Методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии в практике работы музыкального руководителя"
методическая разработка

Титова Виктория Николаевна

Здоровье - это необходимое условие полноценного развития ребёнка. Оно формируется с раннего детства, детский сад - эта одна из ступенек формирования здоровья ребёнка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в практике работы музыкального руководителя.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально – экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества.

В любом возрасте человек должен заботиться о своем здоровье, но особенно это важно в детстве. Согласно исследованиям специалистов, около 76% болезней взрослых уходят корнями в детство. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.

Усилия сотрудников в дошкольном образовании сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Рассмотрим использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя на базе ДОУ.

Температура воздуха в музыкальном зале, где проводятся занятия, должна соответствовать «Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций», а именно, иметь значение 19 – 20 градусов. Для контроля температурного режима музыкальный зал должен быть оснащен бытовым термометром. Также не малое значение нужно уделять проветриванию помещения. Продолжительность музыкальных занятий:

- для детей 1.5 – 3 лет не более  8 – 10 минут,

- для детей 4 года жизни  - не более 15 минут,

- для детей 5 лет  - не более 20 минут,

- для детей 6 года жизни  - не более 25 минут,

 - для детей 7 лет  - не более 30 минут.

Чем меньше возраст воспитанника детского сада, тем быстрее наступает его утомляемость, поэтому время и продолжительность занятий установлено в соответствии с возрастными особенностями ребёнка.

Система музыкально – оздоровительной работы предполагает использование в музыкальной образовательной деятельности следующих здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика: дыхательную гимнастику рекомендуется выполнять с детьми с раннего возраста. Суть дыхательной гимнастики заключается в формировании правильного певческого дыхания, тренировке дыхательных мышц, легких. Профилактика простудных заболеваний. Упражнения Н.А. Стрельниковой, Н.Семеновой, Л.И. Беляковой и др., используются мною в работе по принципу от простого к сложному. Например: младшая группа -  «Мячик», «Ветерок», «Листик», «Выдох –вдох»; средняя группа  - «Поезд», «Кулачки», «Ветерок»; старшая  и подготовительная группа – «Паровоз», «Гуси», «Насос» с использованием различных слогов (чи, ча ,чо, чу), «Мельница».

Артикуляционная гимнастика – направлена на выработку качественных, полноценных движений артикуляционного аппарата.

 Например: «Гимнастика для языка», «Лошадка», « Пузыри». Артикуляционную гимнастику можно совмещать с мимическими упражнениями из книги Л. Абелян «Как Рыжик научился петь».

Пальчиковые игры – пальчиковым играм уделяется большое внимание на музыкальных занятиях, они могут исполняться как стихи или под музыку. Дети раннего возраста с удовольствием их выполняют. Развитие мелкой моторики непосредственно связано с нашей мозговой деятельностью, предвосхищая дальнейшую его работу. Вот слова немецкого философа Канта: «Рука – это выведенный наружу мозг». Пальчиковые игры привлекательны по тексту, дети их быстро запоминают, что пробуждает у них интерес к игре.

Например: «Весёлая губка», «Раз ладошка, два ладошка», «Кошка», «Построим дом», «Где же наши ручки» и др.

Слушание музыки – для нормализации психологического микроклимата группы на музыкальных занятиях выделяется время для прослушивания музыкальных произведений, подобранных по определенным группам.

Например: USB с релаксирующей  музыкой (шум дождя, шум моря, дождь, пение птиц и т.п.), USB с подборкой  классической музыки, рекомендованные программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад».

USB (снятия раздражения): Бетховен Л.в. «Концерт для виолончели G  -  dur», «Лунная соната соч. 27 », Э. Григ «Утро».

USB (снятие тревожности) И. Штраус «Сказки Венского леса», М. Огинский «Полонез», Е. Подгайц «Серенада»

USB (расслабление, успокоение) И. Брамс «Колыбельная», П.И.Чайковский «Утренняя молитва»,

USB (творческий импульс) Ф. Шопен «Ноктюрн cis - moll», «Фантазия  - экспромт»

Восприятие музыки ребёнком не должно заканчиваться воспроизведением музыкальных произведений в записи, слух ребёнка чуткий, поэтому живая музыка, исполняемая музыкальным руководителем, даст более насыщенные полноценные эмоции ребёнку. Например: П.И. Чайковский «Детский альбом», И.В. Глинка «Музыка для детей», И.С. Бах «Ave Maria»

Песенки – распевки – пение это не только вид искусства или развлечение, его также можно назвать лекарством. Многие педагоги говорят – «Пение продлевает жизнь». Оно укрепляет организм, является средством профилактики простудных заболевание, дыхательной системы, позитивно влияет на психоэмоциональное состояние. Распевки -  готовят голосовой аппарат к пению, закрепляют правильные вокальные навыки.

Например: «Кукушка», «Серенькая кошечка», «Жук», «Качели», «Эхо», «Горошина», «Лошадка» и т.д.

Музыкально – ритмические  упражнения – направлены на воспитание эстетических, физических, умственных качеств ребёнка.

Физическое развитие  - одна из важнейших задач здоровьесберегающих технологий. Ни для кого не секрет, что физические упражнения полезны не только взрослым, но и детям. Это фундамент здорового организма.

Для детей разработано множество комплексов музыкально – ритмических упражнений, с учётом возрастных особенностей ребёнка. Они способствуют развитию выносливости и силы, формируют правильную осанку, улучшают координацию движений, повышают подвижность суставов, раскрепощают ребёнка в психологическом плане, помогают развить эмоциональную сферу ребенка.

Например:  муз. Е. Тиличеевой «Ходим - бегаем», муз. М. Раухвергера «Ножками затопали», муз. К Черни «Прыжки на двух ногах», «Зарядка для зверят» (музыка по выбору музыкального руководителя), муз. Т. Ломовой «Бег в рассыпную и ходьба по кругу», «Лошадки» (музыка по выбору музы-  кального руководителя).

Таким образом, можно сделать следующие выводы: используя здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ, повышает результативность музыкального воспитательно – образовательного процесса:

- способствует укреплению и сохранению психофизического здоровья.

- способствует формированию потребности в двигательной активности.

- способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада.

Список литературы:

  1. Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций.
  2. М.Ю. Картушина  метод. Реомендации к комплекту наглядных пособий «Вокально – хоровая работа в детском саду», Москва, Издательство  «Скрипторий 2003», 2010 г. Для учителя по развитию дыхания и голоса. Учебно – практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.- 80 с.
  3. Севостьянов А.И. 132 упражнения
  4. Гуменюк Е.И., Слесенко Н.А. «Недели здоровья в детском саду»: метод.пособие. – Спб ООО «Издательство «Детство - пресс», 2003 – 160 с.
  5. Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарин Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод.пособ. – Спб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2014-240 с.
  6. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей. Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов. Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина- М.: Просвещение, 1981 – 158 с, нот

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Игровые технологии в практике работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы музыкального руководителя

     Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной сферы, направленных на сохранение здоровья ребёнка на ...

"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (опыт работы)...

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...