Использование здоровьесберегающих технологий
материал на тему

Артёменко Светлана Григорьевна

Использование здоровьесберегающих технологий в МКДОУ "Детский сад №9" на основе 4 принципов здоровьесберегающей технологии В.Т. Кудрявцева.  В ДОУ разраработана собственная программа "Здоровье". В воспитательном процессе эффективно используется целый комплекс современных технологий здоровьесбережения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

Артёменко С.Г. воспитатель высшей

категории МКДОУ «Детский сад №9»

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет выработать разумное отношение детей к своему организму, вести здоровый образ жизни с раннего детства. Здоровье дошкольников является одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения. Успешному решению поставленной задачи способствует использование как традиционных, так и инновационных форм здоровьесбережения. Воспитательно–образовательный процесс строится согласно разработанной в ДОУ программе «Здоровье», в основу которой положена здоровьесберегающая технология В.Т.Кудрявцева, базирующаяся на 4 принципах.

Первый принцип – развитие творческого воображения – реализуется с помощью применения игровой психогимнастики на занятиях, утренней зарядке, во время закаливающих процедур и в перерывах между режимными моментами не реже 1 раза в неделю. Антистрессовая гимнастика позаимствованная из программы Ж.Е.Фирелёвой «Са-Фи-Дансе», способствует созданию благоприятного психологического микроклимата в группе, укрепляет нервную систему дошкольников.  Второй принцип – формирование осмысленной моторики – тесно связан с первым. Особенно наглядно он иллюстрируется при работе над постановкой правильной осанки ребёнка. Проверка осанки является ежедневным правилом  для детей подготовительной группы. Для этого используются игровые упражнения «Эталон», «Стоп кадр», «Скульптор и глина». Проводится работа по профилактике плоскостопия – ходьба по массажным дорожкам, для профилактики сколиоза – ношение детьми на голове мешочков с песком. Важная часть режима – дневной сон. Бодрящая гимнастика после сна активизирует мышечный тонус детского организма.  Гимнастика для глаз по Базарному укрепляет  мышцы глаз, снимает зрительное напряжение. Осмысленная моторика лежит в основе дыхательных упражнений, выполнение которых предполагает активизацию воображения: «рисование» в воздухе дыханием различных фигур, дыхание в контрастном ритме («надувание паруса» и «задувание свечи»). Дыхательные упражнения способствуют выработке правильного дыхания и укреплению дыхательной системы детей,  повышают сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Дыхательная гимнастика нравиться детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью. Для оказания помощи детям с незначительными нарушениями речи используются фонематические упражнения, в которых движение головой, руками,  ногами, корпусом сочетаются с произношением специального речевого материала. Они удобны в качестве динамических пауз на различных занятиях и, как основные упражнения, на занятиях по обучению грамоте и развитию речи. Фонематическая ритмика способствует преодолению речевых нарушений путём развития и коррекции речевых и неречевых психических функций. Для этого используются логоритмические упражнения М.Ю.Картушиной и методические разработки  Е.А.Алябьевой «Расскажи стихи руками». Третий принцип – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности. Развивать осознанное отношение к своему здоровью, формировать потребность в здоровом образе жизни, воспитывать основы безопасности помогают беседы с медсестрой – «Здоровым быть хочу!», «Будь здоров!», праздник «День здоровья», здоровьесберегающие досуги М.Ю.Картушиной, занятия по ОБЖ. Три занятия по физразвитию способствуют развитию двигательных навыков, синхронности, точности двигательных действий, расширению адаптивных возможностей детского организма. Одно занятие проводится на свежем воздухе, а в теплое время года – все три, что повышает оздоровительный эффект занятий, способствует закаливанию.  Ежедневные 1,5 – 2-х минутные пробежки вокруг детского сада развивают выносливость, тренируют дыхание  и повышают сопротивляемость всего организма внешним воздействиям, способствуют закаливанию организма.  Прогулки включают в себя наблюдения, подвижные игры, индивидуальную работу по развитию движений.  Четвёртый принцип – формирование у детей способности к содействию и сопереживанию. Игровой  самомассаж (например: лепим красивое лицо или бодрящий массаж), пальчиковая гимнастика учат  умению регулировать своё эмоциональное состояние, снимают статическую и умственную усталость. Позитивное отношение к себе и другим  усиливается после подробного знакомства ребёнка со строением своего тела на валеологических занятиях по программе Т.А.Тарасовой «Я и моё здоровье».

 Осуществление всего выше изложенного не возможно без создания здоровьесберегающей среды. Реорганизация предметного пространства группы в начале учебного года позволила максимально увеличить площадь для активного движения детей. При этом удалось создать новую расширенную учебную зону. Обновлена и зона отдыха – установлен яркий удобный детский диван. В группе установлен спортивный мини комплекс «Лидер».  Ежедневно дети пользуются  инвентарём физкультурного уголка:   ходунками, атрибутами «Тропинки здоровья», гантелями, кеглями, массажными мячами. Растения экологической зоны очищают воздух в группе, способствуют эстетическому, экологическому воспитанию, оказывают успокаивающее действие на нервную систему и зрительные анализаторы.

Цикл материалов «Советы тётушки Совы»  для родительского уголка позволяет создать обратную связь и укрепить взаимодействие с родителями по здоровьесбережению детей. Участие родителей в спортивных соревнованиях, праздниках, субботниках, экскурсиях наглядно демонстрируют детям плюсы здорового образа жизни. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». (Н.М.Амосов) Именно сохранению и укреплению здоровья детей способствует созданная в группе здоровьесберегающая среда и использование здоровьесберегающих технологий.  В своей работе мы руководствуемся девизом: «Умный и здоровый ребёнок – мечта любого родителя и наша цель!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...