Выступление на семинаре - практикуме
статья (старшая группа) на тему

Жукова Александра Александровна

 

Защита проекта "Здоровый образ жизни". Освещены этапы работы и представлены рекомендации по здоровьесбережению детей.

«В здоровом теле — здоро́вый дух»  — крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у  Ювенала.

Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
            Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
            Что почитает за дар природы предел своей жизни,
            Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно, —
            Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
            Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
            Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала. (перевод Ф. А. Петровского):

«Проблема здоровья неотделима от проблемы человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Здесь следует подчеркнуть, что проблема человека не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый человек может решить свою историческую миссию на Земле…»(И.И.Брехман).

Здоровье – как специфическая характеристика адаптивных возможностей человека – глубоко взаимосвязано с процессом старения, которое, в  существе своем, есть процесс нарастания сокращений приспособительных возможностей организма.

Представления о благополучии, здоровье человека неотделимы от всеобъемлющего, комплексного представления о самом человеке, критериях человека во всем многообразии специфических аспектов и проявлений – биологических, экологических, антропологических социальных и философских.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.

Представление о здоровом образе жизни является одним из составляющих социальных представлений, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте.

Выделяются три группы задач в развитии представлений о здоровом образе жизни.

Формирование  сознания  у детей — системы  представлений, понятий, суж­дений.

Совокупность  идей, взглядов, теорий, понятий, традиций составляет общественное  сознание. В общественном  сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятель­ности и общения.

Высшим уровнем сформированности  сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков ребенка. От них зависит устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы понятий, развитостью чувств, обоб­щенностью опыта поведения и отношений.

Овладение социальными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения  понятий сначала на уровне представления до полного овладения их содержанием.

У детей дошкольного возраста формируются конкретные  представления, связанные с конкретным опытом пове­дения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Эти представления характеризуются ситуативностью, фрагментар­ностью, недостаточной осознанностью. Они включают пред­ставления об отношении к игрушкам, к личным и обществен­ным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и т.д.

Формирование  поведения — вторая группа задач  воспитания  ребенка на всех этапах развития представлений о здоровом образе жизни.

Сознание требует всегда опре­деленного способа поведения. Поведение должно стать привычным для формирующейся личности, а для этого необходимо накапливать опыт такого поведения.

Под опытом  поведения понимается совокуп­ность осознанных способов и умений реализации действий и поступков в определенных условиях. Опыт пове­дения включает в себя интеллектуально-волевую, чувственную и исполнительную (техническую) сферы. Поэтому у детей необходимо формировать в единстве с  пред­ставлениями и понятиями готовность к действию, поступку, необходимые умения, понимание необходимости того или иного действия или поступка, переживания, чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного. В  действиях проявляется отношение к своему здоровью, самому себе,  позиция личности.

Дети осваивают опыт поведения, накопленный взрослыми, и приобретают собственный опыт. Важ­нейшим в развитии представлений  является накопление поло­жительного опыта, устранение причин, порождающих отрица­тельный опыт.

В формировании  опыта большое значение имеет освоение навыков и привычек  поведения. В их основе — упрочившийся способ осознанных действий, дове­денный до автоматического исполнения.

На ступени дошкольного возраста дети накапливают первый опыт  поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки поло­жительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Формирование личности ребенка строится по линии постепенного расширения опыта  поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися представлениями.

Формирование чувств и отношений – третья группа задач развития представлений у детей здорового образа жизни.

Значение чувств в развитии представлений исключительно велико. В чувствах выражаются желания ребенка, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности чувств во многом зависит поведение ребенка.

В нашем дошкольном учреждении данные задачи решаются поэтапно:

I этап – накопление знаний. Формула деятельности: воспитатели + дети

-  Просмотр видеоролика о здоровом питании, беседа

-  Игры в подвижные, дидактические, словесные, сюжетно – ролевые игры;

            -  Беседы о ЗОЖ с медсестрой детского сада, физ.инстуктором и т.д.

II этап – практический. Союз осуществляется по формуле: воспитатели + физ.инструктор + дети.

 -  Рассматривание  энциклопедий, иллюстраций, плакатов на тему:  «Внутренние органы человека»;

 - Творческие занятия: рисование «Витамины»; «Спортсмены»; лепка «Фрукты»; …

- Систематическое выполнение оздоровительных мероприятий: утренняя и дыхательная гимнастика; физкультурные занятия; прогулка; гимнастика после дневного сна; ходьба по коррекционой дорожке; правильное питание; пешие прогулки; и т.д.

III этап – завершающий. Формула: воспитатели + дети + родители

-    Анкетирование родителей по теме  «Здоровый образ жизни»;

Создание альбомов «Здоровый образ жизни детей в детском саду».

Совместные оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, соревнования, конкурсы.

Обобщение опыта работы на городском уровне, открытое занятие с использованием гимнастики на фитболах.

Дошкольный возраст – сензитивный период в развитии представлений ребенка о здоровом образе жизни. Нами замечено, что дети активно включают членов семьи в активную здоровую жизненную позицию. Если хотя бы в одной семье ЗОЖ станет традицией семьи – то наша задача выполнена.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре – практикуме.

Автор Жукова А.А.

2015 год

«В здоровом теле — здоро́вый дух»  — крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у  Ювенала.

Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
           Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
           Что почитает за дар природы предел своей жизни,
           Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно, —
           Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
           Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
           Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала. (перевод 
Ф. А. Петровского):

«Проблема здоровья неотделима от проблемы человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Здесь следует подчеркнуть, что проблема человека не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый человек может решить свою историческую миссию на Земле…»(И.И.Брехман).

Здоровье – как специфическая характеристика адаптивных возможностей человека – глубоко взаимосвязано с процессом старения, которое, в  существе своем, есть процесс нарастания сокращений приспособительных возможностей организма.

Представления о благополучии, здоровье человека неотделимы от всеобъемлющего, комплексного представления о самом человеке, критериях человека во всем многообразии специфических аспектов и проявлений – биологических, экологических, антропологических социальных и философских.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.

Представление о здоровом образе жизни является одним из составляющих социальных представлений, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте.

Выделяются три группы задач в развитии представлений о здоровом образе жизни.

Формирование  сознания  у детей — системы  представлений, понятий, суждений.

Совокупность  идей, взглядов, теорий, понятий, традиций составляет общественное  сознание. В общественном  сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения.

Высшим уровнем сформированности  сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков ребенка. От них зависит устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы понятий, развитостью чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение социальными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения  понятий сначала на уровне представления до полного овладения их содержанием.

У детей дошкольного возраста формируются конкретные  представления, связанные с конкретным опытом поведения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Эти представления характеризуются ситуативностью, фрагментарностью, недостаточной осознанностью. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и т.д.

Формирование  поведения — вторая группа задач  воспитания  ребенка на всех этапах развития представлений о здоровом образе жизни.

Сознание требует всегда определенного способа поведения. Поведение должно стать привычным для формирующейся личности, а для этого необходимо накапливать опыт такого поведения.

Под опытом  поведения понимается совокупность осознанных способов и умений реализации действий и поступков в определенных условиях. Опыт поведения включает в себя интеллектуально-волевую, чувственную и исполнительную (техническую) сферы. Поэтому у детей необходимо формировать в единстве с  представлениями и понятиями готовность к действию, поступку, необходимые умения, понимание необходимости того или иного действия или поступка, переживания, чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного. В  действиях проявляется отношение к своему здоровью, самому себе,  позиция личности.

Дети осваивают опыт поведения, накопленный взрослыми, и приобретают собственный опыт. Важнейшим в развитии представлений  является накопление положительного опыта, устранение причин, порождающих отрицательный опыт.

В формировании  опыта большое значение имеет освоение навыков и привычек  поведения. В их основе — упрочившийся способ осознанных действий, доведенный до автоматического исполнения.

На ступени дошкольного возраста дети накапливают первый опыт  поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Формирование личности ребенка строится по линии постепенного расширения опыта  поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися представлениями.

Формирование чувств и отношений – третья группа задач развития представлений у детей здорового образа жизни.

Значение чувств в развитии представлений исключительно велико. В чувствах выражаются желания ребенка, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности чувств во многом зависит поведение ребенка.

В нашем дошкольном учреждении данные задачи решаются поэтапно:

I этап – накопление знаний. Формула деятельности: воспитатели + дети

-  Просмотр видеоролика о здоровом питании, беседа

-  Игры в подвижные, дидактические, словесные, сюжетно – ролевые игры;

            -  Беседы о ЗОЖ с медсестрой детского сада, физ.инстуктором и т.д.

II этап – практический. Союз осуществляется по формуле: воспитатели + физ.инструктор + дети.

 -  Рассматривание  энциклопедий, иллюстраций, плакатов на тему:  «Внутренние органы человека»;

 - Творческие занятия: рисование «Витамины»; «Спортсмены»; лепка «Фрукты»; …

- Систематическое выполнение оздоровительных мероприятий: утренняя и дыхательная гимнастика; физкультурные занятия; прогулка; гимнастика после дневного сна; ходьба по коррекционой дорожке; правильное питание; пешие прогулки; и т.д.

III этап – завершающий. Формула: воспитатели + дети + родители

-    Анкетирование родителей по теме  «Здоровый образ жизни»;

Создание альбомов «Здоровый образ жизни детей в детском саду».

Совместные оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, соревнования, конкурсы.

Обобщение опыта работы на городском уровне, открытое занятие с использованием гимнастики на фитболах.

Дошкольный возраст – сензитивный период в развитии представлений ребенка о здоровом образе жизни. Нами замечено, что дети активно включают членов семьи в активную здоровую жизненную позицию. Если хотя бы в одной семье ЗОЖ станет традицией семьи – то наша задача выполнена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»

В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Консультация для воспитателей «Книга в восприятии ребенка в раннем возрасте» (выступление на семинаре-практикуме)

Книга должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одно из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной...

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Выступление на семинаре-практикуме "Методы исследовательской деятельности"

Раскрываются вопросы: методы НОД по исследовательской деятельности, структура НОД, самостоятельная деятельность детей, уголки по экспериментированию....

Выступление на семинаре - практикуме для воспитателей «Изучаем правила дорожного движения».

Цель:- повысить  уровень профессиональной компетентности педагогов;-  познакомить педагогов с  системой планирования  и формами организации образовательного процесса по изучению ПД...

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»

Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...