Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зоркие глазки"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Страхова Екатерина Петровна
Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста Задачи: - расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека; - развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, обобщая знания детей об охране органа зрения; - воспитывать у детей сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь; - обогащать словарь детей за счёт новых слов: радужка, зрачок, «глазное яблоко», окулист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_glaza.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 42 комбинированного вида»

Конспект

проведения познавательно-исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Тема: «Зоркие глазки»

                                                                               

Подготовила:

Воробьева Екатерина Петровна, воспитатель первой квалификационной категории

Новосибирск, 2015

Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека;

- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, обобщая знания детей об охране органа зрения;

- воспитывать у детей сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь;

- обогащать словарь детей за счёт новых слов: радужка, зрачок, «глазное яблоко», окулист.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мольберт, веер, микроскоп, лупа, песочные часы, лазерная указка, пластиковые баночки, плакат «Зрительный анализатор», тренажер для глаз В.Ф.Базарного, офтальмоскоп, халат и медицинская шапочка для педагога, три стола, подставка для тренажера для глаз, четыре детских стула, восемь подушек 30х30 см, познавательная литература (Энциклопедия для детей «Тело человека», Москва, «Махаон» 2010; П.Боренштейн «Ты и твое тело», Москва, «Росмен» 2008; Н.Орлова «Ребятишкам про глаза»; Энциклопедия знатока «Тело человека», Москва, «Махаон» 2010; Моя первая энциклопедия «Человек», Москва, «Росмен» 2010; Как устроено тело человека «Глаза», «Зрение», DeAGOSTINI 2007).

Демонстрационный материал: мультимедийные презентации: «Схематичное строение глаза», «Видео-звонок», модель «Глаз человека».

 Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, халат и медицинская шапочка для каждого ребенка.

Ход:

  1. Организационный момент

Воспитатель приходит в группу в образе доктора наук.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Екатерина Петровна, я доктор наук. Сегодня приглашаю вас на экскурсию в мою лабораторию.

Обговариваются правила поведения в лаборатории:

  1. Разговаривать тихо.
  2. Внимательно слушать товарищей и взрослых.
  3. Оборудование хрупкое, нужно брать аккуратно и только то, что необходимо для работы.

Воспитатель: Для того, чтобы пройти в лабораторию, наденьте специальную одежду: халат и шапочку. (дети одеваются) А теперь пройдем в лабораторию.

  1. Основная часть

Дети вместе с «доктором наук» входят в зал – лабораторию.

Воспитатель: А сейчас я познакомлю вас с моей лабораторией. Для начала пройдем в научную библиотеку. Чтобы справиться с любым заданием, я всегда пользуюсь книгами, в книгах можно найти много интересного и полезного. Посмотрите, как много их здесь (дети рассматривают книги, плакаты).

Ребята, а вы догадались, что я исследую в этой лаборатории?  (предположения детей (глаза) А зачем нам нужны глаза? (чтобы смотреть, видеть всё вокруг)

А вам интересно узнать про глаза побольше? Я предлагаю вам сегодня быть моими помощниками!  Давайте посмотрим на экран и узнаем, как устроены наши глаза.

(На экране презентация со схематичным строением глаза)

Глаз – волшебный теремок,

Круглый, маленький домок.

Хитро он устроен,

Без гвоздей построен.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз по цвету отличают:

Синий, серый он бывает.

Яркой радужки кружок

Украшает глаз-домок.

В центре радужки – зрачок,

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет - наш зрачок

Станет сразу же широк.

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

Ребята, а что можно использовать, для того, чтобы рассмотреть свои глаза? (зеркало) Давайте возьмем зеркала и проведем исследование своих глаз, рассмотрим радужку, зрачок.

(Адресные вопросы к детям: какого цвета твоя радужка? Твой зрачок широкий или узкий? А посмотрите, какого цвета радужка моих глаз?)

Ну вот, мы с вами выяснили, что у каждого из нас радужка разного цвета, а зрачок у всех черный.

(Зеркала ставим на место)

Идем дальше.

Воспитатель: А здесь проводятся эксперименты и научные опыты. Здесь есть различное оборудование для проведения исследований и экспериментов.

  • микроскоп, лупа, песочные часы – Что это такое? Для чего нужно? (ответы детей)
  • офтальмоскоп – А этим прибором пользуется доктор, который лечит глаза. Знаете, как он называется? (окулист) Этот прибор необычный, он волшебный. Давайте с его помощью, проведем эксперимент! (встаем в круг так, чтобы друг другу не мешать!)

 В глаз ребенка направляется луч света и проводится наблюдение. Что происходит со зрачком, когда на него попадает яркий свет? (уменьшается) А когда убираю свет? (увеличивается) А почему зрачок стал таким маленьким от света? (он испугался и спрятался) Значит глаза нужно беречь от яркого света, от солнца! Чем мы можем защитить глаза от яркого солнца? (солнцезащитными очками, кепкой с козырьком, рукой)

А теперь, давайте проведем еще один эксперимент! Для этого нам нужно пройти и сесть на подушки.

Воспитатель достает веер и машет перед глазами ребенка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же происходит с глазами, когда в лицо дует ветер? (моргают, закрываются) вот интересно, почему же так происходит? Их закрывают веки, они защищают глаза от ветра! А ветер может занести в глаза пыль. А от пыли глаза защищают ресницы, они как маленькие щеточки смыкаются и не дают пыли проникнуть в глаз. Значит глаза боятся ветра и пыли! Их нужно защищать! Как мы сами можем защитить глаза от пыли? (прикрыть рукой)

А если все же соринка попала в глаз. Что же делать тогда?

(Предположения детей)

- прикрыть чистым платком

- обратиться за помощью к взрослому

- промыть чистой водой

- обратиться к врачу

Воспитатель: Ребята, а вы делаете по утрам зарядку? (ДА) А вы знаете, для того, чтобы глаза всегда были здоровы, и оставались зоркими, нужно обязательно делать зарядку для глаз! Вы умеете? А я вас сейчас научу. (гимнастика для глаз с использованием тренажера В.Ф.Базарного).

  1. Заключение

Раздается сигнал видеозвонка.

Воспитатель: Ребята, слышите, у нас видеозвонок! Давайте ответим, вдруг что-то важное.

На экране видео:

Девочка: Здравствуйте, Екатерина Петровна, здравствуйте ребята! Меня зовут Маша.

Заболели вдруг глаза –

Резь и боль, течет слеза,

Стали так бояться света,

Что терпенья прямо нету.

Все предметы как в дыму –

Ничего я не пойму.

Помогите мне, пожалуйста! Я не знаю, что мне делать!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Машей? От чего её глаза могли заболеть? Что же ей делать? (ответы детей)

А чтобы Машины глаза всегда были здоровы, давайте расскажем ей, как ухаживать за ними. (дети проговаривают правила ухода за глазами, используя карточки-подсказки)

Маша благодарит детей за помощь.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы стали настоящими научными сотрудниками моей лаборатории. Спасибо вам за помощь! А чтобы ваши глаза всегда были здоровы, я хочу подарить вам вот этот тренажер для глаз, который вы будете использовать в своей группе. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Даже в сказке, без сомнения, полезны правила поведения»

Данная методическая разработка предполагает интеграцию следующих образовательных областей – «социализация», «коммуникация», «чтение художественной литературы, «труд».При проведении НОД по теме...

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие. « Книга - лучший друг человека».

Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания....

План-конспект проведения коррекционно развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. "Путешествие в сказку Гуси лебеди, с использованием ТРИЗ технологий" (открытое занятие)

Использование технологии ТРИЗ, как одного из методов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи способствует развитию речи с одной стороны; с другой - таких качеств мышления ,как гибкость, подви...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект проведения организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Юные исследователи"

Методическая разработка ООД с детьми старшего  дошкольного возраста по экспериментальной деятельности....

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....