Оздоровительная фитбол-аэробика в детском саду
статья (младшая группа) на тему

Яруничева Ида Прокопьевна
В настоящей работе обосновывается применимость фитбол-аэобики для профилактики нарушений осанки. Обоснование проводится с учётом возрастных особенностей: - формирования костной ткани; - становления мышечного корсета; - развития центральной нервной системы; - психоэмоционального состояния детей. Рассмотрен спектр двигательных действий фитбол-аэобики и их адаптация к педагогической практике ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnaya_fitbol-aerobika_v_detskom_sadu.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительная фитбол-аэробика в детском саду

Осанка является важнейшим показателем состояния здоровья ребёнка, развития личностных качеств, возможностей социальной адаптации и залогом его гармоничного развития на протяжении всей последующей жизни.

Правильная осанка обеспечивает свободное развитие и полноценное функционирование всех систем: движения, дыхания, кровообращения, пищеварения. Неправильная осанка травмирует опорно-двигательный аппарат, угнетает мышечную активность, центральную нервную систему, вызывает хронические заболевания и приводит к травмам детской психики.

Нарушения осанки возникают: в ясельном возрасте – у 2% детей; в 4 года – уже у 15%, к концу дошкольного периода – у 60% детей. А в крупных мегаполисах, традиционно ориентирующихся на сидячий образ жизни, нарушения осанки и начальные патологии опорно-двигательного аппарата имеют уже до 80% детей [1, 2, 6]. При этом из всей массы детей здоровыми допустимо считать лишь 3-4%.

В связи с этим постоянно ведётся поиск новых форм ведения оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящей работе обосновывается применимость фитбол-аэобики для профилактики нарушений осанки в рамках ДОУ.

В младшем дошкольном возрасте существует период эластичности костной ткани, позволяющий проводить коррекцию осанки, не доводя её нарушения до стадии заболевания. Однако эта возможность имеет чёткие временные рамки (период эластичности быстрорастущей костной ткани), за пределами которых нарушения становятся необратимыми.

Период обратимости нарушений осанки ребёнка совпадает по времени с периодом неустойчивости его психики и непродолжительности концентрации внимания. Это связано с большой пластичностью коры головного мозга, сочетанием лёгкости образования и неустойчивости сохранения нервных связей. Условные двигательные рефлексы быстро вырабатываются, но приобретённые навыки движений непрочны и легко разрушаются. В связи с этим особое значение, помимо физиологической составляющей, имеет эмоциональная привлекательность коррекционных воздействий, способствующая переключению внимания занимающихся с сохранением непрерывности воздействия и стимулирующая продолжение выполнения корригирующих упражнений.

Процессам осмысленного формирования движений в младшем дошкольном возрасте значительно способствует конкретизация двигательных заданий, построенных на действиях с предметами: мячами, обручами, гимнастическими палками и т.д. Привязка процесса обучения к выполнению предметных заданий (пролезть в обруч; пройти по дорожке, удерживая на голове колечко), с одной стороны, способствует осознанной и целенаправленной деятельности ребёнка, и с другой стороны, позволяет удержать его внимание в условиях высокой возрастной утомляемости нервной системы.

Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психологического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности [3].

Фитбол-аэробика представляет особый интерес, как наиболее эффективное, доступное и эмоционально-привлекательное воздействие на организм ребёнка. Интерес вызван тем, что занятия фитбол-аэробикой оптимально приспособлены, как дидактически, так и организационно, к внедрению в образовательный процесс ДОУ.

Упражнения на надувных эластичных мячах – фитболах, проводимые в групповой форме, позволяют создать оптимальные условия для правильного положения и развития мышечного корсета, успешно корректирующего сколиотические отклонения в развитии ребёнка, а также для улучшения его равновесия и двигательной координации.

Несомненно также психологическое влияние фитбол-аэробики на занимающихся, когда происходит уравновешение процессов возбуждения и торможения, положительное влияние на психоэмоциональную сферу, развитие когнитивных процессов [3].

Яркая игровая окраска и индивидуальное разнообразие физических упражнений делают этот вид двигательной активности привлекательным для детей.

Оздоровительный эффект занятий при выполнении упражнений в седе на мяче обусловлен такими биомеханическими факторами, как:

  • функционирование мышц и систем поддержания позы и равновесия;
  • низкочастотные колебания мяча как вибрирующей опоры.

Необходимость постоянно удерживать равновесие способствует длительному поддержанию мышечного тонуса, особенно мышц спины, оказывая как профилактическое, так и лечебное воздействие на опорно-двигательный аппарат. Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела и всех его звеньев: происходит наиболее гармоничная работа мышечных групп, обеспечивающих сохранение позы. Только поддержание такого положения, при котором совпадают центр тяжести занимающегося с центром тяжести фитбола, способствует сохранению равновесия, поэтому одна правильная посадка на фитболе уже способствует формированию трудно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.

При методически правильно построенной программе и оптимальной нагрузке формируется новый рефлекс позы, который обеспечивает создание более сильного мышечного корсета за счёт тонизирующего воздействия ЦНС на более глубокие мышечные группы.

Покачивание на фитболе упруго воздействует на перекошенный тазовый пояс, распространяя своё воздействие на весь организм вдоль искривлённого позвоночного столба. Через крестец ритмические колебания распространяются по всему позвоночнику, включая область основания черепа. Стремясь удержать равновесие и минимизировать крутящий момент, мышечный корсет в процессе тренировки осуществляет динамическое корректирующее воздействие, ослабляющее спастические мышцы. Результирующая низкочастотная вибрация снижает мышечный тонус и выравнивает мышечные напряжения в сторону вертикализации позвоночного столба и выравнивания осанки.

Возрастные особенности детской психики требуют, чтобы систематическая деятельность, имеющая жизненно важное значение, несла с собой ярко выраженную положительную эмоциональную окраску, вызывая устойчивое желание вновь и вновь возвращаться к занятиям. Это в полной мере касается занятий на фитболах оздоровительной направленности.

Большой размер, круглая форма, яркая цветовая гамма и приятная упругость фитбола имеют значительное влияние на эмоциональное состояние детей. На протяжении занятия образное, конкретное мышление ребёнка концентрируется на большом, круглом и ярком мяче, и ребёнок с удовольствием погружается в непростой оздоровительный процесс.

Очень значимым фактором комплексного воздействия является музыкальное сопровождение, которое – при грамотном использовании средств музыки – способно регулировать в процессе занятия эмоциональное состояние детей, их работоспособность и даже самочувствие.

Занятия на фитболах позволяют усиливать эмоциональное воздействие на детей применением следующих методических приёмов [4]:

  • на начальном этапе обучения – создание образа-модели разучиваемого упражнения или действия («цапля» – упражнение на развитие осанки, «жар-птица» – широкие маховые движения руками и т.д.);
  • на этапе углублённого разучивания – идеомоторная тренировка (запоминание упражнения с помощью представления, сидя на мяче, желательно – под музыку);
  • на этапе закрепления и совершенствования – применение игрового метода;
  • на всех этапах – имитирующие («рубка дров», «стирка», «задувание свечей») и танцевальные упражнения, ролевые ситуации, сюжетные композиции, игры-путешествия, речёвки и т.д.

Эмоциональное воздействие занятий на фитболах повышает заинтересованность и уровень участия занимающихся в тренировочном процессе. Положительные эмоции активизируют работу сердца, нервной системы ребёнка, облегчают процесс запоминания, освоения упражнений, вносят элемент новизны, способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей и познавательной активность детей, содействуя решению всех оздоровительных задач [4].

Фитбол-аэробика, ориентированная на работу с детьми, вобрала в себя широкий спектр двигательных действий из различных областей физической культуры, адаптировав их к выполнению с применением фитболов:

  • гимнастические упражнения;
  • базовые упражнения аэробики;
  • танцевальные упражнения;
  • профилактико-корригирующие упражнения;
  • подвижные игры (музыкальные и эстафеты);
  • иные физкультурные упражнения.

В группу гимнастических упражнений входят строевые упражнения (построения, перестроения, ходьба, маршировка, бег, прыжки) и общеразвивающие упражнения (для рук и плечевого пояса, для ног, для туловища и шеи, комплексные упражнения), выполняемые как с мячом, так и в седе на мяче, с предметами или без оных. Назначение гимнастических упражнений – формирование правильной осанки, развитие двигательных способностей, моторной памяти, воспитание волевых, нравственных качеств, навыков коллективных действий.

Базовые упражнения аэробики (шаги, связки шагов, комбинации) выполняются в седе на мяче в такт покачиваниям. Они оказывают оздоровительное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.

Танцевальные элементы, куда входят элементы ритмики, хореографии и современных танцев, выполняются в седе на мяче и с опорой спиной о мяч. Они воспитывают культуру движений и создают на занятиях положительный эмоциональный фон.

Профилактико-корригирующие упражнения представляют собой средства лечебной физической культуры, адаптированные к исполнению с фитболом (в седе на мяче, лёжа на мяче, лёжа на полу с мячом и в других исходных положениях). Они адресованы тем детям из числа занимающихся, чья осанка уже начала развиваться в неблагоприятном направлении.

Группа подвижных игр включает большое количество игр и эстафет, выполняемых с фитболами под музыкальное сопровождение. Назначение этой группы упражнений – повысить эмоциональную привлекательность занятий.

Группа иных физкультурных упражнений собрана из отдельных движений, заимствованных из различных разделов физической культуры (элементы баскетбола, футбола, гимнастики) с обширным спектром целевого воздействия (осанка, координация, эмоциональная привлекательность).

В процессе повседневной педагогической работы наблюдалась связь между формирующейся осанкой ребёнка и уровнем развития его двигательных навыков.

У детей с развитым мышечным корсетом была замечена высокий уровень двигательных навыков и умений. Они быстрее осваивали новый материал, в режимных моментах шире проявляли находчивость и изобретательность.

Напротив, дети с вялой осанкой были в основном малоподвижны, в редких случаях активизации двигательная деятельность носила бессистемный характер, движения частей тела асинхронны. Их творческая деятельность в режимных моментах была преимущественно заторможена.

Включение упражнений с фитболами в оздоровительную программу ДОУ для детей младшего дошкольного возраста существенно и благотворно влияет на осанку ребёнка и связанные с ней системные показатели развития детского огрганизма (мышечный корсет, координационные способности, двигательные умения и навыки), способствуя тем самым решению широкого спектра задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями.

Список литературы

  1. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь, 2009. – 176 с.
  2. Лечебная физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. С.Н. Попова. – 10-е изд., стер. – М.: «Академия» (сер. Бакалавриат), 2014. – 416 с.
  3. Потапчук А.А. Медицинские аспекты использования фитбол-гимнастики у детей // «Фитнес в модернизации физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России»: Сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. –  С. 30 – 33.
  4. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Теоретико-методические основы занятий фитбол-аэробикой: Учеб. пособие – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 114 с.
  5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста – http://www.litportal.ru/genre216/author15626/read/page/4/book115413.html (2007)
  6. Халемский Г.А. Педагогическое творчество в условиях школы-лаборатории как управляемый процесс // Образование и наука. – 2005. – № 3 (33). – С. 78 – 85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт оздоровительной работы в группе детского сада

Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка. В последние годы число детей, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья, в разных возрас...

«Контроль за оздоровительной работой в ГБДОУ детском саду с аллергическими группами

Контроль за оздоровительной работой вГБДОУ детском саду с аллергическими группами...

Физкультурно-оздоровительный проект "Футбол в детском саду"

Представляю 2-х месячный проект по обучению детей элементам игры в футбол....

«Организация и методическое сопровождение оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период».

Предлагаю Вам свой опыт работы по организации и методическому сопровождению оздоровительной и образовательной работы детского сада в летний период....

Отчет по годвому плану:"Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада"

Отчет по годовому плану: «Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада»...

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе на участке детского сада

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, ве...