Здоровьесберегающие технологии в практике работы музыкального руководителя
учебно-методический материал

       Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной сферы, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения, развития. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                    Воробьёва И.П.

                                                                                           Музыкальный руководитель

                                                                                           ГБДОУ детский сад № 76

                                                                                           комбинированного вида

                                                                                           Красносельского района

                                                                                           Санкт-Петербурга

                        ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Здоровьесберегающие технологии в практике работы

музыкального руководителя

       Развитие современного общества в последнее время предъявляет очень высокие требования к человеку и его здоровью. Тема здоровья актуальна для всех   времён и народов.

       Особенно актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Сегодня в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.

       Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной сферы, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения, развития. Педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше чем врач. Лечебный эффект музыки доказан научно. Детство без болезней-это реально. Исходя из принципа «здоровый ребёнок-успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей.

       Педагоги комплексно решают задачи физического, эмоционального, интеллектуального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии.

       Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ- музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей детей.

       Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии такие технологии. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

                                             динамические паузы,

                                             подвижные игры,

                                             ритмопластика,

                                             релаксация,

                                             разные виды гимнастики (пальчиковая, дыхательная, корригирующая, ортопедическая, для глаз…).

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни:

                                             беседы на тему «Здоровье»,

                                             коммуникативные игры,

                                             самомассаж (в т.ч. точечный).

  1. Коррекционные технологии:

                                             сказкотерапия,

                                             арттерапия,

                                             психогимнастика,

                                            технологии музыкального воздействия,

                                            технологии воздействия цветом,

                                            технологии коррекции поведения,

                                            фонетическая и логопедическая ритмика.

       Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, музыкальный руководитель должен ставить перед собой следующие задачи:

       *Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей.

       *Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

       *Создать музыкальную предметно-развивающую среду с учётом здоровьесберегающей модели организации музыкально-оздоровительной работы.

       *Содействовать просвещению родителей, педагогов.

Речевые игры

 Такие игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки: ритм, темп, динамика, артикуляция. Укрепляется голосовой аппарат.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.

Игровой массаж

Активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, посылает положительные сигналы сердцу, лёгким, печени, желудку и другим органам. Обучение происходит под музыку в игре. При массаже используют поглаживание, разминание, растирание, лёгкое постукивание.

Музыкотерапия и релаксация

Музыка используется как лечебный фактор. Эффективна в коррекции нарушений общения. Повышает эмоциональный статус детей.

Логоритмические распевки и упражнения

Направлены на преодоление речевых нарушений.

Валеологические песенки-распевки

Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению. Такие распевки целесообразно использовать вначале занятия.

Дыхательная гимнастика

Способствует повышению показателей диагностики дыхательной системы, развитию певческих способностей. Тренируется сила вдоха и выдоха, развивается продолжительность вдоха, укрепляется физиологическое дыхание.

Ритмопластика

Мобилизует физические силы, вырабатывает грацию, координацию, музыкальность, улучшает дыхание, активно влияет на кровообращение, психологически раскрепощает.

Фонопедические упражнения

Способствуют стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.

Артикуляционная гимнастика

Тренируются мышцы речевого аппарата, повышается уровень развития речи, певческих навыков, улучшается память и внимание.

Психогимнастика и театральные этюды

Способствуют развитию эмоциональной сферы, сплочению коллектива, развитию нравственности, ответственности, сопереживания другим людям. Развивает творчество, внимание, самоконтроль. Снимает психологическую напряженность, снижает агрессию, робость, развивает уверенность.

Музыкально-оздоровительные досуги

Основные задачи данных мероприятий:

*способствовать сохранению и укреплению здоровья детей

*формировать у детей позицию признания ценности здоровья.

*развивать навыки и знания по гигиенической культуре.

*проводить в игровой форме профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха…

       Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность музыкального воспитательно-образовательного процесса. Способствует обеспечению устойчивого интереса к занятиям музыкой, формированию потребностей в двигательной активности. Позволяет качественно решать задачи обеспечения комфорта детей. Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

       Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 

Литература

Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. г. Москва, ТЦ «Сфера», 2008г.

Подольская Е.Н. Формы оздоровления детей 4-7 лет. г. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. ТЦ Москва 2001г.

Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство ДОУ: проектирование, тренинги, занятия. г. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. г. Волгоград, издательство «Учитель», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в практике работы музыкального руководителя с ДЧБ детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Конец XX – начало XXI века характеризовался кардинальными изменениями в общественно-исторической обстановке России. Педагогическая наука, откликаясь на перемены в социальной жизни, выдвинула новую зад...

Игровые технологии в практике работы музыкального руководителя с детьми раннего возраста

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...

Методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии в практике работы музыкального руководителя"

Здоровье - это необходимое условие полноценного развития ребёнка. Оно формируется с раннего детства, детский сад - эта одна из ступенек формирования здоровья ребёнка....

"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (опыт работы)...

Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ

проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...