Организация единого физкультурно – оздоровительного пространства в ДОУ для детей с задержкой психического развития
статья на тему

Дмитриева Татьяна Александровна

Одним из направлений работы является пропаганда здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса Данное направление предусматривает организацию постоянно действующих лекториев для сотрудников и родителей воспитанников по пропаганде здорового образа жизни. На родительских собраниях, круглых столах и мастер – классах  освещаются вопросы здоровья детей и взрослых в разных аспектах: доклады специалистов о вреде курения, алкоголя, наркотиков; о профилактике социально-значимых заболеваний; необходимости здорового питания, дыхания, необходимости физической активности, а самое главное - о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни у подрастающего поколения. Так же в нашем детском саду организованы постоянные практические занятия по йоге для взрослых и детей, ежедневные тренинги - «пятиминутки счастья» с целью снятия негативного напряжения у детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zdorovyy_kolektiv.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация единого физкультурно – оздоровительного пространства в ДОУ для детей с задержкой психического развития.

Гертман Екатерина Львовна. Заместитель заведующего по ВР МБДОУ № 160.

Дмитриева Татьяна Александровна. Заведующий МБДОУ № 160.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 160 (МБДОУ №160)

Пояснительная записка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 160 осуществляет коррекционную работу с детьми с задержкой психического развития. Дети с ЗПР практически стопроцентно имеют различные сопутствующие диагнозы: невралгии, повышенный мышечный тонус, искривление позвоночника, заболевания сердечно – сосудистой системы и т.д. Для того чтобы осуществлять полноценную коррекционную и развивающую работу, в первую очередь на наш взгляд, необходимо укрепить здоровье, скорректировать некоторые физические недостатки, что будет являться отправной точкой к развитию психомоторной сферы ребенка.

Именно поэтому в МБДОУ № 160 стартовал проект «Здоровый коллектив – покажи пример!». Целью данного проекта является создание единого оздоровительно-физкультурного пространства. Педагоги нашего ДОУ считают, что лучшее обучение – наглядный пример. Можно говорить тысячи раз, но лучше один раз показать.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, педагоги ДОУ и родители (законные представители) детей, посещающих наше образовательное учреждение.

Одним из направлений работы является пропаганда здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса Данное направление предусматривает организацию постоянно действующих лекториев для сотрудников и родителей воспитанников по пропаганде здорового образа жизни. На родительских собраниях, круглых столах и мастер – классах  освещаются вопросы здоровья детей и взрослых в разных аспектах: доклады специалистов о вреде курения, алкоголя, наркотиков; о профилактике социально-значимых заболеваний; необходимости здорового питания, дыхания, необходимости физической активности, а самое главное - о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни у подрастающего поколения. Так же в нашем детском саду организованы постоянные практические занятия по йоге для взрослых и детей, ежедневные тренинги - «пятиминутки счастья» с целью снятия негативного напряжения у детей и взрослых.

Задачи данного проекта:

1) сформировать у всех участников проекта осознанное отношение к своему здоровью;

 2) воспитывать у участников проекта потребность в здоровом образе жизни и двигательной активности;

3) познакомить с практикой йоги как одной из щадящих и оптимальных форм двигательной активности для детей с ЗПР и взрослых;

4) предоставить всем участникам проекта возможность осваивать практику йоги;

5) познакомить с основными принципами йоги как основными условиями здоровья человека:

  • здоровое питание;
  • правильное дыхание;
  • позитивный настрой;
  • физическая активность.

Планируемые результаты:        

1. Повышение заинтересованности всех участников проекта в своем здоровье и здоровье детей.

2. Улучшение состояния физического и психического здоровья всех участников проекта.

3. Повышение культуры отношения к своему здоровью.

Участие детей с задержкой психического развития в проекте «Здоровый коллектив» обусловлено результатами комплексной диагностики и исследования состояния здоровья детей на начало учебного года.

Мониторинг показал неутешительные результаты:

Участия в проекте «Здоровый коллектив» педагогов и родителей (законных представителей) обусловлено наличием следующих фаторов:

1. Психофизическое напряжение.

2. Неврозы, агрессивное поведение, эмоциональные срывы.

3. Проблемы со здоровьем (плохой сон, быстрая утомляемость, упадок сил).

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап.

1. Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами, а также изучение мнения родителей.

2. Осмотр детей специалистами детской поликлиники, выявление группы здоровья детей.

3. Регулярный осмотр детей педиатром, психиатром, старшей медсестрой ДОУ.

4. Обследование речевого развития детей логопедами ДОУ.

5. Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду.

6. Диагностирование общей физической подготовленности детей по возрасту инструктором по физической культуре.

7. Анализ заключений ПМПК.

8. Анкетирование родителей, беседа с родителями.

9. Диагностика психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов педагогом - психологом.

10. Наблюдение за детьми специалистами ДОУ.

Первый этап: реализация основных задач проекта.

Направления работы в основном этапе для всех участников проекта:

1. Знакомство с игровой йогой:

  • Презентация «Эта волшебная помощница йога»;
  • Подготовка раздаточного материала для родителей и педагогов;
  • Мастер – класс «Добро – пожаловать в йогу» (практическое ознакомительное занятие);

2. Знакомство с оздоровительной системой упражнений йоги.

3. Обучение простым, базовым упражнениям.

 4. Знакомство с основными принципами выполнения асан (поз йоги).

5. Обучение приемам расслабления.

Второй этап:

1 Обучение контролю над собственным телом, точному и осознанному  выполнению упражнению

2 Обучение выполнению поз по сюжетной линии – сказке, рассказу. (асаны выполняются в связке – как одно движение, как танец).

Третий этап:

1. Применение мантра – йоги (пропевания) для формирования правильного дыхания во время выполнения физических упражнений.

Общие направления работы  с участниками проекта:

1. Рациональная организация двигательной деятельности детей и взрослых.

2. Познавательная деятельность.

3. Оздоровительно–профилактическое направление.

4. Система закаливания.

5. Комплекс психологических мероприятий.

6. Работа с родителями.

7. Работа с педагогическим коллективом.

Первый, второй и третий этапы включают в себя:

  1. Практические занятия в форме детско – родительских групп, отдельных групп для взрослых и отдельных групп для детей.
  2. Постепенное изучение принципов йоги, правил безопасного выполнения  упражнений йоги.

Планируемые результаты:

Для детей:

  • Навыки саморегуляции
  • Улучшение самочувствия
  • Тяга к занятиям йогой
  • Снижение агрессивности
  • Развитие физических качеств

Для взрослых:

  • Новый взгляд на своих детей;
  •  Улучшение показателей здоровья;
  •  Возможность больше времени проводить

 со своими детьми;

  •  Повышение стрессоустойчивости;
  •  Улучшение взаимоотношений в коллективе,в семье;
  •  Увлеченность спортом и своим здоровьем;
  •  Новый взгляд на жизнь.

Заключительный этап (контрольно-оценочный)

1. Повторная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами.

2. Повторный осмотр детей педиатром, психиатром.

3. Обследование речевого развития детей логопедами ДОУ.

4. Повторная беседа с родителями.

5. Повторная диагностика психоэмоционального развития детей, психологического климата коллектива педагогов и детей педагогом -психологом.

6. Наблюдение за детьми специалистами ДОУ.

7. Тестирование по характеристике двигательной активности и сравнение полученных результатов с результатами, показанными детьми в начале года.

Критерии оценки эффективности проекта:

1. Снижение заболеваемости, детей, посещающих МДОУ.

2. Повышение уровня физической подготовленности детей и взрослых.

3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности как умственной, так и психической у детей и взрослых.

4. Использование полученных знаний и сформированных умений взрослыми и детьми в повседневной жизни.

5. Развитие творческой инициативы педагогического коллектива.

В процессе внедрения проекта «Здоровый коллектив» использовались следующие формы работы с детьми:

  1. беседы о здоровье;
  2. тематические занятия на тему здорового образа жизни;
  3. наглядные демонстрационные материалы;
  4. медиа-пособия;
  5. мини-презентации;
  6. наглядная агитация;
  7. практические занятия;
  8. игры в свободной деятельности;
  9. проектная деятельность;
  10. участие в соревнованиях»;
  11. закаливающие процедуры;
  12. правильное питание;
  13. соблюдение режима дня;
  14. детско – родительские клубы;
  15. тематические конкурсы.

с  родителями  и педагогическим коллективом:

  1. анкетирование, опрос;
  2. издание и распространение методичек и брошюр;
  3. проведение лекций;
  4. горячая линия вопрос-ответ;
  5. мастер-классы;
  6. круглые столы;
  7. тренинги групповые и индивидуальные;
  8. тестирование;
  9. практические занятия;
  10. совместное посещение фитнес-клубов;
  11. встречи со специалистами из сторонних организаций;
  12. просмотр обучающих фильмов;
  13. презентации;
  14. участие в открытых смотрах, конкурсах, семинарах;
  15. детско-родительские клубы;
  16. проектная деятельность.

Литература:

 Басов М.Я. Движения под музыку. - М, 1975.

 Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль, 1998.

Бентон С. Ци-фитнес. – М.: София. 2009.

 Введение в психодиагностику /Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - М., 2000.

Волков О.А. «Веселая йога»: специально для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

Липень А.А. «Детская оздоровительная йога». – СПб.6 Питер, 2009.

Степанова О. А., Вайнер М. Э., Чутко Н. Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями – Москва, 2003.

Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания./ Вопросы художественного воспитания, М.-Л., 1947.

Хоули Э., Френке Б. Оздоровительный фитнес. _ М.: Генезис. 2010.

Шлозберг С., Непорент Л. Фитнес. – Спб.: Речь, 2009

Приложение 1

Примерный план основного этапа:

Название мероприятия

Форма реализации

Ответственные

За реализацию

Сроки

Вводный курс

« йога для новичков».

Лекции

Мастер - класс

Зам.зав по ВР Гертман Е.Л.

Сентябрь –октябрь

2013 года

Освоение

основных асан

Практические занятия

Зам.зав по ВР Гертман Е.Л.

Преподаватель с/к «Апельсин» Гадаева В.Ю.

Октябрь-май

«Составляющая здорового

образа жизни - питание».

Презентация

Лекция «Здоровое питание. Йогодиета.

Кому подходит?»

Врач диетолог – эндокринолог  Мамаева Е.В.

Ноябрь

2013 года

Дыхательные практики йоги как профилактика курения

психотренинг

Психотерапевт Кривцова Н.Д.

Декабрь

2013 года

Положительный настрой – залог хорошего здоровья и успешной деятельности.

Психотренинг. Тестирование.

Лекция

Психолог – педагог

Гаркуша Е.Ф.

Январь 2014г.

«Пятиминутка счастья»

Короткая йогическая практика, направленная на поддержание позитивного настроя.

Зам. Зав по ВР Гертман Е.Л.

Октябрь – май

2013-2014 года

Использование асан в режимных моментах. Гертман Е. Л.

Мастер-класс

Зам. Зав по ВР Гертман Е.Л.

Ноябрь 2013 года

«Совместные практики»

практика для совместных занятий взрослого и ребенка.

Инструктор ФИЗО Аббабкова М.Г.

Декабрь – май 2013-2014 года

Детская йога

Практические занятия

Инструктор ФИЗО Аббабкова М.Г.

Октябрь – май 2013 – 2014 года

 

Разработка методического пособия на тему организации спортивных праздников для детей с задержкой психического развития с использованием элементов игровой йоги.

Гертман Екатерина Львовна. Заместитель заведующего по ВР МБДОУ № 160.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 160 (МБДОУ №160)

Пояснительная записка

Разработка методического пособия на тему организации спортивных праздников для детей с задержкой психического развития.

Цель мероприятия: Укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса, направленных на воспитание здорового образа жизни.

  Задачи:

 1.Мотивация занятий физкультурой и спортом в целях оздоровления;

 2.Развитие психофизических качеств всех участников образовательного процесса;

 3.Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках  в игровых ситуациях.

Весь праздник похож на известную игру ассоциации.

4. Закрепление навыков выполнения практик йоги у всех участников образовательного процесса.

 Действие происходит в музыкальном зале.

 Для награждения: грамоты, медали.

 Звучит музыка. Под аплодисменты  в зал входят участники команд. Команды две.

В состав команд входят воспитанники, их родители и педагоги.

 Построение

Ведущий: Добрый вечер дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас на нашем празднике  «», посвященному «Нам с Вами». Мы собрались здесь, чтобы весело  и с пользой для своего здоровья провести время.

 Сегодня на нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные команды.

 Оценивать наши успехи будет жюри в составе:

Итак первый конкурс «Девиз вашей команды».

Командам необходимо придумать девиз, который бы пропагандировал здоровый образ жизни. Когда все девизы озвучены ведущий говорит:

«Мы тоже придумали девиз. Он будет главным на нашем празднике:

«Для детей и педагогов

Правила ввели мы йогов.

Счастье, вера и движенье,

Мы достойны уваженья!»

А вы помните основные правила йогов?

Это и будет самым первым конкурсом. На счет 1,2,3. Вы поднимаете руку и говорите одно из правил.

Второй конкурс.

Игра: «Назови позу» (используются позы йоги для детей)

Цель: Развить память, воображение и ассоциативное мышление у ребенка и в игровой форме отобразить накопленный им опыт в выполнении движений.

Третий конкурс:

Правила игры: Представитель команды вытягивает карточку с изображением какого-либо животного (которому соответствует поза из йоги). Карточку нельзя показывать своим противникам. Команда должна изобразить животное, которое было на карточке, а команда противника должна угадать. Количество карточек соответствует числу участников команды. И каждый игрок загадывает задание для одного противника.

Третий конкурс

Игра «Загадки».

Ведущий читает загадку в стихотворной форме. Участник той команды, которая угадала ответ выбегает вперед, встает перед зрителями и показывает отгадку, если зрители угадывают отгадку, команда получает очко.

Четвертый конкурс

Игра: «Противоположности»

Правила игры:  Ведущий показывает какую-либо позу йоги. Та команда, которая угадала эту позу, должна показать противоположную позу. Та команда, которая быстрее и точнее изобразит противоположную позу, получает очко.

Заключительный конкурс (домашнее задание):

Вся команда изображает короткую сказку, а противоположная команда старается ее угадать. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает в этом конкурсе.

Ведущая:  И так, наш праздник завершен.

Мы благодарим Всех Всех кто пришел поиграть и повеселиться с нами!

Но к сожалению мы не смогли определить победителя в этот раз и поэтому придется продолжить наш спортивный праздник!

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА.

 Ведущий: Добрый вечер дорогие друзья! Мы очень рады приветствовать вас  снова на нашем спортивном веселом мероприятии.

И так мы пожалуй начнем.

Первый конкурс  - конкурс (домашнее задание) стенгазет. Просим передать Ваши газеты о Вашей здоровой семье нашему жюри, пока мы готовимся с Вами к следующему конкурсу, жюри оценит ваши работы.

Второй конкурс.

Вы уже очень хорошо владеете позами йоги и можете изобразить практически любое животное. Сейчас мы предлагаем Вам изобразить при помощи поз йоги и некоторых атрибутов спектакль «Кто сказал Мяу». Кто лучше выполнит это задание мы узнаем по аплодисментам наших зрителей! На подготовку вам дается 10 минут. Пройдите пожалуйста за кулисы.

В это время жюри и гости оценивают газеты семей участников, которые старались изобразить «Свою семью, как самую здоровую и активную семью!»

Проходит 10 минут и участники по жеребьевке показывают спектакль «Кто сказал мяу».Всех героев спектакля довольно просто изобразить позами йоги и используя маски.

Наш праздник подходит к концу. А победителя мы так и не определили.

Ну что ж придется нам встретиться еще раз.

А домашним заданием для Вас будет создание презентации или проекта, брошюры или памятки по следующим темам:

  • Здоровое питание
  • Кто такой йог?
  • Как мы дышим.
  • Активные игры по дороге домой.

Или написание рассказа, сказки, истории,  которую потом можно будет изобразить языком тела (при помощи поз йоги)

Мы благодарим всех! Мы рады, что Вы не смотря на вечную занятость, недостаток времени, сплошные заботы, Вы находите время приходить к нам и участвовать в наших праздниках здоровья!

Вы можете приходить всей семьей. У нас для всех найдется место!

До скорых встреч наши спортивные друзья!

Список литерауры:

1. Волков О.А. «Веселая йога»: специально для детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

2. Хоули Э., Френке Б. Оздоровительный фитнес. _ М.: Генезис. 2010.

3. Шлозберг С., Непорент Л. Фитнес. – Спб.: Речь, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации деятельности по развитию пространственной ориентации в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

В содержание работы по развитию сенсорно-перцептивной сферы входит формирование представлений о пространственных отношениях, существующих между объектами окружающей действительности. Без специал...

Методическая разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с задержкой психического развития.

Этот материал поможет воспитателям дошкольных учреждений спланировать свою оздоровительную работу и применить её для своих воспитанников....

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В учебно-методическом пособии обобщён многолетний опыт экспериментальной деятельности по обучению и воспитанию дошкольников с задержкой психического развития на базе детского сада № 908 СВУО г. Москвы...

Конспект физкультурного занятия с элементами фольклора для детей с задержкой психического развития 5-6 лет

Цель. Развитие физических качеств детей, через малые формы фольклора, развивать двигательную активность детей. Задачи:1. Образовательные:·       Учить де...

Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...

Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...