Люди в скверике гуляют, в небе ласточки летают.

 Тут закрыла Катя глазки –  Чудеса! Как будто в сказке!

 Снова ночь! Вокруг темно! Все пропало – и окно,

 И кровать, и одеяло. Ничего видно не стало!

 Катя глазки открывает: Все на месте! День сияет.

 За окошком дом большой и трамвай на мостовой.

 Догадалась Катя вдруг: глаза видят все вокруг!

 Ну а если их закрыть –  В темноте придется жить!

В:  - Да, действительно, «Без глаз как без рук», - гласит народная мудрость. Ушами мы различаем звуки, с помощью носа – запахи. Но самым важным для человека является наш глаз.

      - Глаз – это орган зрения. Чтобы лучше понять, для чего нужно зрение, нам поможет следующий слайд. Наступило наше утро в детском саду. Дети, вспомните и скажите, чем вы могли любоваться, что вам понравилось.(3 слайд)

В:  - Значит, глаза вам помогают видеть красивое.

Еще глазами мы узнаем …(4 слайд) как вы думаете, что? (ответы детей)

 - Верно, новое и интересное. Что нового вы сегодня увидели, узнали? (дети рассказывают, делятся впечатлениями)

В:  - Хорошо. А вот, перед нами дорога, проезжая часть.(5 слайд). Почему люди стоят и внимательно смотрят на светофор? (дети  высказывают свое мнение)

В:  - Да, глаза предупреждают нас об опасной ситуации для здоровья. Нужно помнить каждый час, как глаза важны для нас. Глаза помогают нам замечать опасность, чтобы с нами не случилась беда.

А теперь пора отдохнуть, отправиться  на прогулку в зимний лес, познакомимся с жизнью зверей, полюбуемся красотой леса.

(Включается аудиозапись звуков леса)

             Проводится физкультминутка

«Прогулка по зимнему лесу».

Мы пришли в зимний лес,                       ходьба на месте

Сколько здесь полно чудес!                    разводят руками

Справа березка в шубе стоит,              отводят руки вправо,

Слева елка на нас глядит,                      влево и смотрят на нее

Снежинки в небе кружатся,                 «фонарики» и смотрят вверх

На землю тихо ложатся,                       кружась, приседают

Вот и зайка проскакал,                           прыжки

От лисы он убежал,                                  

А вон там волчище рыщет,                     руки на поясе, наклоны в стороны

Он себе добычу ищет!                              

Все мы спрячемся сейчас,                        приседают, прячась.

Не найдет тогда он нас!

После физкультминутки воспитатель обращает внимание на солнечного зайчика, который двигается по стенам, по полу. Дети стараются поймать его рукой и находят макет глаза.

В:  - Ребята, посмотрите, какой подарок оставил нам солнечный зайчик! Спасибо тебе! Садитесь, дети, расправим  плечи, будем  красивыми, спину стараемся держать прямо. Ребята, а что помогло вам увидеть солнечного зайчика?

(Ответы детей)

В-ль:- Да, конечно глаза. Посмотрите, какое необычное окошечко. На что оно похоже? Почему?

( Дети с воспитателем рассматривают макет глаза)

В-ль:- Это и есть глаз. Хорошее зрение очень важно для человека. Поэтому к глазам нужно относиться бережно. Сама природа побеспокоилась об этом, о специальной защите и поставила на охрану глаза своих защитников. Наши глаза находятся в специальных углублениях- глазницах. Глазница похожа на ямку, гнездо, в которую закатился шар – наш глаз (показываю на макете). Поэтому мы видим только переднюю часть глаза.

 - Дети, попробуем  закрыть и открыть глаза. Что открывает и закрывает наши глаза?

( Ответы детей)

В-ль:- Правильно, это веко. Веки похожи на ставни, которые то сходятся, то расходятся (показ на макете).

- А какие бывают веки? Да, вверху находится верхнее веко, а внизу нижнее.

-А для чего нужны веки, как вы думаете? (ответы детей)

В-ль:- Молодцы! От всех этих неприятностей глаз оберегает веко. Веки с внутренней стороны всегда влажные. А для смывания пыли, грязи есть специальная жидкость - слезная. Когда вы моргаете, небольшое количество жидкости омывает глаз, делая его чистым.

-Дети, представьте, что вот это зеркало- поверхность нашего глаза.  На глаз попадает грязь (выливаю немного жидкости с мелом). Что же происходит? Стеклоочиститель легко собирает и смывает все соринки  (показываю работу стеклоочистителя на зеркале). Стеклоочиститель как веко. Веко моргает и легко справляется с частичками грязи в глазу.

- Дети, а с вами такое бывало, чтобы в глаз что-то попадало? Что вы делали в этом случае?

( рассказы детей из личного опыта)

В-ль:- Да, если соринка небольшая, то глаз справляется с этим самостоятельно. Небольшое количество слезной жидкости выделяется постоянно и омывает  поверхность глаза. У век есть помощники - пушистые ресницы. Кто хочет их показать?(показ детьми ресниц)

В-ль:- Верно, они похожи на щеточки- метелочки. Посмотрите, как ловко работает моя щеточка (легко сметаю «щеткой- сметкой» рассыпанные опилки с зеркала). Также и ресницы не дадут пылинкам попасть в глаза и защищают сверху и снизу.

(дети показывают верхние и нижние ресницы)

В-ль:- Дети, а что находится над глазами?

( ответы детей)

В-ль:- Правильно, брови. А для чего они нужны?

( дети высказывают свои предположения)

В-ль:- Да, бровь густая, состоит из множества волосков. Если мы посмотрим на человека сбоку, то увидим, что бровь, как козырек над крылечком, не дает стекать каплям в глаз. Капли собираются и стекают по бокам, а в глаз не попадают(поливаю на бровь макета)

( дети находят и показывают свои брови)

В-ль:- Брови, веки, ресницы являются не только украшением лица человека, но и защищают глаза. Как же можно их назвать?

В-ль:- Молодцы! И охранники, и защитники есть у наших глаз. А вам бы хотелось  изобразить их на рисунках? Можно организовать выставку на тему «Глаза  и их защитники», и порадовать наших близких.

Дети рисуют (звучит песня «Детские глаза»).

По ходу продуктивной деятельности педагог уточняет с детьми названия «защитников» глаза, их работу, функции. Определяет местоположение относительно глаза: сверху, снизу, над, под. Интересуется цветом глаз, выражением.

В-ль:- Дети, что нового и интересного вы узнали? Для чего нужны глаза человеку? О каких защитниках глаза вы узнали?

Дети рассматривают и оценивают рисунки друг друга.

Прогулка

Метание мешочка вдаль с Данилом, Полиной, Артемом. Цель: закреплять навыки метания мяча вдаль правой и левой рукой. Развитие глазомера, физических качеств. Воспитывать стремление соревноваться.

Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью».

Цели: расширять представления о специальном транспорте — «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей; закреплять умение находить нужную машину по описанию. Развивать зрительное внимание. Воспитывать уважительное отношение к людям, спешащим на помощь взрослым и детям.

Ход: Что за зверь по мостовой мчит, Как ветер удалой. По зову больных рычит, пыхтит. («Скорая помощь».)

На красный свет машина мчится, — Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я! («Скорая помощь».)

Какая это машина? Как вы догадались?

Для чего нужны такие машины?

 Какие водители должны управлять такими машинами? Автомобиль с красной полосой и красным крестом немедленно выезжает по указанному адресу на помощь больному. Мигающий маячок и воющая сирена словно говорят остальному транспорту и пешеходам: «Пропустите нас, пожалуйста, мы очень спешим!»

Создать проблемные ситуации: «Сломался светофор», прочитать отрывок из поэмы С.Михалкова « Дядя Степе – милиционер» с целью возникновения сюжетно-ролевой игры «Дорога»

Цель: на основе  обыгрывания различных ситуаций  на проезжей части  продолжать способствовать умению детей делать выводы о безопасном поведении. Закреплять представления о правилах  и безопасности поведения на дороге и тротуаре. Развивать умение изменять свое поведение по сложившейся ситуации, умение ориентироваться на дороге, внимание. Воспитывать здоровьесберегающее поведение.

Трудовая деятельность

Помочь детям младшей группы очистить участок  от веток, мусора. Цель: закреплять представления об опасных  предметах для здоровья. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Развивать зрительное внимание. Воспитывать желание заботься о младших детях и их здоровье.

Подвижная игра « Жмурки»

Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: способствовать умению детей понимать  причинные связи между поведением и следствием. Развивать умение высказываться сложными предложениями. Способствовать сознательному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Игровые действия: воспитатель организует игру с детьми в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку, начиная предложение, а ребенок его продолжает. Например: «Если я буду долго играть на компьютере, то…», «Если зарядку для глаз буду делать каждый день, то…», «Буду кушать салат из моркови и красного перца, чтобы…», «Буду заниматься спортом, чтобы…», « Если умываться прохладной водой, то…».

Материал: мяч.

Подвижная народная игра «Городки». Ц: продолжать знакомство с народной культурой. Развивать глазомер, фантазию при способах выкладывания фигур (колодец, самолет, пушка, забор, рак, козел, бочка). Закреплять технику выполнения. Воспитывать привычку играть сообща.

Голосовые напоминания детям с целью поощрения самостоятельной деятельности детей по вырабатыванию автоматического доброжелательного обращения друг с другом.

- Пусть каждый становится, добрым, доверчивым

пусть доброе утро длится до вечера!

-Жизнь дана на добрые дела.

-Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,

Это горько, но это не горе,

Ты потом ему все же прости.

Вынос оборудования для игры с целью воспитания желания участвовать в игровой ситуации и в подвижных играх (рули, мешочки для метания, платочек, городки, скакалки, мячи).

Вечер

Игровое упражнение в физкультурном уголке« Пройди по лабиринту» с Артемом, Алиной, Ксюшей. Цель: Развивать зрительное восприятие, глазомер. Упражнять в умении сохранять статическое равновесие. Воспитывать волевые качества, стремление преодолевать трудности.

Рассматривание энциклопедий, книг по тематике « Глаза людей. Глаза животных, птиц, рыб» с Полиной, Женей, Матвеем. Ц: привлечь внимание малоактивных  детей к особенностям органа зрения человека и живых организмов. Стимулировать проявление эмоционального реагирования. Закреплять умение высказываться полными предложениями. Воспитывать желание познавать.

Рисование глаз способом монотипия  на тему «Глаза моей мамы» с Алиной, Женей, Тимошей. Цель: закреплять представления о глазах и их помощниках. Развивать умение

детей передавать настроение человека путем выражения глаз. Воспитывать чуткое  внимательное отношение к родным.

Обсудить с детьми поговорки об органе зрения  глазах.  По выражению глаз можно узнать о характере человека, о его настроении. Поэтому и говорят: «ГЛАЗА НА МОКРОМ МЕСТЕ», «Глаза - зеркало души». «Гляди в оба» (будь внимателен). «Береги, как зеницу ока»  (очень тщательно, бдительно береги). Цель: знакомить с мудростью наших предков. Закреплять представления о глазах как основном органе чувств, значении глаз  для полноценного восприятия окружающего мира.

Дидактическая игра  «Какого помощника не хватает»

Цель: показать детям важность каждого в отдельности органа чувств. Развивать познавательное отношение к окружающему миру и самому себе.

Игровые действия: на полу или сдвинутых столах лежат рисунком вниз большие цветные бумажные модели глаза, языка, уха, носа, руки. Педагог сообщает детям о том, что здесь лежат «разведчики» человека пусть дети отгадают, о ком он говорит. Затем перед детьми ставится задача собрать каждого разведчика в единое целое.

Материал: бумажные модели глаза, языка, уха, носа, руки.

Дидактичееская игра  «Письмо от Почемучки»

Цель: закрепить представления детей о строении и деятельности организма, отдельных органов. Вызвать желание давать советы по ЗОЖ. Развивать познавательный интерес (любознательность, желание больше узнать об особенностях своего организма)

Игровые действия: Дети по - очереди достают из конверта от Почемучки вопросы (цветные карточки). Воспитатель читает, дети выслушивают вопрос и кратко и ясно на него отвечают.

Материал: большой цветной конверт с маркой (на конверте адрес д/с,группы), цветные карточки с вопросами к детям.

Выставка тематических книг, энциклопедий  по теме « Глаза людей. Глаза животных, птиц, рыб» с целью поощрения речевой активности детей при обсуждении картинок друг с другом, направленную на самостоятельную совместную деятельность детей в центрах активности.

 

Вечерняя прогулка

на участке

Игровое упражнение « Сосчитай, сколько…(берез, рябин, кустарников) уличных фонарей, » с Юлей, Владом, Артемом Цель: закреплять порядковый счет в пределах 10. Развивать внимание, умение ориентироваться на участке. Поощрять умение действовать в коллективе сверстников.

Игровое упражнение «Расскажи, где?» с Тимошей, Максимом, Юлей. Цель: формировать умение ориентироваться от себя и от предмета. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Игра малой подвижности «Светофор»

Цель. Закреплять действия по сигналу светофора. Развивать внимание. Воспитывать выдержку.

Ход игры:

У ведущего три круга: зеленый, желтый, красный.

Ведущий поднимает красный кружок.

Дети: (хором). Красный – ясно, путь опасный!

Ведущий поднимает желтый кружок

Дети: (хором). Желтый тоже подожди!

Ведущий поднимает зеленый кружок.

Дети проходят мимо и говорят: «А зеленый впереди – проходи!»

Если кто-либо из детей задержался, ведущий спрашивает: «Где ты был до сих пор?»

Опоздавший. Задержал светофор.

Игра повторяется, роль ведущего передается кому-нибудь из детей.

Вынос оборудования для игры с целью формирования желания к активной подвижной деятельности на участке: круги зеленого, красного, желтого цвета, предметные игрушки, скакалки, мячи и др.