Развитие навыков правильного питания детей, как составная часть здорового образа жизни.
статья на тему

Калинина Надежда Леонидовна

Самая большая трагедия постигшая человека-это эмоциональная депрессия и потеря инициативы, которые имеют началом неправильное питание.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_pravilnogo_pitaniya_detey_pered.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков правильного питания детей, как составная часть здорового образа жизни.

(из  опыта работы воспитателя МДОУ « Детский комбинированного вида №8 п. Дубовое  Белгородского района. Белгородской области. Калининой Н. Л.)

«Самая большая трагедия постигшая человека-это эмоциональная депрессия и потеря инициативы, которые имеют началом неправильное питание.»

Д. Маклестер.

Здоровье детей -богатство нации этот тезис не утратил актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, но самый главный. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, 20-25% от окружающей среды, на16-20% от наследственности и на 10-15% от уровня развития здравоохранения страны. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7% дошкольников здоровы, 30-35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное  президентом В. Путиным Постановление « О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа « Дети России». Особое место в программе  уделяется подпрограмме « Здоровый ребёнок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. А в «Концепции модернизации Российского образования» чётко определена задача достижения нового современного качества образования за счет обновления содержания  образования и совершенствования механизмов  контроля  за его качеством. Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС ДО п. 1. 6.).

Задача родителей и педагогов- вернуться к истинной ценности- здоровому образу жизни, привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, помочь ему выбрать только полезные, соответствующие здоровью факторы. Среди разнообразных условий окружающей среды одно из ведущих мест принадлежит фактору питания.

Питание детей связано со здоровьем. Начало  заболевания желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5-6 летний возраст детей и достигает пика к 8-12 годам.

По данным академика А.А. Баранова распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от рядов факторов:

-нерегулярное питание,

-частое употребление острых блюд, солений,

-однообразное питание,

-еда всухомятку,

-употребление некачественных продуктов,

-несоблюдение режима дня,

-малоподвижный образ жизни,

-вредные привычки.

Понимание важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Очень важно, чтобы дошкольное учреждение стало началом распространением знаний и умений построения здорового питания.

Официальные статистические данные по нашему дошкольному учреждению показали что;

-анализ медицинских карт воспитанников( Форма 026у) свидетельствует о снижении уровня их здоровья, отмечены нарушения сердечнососудистой системы, органов пищеварения, аллергических реакций различного рода. В процессе педагогических  наблюдений отмечено, что у воспитанников имеется: дефицит в антропометрических показаниях , увеличилось  количество  детей 2 и3 группы детей.  

-анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ, личные беседы с ними показали, что большинство(57,2%)  родителей чрезмерно увлечены  интеллектуальным развитием  своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление  их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым. Также недооценивают при этом возможности здоровьесберегающих  мероприятий и рационального  питания,что  снижает их собственную активность в укреплении и сохранении здоровья.

Всё  это свидетельствует о том, что проблемы  воспитания здорового ребёнка были и остаются  наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания .

В нашем дошкольном учреждении назрела необходимость создания педагогических условий для формирования правильного питания дошкольника как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Были поставлены цели:

-укрепление  здоровья и формирование социальной компетентности воспитанников;

-оказание помощи семье воспитании детей и укрепление здоровья;

-подготовка детей к жизни в социуме.

Далее определены следующие задачи:

-дать представление о здоровом образе жизни(полезная и вредная пища, традиционное питание, источники питания, витамины и их содержание в продуктах, продукты способствующие развитию тела и ума, правила  приёма пищи и поведения за столом);

-формирование у детей представление необходимости заботы о своём здоровье;

-наладить работу с родителями направленную на выработку единых ценностей здорового образа жизни.

Поскольку в дошкольном возрасте одной из ведущей деятельностью является познавательно-исследовательская работа, то были найдены новые эффективные средства реализации задач это проектная по данным направлениям:

  1. «Овощи», « Фрукты».
  2. « Поведение за столом»
  3. «Полезные и вредные продукты»
  4. «Витамины»
  5. « Традиции русской кухни»
  6. « Режим питания»

Успешность работы с детьми зависит от совместной работы педагога и родителей что дает положительный результат, знания детей закрепляются, обогащаются и систематизируются, поэтому обязательной составляющей каждого проекта является работа педагога- детей-родителей.

Каждый проект  включает комплекс  мероприятий; игры, эксперименты, дидактические игры, викторины, совместные досуги и развлечения, чтение художественной литературы и т.

Результаты работы по развитию навыков правильного питания показали, что повысился объем знаний детей и их понимания значения для их здоровья правильного питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»

Сегодня подвижные игры –  это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи....

Познавательный вечер в средней группе детского сада "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"

Познавательный вечер с детьми и родителями, призванный помочь формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физк...

Презентация "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни"

Презентация по проделанной работе по теме "Роль здорового питания в формировании привычки к здоровому образу жизни". В средней группе детского сада....

Составные понятия здорового образа жизни

Составные понятия здорового образа жизни...

"Путешествие в страну Правильного питания" (общеобразовательная программа формирования ценностей здорового образа жизни)

Общеобразовательная программа формирования ценностей здорового образа жизни «Путешествие в страну Правильного питания» на 2016 – 2020 год...

Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристо...

Тематический проект «Здоровое питание» Кисломолочные продукты, как основа здорового образа жизни дошкольника

Знаменитый на весь мир. Вкусный, кисленький …….. Кефир.Слово «кефир» – турецкогопроисхождения: «кеф» впереводе с турецкого означает «здоровь...