Формирование представлений детей об организме человека как основа здоровьесберегающих технологий
методическая разработка на тему

в данном пособии предствален опыт работы с детьми по формированию представлений о теле человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedusloviya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений детей об организме человека как основа здоровьесберегающих технологий

 

 (методическое пособие для воспитателей детского сада)

      Автор:  Сербина Л.В. и Ивлева Н.Н.

 Формирование жизнеспособного подрастающего поколения — одна из стратегических задач развития страны. И это стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законы РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологического благополучия населения», Указа президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ», «Конвенция о правах ребенка».

Детский сад – начальная школа «Росток» работает по комплексной программе развития и воспитания детей, в которой определено, что базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.

Программа предусматривает развитие у дошкольника представлений о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления.

Для того чтобы ребенок понял, почему необходимо соблюдать режим дня, гигиенические требования, систематически закаливаться, заниматься утренней гимнастикой, больше бывать на свежем воздухе, осваивать новые виды движений, важно объяснить, почему это полезно организму и почему вредно находиться в непроветренном помещении, прыгать с большой высоты, долго смотреть телевизор и т.п. Овладение детьми знаниями об оздоровлении, формирование здоровьесберегающего сознания становится намного понятнее, «присваиваются» быстрее, становятся эмоционально-значимыми, если систематически знакомить детей с организмом человека.

Разработкой данной проблемы я занимаюсь более двух лет. Цель данной работы – развитие основ культуры здоровья ребенка.

Задачи:

 – формирование представлений о своем теле, способах сохранения своего здоровья, эмоционально-личностного отношения к своему организму, здоровью и окружающей действительности, обуславливающей его состояние и функционирование;

- формирование поведения и опыта сохранения в жизненных ситуациях.

В своей работе опираюсь на методические рекомендации: О.А.Князевой, Ф.Е.Шукшиной, изложенные в пособиях «Мой мир», «Мой организм»),  «Я и мое тело», Л.В. Абдульмановой «Ребенок и его физическая культура», «Анатомия человека» детский иллюстрированный атлас, энциклопедия «Тело человека».

В качестве вспомогательного материала использую книги А.А.Дорохова «Про себя самого», Г.Н.Юдина «Главное чудо света», детские научно-познавательные и энциклопедические издания, а также тщательно подобранные наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, плакаты, пиктограммы, разнообразные предметы (резинки, шарниры, проволочный каркас человека).

Накопление знаний о строении тела человека происходит в повседневной жизни, игровой деятельности и систематизируются в непосредственной образовательной деятельности по образовательным областям «Познание», «Здоровье» и «Физическая культура», являясь частью этих занятий. Организуя мероприятия, стараюсь, чтобы они не только обогащали ребенка знаниями, но и предоставляем ему возможность решать творческие задачи, ощущать радость познания, глубоко осмысливать и добывать знания. Широкое использование наглядного, дидактического материала, постановка проблемных, поисковых вопросов, система домашних заданий позволили сделать занятия привлекательными для детей, органично сочетать обучение с формированием устойчивой и естественной потребности заниматься физической культурой, личностного мотива в обучении, здоровьесберегающего взаимодействия с миром, формирование здоровье сберегающего сознания.

Знания о строении человеческого организма включаются в план реализации образовательных областей «Познание» и «Здоровье»  два раза в месяц, начиная со средней группы. В младшей группе знания о дети получают во время чтения художественной литературы, слушания и заучивания потешек, проведения дидактических, подвижных игр, рассматривания иллюстраций и т.д.

В средней группе эти знания закрепляются и углубляются на непосредственно образовательной деятельности. Несмотря на то, что сведения о костно-мышечной системе сложны для детей, дети проявляют к ним большой интерес: задают много вопросов, подолгу задерживаются у схем, плакатов, пособий по данной теме. Со второй половины учебного года дети готовы к усвоению знаний о крупных мышечных группах, позвоночнике, костях скелета, поддерживающих форму тела и обеспечивающих перемещение тела в пространстве, а так же о соединении костей, суставов.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с основными функциями внутренних органов, органов чувств.

Вот некоторые темы занятий, которые успешно проводятся в детском саду: «Я родился», «Из чего мы состоим», «Осанка и красота», «Как сохранить свои кости», «Резиновые двигатели», «В здоровом теле здоровый дух», «зачем человек ест», «Пищеварительный конвейер в моем организме», «Колыбельная из двух слов «тук» - «тук»», «Живая вода», «Мотор, который не должен останавливаться», «Зачем мы дышим», «Для чего нам дана голова», «Наши помощники глаза, уши, нос», «Наш нежный скафандр», «Сестрички – привычки», «Что я знаю о себе» и др.

На занятиях интеллектуально – познавательного цикла  используются следующие методы и приемы, выстроенные в определенной логике – от рассматривания иллюстраций, репродукций картин к моделированию и схемам, опытам, экспериментам, проблемным ситуациям, играм-инсценировкам.

Привожу примерный объем знаний, которые я использую для формирования у детей дошкольного возраста представлений об организме человека.

Голова – важный и нежный орган человека. За различными маленькими и большими косточками черепа скрыты тонкие, маленькие нервные клеточки, проводящие невидимые токи, которые отвечают за зрение, слух, дыхание, ум, обоняние, движение. Это мозг, самый главный орган. Без него мы не могли бы жить. Клетки мозга в течение всей жизни человека постоянно учатся и узнают новое.

В отличие от других клеток организма, клетки мозга не меняются в течение всей жизни человека. Если бы клетки мозга постоянно обновлялись, наша память была бы очень короткой.

Скелет – прочная опора организма. Кости разные по размеру – большие: рук, ног, головы, маленькие: пальчиков, позвоночника. У каждого человека около двухсот костей. Они придают форму нашему телу и все вместе они образуют скелет. Без костей человек был бы похож на бесформенный расползающийся мешок. В состав костей входят твердое каменистое вещество – кальций. Благодаря ему кости растут, становятся больше, крепче, длиннее и толще. Соединение костей – крепкое, прочное и подвижное, входящее друг в друга – сустав, прочное, неподвижное – лопатки, голова. Только благодаря суставам мы можем совершать разнообразные движения: сгибать руки в локтях, поворачивать голову, наклоняться, приседать.

Мышцы – это мягкие ткани, иногда бывают упругими, эластичными. Мышцы приводят в движение кости. Мышцы бывают большими и маленькими, круглыми и плоскими, сгибательные, разгибательные. Все мышцы прикреплены к костям с помощью связок или сухожилий. Мышцы могут удлиняться и укорачиваться, как эластичная резиновая лента. Сокращаясь и расслабляясь мышцы, приводят в движение различные части тела.

Пищеварительные органы – питаться организму помогают органы, состоящие из костей – зубы и мягких тканей – нёбо, язык – здесь пережевывается, перемалывается, перетирается пища и ощущается вкус, благодаря оболочке, покрывающий язык.

Мышцы языка помогают нам при пережевывании пищи. Затем пища попадает через глотку в пищевод, далее в желудок, кишечник. В них пища переваривается, разделяется на полезную и ненужную. Полезная жидкость всасывается в клетки крови и перемешивается с ней, а ненужная выбрасывается наружу, удобряя землю.

Сердечно-сосудистые органы. У каждого человека есть сердце, которое подобно наносу подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет или кислород, полученный из легких, или питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ наши органы не могут ни существовать, ни работать. Сердце – это особая мышца. Она сокращается и расслабляется автоматически, без каких бы то ни было усилий с нашей стороны.

Физические упражнения укрепляют мышцы рук и ног и делают их сильными. Сердце тоже мышца и регулярные занятия физической культурой укрепляют его. Во время движений сердце начинает сильнее биться и быстрее «прокачивать» кровь через органы и ткани и начинает биться быстрее. Во время отдыха или сна сердце тоже отдыхает и бьется медленнее. Сердце выталкивает клетки крови в сосуды – клапаны, похожие на трубки, где клетки крови бегут друг за другом и питают все органы – мозг, скелет, мышцы, легкие, желудок, кишечник и др. Кровеносные сосуды – это реки и ручейки омывающие, освежающие, взбадривающие человека.

Дыхательные органы. Чтобы человеку и его телу жить, необходимо не только питаться, но и дышать воздухом. Помогают человеку получать воздух такие органы, как нос, носоглотка, трахея, бронхи, легкие. Нос ощущает запахи и захватывает воздух, очищает и согревает его. Носоглотка затягивает воздух. Трахея и бронхи продолжают очищать и согревать воздух и пропускают его в легкие. Легкие – правое и левое – расположены внутри грудной клетки и со всех сторон защищены ребрами. Когда мы делаем вдох, легкие увеличиваются, а при выдохе – уменьшаются. Легкие вбирают в себя кислород из вдыхаемого воздуха и избавляют наш организм от углекислого газа, который выходит из легких вместе с воздухом при выдохе. Без легких мы не могли бы жить.

Органы чувств человека – глаза, уши, язык, нос, руки, ноги.

Зрение. Глаза, это как два сверкающих окна, через которые мы смотрим на мир. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. На лице видна только передняя часть глаза. Передняя часть глаза покрыта роговицей, через нее свет проходит, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает радужную оболочку глаза, которая у каждого человека имеет свой цвет и защищает глаз от грязи и инфекции. В центре радужной оболочки находится черный с виду кружок – зрачок. Именно через него внутрь глаза проходит свет и попадает на хрусталик, который посылает свет и попадает на нервные окончания. Они передают сигнал света в мозг и именно он «распознает» тот предмет, на который человек смотрит.

Слух. Звук передается звуковыми волнами, они невидимы, их нельзя потрогать. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на барабанную перепонку, заставляя ее быстро двигаться вперед – назад. Барабанная перепонка заставляет двигаться три маленькие косточки, которые расположены позади нее. Косточки передают колебания специальной жидкости, а жидкость передает колебания слуховому нерву. Получив сигнал, нерв посылает его в головной мозг. Мозг распознает сигнал и человек знает, что  именно он слышит: звуки природы, музыки, предметов и т.д.

Обоняние. В средней части носа находятся обонятельные нервы. Они ответственны за нашу способность чувствовать различные запахи, то есть за наше обоняние. Воздух, который мы вздыхаем, раздражает окончания этих нервов. Эти нервы чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов и о каждом отдельном запахе в мозг передается отдельный сигнал. Обонятельные нервы почти никогда не ошибаются. Нос выбирает запахи, выделяет приятные и неприятные, сигнализирует об опасности (дым, газ, прокисшая пища и т.п.), о чистоте человека и т.д.

Руки – ноги как измерители расстояния, направления, поверхности, температуры, формы, объема, веса.

Наши нервы. Каждый участок кожи, каждый орган в организме снабжен нервами. Благодаря им, мы можем ощущать тепло, холод, давление, боль, защищаемся от травм, на ощупь узнаем предметы. При выполнении движения кости подчиняются мышцам, а мышцы – нервам. Нервы управляют всеми нашими внутренними органами: мы дышим, бьется сердце, передвигается пища по органам пищеварения, они посылают сигналы в мозг, когда мы голодны, когда пора сходить в туалет.

Нервные сигналы проходят по нервам с такой скоростью, с какой зажигается лампочка, при нажатии на выключатель – так уж мы устроены. Одно из самых замечательных свойств наших нервов состоит в том, что они не требуют особого внимания и заботы с нашей стороны. Однако, чтобы нервы были здоровы, человек должен больше двигаться, полноценно питаться и отдыхать. Переутомление вредит нервам, мешает им нормально работать.

Кровь состоит из красных, белых, желтых кровяных телец (клеток). Кровь несет органам питательные вещества, кислород, борется с инфекциями, болезнями, образует корочку на ранке. Чтобы состав крови не нарушался, следует дольше гулять на свежем воздухе, больше двигаться, полноценно питаться.

Кожа – покрывает всю поверхность тела. Она образована несколькими слоями плотных клеток, которые защищают организм от инфекций, регулируют температуру тела, предупреждают обезвоживание, обеспечивают осязание. Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Она эластична, обеспечивает гибкость и растяжимость во время движений. Уход за кожей – содержание ее в чистоте.

Следует отметить, что изложенное выше содержание для работы по формированию у детей представлений о строении организма человека постоянно корректируются специалистами детского сада. Но, используя на данный момент именно это содержание,   мне удается добиваться того, что каждый ребенок, получая знания о себе, своем теле, начинает осознавать вклад каждой системы организма в выживании и здоровья; сформировать на основе этих знаний сознательную установку на здоровый образ жизни, жить с малых лет в гармонии с собой и окружающим миром.

Интеллектуально-познавательные мероприятия помогают ребенку познать свой физический образ, свой организм, приобрести способы сохранения своего здоровья. После таких мероприятий  у ребенка возникает желание проверить, как же это работает у него и проверяет, выполняя различные движения, прислушиваясь к своему организму. Кроме того, представления о строении человеческого тела помогают детям более эффективно, осознанно и точно выполнять движения на утренней гимнастике, физкультурных минутках и паузах, повышает интерес к самостоятельной двигательной деятельности.  Двигательной деятельностью наполнен каждый день ребенка, поэтому закрепление и уточнение знаний ребенка о строении организма происходит в разные режимные отрезки времени.

В начале учебного года совместно  с  инструктором по физической культуре для детей разрабатываем и проводим  непосредственно образовательную деятельность «Физическая культура», включая в нее все знания о строении организма человека, полученные в предыдущей группе, и соединяя их с движениями. Примерные темы следующие: «Мое здоровье, это движение моих мышц и суставов» (старшая группа),  «Мое здоровье, это забота через движение о моих внутренних органах» (подготовительная к школе группа),  «Мое здоровье, это забота через движение о моих органах чувств» (подготовительная к школе группа), «В здоровом теле, здоровый дух» (средняя группа).

Основная цель этих занятий уточнить знания детей, показать взаимосвязь всех органов и систем (в пределах возраста), работу всего организма как единого целого.

Наряду с традиционными методическими приемами широко используются опыты  (кратковременные действия с телом: продемонстрировать вдох – выдох и рассказать, что произошло с телом, закрыть глаза, уши, нос и др. и рассказать, что может человек без этих органов) и эксперименты, цель которых в обозначении объектов, между которыми произойдет взаимодействие при созданных условиях (ритм сердца – до движения и после и состояние ребенка; глаз – мелкие буквы – усталость – способы снятия напряжения и т.п.). Эти  приемы помогают ребенку осознавать мотивы своих действий: что хочу, почему хочу, зачем хочу совершить то или иное действие и формируют самоконтроль ребенка, переориентируя сознание ребенка с конечного результата на способы его достижения, учат детей видеть взаимосвязь между способами действия и его результатами.

 В начале необходимо проводить экспресс-беседу, которая помогает осознать цель занятия:

  1. Вспомнить то, что дети уже знают о строении организма человека.
  2. Назвать часть тела, о которой дети будут закреплять и уточнять знания.
  3. Показ ее на схеме, плакате
  4. Нахождение ее на своем теле и (если необходимо) на теле другого ребенка.
  5. Как работает, значение этой части организма для человека.
  6. Правила поддержания здоровья этого органа или системы.

Постепенно приучаясь чувствовать ту или иную мышечную, суставную группу дети осознаннее и внимательнее отслеживают свою осанку, начинают понимать связь осанки с укреплением мышц, связок, суставов, с положением головы. Охотнее и быстрее исправляют вредные для осанки позы, умеют корректировать и контролировать осанку стоя у стены, у зеркала, сидя на стуле и т.д.

Результаты работы оцениваются по следующим диагностическим критериям и уровням.

Высокий уровень:

-        количественные: ребенок проявляет оптимальные показатели основных параметров двигательной активности (объема, интенсивности,  продолжительности);

-        качественные: ребенок самостоятельно использует разнообразные виды игр и формы организации, ориентируется в пространстве и понимает знаки и сигналы, подаваемые окружающими,  способен изменять положение своего тела и движения в зависимости от них,  сам определяет цель своей двигательной деятельности, заранее готовит необходимые пособия, инвентарь, атрибуты; осуществляет задуманное, используя рациональные  способы движений, самостоятельно регулирует свою двигательную активность, всегда добивается результата, направляет его на сохранение своего здоровья; использует игры разного содержания, быстро меняет его в зависимости от ситуации и может адаптировать его к новым условиям и характеру взаимодействий; общается в игре на принципе равноправия, способен к совместному замысливанию и регулированию конфликтов.

Средний  уровень:

- количественные; ребенок проявляет показатели выше оптимальных основных параметров двигательной активности;

- качественные: ребенок включается в разнообразные виды самостоятельной деятельности, но не владеет формами ее организации; определяет цель своей двигательной деятельности, но не вникает в ее смысл,  слабо ориентируется в двигательном пространстве, увлекается собственными движениями, не соотнося их с другими; движения его быстрые, резкие, малоуправляемые, не отличающиеся рациональностью, вариативностью; не готовит заранее средства двигательной деятельности; волевые усилия проявляет не всегда, часто отвлекается, не достигая результата, не регулирует свою двигательную активность, не направляет на сохранение своего здоровья; понимает направленность своих движений, но не осознает их ценности; содержание двигательной деятельности характеризуется информационной направленностью, разнообразием, но не варьируется в зависимости от создаваемой детьми ситуации; характер общения или лидирующий авторитарный, или подчиняющийся; умеют вступать n диалог во время конфликта.

Низкий уровень:

- количественные: ребенок проявляет показатели ниже оптимальных;

- качественные: ребенок отдает предпочтение одному виду игр, не владеет способами их организации, плохо ориентируется в двигательном пространстве, не координирует свои действия относительно действий других; выбирает деятельность, не требующую большого пространства и активных действий, обычно проявляет двигательную активность под воздействием взрослого; не умеет отбирать пособия, инвентарь, атрибуты; не продумывает ход выполнения  действий, движения однообразны, выполняются путем проб и ошибок; результат достигается редко; двигательная активность не направлена на сохранение его здоровья; содержание игр однообразно; характер взаимодействия или  авторитарный или ребенок не вступает в коммуникацию с другими.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, я систематически знакомлю родителей с темами наших занятий.. Любая тема, связанная с заботой о здоровье детей, начинается с проведения «дней открытых дверей». Показывая работу в профилактической и коррекционной работе, стараюсь разрушить устойчивую и пассивную позицию родителей,  прежде всего к своему здоровью (удобнее и легче выпить таблетку, съесть йогурт, пищевую добавку) и показывать должный пример для подражания своим детям, понимая, что привычки воспитываются не словами, а делами.

Работу по формированию у детей представлений об организме человека оцениваю, как перспективное направление в формировании активной жизненной позиции ребенка в сохранении собственного здоровья и поиск оптимизации этой работы будет продолжен. Эта работа, безусловно, вносит свой вклад в повышение физической подготовленности и снижение заболеваемости детей.

       

Примерный перспективный план непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста со своим организмом (4 – 5 лет)

Интеграция образовательных областей:

 «Здоровье», «Познание» и «Физическая культура»

Месяц

Тема I половина месяца

Тема II половина месяца

IX

Экскурсия  в медицинский кабинет

Наблюдение за работой медсестры детского сада

X

Фигура человека. Составление фигуры человека из отдельных плоских частей

Дорисуй схему-картинку фигуры человека

XI

В природе все растет

Резиновые двигатели (мышцы)

XII

Как заботится о своих мышцах. Чтобы не случилось беды. Привычки и поступки

Осанка человека (опорно-двигательный аппарат)

I

Рождественские каникулы. Спортивные праздники и развлечения

Моделирование каркаса фигуры человека из мягкой проволоки

II

Почему мы двигаемся? (мышцы, кости, суставы)

Моделирование сустава (из специальных деталей)

III

Как сохранить свои кости. Чтобы не случилось беды. Привычки и поступки

Моя красивая осанка. Придумывание детьми упражнений для формирования осанки

IV

Расти здоровым (о пользе движений)

Красивая осанка – залог здоровья и красоты

V

Праздничные дни

Я расскажу тебе движением (язык жестов). Итоговое занятие

Примерный перспективный план непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста со своим организмом (5 - 6 лет)

Интеграция образовательных областей:

 «Здоровье», «Познание» и «Физическая культура»

Месяц

Тема I половина месяца

Тема II половина месяца

IX

Знакомство с врачом и медсестрой. Наблюдение за работой

Что нужно, для того чтобы не болеть (полезные и вредные привычки)

X

Моделирование фигуры сказочных героев из проволочного каркаса и пластилина

От чего зависит наша физическая сила? О тренировке опорно-двигательного аппарата

XI

Что находится внутри меня ? Рассказ о внутренних органах и их функциях

Колыбельная из двух слов «тук-тук». Определение пульса по лучевой артерии

XII

Мотор, который не должен останавливаться. Моделирование движения воды в трубочке.

Моделирование из проволочек контура скелета и сердца с сосудами.

I

Рождественские каникулы. Спортивные праздники и развлечения.

Твой вечный двигатель. Чтобы не случилось беды. Привычки и поступки.

II

Рисование сказочных героев, у которых «золотое сердце».

Пищеварительный конвейер в моем организме.

III

Зачем человеку еда? Какая пища полезней?

Проследи по схеме движение пищи. Чтобы не случилось беды. Привычки и поступки.

IV

Чтобы зубы были крепкими. Д/и «Какие продукты и привычки позволяют сохранить здоровье зубам».

Как мы дышим и зачем? Дыхательная гимнастика.

V

Праздничные дни.

Д/и «Какие органы человека это делают?» Распределить слова по группам, к какому органу они имеют отношение. Итоговое занятие.

Примерный перспективный план непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста со своим организмом (6 - 7 лет)

Интеграция образовательных областей:

 «Здоровье», «Познание» и «Физическая культура»

Месяц

Тема I половина месяца

Тема II половина месяца

IX

Наблюдение за работой врача.

Органы чувств человека. Что может человек без органов чувств?

X

Наш нежный скафандр. Чтобы кожа была здоровой.

Моделирование одежды по мезонам (чтобы кожа дышала).

XI

Голова – важный и нежный орган человека. Полезные и вредные привычки.

Наши нервы. Опыты: реакции человека на тепло, холод, механические воздействия, звуки, запахи и т.д.

XII

Кровь – живая вода в организме человека.

Как мы видим? Игра «Жмурки».

I

Рождественские каникулы. Спортивные праздники и развлечения.

Как заботится о глазах. Гимнастика для глаз. Полезные и вредные привычки.

II

Почему я слышу?

Д/и «Проверяем слух», «Узнай мелодию». Полезные и вредные привычки.

III

Как мы чувствуем запахи, вкус?

Д/и «Определи по запаху, вкусу». Полезные и вредные привычки.

IV

Схематическое рисование органов в той последовательности (как считает ребенок) по мере их значимости для него. Объяснить порядок их расположения.

Определи орган по схеме.

V

Праздничные дни.

Придумай эмблему для страны «Здоровье».


ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

1. Разводим ручки, делаем похлопывающие движения ладонями, имитация лепки пирожков и блинчиков.

Ай тата, тата, тата
Пожалуйте в решета –
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки затем оладушки,
Испечем блинка покормить сынка.

2. Хлопаем в ладошки, гладим по животику, по головке.

Ладушки-ладушки,
Где были у бабушки,
Что ели кашку,
Что пили бражку,
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька!

3. Поднимаем и опускаем ручки – имитируя полет, на словах – кладем ручки на головку. Стараемся чередовать, первое прочтение: через большой  круг, т.е. ручки ведем по сторонам по кругу, затем на головку. А второй через малый круг, ручки выводим вперед, и на головку.

- Гуси -  гуси!
-Га га га.
- Есть хотите?
- Да - да - да - да!
- Так летите все сюда!
- Гуси полетели,
- Шу на головку сели!


4. Первые две строчки – разводим ручки вверх, вниз,  навстречу друг другу. Третья сжимаем и разжимаем ручки, четвертая – делаем из ручек пропеллер – ручки перед грудью, друг над другом. Крутим. 

Рыбки плавали, ныряли,
В мутной тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

5. Делаем из ручек пропеллер – ручки перед грудью,  друг над другом. Крутим. Вторая и третья строчки – поднимаем и опускаем ручки. Стараемся чередовать: первое прочтение - через большой   круг, т.е. ручки ведем по сторонам по кругу, вверх, вниз, а  второе -  через малый круг, ручки выводим вперед, вверх, вниз.

Раз – два – три,
Мы моторы завели,
Полетели высоко,
Опустились низко!

6. Первые семь строчек водить пальчиком по ладони, по кругу, на восьмой  щепотью своих пальцев постучать по всей ладони – гости сели, далее загибаем пальчики, а мизинчик не загибаем, поглаживаем его снизу вверх, затем погрозим ему пальчиком другой руки - ая-яй!

Сорока-белобока,
Где была? – Далеко!
Дрова рубила,
Печку топила,
Кашку варила,
Деток созывала,
Детки прилетели,
За стол все сели,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил – ая-яй!!!

7. Поглаживаем пальцы по очереди. На первые три строчки - большой пальчик, н четвертую – указательный, на пятую – средний, на шестую – безымянный, на седьмую - мизинец.

- Мальчик с пальчик,
Где ты был?
- Я  на речке братцев мыл,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

8. Поглаживаем пальцы по очереди – на первые две строчки большой пальчик, на третью – четвертую – указательный, на пятую– средний, на шестую безымянный, на оставшиеся мизинец.

- Мальчик с пальчик.
Где ты был?
-  Братцев разуму учил!
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем  щи варил,
С этим братцем песни пел,
Ну а этот не поспел!
Щи он с нами не поел,
Песни с нами не попел!

9. При назывании какой-либо части лица,  дотрагиваемся до нее.

Нос лепешкой!
Нос  лепешкой!
Щечки булочки у нас!
Ой, люли, люли,
Щечки булочки у нас,
Зубки словно росинки,
А глазки – коринки!

10. Свинка Ненила
Сыночка хвалила,
То-то пригоженький,
То-то хорошенький,
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!

11. Котя, котенька,  коток,
Кудреватый лобок,
Глазки серенькие,
Зубки беленькие.
Пошел котик по дорожке,
Купил Бореньке сапожки,
Пошел котик на Торжок,
Купил Боре пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке сношу!

12. Котя, котенька,  коток,
Кудреватый лобок,
Глазки хитренькие,
Зубки остренькие.
Как у нашего кота,
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Шубка серенькая,
Грудка беленькая!
Лапки крепкие!
Когти цепкие!  

13. Гуси вы гуси, красные лапки!

Где вы бывали, что вы видали?

- Мы видали волка: унес волк гусенка,

Да самого лучшего, да самого большего!

- Гуси вы гуси, красные лапки,

Щипите вы волка, спасайте гусенка!

14.Ножки вы ножки, куда вы бежите?

 - пробегу по бору, тебе ягод наберу,

Черну чернику, алу землянику 

15. - Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- Что вы ручки работали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы глазки помогали?

- Мы искали, да смотрели –

Все пенечки оглядели.

16.Ты мороз-мороз-мороз!

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки, самокаточки.

Да с горы – ух!

В снег пушистый – бух!

17.Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам.

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодною.

Нам холодная зима наскучила,

Руки ноги отморозила.

18. Потягунушки-порастунушки
Поперек толстунушки,
А в ручки силунушки,
А  в роток говорок,
А в голову разумок!

19. Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ, топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ – топ – топ – топ!
Топ – топ – топ – топ!

20. Уж ты глазоньки зажми!
Угомон тебя возьми.
Угомон тебя возьми,
Сам покрепче усни!

21. Водичка-водичка!

Умой мое личико,

Что бы глазоньки блестели,

Что бы щечки розовели!

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

22. Ручки-рученьки,
Да у деточки,
Потягушеньки,
Словно веточки,
Тянем к матушке,
Потянушечки,
И ладошечки,
И подушечки.
Раскрасивые
Мои плечики,
Шаловливые,
Как кузнечики.
Потянушечки-
Локотулечки,
Потягушечки
У лапулечки.
Ножки-ноженьки,
Потягушечки,
По дороженьке
Побегушечки,
Ножки сладеньки,
Да ножулечки,
Ножки маленьки,
Крохотулечки.
Да колешечки-
Сладки ямочки,
Да малешечки
Любит мамочка!


23. Пяточки-топтаточки,
Шекотки-щекотаточки,
Розовы, да гладеньки,
Как конфетки сладеньки.
Маленькие стопочки,
Стопочки-топ-топочки,
До чего прекрасны.
Шелковы-атласны.
Маленькие пальчики,
Девочки и мальчики.
Розовы подушечки,
Крохотны ногтюшечки,
Пальчики-горошинки,
До чего ж пригоженьки.
Вот какие ножки
Ходят по дорожке!

24. На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

25. Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

26. Личико
Носик, носик, лобик,
Щечки, подбородок.
Ушки, глазки,
Мишенькины сказки (в этот момент щекочу).
(Все называемые части тела гладим, водим по ним)

27. Ушки, бровки, носик, ротик,
Подбородок, о-бо-ро-тик!

28. Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.

29. Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где зубки? Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
Дотрагиваетесь до произносимых частей тела.

30. Мы - маленькие руки,
Но мы не знаем скуки,
Есть всегда у нас дела:
Та схватила, та взяла.
Даже если нас не просят,
Мы все время что-то носим,
И мишутку, и ежа
Мы погладим, не спеша.
Пальцы наши – крошки –
Ловкие помощники,
И горошинку возьмут,
Если где-нибудь найдут.
Наш мизинец очень мал,
Рядом безымянный стал,
А за ними средний –
Важный – не последний.
Есть у нас внимательный
Палец указательный.
И немного стороной -
Самый толстый и большой -
Палец очень главный,
Ложку держит славно.
Если пальчики послушные,
Мы и ловкие и дружные,
Помогаем малышам
Все дела их совершать.

31. Это большой пальчик,
Он, как толстый мальчик,
Десять порций каши съел,
Оттого и растолстел.
Это пальчик - указательный,
Он самый внимательный,
Всё увидит, но не скажет,
Только в сторону покажет.
Средний пальчик – это вот,
Он в серёдочке живёт.
А другому пальчику
Имени не дали,
Потому и безымянным
Его все прозвали.
Ну а этот пальчик -
Маленький мальчик,
Мизинец называется -
На нём рука кончается.

32. Первый пальчик - подержи, (хватаете за большой пальчик)
Второй пальчик - покажи,
Третий пальчик- постучи,
Третий пальчик - поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.

33.
Я девчонка непростая
И люблю гимнастику.
Пальцы на ногах считаю –
Развиваю пластику.
Их на ножке ровно пять,
На обеих – вдвое,
Но пока мне рано знать,
Что это такое.
Пальцы выстроились в ряд,
Как котята к ужину,
Ноготки на них блестят
Будто бы жемчужины.
Где-то там недалеко
Есть на ножках пятки
Щекочите их легко –
Это мне приятно.
От гимнастики устав,
Их пущу я в дело,
Чтоб по полу топотать,
Пусть и неумело.

34. Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

35. Где пальчики? Где пяточки?
Погулять пошли, ежа нашли.
Ежик колко колол, развернуться велел.

36. Ножки длинные, ножки стройные.
Помнем, потрем, потом встряхнем,
К животику придем.

37. Чей животик? Машин.
Съел пюре и кашу.
Лошадка бежала,
Тележку возила,
Даше говорила:
Хватит баловаться,
поехали кататься!

38. Где ладошки, пальчики?
В лесу ловили зайчика.
Ушки на макушке, хвосток - малышок,
Весь дрожит, к мамочке спешит.
Поймали, обняли - дальше побежали.

39. Потянись дружок, повернись на бочок,
На животик повернись,
Нежно маме улыбнись.

40. Я по спинке пройду,
Хворобушку отведу,
Расти ладненькая
Да здоровенькая.

41. Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать.

42. Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это Лизин нос
Весь козюльками зарос.
А вот это глазки, ушки,
Щечки толсные подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Лизин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочим твой бочок,
Пощекочим твой бочок.

43.Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

44. Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

45. Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

46. Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся

47. Зайка начал умываться

Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо


48. Шершавая мама

Шершавая мама
Шершавому сыну
Гладит и гладит
Шершавую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гришкина,
А мама слонишкина.


49. Малыши-крепыши

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре.
Руки выше!
Ноги шире!


50.Хомка-хомка хомячок

Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам) Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответсвенные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать
(показывываем сильный).
Мама (папа, баба) с Колей (Машей, Дашей, Петей) по порядку
Сейчас сделают зарядку.
(далее зарядка)


51. Потягуни — потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!

52. На лугу

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетел (поглаживаем малыша)


53. Ай, лады, лады, лады

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

54. Потягунюшки

Потягунюшки, порастунюшки
(поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,
(двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки,
(сжимаем и разжимаем кулачки)
А в ушки — слышунюшки,
(показываем ушки)
А в глазки — глядунюшки,
(показываем глазки)
А носику — сопунюшки,
(показываем носик)
А в роток — говорок,
(показываем ротик)
А в головку — разумок!


55. Топики

Топики, топики,

По водичке ладошками,

Да босыми ножками!

ЗАГАДКИ О ЧЕЛОВЕКЕ

1

Части чужого тела, на которые так удобно перекладывать свои заботы и проблемы.
(Плечи)

2

Два белых лебедя
С гор слетели,
На равнину сели.
Крылья мягки,
Движенья легки,
Один другого стоит –
Посадкой да сноровкой,
Но тот, что справа сидит, -
Более ловкий.
(Руки)

3

Оля ягодки берёт
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...

Ответ (Ручки)
4

Двое белых лебедей –
У каждого по пять детей.
(Руки)
5

Что невозможно укусить,

несмотря на кажущуюся близость части тела?

(Локоть)
6

Круглый Никиток
Двигает шесток,
То вдвое сложит,
То опять разложит.
Молод Никиток –
Да в морщинках кожа.
(Локоть)
7

Одна другой касается –
Хлопок получается.
(Ладони)
8

Вокруг поля –
Кони в ряд,
Четверо коней стоят
Плечом к плечу,
Да к боку бок,
А пятый крепенький конёк
В сторонке затаился,
К полю наклонился.
(Ладонь)
9

У одной матери –
Пять детей,
Все дети разные,
Все к матери привязаны.
(Ладонь)
10

Пятеро воинов
Сошлись на поле боя,
Стоят прямо –
Смотрят упрямо,
А как в схватке сошлись –
Крепко обнялись,
Не видно поля боя
Под телами воинов
(Пальцы)

11
Весёлые братцы
Решили разобраться:
Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять весёлых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились –
В одну семью сплотились.
(Пальцы и кулаки)

12

Десять мальчиков

На спинках льдинках несут. (Ногти на пальцах).

13

Двадцать человек,

У всех лица позади. (Ногти на пальцах).
14

Один малец –
Глупый юнец,
А с братьями вместе –
Всегда на своём месте.
(Палец)

15
Высокий гладкий дом –
Одно окошко в нём.
Этот крепкий домик
Ко всем напастям стоек,
Если ж спрятаться придётся –
В три погибели согнётся.
(Палец)

16
Первый – брат большой,
Да росточком с вершок,
Всем делом заправляет –
Братишек наставляет.
У второго – зорки глазки,
Он работает указкой.
Средний брат
Быть средним рад,
А четвёртый брат – пижон,
Украшенья любит он.
А пятый братец – крошка,
Помириться им можно.
(Пальцы)

17

Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)

18

Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.

Ответ (Пальцы)

19

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! – говорят.

- Здравствуй, Васька-указка,

Мишка-середка, безымянный братец,

Да крошка Тимошка! (Пальцы руки)

20

У двух матерей

По пяти сыновей,

Все в одно имя. (Пальцы руки)

21

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники –

Живут не за горой –

День и ночь со мной:

Целый десяток

Верных ребяток. (Пальцы руки)

22

Твои помощники - взгляни -
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
И, как хороший мальчик,
Послушен каждый ... (пальчик).

23

У двух матерей
По пять сыновей -
Одно имя всем.
(Пальцы, руки)
24

Две стройные колонны
Держат замок огромный:
С двумя окошками,
Уступами, подножками.
Колонны не стоят на месте –
Гуляют с замком вместе.
(Ноги)
25

Поспорил Антип с Иваном,
Кто из них самый главный,
То один вперёд –
То наоборот,
Пока идут – ссорятся,
А помирятся – остановятся.
(Ноги)
26

Две сестрёнки-подружки
Похожи друг на дружку,
Рядышком бегут,
Одна – там, другая – тут.
(Ноги)

27

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут (Ноги)

28

Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле ...

Ответ (Ножки)

29

Створки устрица открыла,
В речке жемчуг свой обмыла,
Засиял он, заблестел,
Как дождинка в ясный день.
А когда настала ночь,
Створки устрица закрыла
И ушла на дно.
(Глаз)
30

Два маленьких гнезда,
В каждом по птичке,
У птички – по яичку,
На каждом яичке –
Чёрная крапинка.
(Глаза)

31

Маленьким, кругленьким

До неба докинешь. (Глаза)

32

У меня есть два камушка:

Куда закину – везде достану. (Глаза)

33

Сам далеко,

А круглые, черные

Уже добежали. (Глаза)

34

Две галки сидят рядом,

А друг друга не видят. (Глаза)

35

В кружке – точка,

В точке – ночка,

Что не встретит,

Все заметит. (Глаза)

36

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. Кто я? (Глаз)

37

Кругло, горбато,

Около – мохнатого,

Придет беда – потечет вода. (Глаза)

38

Круглое озеро никогда не замерзает. (Глаза)

39

Два соседа-непоседа.

День на работе, ночь на отдыхе. (Глаза)

40

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

41

Два братца глядятся, друг друга не видят. (Глаза)

42

Два брата живут рядом, а сойтись не могут. (Глаза)

43

Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...

Ответ (Глазки)
44

Молодец и девица
Решили пожениться,
Но скала между ними –
Не обойти, не миновать,
Не увидеть, не узнать.
Молодцу и девице
Не соединиться.
(Глаза)
45

Алмаз в гнезде,
Без него – быть беде,
За горой у нас
Есть другой алмаз,
И он в гнезде,

Без него –
Быть беде,
Два алмаза горят,
Правду говорят.
(Глаза)

46

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза)

47

Два братца живут через дорогу,

А друг друга не видят (Глаза)

48

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются (Глаза)

49

Тёмная полоска
Протянулась плоско
Через поле, косогоры,
Сквозь холмы и горы.
(Бровь)

50

Два соболя лежат хвостами друг к другу. (Брови)

51

Два лося на косогоре пасутся;

Один справа, другой слева. (Брови)

52

Два мохнатых братца

На улице гнездятся.

Мы их поднимаем,

Когда удивляемся,

Мы их сдвигаем,

Когда возмущаемся. (Брови)

53

Две сестрицы,
Две орлицы –
Над гнёздами сидят,
Сердито глядят,
Пёрышки взъерошены,
Гость не придёт непрошенный!
(Брови)
54

Два брата в разлуке
Скучают друг о друге,
А сойдутся вместе –
Сердятся и хмурятся.
(Брови)
55

Солёная дождинка
Размыла тропинку,
С холма бежит,
Что это, скажи?
(Слеза)
56
Солёная водица
Из огня родится.
(Слеза)
57
Из двух прозрачных тучек
Дождь прошёл могучий,
Нескончаемы й поток
Из двух тучек тёк и тёк,
Из двух тучек – две реки,
Не сладки и не горьки –
Обе солоны на вкус,
И в обеих скрыта грусть.
(Плач)

58

Нежная равнина,
Мягкая перина,
А посмотришь ласково –
Зальётся красной краскою.
(Щека)
59
Две молоденьких сестрицы
Вышли солнцу поклониться,
И под солнцем золотым
Засмущались, покраснели,
Платья алые надели.
(Щёки)

60
Две соседки-красавицы
Встретиться пытаются,
Поболтать, посмеяться,
О своём пошептаться,
Но гора на их пути –
Не перелезть, не обойти.
(Щёки)
61

За поляною – гора,
Под горою есть дыра,
А в горе – две печки
День и ночь жарою пыщут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!
(Нос)

62

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
63

Стоит домик на поляне,
Кто на этот домик глянет,
Тот окошки разглядит:
Два окошка, в них темно,
В доме спать легли давно.
(Нос)

64

Есть всегда у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос)

65

Между двух светил сижу я один.

(Нос).

66

Под горой – дыра,
А в дыре – отряд,
Воины смелые,
Ровные и белые.
(Рот)

67

Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.

Ответ (Язык, глаза, уши)

68

Белые собаки
Дом охраняют,
В доме красная девица
По ясну молодцу томится.
Кто в дом попадёт –
Тот не выйдет, пропадёт.
(Рот)

69

Что за обедом всего нужнее? (Рот).

70

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.

Ответ (Губы, зубы, рот)

71

Стоят два брата,
Кафтаны из бархата,
Красные наряды,
Живут рядом,
То сойдутся,
То разойдутся,
Жарко обнимутся –
Крепко подерутся.
(Губы)
72
Красный зверь
За белой стеной,
Что о стену не бьётся –
Зверю в пасть льётся.
(Язык и зубы)
73
Стоят Алёнки
В белых пелёнках,
Меж Алёнками –
Мал телёнок,
Маленький телёнок
Просит пищу у Алёнок.
(Зубы и язык)
74
Толстый матрац
На кровати лежит,
А кровать – в доме,
Кто на матрац приляжет –
Тому он кости перемоет.
(Язык)

75

Красная лисица из своей норки не выходит. (Язык)

76

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

77

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.
78
Остёр, как бритва.
Сладок, как мёд.
И друга отыщет,
И врага обретёт.
(Язык)
79
Стоит корова
В своём стойле –
Ей бы в стойле посидеть,
А она на волю рвётся!
(Язык)

80

У тридцати двух воинов один командир.
(Зубы и язык)

81

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы, зубы, рот)

82

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

83

Тридцать два молотят,
один поворачивает.
(Зубы и язык)

84

Если б не было его,

Не сказал бы ничего (язык)

85

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(Язык)

86

Полон хлевец белых овец,

Хлев отворю – овец не выпущу. (Зубы)
87
Белые камни
Друг о дружку бьются,
Что меж ними прошло –
Превратилось в порошок.
(Зубы)

88

Оля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...

Ответ (Зубки)
89
Дружные братья
Решили подраться:
Кулаки в кулаки –
Белы да крепки,
То лбами сшибаются,
То улыбаются.
(Зубы)

90

Когда едим – они работают,

Когда не едим – отдыхают. (Зубы)

91

Вокруг проруби

Сидят белые голуби. (Зубы)
92
Весел Степан
Пока бел кафтан,
А как потемнеет –
Степан погрустнеет.
(Зуб)

93

На красной перекладке

Белые курочки сидят. (Зубы)

94

На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся,
И смирными станут
До новых затей.
(Зубы)

95

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце)

96

Не часы, а тикает.

Ответ (Сердце)

97

Гладкое поле,
Белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посередке – яма.
(Живот)

98

Распустился цветок,
Лепесток на лепесток,
Без стебля и без корня
Растёт на склоне.
(Ухо)
99
Самый лучший на свете слушатель.
(Ухо)

100

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...

Ответ (Ушки)
101
В маленьком домике –
Круглое окно,
Никого не видно,
В домике темно.
Там живёт сова:
Глаз не смыкает,
Ловит слова.
(Ухо)

102

Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
(Язык, глаза, уши)

103

Растёт, но не цветок.
Висит, но не фрукт.
Похож на нитку, но живой.
Один выпадает, другой вырастает.
(Волос)

104

Носить легко,

Считать тяжело. (Волосы)

105

Не сеют,

Не сажают –

Сами вырастают. (Волосы)

106

На одной горе много травы,

Да скот эту траву не ест. (Волосы)
107
Огромные вилы
Пшеницу пленили,
Прошли по пшенице,
Пшеница в косицах.
(Волосы и гребень)

108

Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)
109
Крутая скала
В косогоры вросла,
Над кручей лес
Возрос до небес.
(Лоб)


ФИЗМИНУТКИ

1.
Мы сегодня рано встали 

Мы сегодня рано встали (шаги на месте)
И зарядку делать стали.
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево-вправо повернись!

2.
Мы писали, мы писали, наши пальчики устали 

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.
Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

3.
Мы ладонь к глазам приставим 

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.

4.
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит 

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

5.
Мы шагаем по сугробам 

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.

6.

Вот помощники мои 

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

7.

На болоте две подружки 

На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!


8.

Ой, качи, качи, качи 

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручкая пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Поочередно касаемся головы, рук, ног.

9.
Мы считали и устали 

Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Сели, встали, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.
(для урока математики)

10.
Потягунушки 

Потягунушки -
Порастунюшки,
Поперек - толстунушки,
А в ножках - ходунушки,
А в ручках - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок.

11.
Раз - подняться, потянуться 

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

12.

Вышли уточки на луг 

Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала тишь.


13.

Руки кверху поднимаем 

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

14.
Мишка лапки подними 

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три - раз, два, три!

15.
Вот мы руки развели 

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.

16.
А теперь всем детям встать 

А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.


17.
Буратино потянулся 

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.

18.

Мы топаем ногами 

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.


19.
Мы проверили осанку 

Мы проверили осанку
И свели лопатки,

Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

Список используемой  литературы

  1. Абдульманова, Л.В. Родничок здоровья / Л.В. Абдульманова. – Ростов- на-Дону, 2005.
  2. Гиланов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Гиланов. - М.:АРКТИ, 2002
  3. Дали, Э. Тело человека, как мы устроены / Э. Дали. -  Белфаст, 1995
  4. Доннер, К. Тайны анатомии / К. Доннер. -  М.: Мир, 1988
  5. Дриллема, Б. Что внутри человека? / Б. Дриллема. -  М.: Слово, 1994
  6. Зайцев, Г.К. Твое здоровье. Укрепление организма / Г.К. Зайцев, А. Зайцев. -  СПб.: «Детство-Пресс», 2006.
  7. Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб.: Акцидент, 1997
  8. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита. Расти здоровым» СПб.: Акцидент, 1997
  9. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» - М.: Просвещение, 1985.
  10. Кудрявцев В.Г., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2000.
  11. Логинова Л. «Мой замечательный нос» Обруч, 1999 № 6.
  12. Мельничук В.М. «Дневничок – здоровячок. Рабочая тетрадь по валеологии для учащихся начальной школы. 1 класс.» Новосибирск, 1997.
  13. Мельничук В.М. «Я и мое здоровье: методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии. 1 класс» Новосибирск, 1997.
  14. Ротенберг Р. «Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья» М.: Физкультура и спорт, 1993.
  15. Тихомирова Л.Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов и родителей. Ярославль, 1997.
  16. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Здоровье и здоровый образ жизни. Пособие для педагогов и воспитателей. Ярославль, 1997
  17. Тихомирова Л.Ф.  «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов.
  18. Узорова О., Нефедова Е. «Большая книга загадок» (для дошкольного и младшего школьного возраста) «Астель», 2006.
  19. Юдин Г. «Главное чудо света» - М.: Педагогика, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений детей среднего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности

Материал содержит сценарий развлечения по обучению детей среднего дошкольного возраста ОБЖ...

Проект «Я - человек» Формирование представлений о своем организме на занятиях по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Проект посвящён актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста представлений о своем организме и его сохранении, о различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии. Форми...

ПЕДСОВЕТ Тема: «Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Данный материал представляет интерес при подготовке к педагогическому совету по теме профориентации в ДОУ....

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

КОНСПЕКТ НОД Для детей 6-7 лет «Из чего состоит тело человека» с использованием здоровьесберегающей технологии

Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека. Воспитывать чувство гордости, что ты человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя, желание больше узнать о своем организме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представленияЗадачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Сравнивать предметы по длине. Совершенствовать знания о геоме...