Проект "Здоровый педагог - здоровые дети"
проект на тему

Фасхиева Светлана Фердусовна

Проект по оздоровлению педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zdorovyy_pedagog.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «Здоровый педагог-здоровые дети»

                                               Фасхиева С.Ф.

                   Старший воспитатель

                                                   МБДОУ №6 «Улыбка»ЗМР РТ

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.Введение 

    Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В образовании, в частности в дошкольном, большое внимание уделяется укреплению и сохранению здоровья детей, а проблеме педагогов уделено недостаточное внимание. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников. Если руководитель образовательного учреждения будет искать пути, способы, средства и методы для сохранения и укрепления здоровья педагогов в течение рабочего дня, то педагоги будут идти на работу с желанием, будут здоровы, эмоционально благополучны.

  • Актуальность 

Мы не ошибёмся, если скажем что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. « Будьте здоровы»!- говорят люди друг другу. « Желаем вам самого главного- здоровья»-говорят наши близкие. По большому счёту здоровье было и остаётся дороже власти и богатства ( зачем всё это больному человеку).Основная проблема, побудившая нас взяться за создание проекта ,не совсем благополучное состояние здоровья современного педагога. Перегрузки в педагогической деятельности- привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановится. Как это сделать в современных условиях? Как вообще поправит и сохранить своё здоровье? Никто, кроме нас самих не решит этих проблем. Ярко высветив проблему, мы в своём коллективе начали искать пути, способы ,средства и методы для её решения. Так как здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

  • Проблема проекта

       Возможность и необходимость создания необходимых условий для сохранения и сбережения здоровья в профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ обусловлено тем, что только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.

  • Цели и задачи проекта

             Цель: Способствовать формированию  у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.

2.Обучить педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья.

3.Содействовать улучшению физическое и эмоциональное состояние педагогов.

  • Формы, методы, используемые в проекте
  • Анализ состояния здоровья педагогов.
  • Обновление уголка «Как сохранить здоровье педагога».
  • Организация спортивных и оздоровительных мероприятий:

-Осенний марафон на улице с педагогами;

          -Зимняя спартакиада;

         -Весенняя спартакиада;

         -Выезды на природу;

         -Аутотренинг  на каждый день.

  • Презентация «Здоровый педагог – здоровые дети».
  • Тест на определение уровня развития физического интеллекта.
  • Анкетирование.
  • Разработка памятки «Как сохранить здоровье воспитателя».
  • Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда :

         -Обеспечение материально-пространственной среды для

         организации    учебно-воспитательно-оздоравливающей деятельности;

         -Соблюдение гигиенических норм и правил;

         -Оптимизация педагогической нагрузки;

         -Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм

           и правил, пожеланий педагогов.

  • Диспансеризация.
  • Медосмотр.
  • Вакцинация против гриппа.
  • Консультации по запросам педагогов.
  • Работа методического объединения «Здоровье педагога».

  • Предполагаемые результаты проекта

  • вооружение педагогов знаниями, умениями и навыками,

необходимыми для принятия разумных решений по поводу

          личного здоровья и здоровья учащихся;

  • формирование профессионального здоровья учителя;
  • повышение профессионального мастерства педагогов;
  • улучшение психологического микроклимата в коллективе;
  • укрепление здоровья педагогов, формированию ЗОЖ.
  • Срок проведения проекта сентябрь-май

2. Этапы проекта:

  • Организационный этап 

   Профессию педагога, к сожалению можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав данные по заболеваемости педагогов нашего ДОУ, мы обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

1. Cердечно-сосудистые;

2. Желудочно-кишечные;

3. Нарушения опорно-двигательного аппарата;

4. Болезни крови;

5. Нарушение функций щитовидной железы.

Сердечно-сосудистые заболевания

Многие считают, что сердце человека – это некий насос по перекачке крови. Увы, это распространенное заблуждение. Мы берем на себя смелость утверждать, что у сердца есть другие важные задачи – духовные и психологические. Оно не может спокойно реагировать на ложь, равнодушие и зло. Физиологические задачи сердца в какой-то степени можно назвать вторичными. Человек различает несправедливость трояко:

с помощью органов чувств;

с помощью интеллектуального анализа;

чувствуя несправедливость сердцем.

Когда человек видит несправедливость, сердце его при этом протестует. Как оно выражает свой протест? Спазмированием! При этом сердце работает в чрезмерном для него режиме и быстрее изнашивается. Результат – сердечно-сосудистые заболевания.

Желудочно-кишечные заболевания

Многие считают, что человеческий желудок – некая своеобразная машина по перевариванию пищи. Это еще одно распространенное заблуждение. Желудок – орган, остро реагирующий на любую ситуацию и решающий, принимает он ее или нет. Любая ссора, любой тяжелый разговор подобны своеобразным ударам невидимым кулаком по желудку, от которого тот спазмируется, слабеет и заболевает.

Вслед за желудком в случае непринятия ситуации сжимается и кишечник, изменяется его химическая среда, затем возникают неблагоприятные условия для существования полезной микрофлоры, которая начинает частично погибать.

Заболевания крови

Это самая сложная для науки проблема. Ясно одно – болезни крови могут возникнуть из-за серьезных психологических срывов и стрессов. Нарушение функций щитовидной железы

Заболевания щитовидной железы – очень сложное явление. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть в большинстве случаев ту же самую причину. Проблему со щитовидкой многие называют “проглоченной обидой”. Патологические “узелки” могут появиться и на голосовых связках. Неслучайно многие педагоги имеют профессиональное заболевание связок.

Основные причины заболеваний педагога

Причина первая. Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…

Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс.

Причина вторая. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и радость жизни? Мировоззрение! Оно – главная причина жизненной устойчивости!

Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

На данном этапе мы мотивировали педагогов на то, чтоб быть здоровыми. Задавая нашим воспитателям вопрос: “С чего начинается здоровье?”, мы получили следующие ответы: “… здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т.д.”. Это все так и не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой и отказаться от копченой колбасы, нужен важный стимул.

В результате этой работы все согласились с мнением американского медика Г. Сигериста: “Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительной, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека”.

   Приступая к работе над этой темой, мы создали команду, которая взяла на себя ответственность решить в той или иной степени данную проблему. В нее вошли заведующий Никонова Т.А., старший воспитатель Фасхиева С.Ф., физинструктор Рогулина О.Г., музыкальный руководитель Морева Л.М., старшая медсестра Агабабаева О.А.

Основные направления деятельности:

  • Создание доверительной атмосферы.
  • Как сохранить здоровье педагога.
  • Поговорим о правильном питании.
  • Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.
  • Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд.

  • Продуктивный этап 

При создании проекта мы опирались на следующие принципы:

1. Здоровье - это приоритет. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Твое здоровье - в твоих руках!  

2. Физическое и психическое здоровье неразделимы! Выбери активную жизненную позицию: найди себя в спорте, творчестве, науке. Все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.

3. Психологический комфорт, улыбка - факторы хорошего настроения.

тема

Цель мероприятия

содержание

Прогнозируемый результат

Создание доверительной атмосферы. 

Создать условия для позитивного микроклимата в коллективе.

Упражнение «Здравствуйте»

Игра « Поменяйся местами»

Упражнение «Мыслительная  карта»

Игровое упражнение « Подарок».

Музотерапия

Фитотерапия « Чудо –лимон»

Положительный заряд эмоций, снятие перенапряжения после трудового дня.

Как сохранить здоровье педагога.

Ознакомить педагогов с простыми способами оздоровления, позволяющими укрепить и сохранить здоровье.

Дать конкретные советы, следование которым приведёт к положительным результатам.

Почему мы говорим о здоровье педагога?

Основные причины заболевания педагогов.

С чего начинается здоровье?

Обучение педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья.

Поговорим о правильном питании.

Профилактика самых распространённых профессиональных заболеваний педагогов.

Питание как фактор формирования здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья педагогов.

Организация спортивных и оздоровительных мероприятий.

Активизация педагогов в спортивных мероприятиях.

Соревнования.

 Выезды на природу.

Психологическая разгрузка.

Участие в спортивных мероприятиях, конкурсах, акциях.

 

Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труд.

Обогатить условия для безопасного и здоровьесберегающего труда.

Обеспечение материально-пространственной среды для организации воспитательно-оздоравливающей деятельности.

Соблюдение гигиенических норм и правил.

Оптимизация педагогической нагрузки.  Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм и правил, ФГОС, пожеланий педагогов.

Пополнение нормативной и материально-технической базы.

  • Презентативный этап

 Презентация проекта на методическом объединении инструкторов по физической культуре, проведение малой спартакиады педагогов в мае.

  • Заключительный (итоговый) этап: 
  • Сформированность  представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;
  • Выросли показатели физической подготовленности;
  • Грамотное использование  разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
  • Осознание педагогами необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья;
  • Повышение активности педагогов, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

3. Заключение

   Проблема проекта подтвердилась: проводимая работа достаточно

эффективна, результативна позволяет  и не только сохранить здоровье педагогов, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, повышает мотивацию на здоровый образ жизни, создает условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Детский сад стал победителем зимней спартакиады 1 место, активным участником осеннего марафона «Кросс Нации» среди дошкольных учреждений ЗМР РТ.

    Работа по сохранению здоровья педагогов – дело необходимое и благодарное. Это самый надежный путь к воспитанию здоровых детей и формированию здорового общества. 

4. Список литературы.

1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья.

2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье.

3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. «Психология здоровья человека».

4. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.

5. Давиденко Д. Н. Здоровье и образ жизни.

6. Коптева С. И., Лобанова А. П., Дроздова Н. В. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании.

7. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога.

8. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами.

9. Учебно-методическое пособие «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: М.: Педагогический университет «Первое сентября».

10. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.

5.  Приложения. 

Приложение1.

Социально-педагогический тренинг для педагогов

Цель: Снятие эмоциональной напряжённости.

           Создание доверительной атмосферы.

           Формирование чувства сплочённости коллектива.

После каждого упражнения проводится обсуждение по вопросам типа: Что вы почувствовали, о чём подумали во время игры, упражнения.

Психогимнастическое упражнение « Здравствуйте»!

Участники хаотично двигаются по залу. По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней той частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну и ту же пару несколько раз подряд нельзя. Прикоснувшись, необходимо сказать: « Привет! Здравствуйте! Или Добрый день!» Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.

Игра « Поменяйтесь местами».

Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга ( я не один такой), вопросы необходимо подбирать по принципу : весёлые, проблемные и чередовать их между собой

-кто пришёл в юбке;

-у кого подавленное настроение;

-у кого короткая стрижка;

-кто испытывает трудности в планировании своей деятельности;

-кто любит золотые украшения;

- кто не знает, как составлять конспекты занятий;

- у кого двое детей;

- кто имеет одного внука;

- кто иногда опаздывает на работу;

-у кого ничего не болит;

- кто знает, как общаться с родителями;

- кто любит играть роли;

- кто жалеет, что выбрал профессию педагога;

- кто любит отдыхать на море;

- кто любит командовать дома и т.д.

Игровое упражнение « Планировать или не планировать свою  деятельность».

Каждый участник  получает карточку с вопросом: « Чем является для вас план работы?». Из трёх предложенных вариантов ответа педагог  выбирает один, опираясь на свой собственный опыт. Варианты ответов следующие:

-план- это формальный документ;

- план -это документ, необходимый для контроля и анализа деятельности педагогов;

-план- это важный документ, позволяющий достигнуть результатов деятельности.

Упражнение « Мыслительная карта».

Перечислить формы физкультурно-оздоровительной работы, используемые педагогом в работе.

« Собери пословицу» Предлагаются карточки, где в одном столбце написаны начала пословиц о здоровье, во втором – их окончания.

Игровое упражнение « Подарок».

Участники группы  встают в круг. В этом упражнении каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Ведущий встречи начинает игру словами: « Лена, я хочу подарить вам…. Далее изображает подарок руками, который передаёт названному участнику. Участник, который получил подарок, принимает его и кладёт рядом с собой.Затем этот педагог благодарит за полученный подарок и также делает свой выбор.

Рефлексия: Закончи фразу  « Я шла сюда и думала…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-презентация для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"

У нездорового воспитателя: 1.ниже качество работы, 2.дети хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются.Не всем педагогам удается компенсировать это самоотверженностью,...

Тренинг для педагогов Здоровый педагог-здоровые дети (предновогодний)

Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов через создание условий положительного эмоционального фона настроения. ...

Психологический тренинг для педагогов в ДОУ «Здоровый педагог – здоровые дети»

Цель: познакомить с понятием психологическое здоровье, сформировать адекватное отношение к собственному эмоциональному состоянию как к одной из важных здоровьесберегающих жизненных ценностей; научить ...

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровые дети»

Тренинг составлен так, что в него включены упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения....

Тренинг №2 для педагогов в ДОУ "Здоровый педагог - здоровые дети"

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья участников, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчив...

Семинар для педагогов "Здоровый педагог - здоровые дети".

Ученые видят  две основные причины серьёзных  физических и эмоциональных перегрузок педагогов. Во-первых, после большого напряжения требуется длительное восстановление сил, но подчас воспита...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов "Здоровый педагог-здоровые дети"

      Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненн...