Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зоркие глазки"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_glaza.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 42 комбинированного вида»
Конспект
проведения познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Тема: «Зоркие глазки»
Подготовила: Воробьева Екатерина Петровна, воспитатель первой квалификационной категории |
Новосибирск, 2015
Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека;
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, обобщая знания детей об охране органа зрения;
- воспитывать у детей сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь;
- обогащать словарь детей за счёт новых слов: радужка, зрачок, «глазное яблоко», окулист.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мольберт, веер, микроскоп, лупа, песочные часы, лазерная указка, пластиковые баночки, плакат «Зрительный анализатор», тренажер для глаз В.Ф.Базарного, офтальмоскоп, халат и медицинская шапочка для педагога, три стола, подставка для тренажера для глаз, четыре детских стула, восемь подушек 30х30 см, познавательная литература (Энциклопедия для детей «Тело человека», Москва, «Махаон» 2010; П.Боренштейн «Ты и твое тело», Москва, «Росмен» 2008; Н.Орлова «Ребятишкам про глаза»; Энциклопедия знатока «Тело человека», Москва, «Махаон» 2010; Моя первая энциклопедия «Человек», Москва, «Росмен» 2010; Как устроено тело человека «Глаза», «Зрение», DeAGOSTINI 2007).
Демонстрационный материал: мультимедийные презентации: «Схематичное строение глаза», «Видео-звонок», модель «Глаз человека».
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, халат и медицинская шапочка для каждого ребенка.
Ход:
- Организационный момент
Воспитатель приходит в группу в образе доктора наук.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Екатерина Петровна, я доктор наук. Сегодня приглашаю вас на экскурсию в мою лабораторию.
Обговариваются правила поведения в лаборатории:
- Разговаривать тихо.
- Внимательно слушать товарищей и взрослых.
- Оборудование хрупкое, нужно брать аккуратно и только то, что необходимо для работы.
Воспитатель: Для того, чтобы пройти в лабораторию, наденьте специальную одежду: халат и шапочку. (дети одеваются) А теперь пройдем в лабораторию.
- Основная часть
Дети вместе с «доктором наук» входят в зал – лабораторию.
Воспитатель: А сейчас я познакомлю вас с моей лабораторией. Для начала пройдем в научную библиотеку. Чтобы справиться с любым заданием, я всегда пользуюсь книгами, в книгах можно найти много интересного и полезного. Посмотрите, как много их здесь (дети рассматривают книги, плакаты).
Ребята, а вы догадались, что я исследую в этой лаборатории? (предположения детей (глаза) А зачем нам нужны глаза? (чтобы смотреть, видеть всё вокруг)
А вам интересно узнать про глаза побольше? Я предлагаю вам сегодня быть моими помощниками! Давайте посмотрим на экран и узнаем, как устроены наши глаза.
(На экране презентация со схематичным строением глаза)
Глаз – волшебный теремок,
Круглый, маленький домок.
Хитро он устроен,
Без гвоздей построен.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз по цвету отличают:
Синий, серый он бывает.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.
В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет - наш зрачок
Станет сразу же широк.
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Ребята, а что можно использовать, для того, чтобы рассмотреть свои глаза? (зеркало) Давайте возьмем зеркала и проведем исследование своих глаз, рассмотрим радужку, зрачок.
(Адресные вопросы к детям: какого цвета твоя радужка? Твой зрачок широкий или узкий? А посмотрите, какого цвета радужка моих глаз?)
Ну вот, мы с вами выяснили, что у каждого из нас радужка разного цвета, а зрачок у всех черный.
(Зеркала ставим на место)
Идем дальше.
Воспитатель: А здесь проводятся эксперименты и научные опыты. Здесь есть различное оборудование для проведения исследований и экспериментов.
- микроскоп, лупа, песочные часы – Что это такое? Для чего нужно? (ответы детей)
- офтальмоскоп – А этим прибором пользуется доктор, который лечит глаза. Знаете, как он называется? (окулист) Этот прибор необычный, он волшебный. Давайте с его помощью, проведем эксперимент! (встаем в круг так, чтобы друг другу не мешать!)
В глаз ребенка направляется луч света и проводится наблюдение. Что происходит со зрачком, когда на него попадает яркий свет? (уменьшается) А когда убираю свет? (увеличивается) А почему зрачок стал таким маленьким от света? (он испугался и спрятался) Значит глаза нужно беречь от яркого света, от солнца! Чем мы можем защитить глаза от яркого солнца? (солнцезащитными очками, кепкой с козырьком, рукой)
А теперь, давайте проведем еще один эксперимент! Для этого нам нужно пройти и сесть на подушки.
Воспитатель достает веер и машет перед глазами ребенка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что же происходит с глазами, когда в лицо дует ветер? (моргают, закрываются) вот интересно, почему же так происходит? Их закрывают веки, они защищают глаза от ветра! А ветер может занести в глаза пыль. А от пыли глаза защищают ресницы, они как маленькие щеточки смыкаются и не дают пыли проникнуть в глаз. Значит глаза боятся ветра и пыли! Их нужно защищать! Как мы сами можем защитить глаза от пыли? (прикрыть рукой)
А если все же соринка попала в глаз. Что же делать тогда?
(Предположения детей)
- прикрыть чистым платком
- обратиться за помощью к взрослому
- промыть чистой водой
- обратиться к врачу
Воспитатель: Ребята, а вы делаете по утрам зарядку? (ДА) А вы знаете, для того, чтобы глаза всегда были здоровы, и оставались зоркими, нужно обязательно делать зарядку для глаз! Вы умеете? А я вас сейчас научу. (гимнастика для глаз с использованием тренажера В.Ф.Базарного).
- Заключение
Раздается сигнал видеозвонка.
Воспитатель: Ребята, слышите, у нас видеозвонок! Давайте ответим, вдруг что-то важное.
На экране видео:
Девочка: Здравствуйте, Екатерина Петровна, здравствуйте ребята! Меня зовут Маша.
Заболели вдруг глаза –
Резь и боль, течет слеза,
Стали так бояться света,
Что терпенья прямо нету.
Все предметы как в дыму –
Ничего я не пойму.
Помогите мне, пожалуйста! Я не знаю, что мне делать!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Машей? От чего её глаза могли заболеть? Что же ей делать? (ответы детей)
А чтобы Машины глаза всегда были здоровы, давайте расскажем ей, как ухаживать за ними. (дети проговаривают правила ухода за глазами, используя карточки-подсказки)
Маша благодарит детей за помощь.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы стали настоящими научными сотрудниками моей лаборатории. Спасибо вам за помощь! А чтобы ваши глаза всегда были здоровы, я хочу подарить вам вот этот тренажер для глаз, который вы будете использовать в своей группе. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие. « Книга - лучший друг человека».
Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания....
План-конспект проведения коррекционно развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. "Путешествие в сказку Гуси лебеди, с использованием ТРИЗ технологий" (открытое занятие)
Использование технологии ТРИЗ, как одного из методов коррекционной работы с детьми с нарушениями речи способствует развитию речи с одной стороны; с другой - таких качеств мышления ,как гибкость, подви...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект проведения организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Юные исследователи"
Методическая разработка ООД с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментальной деятельности....
Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.
laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....