Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Коданева Елена Федоровна

Из опыта работы воспитателя первой категории Коданевой Елены Федоровны, «МАДОУ Детский сад № 83 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар, Республика Коми Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить; вернуть же его очень трудно. Малыш должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте детей становится все меньше и меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в сои силы. Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее. Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека, будь то мама или воспитатель детского сада, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, не зависимо от того, каким голосом произносит их взрослый. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, при открытых фрамугах и форточках (или хорошо проветренном помещении), в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей. Комплекс пробуждающей гимнастики для детей младшегои среднего дошкольного возраста Цели: • Обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности; • Закреплять навыки проведения самомассажа рук, головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически активные точки; • Проводить профилактику плоскостопия; • Формировать правильную осанку; • Осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босохождение, кратковременное воздействие холодной водой – обширное умывание до локтя. Содержание Словесное сопровождение Дозировка Упражнения в постели Дети просыпаются Потягушеньки моей душеньки. Тянем ноженьки, тянем рученьки. Сон скорее уходи, сила, приходи. Улыбнись, дружок, хоть один разок. Самомассаж (сентябрь) Легкими движениямипоглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам. Круговыми движениями поглаживать и растирать внешнюю сторону кисти, постепенно переходя на предплечье и плечи. Медленно и нежно подушечками пальцев сделать круг, постепенно расширяя его. Тело мы свое погладим И энергией зарядим. 30 сек Массаж биологически активных зон (октябрь) «Что делать после дождика?» Энергично массировать Большими пальцами рук мягко поглаживать шею сверху вниз. Сильно раздвинув указательные и средние пальцы, кладут их перед и за ушами и с силой растирают кожу. Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев растирают крылья носа. Кладут три пальца на середину лба и массируют, мягко надавливая. Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу. Энергично растирать ладони, протянуть их вперед и улыбнуться. Что делать после дождика? По лужицам скакать! Что делать после дождика? Кораблики пускать! Что делать после дождика? На радуге качаться! Что делать после дождика? Да просто улыбаться! Каждое упражнение по 3 раза. Массаж биологически активных зон “Наступили холода” 1. Погреть ладошки друг о друга. 2. Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз. 3. Указательными пальцами помассировать крылья носа. 4. Растереть ладонями уши. 5. Приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба. 6. Хлопки в ладоши. 1. На улице зима, Наступили холода. Да-да-да – Наступили холода. 2. Да-да-да – Превратилась в лед вода. 3. Ду-ду-ду – Поскользнусь на льду. 4. Ду – ду-ду – Я на лыжах иду. 5. Ды-ды-ды – На снегу есть следы. 6. Ди-ди-ди Ну, холод, погоди! «Потягивание» Исходное положение: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх за голову, потянуться за руками (вдох), опустить руки (выдох) Все ребятушки проснулись, Очень сладко потянулись. 3-4 раза (должна быть хорошая растяжка всех мышц) «Ножки тоже просыпаются» Исходное положение: лёжа на спине, ноги вместе, руки ладонями вниз туловища. Попеременное поднимание прямой ноги. Ножки мы свои разбудим, Поднимать теперь их будем. 3-4 раза (тянуть носочек) «Подтягивание ног к животу» Исходное положение: лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. На 1 – обхватить ноги руками и подтянуть к животу, задержать. На 2 – вернуться в исходное положение. 3-4 раза «Птички тоже проснулись» Исходное положение: лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову, прогнуть спину, руки развести в сторону, помахать ими, ноги приподнять и держать вместе (это хвостик птички), лечь ви.п., отдохнуть. 3-4 раза (голову не опускать, ноги прямые) «Поочередное поднимание ног» Исходное положение: лёжа на животе, руки сложены под подбородком. Приподнять прямую правую (левую) ногу, подержать, опустить ви.п. 3-4 раза (нога прямая, носочек тянуть) «Кошечка тоже проснулась» Исходное положение: стоя на четвереньках, смотреть вперед. Прогнуть спину, голову отвести назад, задержаться в этом положении, выпрямить спину, смотреть вперед. (поглаживать спину детей, побуждать сильнее прогибать спину) Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. 3-4 раза (научить каждого ребёнка прогибать спину) Упражнения на ковриках «Достань до солнца» Исходное положение: стоя, поднять руки вверх, встать на носочки, потянуться вверх, посмотреть на кончики пальцев рук, опуститься на всю ступню и вернуться ви.п. Мы тянемся к солнцу, Растем день за днем. И наше здоровье Всегда бережём. 2-3 раза (брать детей за кончики пальцев и тянуть вверх легко) «Повороты вокруг себя в одну и другую сторону» Исходное положение: стоя на ковриках, медленно поворачиваться в одну и другую стороны. По 1 разу в каждую сторону Дыхательные упражнения «Любимый носик» 1. Погладить свой нос от крыльев к перносице – вдох, обратно – выдох. 2. Сделать вдох левой ноздрей; правая закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта. 3. Сделать выдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа. А сейчас без промедления Мы разучим упражнения. Их, друзья, не забывайте, И почаще повторяйте. Вдох – погладь свой нос От крыльев к переносице. Выдох – и обратно Пальцы наши просятся. Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою. Попеременно ноздри при этом закрывай. Стой красиво, ровно, спинка – прямо. И насморк скоро убежит, ты так и знай! Дай носу подышать, На выдохе мычи. Звук м пропеть старайся, По крыльям носа пальцами стучи, И радостно при этом улыбайся! Каждое упражнения по 3-4 раза «Листопад» Произнеся последние слова, дети делают глубокий вдох через нос и идут врассыпную по полянке, произнося на удлиненном выдохе звук "ш-ш-ш", стараясь пройти при этом больше шагов. Как только воздух закончился, ребенок останавливается. Утром мы во двор идем - Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... 3 раза «Погреемся» Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-у-у-х! 3-4 раза №1 Комплекс пробуждающей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста Цели: • Обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить их к активной деятельности; • Закреплять навыки проведения самомассажа рук, головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически активные точки; • Проводить профилактику плоскостопия; • Формировать правильную осанку; • Осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босохождение, кратковременное воздействие холодной водой – обширное умывание до локтя. Содержание Словесное сопровождение Дозировка Упражнения в постели Дети просыпаются Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку, Мы вас не будем ждать. 30 сек Самомассаж Легкими движениямипоглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам. Круговыми движениями поглаживать и растирать внешнюю сторону кисти, постепенно переходя на предплечье и плечи. Медленно и нежно подушечками пальцев сделать круг, постепенно расширяя его. Тело мы свое погладим И энергией зарядим. 30 сек Массаж биологически активных зон «Что делать после дождика?» Энергично массировать Большими пальцами рук мягко поглаживать шею сверху вниз. Сильно раздвинув указательные и средние пальцы, кладут их перед и за ушами и с силой растирают кожу. Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев растирают крылья носа. Кладут три пальца на середину лба и массируют, мягко надавливая. Слегка касаясь пальцами, проводят по лбу. Энергично растирать ладони, протянуть их вперед и улыбнуться. Что делать после дождика? По лужицам скакать! Что делать после дождика? Кораблики пускать! Что делать после дождика? На радуге качаться! Что делать после дождика? Да просто улыбаться! Каждое упражнение по 3 раза. Массаж биологически активных зон “Наступили холода” 7. Погреть ладошки друг о друга. 8. Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз. 9. Указательными пальцами помассировать крылья носа. 10. Растереть ладонями уши. 11. Приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба. 12. Хлопки в ладоши. 7. На улице зима, Наступили холода. Да-да-да – Наступили холода. 8. Да-да-да – Превратилась в лед вода. 9. Ду-ду-ду – Поскользнусь на льду. 10. Ду – ду-ду – Я на лыжах иду. 11. Ды-ды-ды – На снегу есть следы. 12. Ди-ди-ди Ну, холод, погоди! «Потягивание» Исходное положение: лёжа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх за голову, потянуться за руками (вдох), опустить руки (выдох) Все ребятушки проснулись, Очень сладко потянулись. 3-4 раза (должна быть хорошая растяжка всех мышц) «Ножки тоже просыпаются» Исходное положение: лёжа на спине, ноги вместе, руки ладонями вниз туловища. Попеременное поднимание прямой ноги. Ножки мы свои разбудим, Поднимать теперь их будем. 3-4 раза (тянуть носочек) «Подтягивание ног к животу» Исходное положение: лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. На 1 – обхватить ноги руками и подтянуть к животу, задержать. На 2 – вернуться в исходное положение. 3-4 раза «Птички тоже проснулись» Исходное положение: лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову, прогнуть спину, руки развести в сторону, помахать ими, ноги приподнять и держать вместе (это хвостик птички), лечь ви.п., отдохнуть. 3-4 раза (голову не опускать, ноги прямые) «Поочередное поднимание ног» Исходное положение: лёжа на животе, руки сложены под подбородком. Приподнять прямую правую (левую) ногу, подержать, опустить ви.п. 3-4 раза (нога прямая, носочек тянуть) «Кошечка тоже проснулась» Исходное положение: стоя на четвереньках, смотреть вперед. Прогнуть спину, голову отвести назад, задержаться в этом положении, выпрямить спину, смотреть вперед. (поглаживать спину детей, побуждать сильнее прогибать спину) Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. 3-4 раза (научить каждого ребёнка прогибать спину) Упражнения на ковриках «Достань до солнца» Исходное положение: стоя, поднять руки вверх, встать на носочки, потянуться вверх, посмотреть на кончики пальцев рук, опуститься на всю ступню и вернуться ви.п. Мы тянемся к солнцу, Растем день за днем. Мы будем здоровы И в школу пойдем. 2-3 раза (брать детей за кончики пальцев и тянуть вверх легко) «Повороты вокруг себя в одну и другую сторону» Исходное положение: стоя на ковриках, медленно поворачиваться в одну и другую стороны. По 1 разу в каждую сторону Дыхательные упражнения «Любимый носик» (сентябрь) 4. Погладить свой нос от крыльев к перносице – вдох, обратно – выдох. 5. Сделать вдох левой ноздрей; правая закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта. 6. Сделать выдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа. А сейчас без промедления Мы разучим упражнения. Их, друзья, не забывайте, И почаще повторяйте. Вдох – погладь свой нос От крыльев к переносице. Выдох – и обратно Пальцы наши просятся. Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою. Попеременно ноздри при этом закрывай. Стой красиво, ровно, спинка – прямо. И насморк скоро убежит, ты так и знай! Дай носу подышать, На выдохе мычи. Звук м пропеть старайся, По крыльям носа пальцами стучи, И радостно при этом улыбайся! Каждое упражнения по 3-4 раза «Листопад» Произнеся последние слова, дети делают глубокий вдох через нос и идут врассыпную по полянке, произнося на удлиненном выдохе звук "ш-ш-ш", стараясь пройти при этом больше шагов. Как только воздух закончился, ребенок останавливается. Утром мы во двор идем - Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... 3 раза «Погреемся» Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-у-у-х! 3-4 раза

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в летне-оздоровительный период

Краткая презентация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ в летний период...

Опыт работы на тему "Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования"

Опыт работы на тему"Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий с применением нетрадиционного физкультурного оборудования...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...