Конспект НОД "Командир моего организма – мозг"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Панина Наталья Ивановна

Конспект  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Командир моего организма – мозг».

Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komandir_moego_organizma_-_mozg.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  Учреждение «Детский сад  №2» с.Черниговка

                 

Конспект  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Командир моего организма – мозг».

   

 Автор-составитель : Панина Н.И  воспитатель

с. Черниговка

2015г

Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.

Задачи:

Образовательные: формировать  знания о том, что мозг является своеобразным «командиром» принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам. Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира. Познакомить детей с его удивительным свойством – памятью.

Развивающие: Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: Формировать бережное отношение к своему организму, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.  

Планируемые результаты:   Формирование потребности  здорового  образа жизни приведет к сознательной охране  своего здоровья  и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.  Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием наци, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

 Метод наглядный (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация видеороликов; показ изображений с применением компьютеров),словесный (проблемные вопросы, художественное слово), практический – поиск.

Приемы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа (после просмотра видеоролика).

Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное взаимодействие с детьми

Оборудование:

Демонстрационный материал, презентация ,цветная таблица с изображением мозга, карточка мозг, череп, грецкие орехи, карточки с изображением органов чувств, схема «Цветовые центры мозга», рисунок с изображением кораблика, правила «Как сохранить мозг здоровым»). Тарелочка  с продуктами (булка, апельсин, чеснок), три стакана воды, различной на вкус (солёная, сладкая, кислая), трубочка на  каждого ребенка, лист бумаги на каждого ребенка, простые карандаши, грецкие орехи.

Активизация словаря:

Центр зрения, слуха, осязания и обоняния, извилины, кора мозга.

Предварительная работа:

Беседа и рассматривание с детьми  картин, иллюстраций, презентаций , фотографий  «мое тело». Чтение художественной  литературы, дидактические игры.

Ход занятия

    I – Вводная часть

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: чтение стихотворения В.Новикова, показ детьми частей тела на  схеме тела человека

« Есть четыре помощника на службе у тебя,                                                              

 Не замечая, их используешь шутя:                    

Глаза тебе даны, чтоб видеть,                                                                                            

А уши служат, чтобы слышать,                                                                                    

Язык во рту, чтоб вкус понять,                                                                                        

 А носик – запах различать.                                                                                                        

 Быть у каждого должна очень "умной" голова. 

 Я верчу ею как умею голова сидит на шее

Животик, спинка, грудь, их вместе всех зовут – туловище. 

Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.

На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь

 Руки – чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.                                  

На руке сидят мальчики очень дружные пальчики                                                 

Бегут по дорожке резвые ножки.                                                                   

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе коленку .                                                        

 Ребята, какие части тела мы не назвали и не показали?»                                    

Дети: - Плечи, таз, бедро, стопа.                                                                                         Воспитатель: -Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека.  

II. Основная часть.

 I.Вводная беседа.

   

Дети сидят на стульях перед компьютером.  

Воспитатель: -Кто такой командир? (Ответы детей)

Воспитатель :- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?

(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга)  

- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Воспитатель : - Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).  Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке (цветная таблица с изображением черепа) . Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками – бороздками» коры головного мозга) Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.  А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?  У нашего «командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. Наш мозг можно сравнить с компьютером – (Картинка). Почему? (Ответы детей.) А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?

Дети: - Глаза, уши, нос, язык, руки. 

Воспитатель : - Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Воспитатель: -Давайте поиграем.

2. Игровое упражнение «Угадай, кто тебя позвал?» Один ребенок отворачивается, а остальные по очереди называют его имя. Ребенок-водящий угадывает голоса товарищей.

Воспитатель: -Кто, Саша, тебе подсказал, что это был голос Сережи?

Сережа: - Память.

Воспитатель: -При помощи чего ты узнал его голос?

Сережа : - Ушей.

Воспитатель: -Это первый наш помощник. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их .

3. Игровое упражнение «Определи на вкус».

Воспитатель предлагает детям попробовать прозрачную воду из трех стаканов, приглашая три человека одновременно.

Воспитатель: -Что же ваша память вам подсказывает? (В первом стакане вода кислая, во втором - соленая, в третьем - сладкая). От кого вашему «командиру» - мозгу пришло такое сообщение? (От языка). Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Это второй помощник .

4. Игровое упражнение «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится на тарелке (апельсин, чеснок, хлеб).

Воспитатель: - Ребята, под этой салфеткой кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут. Нос – третий помощник. (Дети поочередно выполняют задание)

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

5. Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз).

6. Игровое упражнение «Узнай друга».

Из группы детей выбираются два человека. С закрытыми глазами они «исследуют» других детей, касаясь руками головы, волос, одежды.

Воспитатель : -Кто же тебе подсказал, что это был Саша? (Память). А от кого мозг принял донесение, что это был Саша? Это наши руки – четвертый помощник  

7. Игровое упражнение «Зрительный диктант».

Дети садятся за столы. Воспитатель несколько секунд показывает рисунок с корабликом. Дети должны нарисовать увиденное изображение на листе. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: -Кто передал мозгу эти сведения?

Дети: -Глаза.

Воспитатель: --Кто подсказал, что это кораблик?

Дети: -Память.

Воспитатель: - -От кого мозг принял сигнал?

Дети: - От глаз

Воспитатель: -  Это пятый помощник. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

8. Гимнастика для глаз «Белка».

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и открыть).

Воспитатель: - Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств). Давайте рассмотрим с вами схему «Цветовые центры мозга»: зрительный слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой. (Воспитатель показывает схему). Теперь вы знаете, почему я наш мозг все время называю «командиром»? (Ответы детей). Мозг в считанные секунды принимает сигналы, поступающие из различных органов тела, сортирует их, а затем посылает команды всем частям тела (пальцам, векам, ногам, носу, плечам) выполнить то или иное действие. Все эти центры мозга умеют работать вместе, вот как мы с вами.

 III. Итог занятия.

Воспитатель: - А как сохранить мозг здоровым? Что для этого необходимо делать?

Дети: - Делать зарядку; соблюдать режим; правильно питаться; быть на свежем воздухе;

Литература:

1. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

2.Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.

3.Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Командир моего организма – мозг».

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Презентация к конспекту игре - занятию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Командир моего организма – МОЗГ».

Цель:·         Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить....

Занятие по валеологии на тему «Витамины для моего организма»

Данное занятие поможет сформировать у детей представление о правильном режиме дня и правильном питании, учить осознанно относиться к своему питанию, отличать полезные для здоровья продукты от вредных,...

Проект: «Витамины-друзья моего организма»

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровой пище, содержащей витамины....

Открытое занятие "Витамины для моего организма"

На открытом занятии мы сформировали у детей потребность к здоровому образу жизни, научили детей определять свое настроение и выражать его мимикой и жестами, закрепили знания детей о пользе овощей и фр...

Конспект занятия по валеологии Тема: «Командир моего организма – мозг».

Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.Задачи:Образовательные: формировать знания о том, что мозг является своеобразн...