Проект "Приятного аппетита"
проект (старшая группа) на тему

Ситкова Лариса Викторовна

Питание играет существенную роль  в обеспечении здоровья и долголетия человека. В связи с этим очень важным является организация правильного питания в детском возрасте. И не только потому, что в этот период идут интенсивные процессы роста и развития, но потому что происходит формирование вкусовых приоритетов, привычек в процессе приёма пищи, отношения к питанию. Решение данных задач осуществляется в проекте "Приятного аппетита"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Приятного аппетита»

Познавательный,

исследовательский,

творческий,

среднесрочный

с детьми 5-6 лет

Воспитатель:

Ситкова Лариса Викторовна 

МБДОУ детский сад № 2

г.Асбест, Свердловской обл.                  

     Питание играет существенную роль в обеспечении здоровья и долголетия человека. В связи с этим очень важным является организация правильного питания в детском возрасте. И не только потому, что в этот период идут интенсивные процессы роста и развития, но потому что и происходит формирование вкусовых приоритетов, привычек в процессе приема пищи, отношения к питанию. Именно в дошкольном учреждении становится необходимым и является возможным, формирование культуры питания, вкусовых привычек и пищевых приоритетов.

    Из беседы с детьми мы выяснили, что из 100% опрошенных детей, 80 % нравится кушать в дошкольном учреждении, их устраивает: обстановка, в которой они находятся; блюда; многие дети хотели бы получать в течение дня такие продукты, как шоколад, конфеты, картофельные чипсы, жевательную резинку, в общем, тот продуктовый набор, которым их кормят родители. Двое из детей категорично отказываются от супов, многие не любят молочные каши, тушеную капусту. Опрос показал, что большинство детей очень любят: фрукты (яблоки, бананы, апельсины), печенье, вафли, булочки с разными наполнителями (изюм, творог, сыр), фруктовые соки. Отношение к мясным продуктам тоже у всех разное, кто-то очень любит мясные или рыбные котлеты, кто-то гуляш, тефтели.

     Менее любимым является завтрак. Это объясняется тем, что некоторые родители, перед тем как отвести ребенка в дошкольное учреждение, кормят завтраком, перебивая тем самым аппетит. Средние показатели дали обед и ужин - причина в том, что в меню обеда и ужина, бывают такие блюда, которые ребенок не очень любит, а именно капустные запеканки, овощное рагу, рыба, печень.

     Исключить из рациона дошкольного учреждения данные продукты не представляет возможным, так как они богаты необходимыми для ребёнка полезными веществами.

     Поскольку фундамент здоровья человека закладывается ещё в детском возрасте, чтобы избежать всех страшных последствий нетрадиционного питания, необходимо ещё в раннем возрасте прививать детям правильные пищевые привычки.

     Проблемы:

     Отсутствие знаний детей о пище, как основного источника энергии и её влиянии на здоровье человека.

     У детей не сформированы правильные вкусовые предпочтения.

     Поверхностные знания об этикете поведения за столом.

   Цель:

     Создание условий для формирования у детей осознанного поведения в выборе здоровой пищи.

Задачи:  

-Расширять и закреплять знания детей о строении пищеварительной системы человека

-Пополнить знания детей о пищевой и энергетической  ценности разных продуктов

-Формировать понимание того, что не всё, что вкусно полезно

-Учить группировать продукты питания по их происхождению

-Познакомить с особенностями питания народов разных стран

-Учить детей получать информацию через разные источники

-Познакомить с необходимостью разной обработки продуктов

-Воспитывать эстетическое отношение к процессу принятия пищи

-Воспитывать интерес к процессу приготовления пищи

-Мотивировать родителей на совместную деятельность  по развитию правильных вкусовых привычек  у детей

Предполагаемый результат:

-Знания детей о строении пищеварительной системы человека устойчивые

-У детей сформировано понимание того, что не всё, что вкусно полезно

-Дети:

  • умеют группировать продукты питания по их происхождению
  • знают о пищевой и энергетической  ценности разных продуктов
  • знакомы с особенностями питания народов разных стран
  • умеют получать информацию через разные источники
  • знают о необходимости разной обработки продуктов
  • имеют интерес  к процессу приготовления пищи

-У детей продолжает развиваться эстетическое отношение к процессу принятия пищи

Модель реализации проекта «Приятного аппетита»

Специально-организованная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная и творческая деятельность

Взаимодействие с родителями

Беседы:

«Зачем и что мы едим»

«Путь еды по телу человека»

«Что такое белок и зачем он нам нужен»

«Что едят в разных частях света»

«Где продукты портятся быстрее»

«Как первобытный человек научился готовить»

«Главные правила кухни»

Д/и «Узнай по вкусу»

«Умный язычок»

Изготовление салатов

Украшение стола для чаепития

Коллективная работа

Д/и:

«Что из чего?»

«Что растёт в саду, на грядке?»

«Где живут витамины»

Рассматривание натюрморта «Ваза с фруктами»

Чтение отрывков из произведения Носова «Приключения Незнайки»,

А.Лингдрет «Карлсон, который живёт на крыше»

Составление книги детских рецептов «Моё любимое блюдо»

Составление описательных загадок о продуктах питания.

Выставка «Что нам осень принесла»

С.Р.И.:

«Гости»,

«День рождения», «Магазин», «Больница»,

«Кухня»

Труд:

Сервировка столов к еде

Оформление салфетниц

Букеты для стола

Изготовление муляжей для магазина

Родительская копилка: вкусные рецепты для детей.

Сбор весёлых стихов о еде

Сбор пословиц и поговорок о еде

Сбор загадок о продуктах питания

Выставка салфеток

Консультации: «Основы рационального питания»,

«Повседневный этикет»

Приложение

Опрос детей «Зачем нужна еда?»

Фамилия, имя ребёнка

ответы

1

Колмогорова Даша

Чтобы мы быстро выросли и не умерли  2

2

Лунёв Данил

Чтобы жить  2                                                    

3

Ульянова Лера

Чтобы стать сильными и играть 2

4

Ананьева Катя

Чтобы не быть голодными 1

5

Сапегин Максим

Чтобы набираться сил, были хорошими кости, рос человек, чтобы были хорошими мозги и печень 2

6

Лямина Ирина

Чтобы расти, и быть красивой, с красными щеками от свеклы 2

7

Запивалова Аня

Чтобы не умереть от голода 2

8

Парамонова Кристина

Чтобы набираться сил, расти и не болеть 2

9

Бычин Влад

Чтобы не умереть, вырасти и стать сильным, умным 2

10

Безгодов Женя

Чтобы быть здоровым 2

11

Белоносов Володя

Чтобы её ели 1

12

Голдобин Егор

Чтобы ели 1

13

Батакова Аделина

Чтобы кушать 1

14

Ананьева Катя

Чтобы есть 1

15

Гафурьянова Лера

Чтобы кушать 1

16

Коноплёва Юля

Чтобы жить 2

17

Останина Диана

Не знаю 3

18

Арканов Данил

Чтобы есть 1

Анализ:

Чтобы есть (кушать) – прямое назначение: 7 – 39%

Чтобы жить (вырасти, быть здоровым) – основное, обдуманное назначение: 10 – 56%

Не знаю – отсутствие  знаний: 1- 6%

Не смотря на то, что 56% показали знание основной причины назначения еды, и все, 100% , знают о полезных и «вредных» продуктах, на практике не контролируют свой выбор, предпочитают сладкое основному блюду, а это значит, у детей не сформировано осознанное отношение к питанию.

Пословицы и поговорки о еде

Хлеб да каша – пища наша.

Сытый голодного не разумеет.

Гречневая каша – матушка наша,

А хлебец ржаной – отец наш родной.

 Гречневая каша сама себя хвалит.

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами кашу не сваришь.

Кашу маслом не испортишь.

Щи да каша – пища наша.

Овсяная каша хвалилась,

Будто с коровьим маслом родилась.

Семейная каша гуще кипит.

Когда я ем, я глух и нем.

Когда я кушаю, то никого не слушаю.

Загадки о продуктах питания

Пирог:                                         Квашня. Тесто:

Возьму пыльно,                               Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт,

Сделаю жидко,                                Недосмотришь – упадёт,

Брошу в пламень,                            Но не больно ему. Почему?

Будет как камень.

Блин:                                               Вечером поставят,

Что на сковороду наливают,         В полночь завздыхает.

Да вчетверо сгибают?                    Начнёт светать –

                                                          Станут пихать.

……………………………………………………………………………..

Яйцо:

В одном бочонке                           Наполнен бочонок водой –

Два разных пива;                           Серебрянной и золотой.

Болтаются, болтаются,                  Раскрыть его – сущий пустяк,

Никак не смешаются.                    Закрыть невозможно никак.

В доме еда,

А дверь заперта.

 ……………………………………………… ……………………….

Соль:

Без меня редко едят                         В воде родится,

Одну меня – никогда.                     А воды боится.

 ………………………………………………………………………………

Хлеб:

И комковато,                                     Бьют меня палками,

И ноздревато,                                    Жмут меня камнями,

И мягко,                                             Держат меня в огненной пещере,

И ломко,                                             Режут меня ножами.

А всех милее.                                     За что меня так губят?

                                                             За то, что любят.

Без кожи входит,

С кожей выходит.

Сахар:                                                  Блин:

Бел, как снег – в чести у всех.           На сковородку – ручейком,

В рот попал – и там и пропал.           Со сковородки – солнышко

Чашка молока:                                   Лапша:

Маленькое озерцо,                               Сидит в ложке,

А дна не видно.                                    Свесив ножки.

               

Мороженное:                                       Масло:

В руках у Тани                                     На холоде твёрдое, как лёд,

Зима в стакане.                                     А в тепле плывёт, как мёд.

Словарик

Батон – в переводе с французского «палка»

Булка – круглая, как шар

Крендель – браслет

Поляница (поленница) – богатырь

Кулебяка – продолговатый пирог с начинкой из мяса, рыбы, капусты

Бисквит – дважды побывавший в печи

Печенье – испечённое в печи

Рогалик – хлеб в виде рога коровы

Лепёшка – однокоренное с глаголом «лепить»

Блин – хлеб в виде круга. От глагола «молоть» - «мелин», «млин»

Калач – хлеб в виде замка

Тост – поджаренный кусок хлеба

Родительская копилка:

5 правил детского питания

  1. Еда должна быть простой, вкусной и полезной.
  2. Настроение во время еды должно быть хорошим.
  3. Ребёнок имеет право иметь свои собственные привычки. Вкусы, притязания.
  4. Ребёнок имеет право знать всё о своём здоровье.
  5. Нет плохих продуктов – есть плохие повара.

Сладкая сказка

Вкусный паровоз

400 г кокосового масла,

400 г нуги,

 6 яиц,

300 г сахарной пудры,

6 столовых ложек  молока,

400 г квадратного печенья,

8-10 штук круглого печенья,

Маленькие пирожные «Поцелуй» или «Крембо»

     Кокосовое масло и нугу растопить на слабом огне. Яйца взбить с сахарной пудрой и ванильным сахаром. Добавить молоко и какао. Постепенно влить  растопленную нугу.

    Две прямоугольные формы выстлать пергаментом. Дно и стенки смазать получившимся кремом и выложить печеньем. Затем наполнить печеньем всю форму, смазывая каждый слой кремом. Четыре печеньица и 5 ст/л крема оставить для украшения. Поставить минимум на 4 часа в холодильник (лучше на всю ночь). После этого форму перевернуть и вынуть кексы. Один кекс  разрезать пополам. Оставшийся крем разогреть на водяной бане. Половинку кека прикрепить на целый кекс («паровоз»), из оставшейся половинки сделать «тележку». Колёсами послужат круглые печеньица, «окнами» - 0 квадратные, а трубами – маленькие пирожные. Детали скрепить кремом.

Пряничный медовый теремок

250 г меда,

1 яйцо.

3 желтка, 1 ч/л соды,

 ¾ стакана сахарной пудры,

1 стакан воды,

сок и цедра половинки лимона,

3 стакана муки

Пряности – по вкусу.

Мёд заливаем горячей водой, распускаем и даём остыть. Растираем яйца и желтки с сахаром, добавляем пряности, ванилин, лимонный сок и цедру, соду и взбиваем до образования стойкой пены. Затем постепенно в добавляем муку и растворённый мёд. Получившуюся массу выкладываем на припудренную мукой доску, замешиваем некрутое тесто и даём постоять 5- 6 часов.

В это время рисуем на картоне части домика и вырезаем их. Раскатываем пласт толщиной  5-6мм, вырезаем по формам части домика. На стенках домика вырезаем окна. Детали пряничного домика выпекаем до золотистого цвета. Пока детали горячие, смазываем их взбитым яйцом и даём остыть на доске, затем с помощью корнетика украшаем  взбитыми белками. Составные части домика приклеиваем к подставке белком, а скрепляем между собой заострёнными спичками.

Бабушкины рецепты (старинные)

Овсяный кисель (белый)

Замочить овсяные хлопья на сутки, чтобы закисли. Добавить корочку чёрного хлеба. На следующий день вскипятить воду в кастрюле и влить в неё во время кипения через дуршлаг овсяную кашицу, посолить по вкусу. Перед подачей на стол полить подсолнечным маслом. Кисель едят холодным или горячим.

Вареники с брусникой и яблоками

500 г пшеничной муки,

2 ст брусники,

3 яблока,

2 яйца,

2 ст  ложки  сметаны,

1 ст ложка  сахара, соль по вкусу.

Чистую бруснику опустить на 2 – 3 минуты в дуршлаге  в воду, дать стечь. Яблоки натереть на тёрке, добавить сахар и смешать с брусникой. Из муки, яиц и воды  замесить пресное тесто. Вылепить вареники, сварить их в подсоленной с подсолнечным маслом воде. Подавать со сметаной.

Мармелад из черешни

1кг вымытых ягод протереть через сито, добавить 2, 5 ст сахара, поставить на слабый огонь. Варить до тех пор, пока не будет отставать от кастрюли.

Тюря 1

Творог обильно посолить, положить в миску, сверху прижать грузом. Оставить на несколько дней в тёплом месте, затем залить кислым молоком. Подавать на стол с горячим картофелем.

Тюря 2

Отварной картофель нарезать ломтиками, добавить солённые огурцы или квашеную капусту, лук. Залить всё холодной водой, посолить по вкусу.

Витаминные коктейли

При фарингитах, хронических тонзиллитах, пародонтозе – по 1/3 ст 2-3 раза в день

200г морковного сока,

20 г сметаны,

10 г мёда

При дисбактериозе, запорах – по1/2 ст за 30 минут до еды 3 раза в день.

150 г морковного сока,

50 г сока шпината,

200 г кефира

При раздражительности, бессоннице, плохом аппетите – по 1/2 ст 2 раз в день.

70 г морковного сока,

70 г сока из зелёного салата,

80 г томатного сока,

5 г растительного масла,

5 г подслащённой сметаны или сливок.

При неврозах, эпилепсии – по ½ стакана 1 – 2 раза в день. Курс: 1 -2 месяца.

50 г морковного сока,

50 г из зелёного салата,

50 г сока сельдерея (корневищ)

При анемии, весенней слабости – по ½ ст 1 раз в день, 2-3 раза в неделю. Курс: 3 месяца.

100 г морковного сока,

5 г сока из зелени петрушки

200 г кефира

(Из рецептов Галины Лавреновой, доктора медицинских наук, профессора Санкт – Петербургского государственного медицинского университета им. Академика И.П.Павлова)

Рецепты детей

Данил Лунёв

Фруктовый салат

Банан, киви, яблоко и грушу порезать, залить йогуртом.

(источник- рассказ мамы)

Бабенкова Света

Домашнее пюре

Почистить картофель, сварить его, помять толкушкой, добавить горячее молоко, наложить в тарелочку, полить сливочным маслом, подавать с тем, что вы любите.

(источник- наблюдение за приготовлением еды мамой)

Парамонова Кристина

Овощной салат

Порезать помидоры, огурцы, натереть яблоко, добавить лук, чеснок, заправить сметаной.

(источник – телевидение)

Запивалова Аня

Мясная котлета

Достать из морозилки котлетки, подождать пока разморозятся, налить подсолнечное масло на сковороду, положить котлетки и обжарить с обеих сторон. Подавать с овощным салатом.

(источник- наблюдение за приготовлением еды мамой)

Женя Безгодов

Салат  «Зимний»

Нарезать отварные картофель, морковку и яйца, колбасу, свежий огурец и лук. Заправить салат майонезом.

(источник – наблюдение за приготовлением еды мамой)

Колмогорова Даша

Яблочное пюре

Вымыть яблоко и натереть его на тёрке. Заправить всё мёдом.

(источник – наблюдение за приготовлением еды мамой)

Бычин Влад

Яичница с сосиской.

Нарезать сосиску кружочками. Налить на сковороду подсолнечное масло, обжарить колечки сосисок, добавить яйца, обжарить всё вместе. Очень вкусно с хлебом.

(источник- наблюдение за приготовлением еды мамой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Эстетика сервировки стола важное условие в развитии здорового аппетита и психологического комфорта дошкольников».

Мы часто говорим детям "Когда я ем, я глух и нем". Всегда ли это правильно? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. ...

Консультация "Хорошего настроения и приятного аппетита"

Хорошего настроения и приятного аппетита...

Приятного аппетита, малыш!

Советы для родителей....

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе «Приятного аппетита»

- познакомить детей со строением и функцией пищеварительной системы, показать значение питания в жизни человека;- закрепить знания о правилах питания, представление о здоровой пище;- развивать познава...

Проект "Приятного аппетита"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ    Проект«Приятного аппетита!» в рамках обла...

Консультация для родителей " Приятного аппетита"

Соблюдать правила столового этикета приятно и необходимо, а учить детей этому нужно с самого раннего возраста...