Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Гигиена кожи ребенка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Клепикова Светлана Витальевна

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Гигиена кожи ребенка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_poznavat._razvitiyu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста « Гигиена кожи ребенка»

     Задачи: ознакомить детей с элементарными валеологическими знаниями о коже (она защищает органы от ударов, воды, солнца; это орган выделения, орган чувств); дать новые и закрепить уже известные детям знания о правилах ухода за кожей рук, лица, ног, туловища, о гигиенических требованиях к туалетным принадлежностям, об оказании первой помощи при травмах, воспитывать валеологическое сознание детей, т.е. стремление заботиться о своем здоровье, давать оценку фактов, ухудшающих и улучшающих здоровье человека.

     Словарная работа: усвоение новых слов и понятий — лупа, микробы, обморозить, увеличительное стекло, пот.

     Оборудование: лупы, схемы мытья рук, стекла для микропрепаратов.

Ход занятия

     Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость труда, жизни. Ему легко работать и учиться.

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Вопрос: Посмотри на окружающих тебя людей. Какие части тела ты можешь назвать у человека?

Верно! Тело человека состоит из головы, туловища, рук, ног. Руки и ноги можно назвать одним словом — конечности. Голова, туловище, конечности — это части тела. Все части тела покрыты кожей. Рассмотри кожу. Потрогай ее пальцами, немного потяни.

Вопрос: Что ты можешь сказать о коже?

Проверь себя: кожа гладкая, мягкая, легко растягивается.

Обрати внимание — на коже есть небольшие складки.

Вопрос: Для чего нужны складки на коже?

Опыт I. Чтобы ответить на этот вопрос, проделай такой опыт:

а) положи на стол левую руку ладонью вниз; сверху на пальцах хорошо видны складки. Правой рукой захвати складки кожи на каком-либо пальце левой руки. Попытайся согнуть палец. Это не получается. Отпусти складки и согни палец. Он сгибается свободно;

б) опусти вниз руку и обрати внимание на локоть с наружной стороны руки. Согни и разогни несколько раз руку в локте.

Наблюдай, что происходит со складками.

Объясни теперь значение складок кожи!

Проверь себя: складки на коже нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела.

Опыт II. Рассмотри кожу через лупу. Лупа — это прибор, основной частью которого является увеличительное стекло. Оно увеличивает все рассматриваемые через него предметы.

Вопрос: Что мы видим через лупу?

Через лупу на коже видны небольшие дырочки-поры и мелкие волоски Через поры на поверхность кожи выделяется жир. Проведи пальцем по лбу. Затем приложи палец к маленькому стеклышку. Что ты увидел на стекле? Правильно, жирное пятно.

Проверь себя: это жир, который выделился через поры на кожу лба. Жир смазывает кожу, делает ее мягкой, не дает ей высыхать. Иногда отдельные участки кожи пересыхают. Чаще других пересыхает кожа на тыльной стороне ладони. Это бывает, когда человек вымоет руки, недостаточно сухо их вытрет полотенцем и выйдет на улицу. От ветра кожа быстро сохнет, сильно натягивается и начинает шелушиться. Иногда на ней могут появиться трещинки, из которых сочится кровь. Человек испытывает сильную боль. Через трещины в глубь кожи могут попасть микробы и вызвать различные заболевания (показ картинки.) Поэтому после мытья обязательно сухо вытирай и руки, и лицо. Не выходи с мокрыми руками и лицом на улицу.

Вопрос: Что нужно делать, если на каком-то участке кожа все-таки пересохла?

Правильно, нужно смазать ее на ночь кремом, лучше всего специальным детским. Кроме жира, через поры выделяется пот.

Вопросы: Какой он? В каких случаях выделяется пот?

Пот — это продукт выделения из организма вредных веществ, солей. Пот и жир остаются на поверхности кожи. К ним прилипает пыль. Так тело покрывается грязью. На грязной коже поселяются микробы.

Вопрос: А что происходит с микробами на чистой коже?

Верно, на чистой коже микробы погибают. «От простой воды и мыла у микробов тают силы». Поэтому обязательно следите за чистотой кожи. Не реже одного раза в неделю надо мыть все тело мочалкой и теплой водой с мылом При этом наиболее гигиеничным является душ, так как он постоянно обмывает тело струями чистой воды. К тому же душ закаляет организм. После душа следует хорошо вытереться сухим полотенцем.

Вопрос: Почему нельзя пользоваться чужими полотенцем и мочалкой? (Ответы детей.)

Открытые части тела — лицо, руки, шея — быстрее других грязнятся. Их надо мыть два раза в сутки — утром и вечером. Но особенно часто загрязняются руки, и обычно на них бывает больше микробов, чем на других частях тела.

Вопросы: Как часто надо мыть руки? Почему после мытья руки надо тщательно вытирать? Вспомните! Почему надо вовремя стричь ногти и следить, чтобы под ними не было грязи? Кто знает, как правильно надо мыть руки?

Замечательно, все знают. А все-таки мы сейчас это проверим.

Вызванный ребенок выкладывает на экране схематичные рисунки мытья рук, остальные дети выполняют это задание у себя на столах. Затем происходит взаимная проверка выполнения задания.

Проверь себя: руки надо мыть перед едой, до и после чтения книги, после прогулки, после посещения туалета, после игры с кошкой, собакой, после занятий трудом. Участки кожи под ногтями следует почистить щеточкой, намыленной мылом.

  Таким образом, вы поняли, что кожа защищает ваш организм. Она принимает на себя все повреждения. Каждый человек должен уметь оказать себе и другому пострадавшему первую помощь. При серьезном повреждении кожи помощь оказывает врач, а если это небольшая ссадина или царапина, то следует сделать следующее:

 теплой, кипяченой водой очистить кожу вокруг раны и саму рану от грязи, обсушить ее;

 смазать кожу вокруг раны йодом. Йод убивает микробы, рана не будет гноиться и быстро заживет;

 перевязать рану стерильным бинтом. Такие бинты можно всегда купить в аптеке. Если бинта не оказалось, можно использовать чистую хлопчатобумажную тряпочку, предварительно прогладив ее горячим утюгом (все эти действия можно проделать на кукле или друг на друге).

При небольших ушибах или ранах к больному месту нужно обязательно приложить что-нибудь холодное, например, грелку с холодной водой или льдом. Через 2–3 дня на ушибленное место необходимо наложить теплую повязку.

     При ожогах кожи бывает сильная боль. Чтобы ее уменьшить, надо к месту ожога приложить что-нибудь холодное; обожженное место смазать каким-нибудь жиром; при сильных ожогах — обратиться к врачу.

Если на месте ожога образовались пузыри, их ни в коем случае нельзя вскрывать.

     Кожу можно не только обжечь, но и обморозить.

Вопрос: Когда это может случиться?

Если такое произошло, надо быстро и энергично растереть обмороженное место мягкой сухой тканью до легкого покраснения; смазать его свиным или гусиным жиром; наложить повязку из широкого бинта с прослойкой ваты или перевязать шерстяным платком, шарфом либо другой теплой вещью; выпить горячего чаю и обратиться к врачу.

Вопрос: Кто знает, что вредно для кожи? (Ответы детей.)

Проверь себя: для кожи вредно курение. У курильщика, даже совсем еще молодого, кожа быстро становится дряблой, на ней рано образуются морщины. Изменяется цвет лица и кожи, которая становится сероватой или желтоватой.

     Особенно быстро такие изменения происходят на коже лица, она становится некрасивой, а человек по внешнему виду кажется старше своего возраста.

    По цвету кожи можно определить, здоров человек или болен, особенно легко узнать курильщика. Народная пословица гласит: «Не спрашивай о здоровье, а смотри на лицо».

Вывод. Кожа покрывает тело человека. Она защищает его от различных повреждений, ранений, ожогов, обморожений, от проникновения внутрь болезнетворных микробов. Чтобы предупредить некоторые заболевания, необходимо соблюдать гигиену кожи. При небольших повреждениях кожи надо сразу оказать первую помощь пострадавшему.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Приходи к нам на посиделки».

Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, частушки). Расширить словарный запас детей....

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.

Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Секреты Снежной королевы»

Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности. Дети в опытно-экспериментальной деятельности изучают свойства снега и льда. В ходе занятия дети сравнивают между собой снег и лёд, а...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Аптечка первоцветов»

Конспект образовательной  деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возраста по теме: «Аптечка первоцветов»...