Практикум для воспитателей по выполнению оздоровительных игр и упражнений.
материал (старшая группа) по теме

Калентьева Наталья Витальевна

В материале представлены игры, тем или иным способом влияющие на оздоровление организма ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум для воспитателей по выполнению

оздоровительных игр и упражнений.

   Не секрет, что психоэмоциональное состояние человека играет положительную роль в выздоровлении. Если у взрослых людей более 70% заболеваний носят психосоматическую основу, т.е. заболевание является реакцией организма на наши психоэмоциональные проблемы, то у детей часто болезнь является результатом восприятия беспокойства и озабоченности родителей. А именно в таком состоянии мы пребываем, когда болеют дети. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

   Другая особенность организма ребенка - постоянный рост органов. Следовательно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т.е. к органам, находящимся в движении. Ограничение движений влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. В результате этого могут развиться расстройства ЦНС и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослабляется организм в целом, что ведет к более частым заболеваниям.

   Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение  в целой области медицины-лечебнопрофилактической физкультуре.

                  Игры на формирование правильной осанки.

Нарушение осанки-частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

                                  Восточный официант.

Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. После игры следует провести расслабляющие движения.

                           Попрыгунчик-лягушонок.

Цель: обучение равновесию, улучшение координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата.

Ход игры.  Ребенку предлагают попрыгать, как лягушка. Ребенок садится на корточки, опираясь на руки «на четвереньках». Ведущий обхватывает его за пояс и помогает выпрямить назад согнутые ноги (сначала одну, потом другую, затем обе одновременно).

                          Гимнастика для ежика. 

Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры. В положении лежа на спине ведущий поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, наклоняется вперед, т.е. группируется, обхватывая ноги под коленями (еж свернулся). Между повторами следует расслабиться.

                 Игры, направленные на преодоление плоскостопия.

Плоскостопие чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.

                                       Донеси, не урони.

Цель: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.

Ход игры. Игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

                                   Ну-ка вместе пересели.

Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, мышц ног, формирование правильной осанки.

Ход игры. Игроки из положения стоя на коленях садятся вправо, без помощи рук возвращаются в исходное положение. Затем садятся влево.

                          Игры при заболеваниях носа и горла.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения.

При ритмичном с полным выдохом носовом дыхании лучше расслабляются дыхательные мышцы и рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов.

                                  Чей шарик дальше? 

Цель игры: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Ход игры. Дети разбиваются на пары. Каждому вручается шарик для настольного тениса. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатился дальше.

                            Запасливые хомячки.

Цель игры: тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.

Ход игры. Ведущий предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (лист бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно. Так им образом переносятся все фанты.

                            Совушка-сова.

Цель игры: развитие коррекции движения рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

Ход игры. Дети садятся полукругом перед ведущим. По сигналу ведущего «день» дети-«совы» медленно поворачивают головы влево и вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед, взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «ууффф».

             Игры при общих бронхолегочных заболеваниях.

При таких заболеваниях необходимо не только укреплять мышцы грудной клетки, пояса верхних конечностей, но и развивать ритмичное дыхание с углубленным, но спокойным выдохом, улучшать функционирование диафрагмы.

                            Вперед быстрей иди, только не беги.

Цель: улучшение дренажной функции бронхов, обще физическое воздействие, развитие ловкости.

Ход игры. Дети строятся в затылок друг другу в 2 колонны. Перед первыми в колоннах чертят линию старта. На расстоянии 20-30 м  - финиш. Задача заключается в том, чтобы по сигналу ведущего как можно быстрее достигнуть финиша. Но бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться с боку на бок, ходить на коленях, четвереньках и т.п. Достигнув финиша, дети спокойным шагом возвращаются в конец шеренги.

                                                             Куры.

Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины, ритма), развитие внимания, выдержки, формирование правильной осанки.

Ход игры. Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки- «крылья» и опустив голову. Произносит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи - вдох.

                                                         Хомячки.

Цель: укрепление мышц челюстно-лицевой области. Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых  губах.

Ход игры. Ведущий говорит игрокам: «Будем ходить 10 (15) шагов с толстыми щечками, как у хомячков. Для этого надо сильно надуть щеки, рот закрыть, дышать носом. Затем по моему сигналу хлопнуть себя кулачками по щекам – выпустить воздух изо рта, «щечки опять стали, как у ребят», походить 15 шагов и снова стать «хомячками» - надуть щеки». Ведущий повторяет задание 5-6 раз и контролирует правильную осанку игроков, носовое дыхание и определяет победителя.

Используемая литература:

  1. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет.
  2. Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления

 

                                     

       

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ"

Материад в копилку старшего воспитателя. Представлена структура физкультурного занятия и утренней гимнастики....

Оздоровительный видео-комплекс упражнений для самостоятельного выполнения в домашних условиях родителями с детьми.

Методическая разработка состоит из видео-комплекса упражнений и подробного его описания, так же прилогается презентация с целью,задачами и актуальностью данного комплекса упражнений.( Видео файл на са...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Техника выполнения общеразвивающих упражнений"

Представлен консультативный материал для педагогов, в котором освещается методика проведения общеразвивающих упражнений....

Практикум для педагогов по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики.

Практикум для педагогов по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....