Профилактическая работа по развитию дыхательной системы, предупреждению нарушений осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста
проект (подготовительная группа) по теме

Оськина Ольга Владимировна

Основная цель  совершенствовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми из группы риска по заболеванию туберкулезом. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilakticheskaya_rabota.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая работа по развитию дыхательной системы, предупреждению нарушений осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста

2015/2016г.г.

        Составитель: Колбасова Ольга  Владимировна воспитатель

Пояснительная записка

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Задача физического воспитания в МБДОУ№ 57 состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего здоровья и всестороннего физического развития.

Основная цель проекта совершенствовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми из группы риска по заболеванию туберкулезом. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной  интоксикацией, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.

Осуществляется дошкольное образование детей в соответствии с образовательной  программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС ДО  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а так же комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».

Неблагоприятные экологические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Дети с туберкулезной интоксикацией имеют те или иные проблемы в здоровье. Лечебный и профилактический метод при всех заболеваниях органов дыхания у детей очень важен. Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. При заболевании органов дыхания у детей, кроме ослабления дыхательных мышц развивается и нарушение осанки. Слабость дыхательных мышц порождает не только замедление роста с недостаточным развитием основных физических качеств, но и деформации грудной клетки и позвоночника, и если не принимать не каких мер для исправления осанки, то развивается искривление позвоночника. Осанка и укрепление позвоночника зависит и от ступни ног.

Поэтому, наряду с комплексами дыхательной гимнастики, для детей этой группы, необходимо проводить комплексы для формирования правильной осанки и профилактику плоскостопия.

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Основанием для разработки данной проблемы послужили следующие причины:

-  проблема адаптации двигательного режима в группе и внедрения оздоровительных форм занятий физическими упражнениями в процесс оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- отсутствие существенного оздоровительного эффекта и повышения уровня физической подготовленности, высокой двигательной активности в режиме дня;

- недостаточная четкость дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем.

Цель проекта:

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

  1. Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми групп присмотра и оздоровления через профилактику заболеваний, оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни.
  2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
  4. Развитие дыхательной системы, путем дыхательных упражнений.
  5. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.

Образовательные задачи:

  1. Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
  2. Создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
  3. Развить двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).
  4. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, вырабатывать привычку к соблюдению режима, в физических упражнениях и играх.

В результате реализации данного проекта к концу определенного года обучения могут быть достигнуты следующие результаты:

  1. Снижение уровня заболеваемости
  2. Положительные результаты темпов прироста физических качеств.
  3. Скоординированность действий педагога и специалистов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми
  4. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей

Внутренние связи:

Воспитатели - создание  развивающей среды, организация дополнительных оздоровительных мероприятий в группах практически во всех режимных моментах детей групп оздоровительной направленности.

Музыкальный и физкультурные руководители – подготовка интегрированных занятий, направленных на обучение детей технике дыхания, звуковой гимнастике, профилактике нарушений осанки в подвижных играх, танцах, упражнениях. Консультирование воспитателей по данной проблеме.

Медицинская сестра и врач – подбор сведений  и рекомендаций для индивидуального подхода к оздоровлению детей. Взаимодействие со специалистами детской поликлиники, консультирование воспитателей.

Просветительская работа с родителями – повышение уровня знаний о  способах профилактики заболеваний, диете, народных средствах помогающих бороться с недугом, нетрадиционных способах оздоровления, которые помогут повысить сопротивляемость организма.

Алгоритм системы профилактической работы

Для обеспечения воспитания здорового ребенка работа осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя семь взаимосвязанных разделов:

  1. Условия.
  2. Диагностика
  3. Развитие движений
  4. Лечебно-профилактическая работа
  5. Закаливание
  6. Здоровый образ жизни
  7. Взаимодействие с родителями

I раздел. Условия

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа – принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

В группе создаются условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

В двигательный центр подбираются такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые отвечали бы индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловливаются состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности.

В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра, но неизменным остается подход с точки зрения общедидактических принципов:

  1. Дистанции, позиции при взаимодействии.
  2. Активность, самостоятельность, творчество.
  3. Стабильность – динамичность.
  4. Комплексирование и гибкое зонирование.
  5. Эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого
  6. Сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

II раздел. Диагностика

  1. Обследования специалистов.
  2. Мониторинг физического развития.
  3. Заболеваемость.
  4. Эмоциональное состояние ребенка.
  5. Показатели двигательных навыков.

Обработка данных позволяет выделить три группы, для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.

I группа - основная (составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма), с тренирующей психофизической нагрузкой

II группа - подготовительная (дети, имеющие некоторые функциональные отклонения и часто болеющие), с умеренной нагрузкой.

III группа-риска с ограниченной психической нагрузкой (эту группу составляют дети, имеющие хронические заболевания и дети после болезни)

III раздел. Развитие движений

При организации физкультурно-оздоровительной работы решается задача существенного повышения функциональных возможностей организма ребенка.

        Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей). Развитие каждой стороны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг задач.

При разработке содержания двигательного режима учитываются требования:

  • обогащать двигательный опыт детей за счет движений общеразвивающего характера, спортивных упражнений и игр;
  • способствовать развитию произвольности выполнения двигательных действий, уметь определять цель и задачу действия, выбирать способы действия, сочетать их, доводить до определенных результатов;
  • способствовать развитию произвольности выполнения дыхательной гимнастики, уметь сочетать её с различными действиями и занятиями;
  • умеренно стимулировать процесс развития двигательных способностей и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости, совершенствовать ориентацию в пространстве и времени, чувство равновесия, ритмичности, глазомер; повышать общую работоспособность;
  • формировать у детей потребность в ежедневной двигательной активности и в оздоровительных мероприятиях, повышать мотивацию, побуждать детей сознательно относиться к оздоровительным мероприятиям,
  • содействовать охране и укреплению здоровья детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, формировать правильную осанку, гармоничное телосложение, повышать функциональные возможности детского организма;

Условия реализации двигательного режима:

  1. Систематичность занятий физической культурой.
  2. Дозирование по числу повторений физических упражнений
  3. Постепенность наращивания длительности нагрузок.
  4. Разнообразие форм оздоровительной физической культуры.
  5. Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий.
  6. Привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.

Ежедневно включаются во все занятия по выбору воспитателя

  • оздоровительная гимнастика;
  • дыхательные упражнения;
  • пальчиковая гимнастика

Для проведения физкультурных занятий рационально комплектуются подгруппы детей на основании медицинских показаний здоровья ребенка.

Комплексы оздоровительных занятий состоят из трех частей.

В подготовительную часть включаю общеразвивающие и профилактические упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.

В основную часть входят упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки и, конечно же, эмоциональная разгрузка – подвижные игры.

В занятиях и в индивидуальной работе вне занятий используются упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие у детей дошкольного возраста, и рекомендуются родителям использовать их в домашних условиях.

Для оздоровления детей используются подвижные игры Страковской В.Л., а также составляются свои варианты этих игр

Для достижения поставленных задач используются игры с разной нагрузкой:

С незначительной и умеренной нагрузкой.
C умеренной и тонизирующей нагрузкой.
С тонизирующей и тренирующей нагрузкой.

IV раздел. Лечебно-профилактическая работа

Обеспечить эффективную физкультурно-оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики. Лечебно – профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, чтобы проследить степень эффективности предпринимаемых профилактических мер, диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития, физической подготовленности.

Мероприятия комплексного плана лечебно-профилактической работы осуществляются медицинскими работниками. Четкое и точное выполнение рекомендаций специалистов является неотъемлемым правилом.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

V раздел. Закаливание

Главное требование: «не навреди!».

        В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон.

Два правила:

  • обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна:
  • проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры на 3-5 градусов.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от предыдущего занятия. Так после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижных игр; после физкультурных, музыкальных мероприятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

Важно отметить, что система закаливания ежегодно корректируется медицинскими работниками детского сада в соответствии с результатами и имеющимися условиями.

Закаливающий комплекс в дошкольном учреждении разрабатывается медицинскими работниками, но, перед тем как приступить к закаливанию, все мероприятия, их последовательность и методика организации обсуждаются с воспитателями и родителями.

VI раздел. Здоровый образ жизни

  • Гигиеническая культура
  • Азбука здоровья
  • Разумное закаливание
  • Физическая культура
  • Оптимальные условия для развития движений
  • Оптимальная двигательная активность

        Обучение детей уходу за своим телом продолжается в течение всего пребывания детей в детском саду. В младшем возрасте проводится обучение детей сугубо индивидуальное, а основной его метод — диктатный (когда наглядно пооперационно учат действию), применяя игровые приемы.

        В среднем дошкольном возрасте дети обучаются подгруппами или фронтально на специальных занятиях.

        В старшем дошкольном возрасте основной метод – ежедневные упражнения.

VII раздел. Взаимодействие с родителями

        Взаимоотношения с родителями строятся, прежде всего, на основе родительского договора.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

  1. Целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
  2. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  3. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что буду делать я, а что родители. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
  4. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);
  5. Ознакомление родителей с профилактическими мероприятиями, проводимыми в группе, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.).

        Работа по просвещению родителей организуется на основании опроса. Выявляются следующие группы родителей.

1 группа – родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, а также по проблемам здоровья ребенка.

2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стремятся понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.

3 группа  – родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией – педагогической или связанной со здоровьем ребенка.

        В педагогическом взаимодействии с родителями разных групп используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:

  • информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации;
  • устные журналы и дискуссии с участием медиков, специалистов по физкультуре;
  • инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры и тренинги;
  • «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале; закаливающих процедур и т.д.;
  • физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.;
  • занятия в семейном клубе «Папа, мама, я – спортивная семья»; «Здоровье»;
  • демонстрация видеофильмов о жизни группы, распространение видео, DVD c участием детей, информация на сайте МДОУ № 57
  • выставки (фотовыставки, поделок, родительских рекомендаций из опыта семейного воспитания и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы и методы работы в развитии мелкой моторики и формирования речевых функций у детей дошкольного возраста

Методический материал по использованию нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики и формирования речевых функций....

Рекомендации родителям «Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно" Академик, хирург Н. М. Амосов....

Статья.Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста

      Для того чтобы методически грамотно создать условия для возникновения сюжетно-ролевой игры ребёнка-дошкольника (мотивации на игру) воспитателю необходимо  хорошо ...

Развитие физических качеств на занятиях физической культуры у детей дошкольного возраста с нарушением осанки.

Аннотация: Данная статья посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются методы, средства, и показатели развития физических качеств дошкольников с нарушени...

"Профилактика нарушения осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста"

К числу важнейших причин нарушение осанки следует отнести сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечн...