Формируем здоровый образ жизни у старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Дошкольное детство - очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо - только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Именно поэтому с дошкольного возраста необходимо приобщать ребёнка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruem_zozh_v_dou.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня -
залог успешного формирования здорового образа жизни
у старших дошкольников».
Автор: Будаева Л.Н., воспитатель,
МАДОУ ЦРР ДС «Загадка».
Как отметил губернатор ЯНАО Д.Н.Кобылкин, «наши приоритеты должны быть ориентированы не только на увеличение численности населения, но и на сохранение жизни и здоровья каждого ямальца. Это не только задача работников здравоохранения, это задача всего общества» (материалы ежегодного доклада губернатора ЯНАО, 2013г.). Здоровье же, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Ямало-Ненецкий автономный округ является территорией Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка. По мнению медиков, дети мало двигаются, что в дальнейшем приводит к серьезному нарушению здоровья, обмена веществ и физического развития подрастающего поколения.
Следовательно, «северные» дети нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных оздоровительных мероприятиях. Одним из успешных и эффективных средств, обусловленных природно-климатическими факторами, является применение здоровьесберегающих технологий. Приоритетом моей работы является физическое развитие ребенка, сохранение и укрепление его здоровья на основе программы «Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания». ЧернышенкоВ., г.Новый Уренгой, 2012.», разработанной на базе МАДОУ ЦРР ДС «Загадка».
С целью развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в нашей группе оборудованы спортивная зона, где представлено физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, оборудование для гимнастики после сна, пособия для профилактической деятельности. Благодаря разнообразным движениям у детей улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах деятельности.
Для удобства работы педагогов разработаны картотеки подвижных игр и упражнений с вариантами усложнений, картотеки прогулок с учетом погодных условий.
Для формирования здорового образа жизни у старших дошкольнико используются следующие формы работы:
Динамические паузы применяются в ходе непосредственно образовательной деятельности 2 – 5 мин. по мере утомляемости детей. Комплексы физкультминуток включают дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, элементы игрового массажа и самомассажа.
Подвижные и спортивные игры используются как часть непосредственно образовательной деятельности области «Физическая культура», на прогулке.
В группе детям предлагаются игры со средней степенью подвижности или малоподвижные игры. Игры подбираются в соответствии с программой «Детство» по возрасту детей. Также в группе возможно использование элементов спортивных игр.
Пальчиковая гимнастика в нашей группе проводится индивидуально, с подгруппой или всей группой ежедневно в любой удобный промежуток времени.
Гимнастика для глаз проворится ежедневно по 2 - 5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки проводимой работы.
Закаливающие мероприятия после сна дети выполняют на всем пути от кровати до умывальника: ходьба по массажным дорожкам, игровой массаж и самомассаж, гимнастика побудка и др.
Беседы о здоровом образе жизни проводятся один раз в неделю в ходе режимных процессов.
Утренняя гимнастика относится к технологиям обучения здоровому образу жизни и проводится ежедневно в спортивном зале.
Список литературы
- Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с
- Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях. /Медицинская сестра. – 1987. – №1. – С.20-24.
- Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261 с
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового образа жизни у старших дошкольников(из опыта работы)
Данный материал является опытом работы по воспитанию здорового образа жизни у старших дошкольников....
Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников
В дошкольном детстве, вовлекая ребёнка в образовательный процесс, следует воспитывать у него ценностные представления о здоровье, потребность в его укреплении и сохранен...
«Формирование навыков здорового образа жизни у старших дошкольников».
Перспективное планирование...
Цикл занятий по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников
Занятия в старшей группе...
"Мой дом - мой друг" (проект по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников посредством валеологии).
Творческое отношение к жизни и своей личности лежит в основе самосозидания и создания вокруг себя экологически здоровой предметно-пространственной, природной, социальной и ментальной среды.Необходимо ...
Мероприятие с родителями "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников"
Тема: Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.Форма проведения: круглый стол.Аудитория: родители старшей группы...
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"
Цикл занятий к программе по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников "Азбука здоровья"...