Главные вкладки

    "Взаимодействие детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья дошкольников" (публикация статьи с сборнике научно-практической конференции)
    статья на тему

    Жернакова Наталья Ивановна

    Ни одна,  даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщества «дети – родители – педагоги». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_zhernakova.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 Жернакова Н.И.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Здоровье детей  зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни  в семье, дошкольном учреждении, санитарной и гигиенической культуры детей, уровня развития  здравоохранения и образования. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

     Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния  здоровья,  достигнутого уровня физического и  психического  развития,  во многом  зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

     Сохранение и укрепление здоровья, адекватный  контроль  над  ростом и  развитием детей является важной задачей.

     Физическое развитие является одним из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья, особенно в дошкольном периоде, когда процессы роста и развития ребенка протекают достаточно интенсивно. Совместными усилиями педагогов дошкольного учреждения и медицинских работников можно добиться реальных успехов в деле снижения заболеваемости.

     Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения состояния здоровья, отстает в физическом развитии. Чаще всего у детей с отклонениями состояния здоровья оказывается сниженной сопротивляемости организма факторам среды, в том числе инфекционным вирусным заболеваниям. Часто болеющие дети с большими усилиями, по сравнению со здоровыми,  преодолевают трудности в усвоении знаний, с более  значительными  психо-физиологическими  затратами  справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении.

     Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

     Известно, что здоровье определяется комплексом факторов, характеризующих морфо-функциональное развитие, физический статус ребенка, уровень адаптации к окружающей среде, сопротивляемость организма вредным факторам,  дееспособность.

     Важная роль в успешном  применении  коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит  созданию таких условий  организации воспитательно-образовательного процесса,  при  которых  развивающий  эффект  достигается без  какого-либо ущерба  для  растущего организма и который способствует  улучшению физического  статуса дошкольника. Именно поэтому необходим тесный контакт всех заинтересованных сторон – педагогов, врача, родителей.

     Чтобы воспитывать ребенка здоровым, с  недеформированной психикой, нужно понимать его нужды и потребности, знать закономерности его роста и развития. Понимание потребности ребенка в любви, сознании  его нужности -  фундамент человеческих потребностей.

     Для  воспитания полноценного, здорового ребенка необходимо очень многое: соблюдения режима дня, правил личной гигиены, правил питания, занятия физкультурой по возрасту, для укрепления нервно-психической деятельности  все это необходимо вдвойне.

     Физическое воспитание – система педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающая гармоничное развитие ребенка, формирующая двигательные  навыки  и  двигательные  качества. Многочисленными исследованиями доказано положительное влияние физического воспитания на состояние здоровья детей.

     Однако ни одна,  даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщества «дети – родители – педагоги». Для этого мы  даем консультации для родителей: «Оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольников», «Закаливание вашего ребенка начинается с одежды», «Как сохранить здоровье дошкольников», «Правильное питание – путь к здоровью». Проводим семинары-практикумы по темам: «Методика проведения занятий по физической культуре», «Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики». В каждой группе имеется «Уголок здоровья», где медицинский работник  консультирует  о профилактике  ОРЗ , гриппа и других заболеваниях. Традиционно совместно с родителями и детьми мы проводим  праздники: «Веселые старты», сезонные Олимпийские игры, и другие.  

       Одна из форм физического воспитания – это туризм, который помогает  сохранить и укрепить здоровье детей. Этому способствует общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая  активность. Все походы   носят тематический характер, связанный со временем года, с  наблюдением , беседой.

     Важную роль в оздоровительной работе  играет закаливание, которое периодически корректируется медицинским работником дошкольного учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходят к более интенсивным. Основной принцип – постоянное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Мы отдаем предпочтение контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастику после сна проводим только в трусиках, спят дети без маек, чтобы, встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как  температура под одеялом – приблизительно +38С. Водные процедуры вводим   постепенно. Дети учатся полоскать рот, мыть прохладной водой руки  и локоть, шею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.

     Закаливание  проводится  по специальной схеме по возрастанию.

     Утро начинается с гимнастики на свежем воздухе с использованием оздоровительных  пробежек, дыхательной гимнастики, элементов  психогимнастики. Днем  дети спят в трусиках, без маек при открытых  фрамугах, а в летний период – при открытых окнах.

     Для хождения босиком засеяна травой специальная площадка, имеется бассейн для проведения водных процедур. Применяем общие и местные солнечные ванны. Благоприятное влияние на организм ребенка оказывают экскурсии в парк. Простым и доступным методом оздоровления детей является дозированная  ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями и играми и лечебная  ходьба  по  терренкуру  с чередующимися  восхождениями и спусками.

      Большое значение имеют игры и эмоции. Игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства и обеспечивает переход к следующей ведущей  деятельности – учебной у младших школьников.

     Оздоровительная роль игры проявляется, прежде всего, в  формировании эмоционального мира ребенка. Возникающие в игровых действиях  положительные, да и отрицательные, эмоции могут рассматриваться, как надежный  антистрессовый фактор, предупреждающий  развитие каких-либо нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой  и других систем. Родители, желающие здоровья своему ребенку,  должны  быть его партнерами  в играх. В книге Яна Бердыхова  «Мама, папа, занимайтесь со мной», представлено 5 групп упражнений, обозначенных автором как оздоровительные, элементы акробатики, подвижные игры, упражнения с разными предметами, музыкально-ритмические упражнения. Это деление условно, т.к. подвижные игры имеют наибольшее оздоровительное значение, а упражнения с предметами могут носить музыкально-ритмический  характер.

     В оздоровительные упражнения входят те, которые направлены на формирование правильной осанки  и положения всего тела, когда ребенок сидит, стоит, или ходит.

     Упражнения 2 группы, содержащие элементы  акробатики, способствуют  совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота  двигательных реакций. Эти упражнения  мы выполняем с обязательной страховкой для обеспечения их безопасности. От родителей требуется постоянное внимание и осторожность, терпение.

     3-я группа упражнений для совместных игровых действий родителей с детьми,- это хорошо знакомые  подвижные  игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях как бег, прыжки, ходьба, а  также – в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависит от возраста детей: чем он меньше, тем проще правила. Лучше играть с ребенком не вдвоем (папа и сын, мама и дочка), а в небольшом количестве. Эти упражнения дают наибольший оздоровительный эффект.

     Упражнения с использованием  разных предметов  или снарядов, входящие в четвертую группу, мы  выполняем   на свежем воздухе и в помещении, Чтобы упражнения не наскучили, задания  меняем, постепенно  усложняя, и добиваемся того, чтобы преодоление препятствий каждый раз было новой и интересной задачей  для ребенка.

     Музыкально-ритмические упражнения, составляющие по классификации  5  группу, способствуют не только физическому, но и  эмоционально-художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность. Вначале ребенок   учится слушать музыку и понимать ее оттенки.

     Проанализировав нашу работу, мы убедились в том, что главным является  наличие  системы и общение ребенка  со  взрослыми. Умение родителей подбирать для своего ребенка то, что  ему необходимо и полезно для сохранения и укрепления здоровья.

     ___________________________________________________

    1. Агаджанова С.Н. Медицинский контроль в ДОУ. // Дошкольная  педагогика, 2009, №4 С.4-7
    2. Алямовская В.Г. Как воспитывать здорового ребенка. // Дошкольное воспитание, 1993, №12 С.8-12
    3. Баранов А. Состояние здоровья детей дошкольного возраста. //

           Дошкольное воспитание, 2009, № 9 С.6-11

       4. Богина Т. Укреплять здоровье  ослабленных  и  часто болеющих

          детей. //  Дошкольное воспитание, 1994,№6  С.9-11

       5. Гун  Г.С. Здоровье детей – категория педагогическая. //

          Дошкольная педагогика, 2009, №1 С.4-6

       6. Доронова Т. Использование возможностей  городка-курорта для

           укрепления  здоровья дошкольников. // Ребенок в детском

         саду, 2009, №5 С. 48-53

       7. Змановский Ю. Игры и эмоции. // Дошкольное воспитание,

           1988, №8 С.95-99

       8. Широкова С.,Клевцова И. За здоровьем – на лесную полянку.//

          Дошкольное воспитание, 2006, №7 С. 17-21

       9. Ширванова О. Воспитание здорового ребенка. // Дошкольное

          воспитание, 2002, №6 С.46-49  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы взаимодействия детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей.

    Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всег...

    Консультация "Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей"

      Без совместной работы с родителями, хороших результатов никогда не добиться. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение рол...

    Статья: "Сохранение и укрепление здоровья участников образовательных отношений" VI Международная научно-практическая конференция.

    Данная статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Автором рассмотрены компоненты здорового образа жизни и особенности создания благоприятных услов...