Преемственность в работе детского сада и школы по физической культуре
опыты и эксперименты на тему

Семёнова Ираида Владимировна
Опыт совместной работы школы и детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_rabote_detskogo_sada_i_shkoly.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

    Одной из задач ГБОУ является подготовка детей к предстоящей учебе в школе. Переход ребенка в школу — качественно новый этап в его развитии. Он связан с изменением « социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность ребенка к учебной деятельности.

Психологи и педагоги выделяют в связи с этим общую и специальную готовность.

В содержание общей подготовки (и готовности) входит психологическая, нравственно-волевая и физическая подготовка.

    При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, а также уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит, как правило, к формализации процесса обучения, к снижению внимания в решении главной задачи — формирования личности ребенка.

    Прежде всего, надо, чтобы ребенок был физически готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, достаточную работоспособность и выносливость. Ослабленные дети часто болеют, у них быстро наступает утомляемость, вследствие чего резко падает работоспособность, что негативно отражается на качестве обучения и состоянии здоровья ребенка. Поэтому воспитателю крайне важно следить за физическим развитием детей и поддерживать его необходимый и достаточный для предстоящей учебной деятельности уровень.

    В содержании социально-психологической и нравственно- волевой готовности ребенка к школе выделяют следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.

    Завершение дошкольного периода и  поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский). 
      Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. На вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?» учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым,  уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования    и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
  Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что  это и будет залогом их успешной учебы. Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.    
   Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня  требует нового подхода. После очередного летнего отдыха улыбающиеся родители и дети, приходят в детский сад. И только «подготовишки» и их мамы непривычно серьезны: через год – школа. Тревожатся и педагоги: воспитатели думают о том, какие методы и приемы помогут сделать переход в школу комфортным, учителя начальной школы – насколько восприимчив будет первоклассник к обучению. В сущности их заботит только одно: психологическая готовность к школе. Обычно психологи выделяют три аспекта психологической готовности к школе: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Все эти аспекты, несомненно, актуальны и важны для подготовки ребенка к школе.  Но в процессе реализации нашего проекта, именно социальный аспект показался нам наиболее значимым.  Мы уверены, если у ребенка нет страха перед школой и есть желание учиться, то он будет стараться компенсировать свою интеллектуальную незрелость и эмоциональную неустойчивость. В настоящее время приоритетным должно стать одно направление работы: детский сад + начальная школа. Именно дети начальной школы в большей степени входят в круг общения первоклассника: они вместе ходят на экскурсию, проводят совместные праздники, конкурсы, спортивные соревнования и находятся часто на одном этаже. Значит разумнее, будет завязать более тесные контакты между подготовительными группами и ребятами начальной школы. Они должны подружиться, тогда легче пройдет психологическая адаптация к школе.

Предлагаю проект  работы по направлению: детский сад + начальная школа, который называется: «Есть контакт!» 

Основное содержание работы

Участники: дети подготовительных групп СП,  школьники 1 класса, воспитатели, учитель 1  класса, родители.

Проблема: формирование у детей подготовительной группы положительного отношения к школе.

Цель: способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия, доброжелательности по отношению друг другу между дошкольниками и первоклассниками.

Задачи:

  1. Углублять интерес к школе.
  2. Снять чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой и учениками.
  3. Развивать у детей коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение потребности в общении у воспитанников СП с детьми начальной школы.
  2. Социально-психологическая адаптация к школе.
  3. Разработанные конспекты занятий по проекту.
  4. Провести экскурсию в школу «Здравствуй, учитель!»
  5. Воспитание положительного отношения к школе.

Этапы:

  1. Изучение методической и практической литературы.
  2. Разработка и апробация системы конспектов и практической работы.
  3. Изготовление пособий.
  4. Проведение прогулок, экскурсий, развлечений, выставок.
  5. Выступление на педсовете.

Занятие

Место проведения и длительность

Участники

Дети

Беседа-игра

 «Хороша ли школьная страна?»

         СП

30 минут

Воспитатель ,

учитель 1 класса

Ученики начальной школы, подготовительные группы СП

Экскурсия в школу

Школа

1 час

Учитель начальных классов, воспитатели подготовительных групп СП

Подготовительные группы СП

Посещение занятий по физической культуре в школе

           Школа

1 час

Учитель начальных классов, воспитатели подготовительных групп СП

Подготовительные группы СП, 1 класс.

Передвижная выставка рисунков

«Школа глазами первоклассников и «подготовишек». В чем разница?»

СП

Школа

Воспитатели подготовительных групп СП,

учитель начальных классов.

Подготовительные группы СП, 1 класс.

«Играем в школу: один учебный день».

СП

40 минут

Воспитатели СП,

учитель начальных классов.

подготовительные группы СП, 1 класс.

Посещение праздника

«До свидание первый класс».

Школа ,

40 минут

Учитель начальных классов

Подготовительные группы, 1 класс..

Спортивные соревнования:

- кросс «Золотая осень»

 - «Весёлые старты»

 - «Папа, мама, я – спортивная семья»

- «Юные олимпийцы»

Школа,

40 минут

Учитель начальных классов, учитель по физической культуре, инструктор по физической культуре, родители первоклассников и дошкольников.

подготовительные группы СП, 1 класс.

 Предполагаемые результаты, выводы :

Реализация проекта  должна сформировать у детей:

  1. Потребность в общении со сверстниками и детьми начального звена, умение подчинять свое поведение законам детских групп.
  2. Умение подчинять свое поведение – школьным правилам.
  3. Желание быть учеником.

   Надеюсь, что разработка проекта поможет дальнейшему развитию позитивной настроенности к предстоящему процессу обучения в школе и положительной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС

Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева...

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...