"Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников".
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ушакова Людмила Сергеевна

В материале дано определение понятия "Здоровье", рассказано о содержании работы по ЗОЖ, условиях формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников, о традициях ЗОЖ, а также о задачах, поставленных перед педагогами в программе «От рождения до школы» и путях реализации данных задач в практической работе с дошкольниками.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_po_zozh_microsoft_word.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 668 им. Героя Советского Союза В.П.Кислякова

(дошкольное отделение № 435)

Выступление   по теме:

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников.

Воспитатель средней группы № 8

Ушакова Л.С.

Ноябрь 2015г.

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но наиболее ёмким признают определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова, 1999г.).

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей.

Одним из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служат три показателя: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.

Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения человека.

Уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи, на которые мы повлиять не можем, а вот оказывать оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни дошкольника наша обязанность.

Поэтому, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, учителей, врачей), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, сформированная с ранних лет определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Содержание работы по ЗОЖ может включать следующие компоненты: 

- рациональное питание;

- оптимальная двигательная активность;

- соблюдение режима дня;

- предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;

- повышение психоэмоциональной устойчивости (здесь очень важно научить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче);

- жизнь должна быть содержательной, иметь смысл: «… и питание, и движение, и гигиена имеет смысл лишь тогда, когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое, кроме него или лучше него, никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь» Н.Коршунова.

Условия формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников:

- создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЖОЗ;

- создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности;

- наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка.

Оздоровительно-педагогические занятия с детьми можно разделить на несколько направлений:  

- знай свое тело; 

- соблюдай правила гигиены;

- скажи «нет» вредным привычкам; 

- занимайся физкультурой;

-  соблюдай режим дня; 

- следи за настроением.

И.Ю. Жуковин (1999г) рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций.  

На протяжении веков русским народом создавались традиции ЗОЖ:

- игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;

- обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др.) несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;

- детские потешки, которые  являются своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;

-  колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;

- различные обереги (в том числе куклы), несущие в себе часть тепла материнских рук как важного фактора формирования психологического здоровья ребенка;

- организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: «Что есть?», «Как есть?», «Когда есть?».

В программе «От рождения до школы» стоит задача:  формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Для решения данной задачи в  своей работе с детьми  мы используем  различные формы: утренний прием на свежем воздухе в течение  года, полоскание рта, утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале в спортивной одежде, физкультурные занятия на прогулке,  ежедневные прогулки,   медленный бег в конце дневной прогулки,  гимнастика после сна.   Наша работа направлена на соблюдение двигательного режима.

С целью предупреждения   вредных привычек и формирование полезных привычек   проводим с детьми индивидуальные и подгрупповые беседы («Надо, надо умываться», «Почему нельзя шуметь за столом», «О пользе купания и умывания», «О пользе утренней гимнастики», «Кому нужна вода?», «В гостях у Мойдодыра», «Ешь больше – проживёшь дольше», « Кому надо причёсываться?», «Эти правила для всех»); приводим примеры поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, и свой личный пример. Используем в работе с детьми, песенки, потешки: «Водичка- водичка…», «Сорока-ворона, кашу варила…», «С гуся водица, с Васи худоба…», «Солнышко- вёдрышко»,  художественную литературу: С. Капутикян «Маша обедает», «Все спят», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», В.Маяковский «Что такое хорошо – что такое плохо». Планируем и проводим практические упражнения и игровые ситуации: «Прозвенел будильник, что делать?», «Полоскание рта после еды», «Как пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены», «Хорошо – плохо»; профилактические мероприятия: «Дыхательные упражнения», «Упражнения на профилактику плоскостопия», «Гимнастика для глаз». Большое внимание уделяем организации и проведению подвижных игр, пропагандирующие подвижный образ жизни и направленных на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие.

Планируем и проводим оздоровительно-педагогические занятия с детьми, в этом учебном году были проведены занятия: беседа «Полезные и вредные продукты, их значение для здоровья и хорошего настроения», беседа «В гостях у Мойдодыра», «Путешествие в страну Здоровья», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!», досуг «Угадай вид спорта».

Наша работа по взаимодействию с родителями также направлена на решение задач по формированию ЗОЖ. С родителями проводились индивидуальные консультации: «Социально-психологическая адаптация ребёнка», «О пользе гигиенических процедур», «О наличии носовых платков у детей, умении ими пользоваться», «О контроле за выработкой правильной осанки у детей», «Формирование у детей желания вести здоровый образ жизни». В группе имеется наглядная информация для родителей: информационный стенд, где обозначены задачи воспитания, режим; тематические ширмы: «Как воспитать ребенка здоровым», «Быть здоровым – моё право». Имеются памятки по теме: «Здоровье и физическое развитие ребенка». Вся эта работа отражена в перспективном и календарном плане работы нашей группы.

В заключении хочется сказать, что сочетание опыта предков и современных здоровьесберегающих технологий позволяет создать оптимальные условия для формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников. Осознание ребенком вечных непреходящих ценностей (здоровье, добро, уважение к старшим, толерантное отношение к другим народам) становиться стержнем развития психологически здоровой личности. Благодаря совместным занятиям воспитателей, детей и родителей создается возможность выработки единого стиля и стратегии воспитания образа жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья...

Опыт работы по теме "Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников"

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры...

«Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников»

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позв...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"

В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни"  прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды,  релаксирующие упражнениея....

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников: «Быть здоровыми хотим! »

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это ...