Главные вкладки

    Статья на тему:
    Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности музыкальных руководителей ДОО

    Опыт работы в детском саду по внедрению современных здоровьесберегающих технологий не только в работу с семьями воспитанников, но и коллегами-педагогами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Золотой петушок»

    «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО»

    Маргарита Ивановна Миллер

    Зухра Наилевна Саляхова

    музыкальные руководители

    г. Лангепас, ХМАО-Югра

    «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО»

    Маргарита Ивановна Миллер

    Зухра Наилевна Саляхова

    ЛГ МАДОУ

    «Детский сад общеразвивающего вида № 4  

    «Золотой петушок»

    музыкальные руководители

    г. Лангепас, ХМАО-Югра

    Приоритетными задачами современного дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования являются задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей (законных представителей); всестороннее развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возрастных возможностей при сохранении и укреплении здоровья.

    Наряду с мероприятиями по созданию в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья семей воспитанников, необходим поиск новых здоровьесберегающих технологий.

    Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, методов, принципов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения. Одной из целей здоровьесберегающих технологий является содействие становлению культуры здоровья взрослых: валеологическому просвещению родителей, становлению культуры профессионального здоровья педагогов ДОО.

    Согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими:

    - генерировать плодотворные педагогические идеи, обеспечивающими положительные педагогические результаты;

    • уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
    • владеть основами здорового образа жизни;
    • моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления:
    • и что особенно важно, личным примером учить семьи воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

    Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение проблемы изменения мировоззрения педагога, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, прежде всего сам должен быть здоров, не переутомлен работой; показывать, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

    Наш опыт работы в детском саду выявил необходимость внедрения современных здоровьесберегающих технологий не только в работу с семьями воспитанников, но и коллегами-педагогами.

    Во время образовательной деятельности педагоги испытывают значительную нагрузку на органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища. Внешним проявлением утомления являются потеря внимания, интереса, ослабление памяти, снижение работоспособности, вялость – это верный сигнал. На пути формирования осознания и выбора методов, форм сохранения здоровья педагогов в образовательном процессе мы выделили форму музыкальной физкультминутки. Ее можно использовать в таких видах деятельности, как педагогический совет, деловая игра, круглый стол, педагогическая конференция семинар, мастер-класс и другие образовательные мероприятия. Задача такой музыкальной двигательной паузы – предупреждение зрительной усталости, снятие напряжения, возникающего из-за вынужденной неподвижности, предупреждение переутомления. Кроме того, двигательная активность способствует улучшению кровоснабжения внутренних органов, работоспособности нервной системы, насыщению мозга кислородом и, как следствие, повышению внимания, умственной активности.

    Если предложить педагогам присутствовать на скучном педсовете, где будут звучать только доклады, отчеты, лекции, либо на обычном теоретическом семинаре, вероятнее всего они не воспримут и 50% ценной и нужной информации. Но цель будет достигнута, причем с успехом, если включить туда музыкальную физкультминутку.  

    Опыт нашей работы показывает, что современные педагоги с упоением и с большим удовольствием выполняют музыкальные физкультминутки.

    Используя разнообразные физкультминутки, убедились, что они:

    • несут заряд энергии, сотрудничества,  достижения определенных целей и задач;
    • помогают раскрывать в педагогах скрытый потенциал творчества и инициативы;
    • обеспечивают условия для распространения и обмена педагогического опыта;
    • сохраняет и поддерживает индивидуальность каждого педагога;    
    • помогают оказывать помощь начинающим воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса с использованием физкультминуток;
    • сближает педагогов, объединяя их в едином ритме и направлении работы.

    Выбор музыкальных физкультминуток должен определяться целями и задачами образовательного мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов. На таком образовательном мероприятии  вряд ли удастся педагогу просто отсидеться, выслушивая доклады других. Обязательное условие эффективного проведения таких физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Педагоги во время проведения музыкальной физкультминутки испытывают радость после напряжения умственных сил.

    Предлагаем один из вариантов музыкальной физкультминутки, которую мы используем во время образовательных мероприятий в ДОО - https://youtu.be/6zc41uZoBY8 

    Данная здоровьесберегающая технология может быть использована педагогами ДОО, и других образовательных учреждений.

    Использованная литература:

    1. Аверина,И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ 4-е изд. – И.Е. Аверина. - М.: Айрис-пресс, 2008. 144 с. 
    2. Ахутина,Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. 21–28с.
    3. Иванова, С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015.  - 14-16с.
    4. Королева, Е, А. Физкультминутки для старших дошкольников и младших школьников./ авт- сост. Е.А. Королева, педагог дополнительного образования отделения социальных инициатив. - Рязань, 2013 – 44 с.
    5. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – Л.Д. Назаренко - М., 2002. - 240с.
    6. Сайкина, Е.Г. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений – Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 128с. 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникационных технологий в организации деятельности музыкального руководителя ДОУ

    Материал разработан для родителей детей дошкольного возраста. Опыт работы показывает, что применение информационных   технологий   на занятиях   музыки   в системе образования реал...

    Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

    В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

    Семинар для воспитателей ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО».

    Семинар для воспитателей ДОУ "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с дошкольниками в процессе реализации ФГОС ДО"  Тема выступления: "Утренняя гимнастика на...

    Планирование образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ

    В презентации рассматриваюся ключевые моменты по составлению рабочей программы музыкального руководителя ДОУ, ее структура и содержание....

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОО

    Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.Именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средс...

    Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

    В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...