Формируем здоровый образ жизни у старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Будаева Любовь Николаевна

Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека.  Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

 Именно поэтому с дошкольного возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formiruem_zozh_v_dou.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня -

залог успешного формирования здорового образа жизни

 у старших дошкольников».

Автор: Будаева Л.Н., воспитатель,

МАДОУ ЦРР ДС «Загадка».

Как отметил губернатор ЯНАО Д.Н.Кобылкин, «наши приоритеты должны быть ориентированы не только на увеличение численности населения, но и на сохранение жизни и здоровья каждого ямальца. Это не только задача работников здравоохранения, это задача всего общества» (материалы ежегодного доклада губернатора ЯНАО, 2013г.). Здоровье же, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Ямало-Ненецкий автономный округ является территорией Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка.  По мнению медиков, дети мало двигаются, что в дальнейшем приводит к серьезному нарушению здоровья, обмена веществ и физического развития подрастающего поколения.

Следовательно, «северные» дети нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных оздоровительных мероприятиях. Одним из успешных и эффективных средств, обусловленных природно-климатическими факторами, является применение здоровьесберегающих технологий. Приоритетом моей работы является физическое развитие ребенка, сохранение и укрепление его здоровья на основе программы «Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания». ЧернышенкоВ., г.Новый Уренгой, 2012.», разработанной на базе МАДОУ ЦРР ДС «Загадка».

С целью развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в нашей группе оборудованы спортивная зона, где представлено физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, оборудование для гимнастики после сна, пособия для профилактической деятельности. Благодаря разнообразным движениям у детей улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности. 

Для удобства работы педагогов разработаны картотеки подвижных игр и упражнений с вариантами усложнений, картотеки  прогулок с учетом погодных условий.

Для формирования здорового образа жизни у старших дошкольнико используются следующие формы работы:

Динамические паузы применяются в ходе непосредственно образовательной деятельности 2 – 5 мин. по мере утомляемости детей. Комплексы физкультминуток включают дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, элементы игрового массажа и самомассажа.

Подвижные и спортивные игры используются как часть непосредственно образовательной деятельности области «Физическая культура», на прогулке.

         В группе  детям предлагаются игры со средней степенью подвижности или малоподвижные игры. Игры  подбираются в соответствии с программой  «Детство» по возрасту детей. Также в группе  возможно использование  элементов спортивных игр.

Пальчиковая гимнастика в нашей группе проводится индивидуально,  с подгруппой или  всей группой ежедневно в любой удобный промежуток времени.

         Гимнастика для глаз проворится  ежедневно по 2 - 5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки проводимой работы.

Закаливающие мероприятия после сна дети выполняют на всем пути от кровати до умывальника: ходьба по массажным дорожкам, игровой массаж и самомассаж, гимнастика побудка и др.

Беседы о здоровом образе жизни проводятся  один раз в неделю в ходе режимных процессов.

Утренняя гимнастика относится к технологиям обучения здоровому образу жизни и проводится ежедневно в спортивном зале.

Список литературы

  1. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с
  3. Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях. /Медицинская сестра. – 1987. – №1. – С.20-24.
  4. Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261 с

Интернет-ресурсы

  1. http://www.kobilkin.ru/actual/36
  2. http://www.1september.ru/
  3. http://www.yamal-obr.ru/articles/aktualnie-aspekti-sohraneniya-zdorovia/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни у старших дошкольников(из опыта работы)

Данный материал является опытом работы по воспитанию здорового образа жизни у старших дошкольников....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...

"Мой дом - мой друг" (проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии).

Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.Необходимо ...

Мероприятие с родителями "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников"

Тема: Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.Форма проведения: круглый стол.Аудитория: родители старшей  группы...

Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"

Цикл занятий к программе  по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...