Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ
статья на тему

Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_leonteva_iv.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ

Леонтьева И.В., воспитатель

МАДОУ ЦРР ДС №476

г.Челябинск

Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения.

Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.

Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с сохранением и укреплением здоровья детей. Средствами решения данной задачи являются разные формы организации двигательной деятельности, закаливающие и оздоровительные мероприятия.

В содержании воспитательно-образовательной деятельности ДОУ большое внимание уделяется оздоровлению воспитанников и проведению следующих профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур:

* определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,

* массаж и самомассаж;

* гимнастика для глаз;

* дыхательная гимнастика;

* упражнения по профилактике сколиоза, плоскостопия, игровые упражнения по расслаблению организма – аутотренинг;

* спортивные каникулы, включающие подвижные игры, эстафеты, командные игры, соревнования, полосу препятствий;

* оценка эмоционального состояния детей с последующей индивидуальной работой с ребенком; 

* интеграция физического развития с другими предметами: математикой, развитием речи, конструированием, валеологией, театрализованной и игровой деятельностью, сенсорикой;

* создание атмосферы психологического комфорта: отзывчивость и внимание к детям;

* организация развивающей среды с учетом потребностей и интересов детей;

* игровая терапия;

* работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей;

* правильная организация двигательной активности детей на прогулке.

Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного
  2. Медико-профилактического
  3. Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
  4. Психологического

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание
  3. Организация лечебно-профилактической работы с детьми
  4. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду

Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в ДОУ

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные
  2. Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
  4. Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».

Мы учим детей не только правилам поведения на дорогах, но также дает представление о здоровом образе жизни сюда входят занятия:

  • «Разговор о правильном питании»
  • «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
  • «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
  • Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
  3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
  4. Облегченная одежда в детском саду
  5. Гимнастика после сна
  6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
  • Солевые дорожки – младший возраст
  • Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
  • Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
  1. Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
  2. Летом ходьба босиком по спортивной площадке
  3. Самомассаж
  4. Витаминотерапия
  5. Фитотерапия
  6. Массаж по назначению врача

Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминотерапия, фитотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта лечебными травами и настоями.

3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

Ожидаемый результат:

  1. Создание комплексного мониторинга здоровья ребенка;
  2. Снижение количества дней заболеваемости у детей;
  3. Снижение количества травматизма;
  4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к воспитанию детей;
  5. Повышение квалификации сотрудников детского сада.

Список используемой литературы:

1.  Резанова Т.С.Зайцев В.П.Титова А.А. Физическое воспитание в детском саду - важнейший фактор оздоровления детей //Современные технологии и оздоровительные программы оздоровительного процесса по физической культуре и спорту в учебных заведениях" материалы международной научно - практической конференции, г. Белгород, издательство БелГТАСМ, 2002 г.

2. http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для сохранения здоровья воспитанников в ДОУ

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к...

Доклад и презентация «Роль профсоюзной организации в создании условий для сохранения здоровья работников образовательного учреждения»

В презентации описан опыт работы профсоюзного актива по созданию условий для сохранения здоровья сотрудников детского сада: профилактике эмоционального выгорания педагогов, созданию благоприятного мик...

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Здоровьесохраняющие технологии в детском саду....

Создание условий для сохранения здоровья воспитанников

Система  работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми среднего дошкольного возраста...

Конспект досуга на тему: «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирование их здорового образа жизни и санитарной культуры». «Урок в пчелиной школе»

laquo;Урок в пчелиной школе»Цель: Формировать навыки здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста. Научить отличать вредную еду от полезной.Задачи:- Сформировать представление о...

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Создание условий для сохранеия и укрепления здоровья воспитанников...

Проект "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в ДОУ"

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Негативные тенденции ...