Подорожник и другие врачи из природы
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Углублять и конкретизировать представления детей лесе, как источник биоэнергетики. Поощрять интерес к окружающему миру природы. Обогащать знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах. Развивать действенную любовь к природе, разумное отношение ко всем составляющим экосистемы. Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память. Воспитывать заботливое, бережное отношение к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podorozhnik_i_drugie_vrachi_iz_prirody_-_kopiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Подорожник и другие врачи из природы».

Программное содержание: Углублять и конкретизировать представления детей лесе, как источник биоэнергетики. Поощрять интерес к окружающему миру природы. Обогащать знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах. Развивать действенную любовь к природе, разумное отношение ко всем составляющим экосистемы. Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память. Воспитывать заботливое, бережное отношение к своему здоровью.

Материал:

Гербарий лекарственных растений,

Иллюстрации лекарственных растений,

Липовый чай, варения из лесных ягод,

Ширма, театр «Би – Ба – бо»,

Магнитофон – голоса леса.

Ход занятия:

В: Ребята, какой сегодня замечательный денёк. За окном сияет ласковое солнышко, так хочется всем улыбнуться. Ой,  слышите, к нам приближаются какие-то  голоса, кто-то идёт.    Открывается ширма с декорациями.

Бим – бом, бим – бом.

Жили – были гном и гном.

Каждый в домике своём.

Вот пошли они в поход…

Ох, зацепился за сучок!

Ах, хлопочет, Ах хлопочет,

Ох, заплакал громче, громче…

Может нам найти травинку,

И полечим Оху спинку?

Мох, крапива, лопушок

В помощь все придут дружок.

      Ягодка лесная все на свете знает

      Бодрость возвращается, соком угощаешься.

Силу могут дать деревья,

 И поднимут настроенье.

В: Ребята, а вы хотите помочь гномам? Давайте, расскажем им как пользоваться «лесной аптечкой».

Много лекарственных растений растёт в наших лесах, лугах, полях. Повсюду лесные жители: животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть своё лекарственное растение. Мы живём в мире лекарств, нам всегда на помощь придут врачи из природы. Да и самая лучшая аптека – это Природа.

     Всё целебно: леса, луга, поля,

     Подорожник, заросли тимьяна,

     Щедрая прекрасная земля,

     Словно лекарь, нам врачует раны!

Все свои сокровища природа щедро отдаёт человеку и за всё просит только одно: беречь её!

     Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

     Где чистым воздухом так сладостно дышать,

     Есть в травах и цветах целительная сила

     Для всех умеющих их тайну разгадать.

В: Ребята напомните мне, пожалуйста, какие лекарственные растения мы с вами уже знаем?  (если дети затрудняются, рассматриваем гербарий).

Кто из вас знает стихи и загадки о лекарственных растениях?

Д:  Путника друг, подорожник,

      Скромный, невзрачный листок,

      Ты на порезанный палец

      Влажной заплаткою лёг.

      Путника друг, подорожник,

      Многим из нас невдомёк,

      Что отыскалось лекарство

      Тут же, на тропке, у ног.

                                         В. Рождественский.

Это наш любимый подорожник – его листья можно использовать как ранозаживляющее средство при ушибах, нарывах. Отвар подорожника применяют при коклюше, когда очень сильный кашель, пьют отвар на ночь люди, чтобы сон был крепкий.

В: Интересное стихотворение о подорожнике знает Оля. А кто ещё хочет нам прочитать стихотворение?

  Д:  Это прозвище недаром у красивого цветка,

        Капля сочного нектара и душиста и сладка!

        От простуды излечиться вам поможет медуница.

        В лес пойдёте, не забудьте медунице поклониться.

                                          В. Кожевников.

Это медуница. В народной медицине медуницу употребляют при кашле, простуде.

Д:  Знакомые с детства, родные ромашки.

      Вот лёгкий поповник у нашей реки.

      Как белые звёзды средь розовой кашки

      В букете сияют его лепестки.

      Он «любит – не любит» ответить нам может

     И глянет приветливо жёлтым глазком.

     Вот эта ромашка знакома нам тоже –

     Её мы «лекарственным другом» зовём.

     И если случиться тебе простудиться,

     Привяжется кашель, поднимется жар,

     Придвинь к себе кружку, в которой дымится

     Слегка горьковатый, душистый отвар.

                                                   В. Рождественский.

Д: Это лекарственная ромашка – я  пью ромашковый чай при простуде. Ещё у всех кто пьёт чай из лекарственной ромашки, сон будет крепкий и спокойный.

Д: Это кислица, ещё её называют «заячья капуста» - она содержит много витамина «С». Из кислицы можно приготовить салаты, супы.

          Сидит зайка под лозиной,

          Плетёт серенький корзину,

          Он с корзиной в лес пойдёт

          И капусты соберёт.

А капуста не простая –

В кочаны не завитая,

Её заячьей зовут!

Искажу я вам, ребятки,

Не растёт она на грядке,

А растёт в лесу густом

Возле пня и под кустом.

В: Ребята, молодцы, вы уже знаете много о лекарственных растениях, можете их узнать по внешнему виду. Знаете, как применять их для лечения людей.

А хотите, я расскажу вам  ещё об одном необычном лекарственном растении? А о каком растении пойдет речь, попробуйте догадаться из моей загадки.

            Мягок, а не пух,

            Зелен, а не трава? 

Д: Рассуждения детей.

В: Ребята, я хочу вам рассказать о лекарственном растении, которое растёт в лесу и на болотах, это – мох. Посмотрите ребята на мох – сфагнум.  (Гербарий). Мох это растение, высота которого не превышает 15 сантиметров. Мох - обладает мощными дезинфицирующими и ранозаживляющими свойствами, после перевязки мхом никогда не бывает нагноения раны. Возможно, мох это - природный антибиотик. Если с нами во время похода случиться беда, кто-то поранит себя, то повязка изо мха не допустит нагноения раны. Если настойкой изо мха полоскать рот, то на время исчезнет зубная боль, снимет отёк горла при  ангине и насморке.

Сейчас люди всё чаще обращаются за помощью к природе. Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из вас со своими родителями собирал лекарственные растения?

Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Д: Ответы детей.

В: Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? А какое твоё мнение Света? А ты, что почувствовал Дима?

Д: Ответы детей.

В: Да, запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

В: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Аптека». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно его описать, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только называть его. Растение должен  угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

В: Ребята, но не только растения и травы лечат людей. Посмотрите на наш гербарий. Кто из вас узнает, с какого дерева эта серёжка?

Д: Эта серёжка с берёзы.

В: Ребята, вы правы  - это береза, любимое дерево народа, дерево чрезвычайной доброты. Ее еще называют деревом жизни. Береза нежная и жалостливая, имеет очень мягкое, ласковое и одновременно сильное влияние. К березе следует обращаться больным, ослабленным, людям, тем, кто выздоравливает. Она облегчит страдание, поможет возвратить утраченные силы, легко перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Это дерево снимает усталость. Береза, которая растет рядом с домом, отгоняет ужасные сны. Энергию от берёзы может получить только тот, кто любит её. Древние люди считали, что берёза может исполнять желания. Береза - единственное в мире дерево с ярко белой корой, она придает дереву неповторимость и очарование. Берёза хорошо очищает воздух, может взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Она является источником энергии и жизненных сил, помогает при гриппе и насморке, улучшает внимание. Её энергия обладает успокаивающим действием, способствует заживлению и обезболиванию ран, улучшает настроение.

Светло на сердце от берез

Высоких, стройных, в рощах скрытых.

Тепло от их весенних слез,

От их стволов, дождем умытых.

Сережек шелест поутру

Нас веселит и лечит душу,

И мы готовы на ветру

Хоть вечность их напевы слушать.

В: А кто из вас знает, с какого дерева этот красивый, ажурный листик? А ты как считаешь Дима? Кто думает иначе?

Д: Это дуб.

Задевая тучи головой седою,

Дуб стоит могучий с думой вековою.

Буря птицей чёрной вдруг засвищет крона,

Дуб стоит спокойный, словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье всех в округе выше!

Много знает песен, много сказок слышит.

В: Вы, ребята, правы. Этот листик дуба. Дуб очень красивое могучее дерево, с мощным стволом и сильными корнями. Растет чудо дерево очень медленно. Имеет мощную энергетику, которая придает силу и ясность мысли, улучшая мозговую деятельность. К дубу можно подходить только тогда, когда у тебя хорошее настроение. Энергия дуба очень мощна. После подзарядки у дуба во всем теле появляется необыкновенная легкость. Настойка из коры дуба помогает при отсутствии аппетита, повышенной усталости, вялости, недостатке витаминов, улучшает слух. В детском саду дети собирают желуди дуба и делают из них поделки. В деревнях желудями кормят поросят, чтобы они были сильные, здоровые и крепкие.

В: А может, вы знаете, с какого дерева этот цветок?

Д: Это липа. Чтение стихотворения:

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет,

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

В: Ребята, а как вы узнали, что это липа? А ты Даниил как узнал это дерево?

Д: Липа стройное высокое дерево с густой кроной. Листья липы похожи на сердечки. Летом липа цветет мелкими бледно-желтыми цветочками с крылышками. Около липы всегда летают пчёлы, они собирают нектар, чтобы получился мёд.

В: Всё правильно, ребята, а ещё из коры липы люди плели лапти, делали ложки. Липа растёт в смешенных лесах, любит тень. А ещё, ребята, липа дерево донор. Если мы с вами обхватим ствол дерева, то почувствуем, что энергия липы сильная, мягкая. Она вызывает ощущение тепла и покоя, избавляет от переутомления и излишнего возбуждения. Если в лесу много лип, то воздух там чистый, мягкий, там легко дышать тем, у кого астма и заболевания легких.

В: Ребята, а это дерево вы встречали в лесу? Как оно называется? А кто не согласен с мнением Светы?

Д: Это сосна.

В: Ребята, а что вы знаете о сосне?

Д: Это высокое хвойное растение, вечно зелёное. Сосны - светолюбивы. Им нужен свет круглый год. Поэтому она растут на открытых, солнечных местах.

 В: Сосна – милосердное дерево. К нему необходимо обращаться с открытой душой. Сосна способна очистить ауру человека от постороннего воздействия, частично снять порчу. При прямом контакте сила сосны унесет раздражение и досаду, которые ежедневно накапливаются в вашей душе. Иголки и древесина имеют железы, которые выделяют смолу. Смола - очень плотное вещество, способное заживлять и защищать сосну от различных патогенных организмов. Люди тоже смолой заклеивают небольшие ранки, чтобы они скорее зажили.

В: Ребята, а это дерево вы встречали в лесу? Как оно называется? А кто не согласен с мнением Димы?

Весной зеленело,

Летом загорело,

Осенью надело

Красные кораллы.

Д: Это рябина.

В: Ребята, а что ещё вы можете рассказать о рябине? Кто хочет дополнить ответ Егора?

Д: Это дерево, которое может вырасти до 10 метров. У него светло-серый гладкий ствол. Крона ажурная, листья круглые с зубчатыми краями. Плоды ярко-красные с очень сочной мякотью, они горьковато-вяжущие. Созревают осенью.

В: Ребята, а почему мы называем рябину лекарственным растением?

Д: Сок рябины можно использовать как кровоостанавливающее средство, ягоды содержат много поливитаминов.

В: Молодцы, как много вы знаете о рябине. А ещё рябину сушат и заваривают как противоаллергическое, успокаивающее средство. А  в далёкие старые времена люди считали, что «дух рябиновый отгоняет болезни». Мы с вами много раз видели, как рыбину любят клевать рябиновый клест и свиристели. Они тоже этой ягодой укрепляют своё здоровье, ведь рябина кладезь витаминов.

В:  Если мы, в лесу гуляя,

   Вдруг наткнемся на болото

   Это значит - начинаем

   Мы за клюквою охоту.

   Кисло-кислой-кислой клюквы

   Два ведра собрали сами.

   Дома мы из этой клюквы

   Вкусный морс с тобою сварим.

Ребята, а лесные ягоды это тоже лекарственные растения, это своеобразные «врачи» природы.

Растёт клюква на болотах, её кустики стелются на почти лежачих цветоносах, где  и образуются крупные красные ягоды, кажущиеся прямо лежащими на мху. Издавна клюкву используют как профилактическое средство от простудных заболеваний, как жаропонижающее средство при различных простудных заболеваниях, а также гиповитаминозах, а также при болях в животе. Если во время похода у вас заболел живот, то смело можете взять ягодки клюквы в рот и вскоре почувствуете, что боль прошла. Клюквенный морс поможет вам утолить жажду, поднимет настроение.

           Ягоды созревают в сентябре, имеют розовый, темно-красный или сине-фиолетовый цвет. В клюкве содержатся сахара, витамин «С», органические кислоты, обладает антисептическим действием, то есть убивает все микробы.

В: А сейчас ребята, я хочу вам рассказать ещё об одной лесной ягоде  - брусника.

Брусники ягоды

Красные, сладкие,

Яркие-яркие,

Чуть горьковатые.

Кустик брусники

Такой закаленный-

Даже под снегом

Вечнозеленый.

  Кусты Брусники  растут в основном в хвойных (чаще сосновых), реже - лиственных лесах, почти по всей территории лесной зоны, образуя местами сплошные заросли. В лекарственных целях люди используют сами ягоды кустарника, а так же его листву. Сок брусники используют как ранозаживляющее, жаропонижающее, мочегонное  средство. Ягоды содержат много витамина В, их можно сушить, замораживать, замачивать в воде, варить варенье. При простуде пьют чай из цветов липы с брусничным вареньем. Брусничный морс в походе может служить прекрасным тонизирующим средством.

В: Ребята, мы сегодня с вами на занятии помогли гномам Оху и Аху узнать много нового и интересного о лекарственных растениях. Теперь Ах сможет помочь своему другу: вылечить спинку, вместе они найдут вкусные, полезные лесные ягодки, подышат чистым лесным воздухом, поднимут себе настроение.

 Ребята, а что нового для себя вы сегодня узнали? Какие ваши знания нам могут пригодиться в походе? Что бы вы хотели рассказать своим друзьям и родителям о «врачах природы»?

А сейчас я хочу угостить вас липовым чаем с вареньем из лесных ягод. А вы попробуйте угадать, как называются  это варенья, из каких ягод они приготовлены. Липовый чай поможет нам поднять настроение, питательные варения из лесных ягод укрепят наше здоровье. Мы всегда можем с вами отправляться в поход, узнавать неизведанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наш друг - подорожник"

Конспект занятия по рисованию «Наш – друг подорожник»...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи в младшей группе с элементами лепки.Тема: «Врач-наш друг»

Методическая разработка по непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего возраста по развитию речи с элементами лепки....

Проект «Бумажный и полиэтиленовый пакет - друг или враг природе?

Тема проекта «Бумажный и полиэтиленовый пакет – друг или враг природе?»Примерный план описания проекта1.ПроблемаЗагрязнение окружающей среды бумажными и полиэтиле...

Презентация "Пришвин-друг детей и природы"

Михаил Пришвин был влюблён в природу. Он восхищался её величием и красотой, изучал повадки лесных зверей и умел увлекательно и очень по доброму писать об этом.Многое, о чём пишет Пришвин, не фантазия....

Творческий проект экологической направленности «Я – исследователь» «Естествознание: живая природа» «Наш друг и помощник – супер подорожник!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: индивидуальный, групповой. Проблема проекта: недостаточные знания о таком лекарственном растении, как подорожник, о его ...

Рецепты из подорожника. «Наш друг и помощник – супер подорожник!»

Блюда из подорожника очень полезны и укрепляют иммунитет!!!...