СИСТЕМА ИГРОВЫХ СЮЖЕТНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сиволапова Наталья Сергеевна

 

Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена. В стратегических направлениях концепции 2020 определена перспектива развития дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений является деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, повышение уровня физического воспитания дошкольников.

Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения социального и образовательного эффектов.

Необходимость использования достижений спортивной науки для решения методологических проблем развития физических качеств детей дошкольного возраста неоднократно отмечалось многими авторами (Выдрин В. М., Бальсевич В, К., Матвеев Л. П., Лубышева  Л. И., Чернышенко Ю. Д,). Особое место занимает разработанная В. К. Бальсевичем  методика использования элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования двигательных качеств. Он отметил, что в дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_material_premiya.docx651.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НОВОСИБИРСК ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №8

«ЗЕМЛЯНИЧКА»

СИСТЕМА ИГРОВЫХ СЮЖЕТНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                         

                                  сведения об авторе:

                                                                                                Сиволапова Наталья Сергеевна,

                                                                   воспитатель                      

                                                 

2016 год

Новосибирск

Содержание.

I. Введение …………………………………………………………………………………………

2

1. Обоснование актуальности, новизна…………………………………………………………...

2

2. Цель, задачи системы …………………………………………………………………………..

5

3. Принципы построения системы………………………………………………………………..

5

4. Ведущие методы и приемы …………………………………………………………………….

6

5. Механизм реализации…………………………………………………………………………...

7

II. Основная часть ……………………………………………………………………................

7

1. Сюжетные игровые физкультурные  занятия …………………………………………………

10

2. Организационно-педагогическое обеспечение ……………………………………………….

11

2.1. Предметно-развивающая среда ……………………………………………………………...

11

3. Система игровых сюжетных физкультурных занятий………………………………………..

12

3.1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми…………………………………

12

3.2. Совместная деятельность воспитателя и детей…………………

15

3.3. Работа с родителями …………………………………………………………………………

15

3.4. Сотрудничество с педагогами ДОУ …………………………………………………………

16

4. Результативность системы по развитию физических качеств ……………………………….

17

III. Заключение……………………………………………………………………………………

25

Библиографический список ………………………………………………………………………

26

Приложение…………………………………………………………………………………………

28

I. Введение.

                                                                                     

 «Очень важно с первых лет развития

 использовать свой мышечный аппарат

и соответствующие ему центральные образования

для того, чтобы не привыкать к трафаретным

ограниченным формам движения,

которые создаются в комнатной обстановке

нашей культурной жизни, а иметь возможность

тренировать все естественные способности,

которые природой заложены».

Л. И. Орбели.

Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все времена. В стратегических направлениях концепции 2020 определена перспектива развития дошкольного образования. Одним из приоритетных направлений является деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, повышение уровня физического воспитания дошкольников.

Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения социального и образовательного эффектов.

Необходимость использования достижений спортивной науки для решения методологических проблем развития физических качеств детей дошкольного возраста неоднократно отмечалось многими авторами (Выдрин В. М., Бальсевич В, К., Матвеев Л. П., Лубышева  Л. И., Чернышенко Ю. Д,). Особое место занимает разработанная В. К. Бальсевичем  методика использования элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования двигательных качеств. Он отметил, что в дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

1.1. Обоснование актуальности, новизна.

Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего – излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы (В.И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

В современных исследованиях (Н.Н. Дворкина, Ю. К. Чернышенко, Н. А. Фомина и др.) экспериментально доказана эффективность развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста, построенного на преимущественном использовании альтернативных физкультурных занятий. Одной из альтернативных форм проведения физкультурного занятия считаются сюжетно-игровые занятия – построенные на сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать их уровень развития: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д. Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д.

Важным достоинством занятий сюжетного типа является то, что они позволяют избежать, свести к минимуму механическое усвоение техники движения, заучивания детьми только «жестких стереотипов» движений, которые лишают детей возможности «конструирования» новых вариантов путем дополнения, усложнения составляющих элементов. Сюжет занятия тесно связан с задачами обучения движениям и придает занятию черты драматизации, сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая, по выражению Л.С. Выгодского, является «корнем любого детского творчества».

Все это и побудило меня обратиться к проблеме использования альтернативных физкультурных занятий, т.е. сделать правильный выбор между типовыми занятиями и занятиями в нетрадиционной интересной форме – игровыми сюжетными занятиями. Я полагаю, что проблема проведения физкультурных занятий в нетрадиционной форме должна заслуживать большого внимания.

В своей работе я попыталась раскрыть сущность данной проблемы. А также доказать необходимость использования альтернативных физкультурных занятий в работе с детьми дошкольного возраста.

Наблюдая своих воспитанников на Городской Спартакиаде дошкольников, физкультурных занятиях, самостоятельной двигательной деятельности, я отметила недостаточное развитие двигательных качеств. По мнению специалистов в области физического воспитания дошкольников, ловкость, быстрота, сила, выносливость – показатель сформированности двигательного опыта, который так необходим ребёнку в будущем. Это явилось определяющим в моей педагогической деятельности.

На основе анализа нормативных документов по развитию системы дошкольного образования, философских, психолого-педагогических (отечественных и зарубежных) источников, была выдвинута гипотеза: использование  игровых сюжетных физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к физкультуре, если:

- создать систему интересных физкультурных занятий;

- продумать специально организованную методику физкультурных занятий, включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приемов;

- положить в основу сюжетных игровых физкультурных занятий следующие критерии: интерес дошкольников к физкультуре, уровень физической подготовленности и состояния здоровья детей, постепенное усложнение содержания физкультурных занятий.

Разработанная система игровых сюжетных физкультурных занятий рационально встроена в воспитательно-образовательную работу детского сада, в ее реализации активно участвует персонал детского сада (педагоги, специалисты, медицинские работники), важная роль отводится родителям.

Основные составляющие системы:

1.Непосредственная образовательная деятельность

- игровые сюжетные физкультурные занятия

- спортивные досуги, развлечения

- спортивная секция «Олимпийские резервы»

2.Совместная деятельность инструктора по физическому воспитанию и детей

- обследование физической подготовленности

- игровой стретчинг

- разучивание элементов спортивных танцев

- обучение акробатическим упражнениям

- проведение подвижных игр

- «веселый тренинг»

3.Работа с родителями

- анкетирование

- участие в родительских собраниях

- консультации

- совместные досуги

- дни открытых дверей

- походы

4.Сотрудничество с педагогами ДОУ

- консультации

- семинары-практикумы

- мастер-классы

Существующие в настоящее время методики  физического воспитания ориентированы на обучение основным движениям. В данной системе акцент делается на развитие двигательных качеств посредством игровых сюжетных занятий, что требует иного подхода к планированию и построению учебного процесса.  В данной работе систематизированы должным образом   игровые сюжетные занятия, которые способствуют развитию определённых физических качеств.

1.2. Цель, задачи системы

Целью данной системы является: целенаправленное и эффективное развитие физических качеств дошкольников.

На реализацию поставленной цели были направлены следующие задачи:

1. Систематизировать и адаптировать педагогические технологии и методики по развитию физических качеств дошкольников.

2.Создать условия (педагогические, организационные, информационные) обеспечивающие развитие физических качеств дошкольников.

3. Разработать и внедрить систему игровых сюжетных физкультурных занятий, направленных на развитие физических качеств, в работу со старшими дошкольниками.

4. Проверить эффективность реализации системы игровых сюжетных физкультурных занятий на развитие физических качеств дошкольников.

5. Способствовать вовлечению педагогов и родителей в педагогическое сотрудничество.

1.3. Принципы построения системы

В процессе реализации системы я опиралась на следующие принципы:

– принцип целостности (единство образовательной, воспитательной и развивающей функций, где объединение знаний, умений и навыков составляют единую систему, целевая установка на качественное изменение одного состояния организма ребенка на другое, более совершенное при помощи различных средств физического воспитания)

– принцип вариативности средств физического воспитании (одно и то же психофизическое качество можно развивать, используя различные средства физического воспитания, имеющиеся в распоряжении педагога. Это обстоятельство дает педагогу уникальную возможность обеспечивать на физкультурном занятии достижение единой целевой установки, варьируя для этого различные по характеру воздействия средства физического воспитания)

– экзистенциальный подход (адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физического воспитания, выбор формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка)

1.4. Ведущие методы и приемы

Для успешного решения задач использовала следующие методы и приёмы:

 Наглядный метод – помогает создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребёнка.

Наглядно – зрительные приёмы:

  • Показ физических упражнений;
  • Имитация;
  • Зрительные ориентиры;
  • Использование наглядных пособий (рисунков, фотографий).

Наглядно – слуховые приёмы:

  • Музыка.

Тактильно – мышечные приёмы:

  • Непосредственная помощь инструктора.

Словесный метод – обращён к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребёнком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения:

  • Объяснения;
  • Пояснения;
  • Указания;
  • Подача команд, распоряжений, сигналов;
  • Вопросы к детям;
  • Образный сюжетный рассказ;
  • Беседа;
  • Словесные инструкции.

Практический метод – закрепляет на практике знания,  умения и навыки движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.

  • Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
  • Проведение упражнений в игровой форме;
  • Проведение упражнений в соревновательной форме.

1.5. Механизм реализации

Этапы реализации системы игровых сюжетных физкультурных занятий

  1. Организационный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

1 этап. Организационный (май – сентябрь 2010 года) заключался в изучении научно-методической литературы, сборе информации, подбор диагностических методик и проведение сравнительной диагностики физических качеств, разработка конспектов игровых сюжетных занятий,  создание психологического настроения в педагогическом  коллективе.

2. Этап. Основной (сентябрь 2010 года – май 2011 года):

2.1. Внедрение системы игровых сюжетных физкультурных занятий.

2.2. Стимулирование творческой деятельности педагогов к использованию игровых сюжетных занятий в самостоятельной деятельности детей.

2.3. Вовлечение родителей в педагогический процесс.

3 этап. Заключительный.

3.1. Исследование результативности работы по развитию физических качеств посредством реализации системы игровых сюжетных физкультурных занятий.

3.2. Представление опыта на Совете педагогов.

3.3. Разработка методических рекомендаций по проведению игровых сюжетных физкультурных занятий для педагогов.

II. Основная часть.

Работа по внедрению системы сюжетных игровых физкультурных занятий, направленных на развитие физических качеств старших дошкольников строилась поэтапно. Качественная реализация системы невозможна без определения уровня развития детей. Прежде чем приступить к реализации системы игровых сюжетных физкультурных занятий, я провела диагностическое обследование развития физических качеств по методике Н.А. Ноткиной (кандидат педагогических наук, доцент). Обследование проводилось на двух группах одного возраста на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода.

В обследовании приняли участие 40 детей, воспитанники подготовительных групп №5 «Островок детства», №6 «Солнечные лучики»  (возраст детей 5 – 6  лет)

Результаты первоначального обследования представлены в диаграмме 1.

     

Первичное диагностическое обследование физической подготовленности

старших дошкольников (сентябрь 2010 год)

Диаграмма 1

 

 

В анализе обследования старших дошкольников по развитию физических качеств мы видим, что низкого уровня у воспитанников не выявлено, средний уровень показали 35 детей  (88%), высокий уровень выявлен у  5 воспитанников.(12%).

Анализ первичного обследования выявил, что у детей наибольшую трудность вызывает бег на 30м,  подъём из положения лёжа на полу, прыжки в длину с места, гибкость, то есть, те тесты, которые характеризуют такие физические качества, как гибкость, сила, быстрота.

                                                                                                                             

  Диаграмма 2

Бег 30м

                                                

                                                                                                               

                                         

Подъём из положения лёжа

                                                                                                                          Диаграмма 3

                                                             

Прыжки в длину с места                                                                  

 Диаграмма 4

                         

                                         

                                                                                                                   Диаграмма 5

 Гибкость

   

     

  Проанализировав полученные данные первичного обследования, я поставила перед собой задачу: развить двигательные качества старших дошкольников на высоком уровне, с целью улучшения физической подготовленности воспитанников, достижения  такого состояния детского организма, когда нагрузки будут переноситься легко, а бывшие ранее недоступные результаты в разных видах физических упражнений станут нормой.

Второй этап - основной. Мною была разработана система игровых сюжетных физкультурных занятий, которая направлена  на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости).

Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, я пришла к выводу, что игровые сюжетные физкультурные занятия являются одним из важных компонентов системы работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

1. Сюжетные игровые физкультурные  занятия

Сюжетные занятия являются одной из организованных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к процессу выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в устной форме окружающий мир ребенка, они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

Совершенно очевидным является и то, что ребенку, благодаря сюжету, легче осмысливать и выполнять движения, именно сюжетные занятия в большой степени способствуют взаимопроникновению обучающих моментов в единый процесс.

Образно – двигательные движения вызывают живой интерес детей, способствуют развитию смекалки и сообразительности, способности к импровизации. А, кроме того, развивают силу, ловкость, координацию движений, гибкость. Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться в заданном ритме и темпе. Правильно подобранные подвижные игры, оборудование, атрибуты на занятиях, построенных на сюжетной теме,  создают радостную, непринужденную обстановку.

Основные принципы организации игровых сюжетных занятий:

  1. Актуальность
  2. Реалистичность;
  3. Систематичность;
  4. Активность;
  5. Воспитывающий характер обучения;
  6. Построение программного материала от простого к сложному;
  7. Доступность материала;
  8. Повторность материала;
  9. Совместная деятельность;

10. Контролируемость.

Мною было наработан цикл игровых сюжетных физкультурных занятий, а также занимательные игровые упражнения для развития определенных групп мышц: «Веселый тренинг», игровой стретчинг, который способствует развитию такого физического качества как гибкость, благодаря которому у детей увеличивается подвижность суставов и мышцы становятся  более эластичными и гибкими.  Также был составлен  комплекс сюжетно-игровой корригирующей гимнастики на старший и подготовительный возраст, разработано 12 календарных тематических  развлечений, проводимых  совместно с родителями.

2. Организационно-педагогическое обеспечение.

2.1. Создание предметно-развивающей среды. 

Большую роль в формировании двигательных качеств играет предметно – развивающая среда. Так как работа по развитию физических качеств дошкольников выдвигает необходимость создания определенной развивающей среды, стимулирующей детей к выполнению физических упражнений.

 Правильно организованная среда предоставляет возможность детям использовать и развивать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, помогает приобрести чувство уверенности в себе. Создание предметно-развивающей среды  строила, основываясь на следующих критериях:

  •  рациональность подбора физкультурного оборудования и инвентаря в соответствии с требованиями стандарта;
  • свобода выбора каждым ребёнком любимого занятия;
  • направленность на развитие основных физических качеств;
  • возможность продуктивного использования  в разных видах двигательной и игровой деятельности;
  • соответствие возрастным особенностям детей;
  •  эстетичность компонентов и её направленность на воспитание художественного вкуса;
  •  эмоциональная насыщенность;
  •  безопасность.  

В детском саду созданы необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы.  Физкультурный зал оборудован спортивным комплексом, тренажёрами. Более того, чтобы заинтересовать детей на занятиях, использую нетрадиционное оборудование и инвентарь, разработанный и изготовленный своими  руками.  Это и пластиковые бутылочки – гантели, и резиновые жгуты – эспандеры, и даже зонтик и простая газета  – незаменимые помощники в занятии.

Важно отметить, что во всех группах  детского сада  созданы уголки движений, в которых дети  совершенствуют  навыки, полученные на занятиях.

Для детей  заготовила символы для обозначения ролей, которые помогали им быстро и легко войти в роль. Например, простые картинки, кусочки пуха или меха, ватные шарики для «цыплят» и «мышат». Перевоплощение в образ  происходило и с помощью кусочка серебристой гирлянды: положив  ее на голову ребёнка или просто дотронувшись им до волос, этого достаточно, чтобы новоиспечённый «воробышек» уверенно взлетел. На занятиях также использовала символы места и пространства. Например, панно «Лес», «Лужок».

На физкультурных занятиях разнообразие стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствовали лучшей организованности, повышению двигательной активности детей. Немаловажную роль играла музыка. Так, во время игры «Солнышко и дождик» дети убегали, услышав шум дождя (грамм запись), и выходили погулять, когда поют птички.

   

3. Система игровых сюжетных физкультурных занятий.

3.1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

Основной формой работы по системе являются  игровые сюжетные физкультурные занятия. Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинаются  с моего эмоционального  рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. На занятиях применяются разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют  увлеченному выполнению детьми физических упражнений. При подборе упражнений учитываю  возрастные особенности детей, принимаю  во внимание и уровень их физической подготовленности.

Одним из эффективных приемов является описание воображаемой ситуации, в которой хорошо известный и любимый детьми герой (это может быть и персонаж знакомой им сказки, например, «Колобок») попадает в трудное или опасное положение, а дети могут выступать в роли помощника или защитника. Действуя в воображаемой ситуации, дети спешат на помощь любимому герою. Они стремятся выручить его из беды, преодолевая возникающие на пути трудности и препятствия. Бегут как будто бы по узкому мостику, перешагивают через «камешки», «лужи», идут по «кочкам», перешагивают «ручей», имитируя соответствующие движения, выбирая способ их выполнения в зависимости от предложенных условий. Успешность действий приносит детям радость и удовлетворение. Воображаемая ситуация в этом случае является обязательным фоном для развертывания действий. В отсутствии ее многократное выполнение их теряет смысл.

Выражая сочувствие игровым персонажам, дошкольники оказываются перед необходимостью освоить различные движения, на деле узнают их целесообразность, а также по своей инициативе и желанию проявляют реальные физические и морально-волевые качества.

Пробуждая у дошкольников сочувствие к персонажам, предлагаю  им не только выручить или спасти полюбившихся героев, но и просто порадовать их совместными играми. Так, дети идут в гости к игрушкам, чтобы позаниматься с ними и поиграть в веселые игры, которые им очень нравятся. На первых порах сообщаю  детям развитие сюжета постепенно: «Пойдем к кукле, а теперь поиграем с куклой в догонялки».

 Интерес детей вызывает также воображаемая ситуация, представленная им в яркой образной форме и связанная с необычными условиями, в которых они должны действовать. Например, приключения во время «путешествия» по реке. Эти условия побуждают детей находить новые для них характеристики движений. Принимая игровые обстоятельства, предложенные мною, дети выполняют плавные, замедленные движения как будто бы во время качки на корабле, имитируют лазанье по корабельным снастям.

Развивая воображение детей, предлагаю  по-новому взглянуть на физкультурный инвентарь. Так, гимнастические палки в руках детей превращаются то в «лошадок», то в «ветви и коряги» дремучего леса, из них дети строят лодки и даже «корабль».

Часть занятий посвящается путешествиям по временам года, в них отражаются природные изменения, трудовая и спортивная деятельность людей. Сюжеты занятий близки детям, их впечатлениям и переживаниям, содержат материал по ознакомлению с окружающим (например, «Вспомним лето», «На солнечной полянке», «Почтальоны» и другое). Также путешествия и прогулки провожу  в среднем и медленном темпе и включаю определенные игровые упражнения с целью совершенствования необходимых движений.

При обучении движениям использую  и ролевое поведение детей. Если детям доступно выполнение роли и они могут принять ее на себя, повторяя при этом разнообразные действия, стремясь к точности, правильности, последовательности их в соответствии со взятой на себя ролью, то дети, владеющие лишь игровыми действиями, справляются только с элементарными ролевыми задачами. Они прыгают, как воробышки, бегают по дорожкам, мажут крылышками, как цыплята.

В условиях, заданных воображаемой игровой ситуацией, определённых ролевым заданием, дети могут самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, более выразительно исполняют имитационные упражнения, по ходу игры находят их варианты.

Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники.   Сюжетные физкультурные занятия по литературным произведениям развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность или, наоборот, беспомощность, скованность. Частая смена двигательной деятельности с разной физической нагрузкой дисциплинирует детей, снимает напряжение. Занятие проходит увлекательно, и время пролетает незаметно.

Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи. Например, дети - «мышки» - выглядывают из норок, ходят мелким шагом, дети - «котята» - выгибают спинку, ловят свой хвостик, играют с клубком, пока «мышки», испугавшись, наблюдают за ними.

В процессе работы проводила сюжетные физкультурные занятия, отражающие сезонные явления в природе. Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

Постоянный контакт с детьми, непосредственное   участие взрослого в занятии, проявляемый им интерес, помощь, эмоциональный дружеский тон активизируют  детей.

          Так, на занятии «Прогулка в осенний лес» дети закрепляют знания о том, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы), что у неё не одна кладовая, а несколько. На занятиях «Мишке холодно в лесу», «Пришла весна, разбудим мишку ото сна» дети повторили, что медведь – лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны.

Таким образом, игровые сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют  развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.

Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.

3.2. Совместная деятельность инструктора по физической культуре и детей.

Система взаимодействия с воспитанниками по развитию физических качеств в моей работе  нашла отражение  в  организации работы спортивной секции «Олимпийские  резервы» (возраст  детей 5-7 лет).

Целью работы секции  является  создание оптимальных условий для полноценного развития двигательных способностей детей.

Занятия кружка проводились 1 раз в неделю.

Принцип отбора детей в кружок: по интересам детей, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Развивая физические качества детей, совершенствовала  двигательные  умения и навыки, содействовала  развитию общей и статической выносливости, гибкости и скоростных способностей детей, создавая  физические нагрузки,  учитывала  индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.  На  спортивных  тренировках, в которых кроме выполнения  основных видов движений и общеразвивающих упражнений  включала упражнения на укрепление и расслабление определенных групп мышц использовала  подвижные и спортивные игры, динамические и статические дыхательные упражнения. А всеми любимый  веселый тренинг и  игровой стретчинг повышал   подвижность суставов, гибкость, эластичность мышц и высокую работоспособность ребенка, как на занятии  так и в течении всего дня.

3.3. Работа с родителями.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.  В совместной работе детского сада и семьи  широко  используются консультации для родителей: «Упражнения для развития силы и быстроты», «Игры, помогающие ребёнку стать сильнее», «Проверь себя сам» и т.д., родительские собрания, устный журнал «Здоровье ребёнка в наших руках», беседы, анкетирование, дни открытых дверей.

В группах оформлены консультации для родителей, где предложены комплексы упражнений, которые они вместе с детьми  выполняют дома.

Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейные старты», «Путешествие в страну Мячталкино», «Моя семья-это спорт и я», «День защитника отечества». В 2011г. Стали применять такую интересную форму работы с родителями, как совместные походы с детьми.  Такие мероприятия способствуют не только развитию двигательных качеств детей и родителей (что, согласитесь, немаловажно), но это позволило приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнило их знания об использовании физических упражнений, подвижных игр, а также помогло в создании условий для развития двигательных навыков ребёнка дома.

3.4. Сотрудничество с педагогами ДОУ.

Реальных результатов можно добиться при согласованной работе с воспитателями, со всеми специалистами.

Совместная работа с воспитателями вне занятия с подгруппой детей или отдельно с каждым ребёнком помогала детям овладевать техникой выполнения движений, что способствует закреплению умений владеть своим телом. Совместная работа была направлена на то, чтобы познакомить детей с движениями, освоение которых вызывало трудность у детей. После отработки движения с каждым ребёнком или с подгруппой детей, дети с лёгкостью выполняли их на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности.

Для воспитателей проводились практические консультации: «Организация работы по формированию физических качеств детей через игровую деятельность», «Использование игровых упражнений на развитие определённых групп мышц и физических качеств» на которых педагоги не только получали теоретическую информацию, но и прочувствуют все упражнения  на практике, что, безусловно, поможет им в работе. С педагогами проводились семинары-практикумы, мастер-классы, что способствовало повышению уровня компетентности педагогов в вопросах развития у детей двигательной активности, физических качеств.

Вследствие этого были разработаны методические рекомендации по проведению игровых сюжетных физкультурных занятий:

1. При руководстве двигательной деятельностью воспитателю необходимо развивать личные интересы и инициативу детей.

2. Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами.

3. При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения.

4. Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья.

5. Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка.

6. Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий.

7. Использовать варианты сочетания несколько видов движений для расширения двигательного опыта детей.

8. В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка.

9. Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность).

10. Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры.

11. Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий.

4. Результативность системы по развитию физических качеств.

Для проверки эффективности системы работы по развитию физических качеств детей проследила динамику развития физических качеств детей за  2010 – 2011 учебный год,  используя количественные и качественные критерии и показатели.

Уровень развития быстроты.

Бег 30м.

 В  сентябре 2010 года было проведено обследование детей по выявлению уровня развития быстроты – бег 30 м.

 Обследование показало, что при беге на 30 м, низкого уровня выявлено не было, средний уровень показали  29 воспитанников (72%), а высокий  был у 11  детей (28%).

При аналогичном обследовании в мае 2011 году просматривается заметное улучшение развития скоростных качеств. Низкого уровня не выявлено, средний уровень у выявлен у 30 детей (59%), высокий уровень у  16 детей (42 %).

По результатам обследования  мы можем сделать вывод, что существует динамика  повышения скоростных качеств дошкольников. Высокий уровень вырос на 14%, что, несомненно, является результатом внедрения системы, а в частности, тех игровых сюжетных занятий и  разработанных игровых упражнений, которые способствовали развитию такого физического качества, как быстрота.

На примере теста «подъём из положения лёжа» мы можем проследить динамику развития силовых качеств дошкольников.

Подъём из положения лёжа.

Результаты обследования показывают, что прослеживается положительная динамика в сторону увеличения высокого уровня: в течение года он возрос на 40%. Достижению положительных результатов способствовал:

1. Проводимая работа с родителями: анкетирование, участи в родительских собраниях, устные и письменные консультации, совместные досуги и спортивные праздники, дни открытых дверей, походы

2.  С педагогами: консультации, семинары-практикумы, мастер-классы.

 Показателем развития скоростно-силовых качеств является степень сформированности и количественные показатели прыжков в длину с места.

 Прыжки в длину с места.

Если в сентябре 2010 года высокий  уровень наблюдался  у 2 воспитанников (5%),  то уже  в мае 2011 высокий уровень вырос на 20% (8 детей) и составил 25%, в то же время

средний уровень снизился на 20%.

Гибкость

    Обращаясь к диаграмме можно  проследить положительную динамику по развитию такого физического качества как гибкость. Если показатели гибкости на начало года по среднему уровню было выявлено у 32 детей  (80%),  а высокий  у 8 детей (20%), то к концу года средний уровень понизился на 45% за счет повышения высокого уровня, который к концу года составлял 65% от общего количества обследуемых детей.

      Занимаясь проблемой совершенствования  физических качеств, нужно помнить, что двигательные качества развиваются в тесной связи друг с другом. Если мы развиваем какое-то одно качество, то это даёт мощный толчок  к развитию другого.   Для того, чтобы проверить эффективность внедрения системы по развитию физических качеств, необходимо проследить динамику  уровня развития всех двигательных качеств в целом.

           Сравнительный анализ уровней  двигательных качеств дошкольников

Всего обследовано детей

Проводимое диагностическое обследование

Сентябрь, 2010 год

Май, 2011 год

Уровни

40 детей

46 детей

Высокий

5детей   (12,5%)

16 детей (35%)

Средний

35детей  (87,5%)

30 детей  (65%)

Низкий

-

-

 Сравнительный анализ уровней развития двигательных качеств дошкольников за 2 года показал, что высокий уровень вырос с 12,5% до 35%.  

Результаты внедрения системы игровых сюжетных физкультурных занятий  позволяют говорить о её эффективности - высокий уровень развития физических качеств детей увеличился на  23%.

Получив положительные результаты по состоянию на май 2011 года, я решила продолжить работу по внедрению системы игровых сюжетных физкультурных занятий в 2011 – 2012 учебном году. С этой целью провела первичное обследование физической подготовленности воспитанников. В обследовании приняли участие 24 ребенка, воспитанники подготовительной группы  №6 «Солнечные лучики»  (возраст детей 6 – 7  лет)

Первичное диагностическое обследование физической подготовленности воспитанников сентябрь 2011г

Анализ первичного обследования показал, что на начало года высокий уровень выявлен у 2 детей (8%), средний уровень у 22 детей (92%). У детей наибольшую трудность вызвал челночный бег, подъём из положения лёжа на полу, прыжки в длину с места,  то есть, те тесты, которые характеризуют такие физические качества, как  сила, быстрота.

Челночный бег

 

Прыжки в длину с места

Подъем из положения лежа на полу

В течение года занималась с детьми по такой же схеме.  В марте 2012 года провела сравнительное диагностическое обследование.

Сравнительные данные  (челночный бег)

В данной диаграмме показана положительная динамика по челночному бегу. результаты диагностического обследования показывают, что увеличился высокий уровень на  28 %.

Сравнительные данные  (прыжки в длину с места)

По прыжкам в длину с места также прослеживается положительная динамика,  высокий уровень повысился на 27%.

\

Сравнительные данные (подъём из положения лёжа)

По данному виду упражнения выявлена положительная динамика, высокий уровень увеличился на 36%.

      Для того, чтобы проследить динамику  уровня развития всех двигательных качеств в целом, мною был проведен сравнительный анализ за 2 года  

Сравнительный анализ уровней  двигательных качеств дошкольников

 

Всего обследовано         детей

Проводимое диагностическое обследование

Сентябрь, 2011 год

Март, 2012 год

Уровни

24 ребенка

20 детей

Средний

22 ребёнка  (92%)

13 детей  (65%)

Высокий

2 ребёнка   (8%)

7 детей    (35%)

Проводимый анализ показал хорошие результаты: высокий уровень вырос на 27%, что свидетельствует о высокой эффективности проведенной работы.  

         В перспективе планирую продолжить  использование игровых сюжетных занятий как одного из важных компонентов системы работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста.  

III. Заключение

 Периодом отслеживания результативности работы по выбранной теме явились два учебных года (2010 – 2011 г., 2011 – 2012 г.). Практическое применение  разработанной системы привело к тому, что дети достигли более высокого уровня развития физических качеств. Система содействовала гармоничному физическому развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья – процент заболеваемости за время внедрения программы снизился на 20%. У детей повысились адаптационные возможности организма к физическим нагрузкам, что, в свою очередь, позволило достичь более высокого уровня работоспособности. Ребята детского сада принимают активное участие в спортивных праздниках и развлечениях, соревнованиях, как внутри сада, так и между дошкольными учреждениями. Каждый год наша команда принимает участие в Городской спартакиаде дошкольников в рамках Губернаторских состязаний, где ребята занимают призовые места в личных первенствах.

Высокий положительный результат внедрения системы обеспечивается тесной взаимосвязью с родителями воспитанников и педагогами. Повышению уровня развития физических качеств способствовали: совместные  практические консультации с воспитателями по развитию физических качеств детей, созданию предметно-развивающей среды, направленной на развитие движений детей, проведение мастер-классов для педагогов, позволяющих на практике изучить методику внедрения сюжетно-игровых занятий и игровых упражнений, являющихся основой системы.

Всё вышеизложенное говорит о высокой эффективности разработанной и использованной на практике системы работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Очень хотелось бы, чтобы наши дети пошли по спортивным стопам, а может быть и стали известными спортсменами или выдающимися тренерами, которыми гордилась бы наша страна.

  Библиографический список:

  1. Вавилова, Е.Н.  Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1998. – 96 с.
  2. Вареник, Е. Н.  Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет [Текст] /  Е. Н. Вареник. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  3. Вареник, Е.Н.  Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет [Текст] /    Е.Н. Вареник, С.Г. Кудрявцева, Н.Н. Сергиенко.- М.: Творческий центр, 2008 – 208 с.
  4. Волошина, Л.Н.  Воспитание двигательной культуры дошкольников [Текст] /  Л.Н. Волошина. -  М.: Аркти, 2006 – 108 с.
  5. Голицина, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /  Н.С. Голицина. – М.: Скрипторий, 2003 – 72 с.
  6. Горькова, Л. Г.  Занятия физической культурой в ДОУ [Текст] /  Л. Г. Горькова. -  М.: Методкнига, 2007 – 112 с.
  7. Дворкина, Н. И.  Физическое воспитание детей 5-6 лет [Текст] /  Н. И. Дворкина. -  М.: Советский спорт, 2007 -.
  8. Казина О.Б.  Весёлая физкультура для детей и их родителей (занятия, развлечения, праздники, походы) [Текст] /   О.Б. Казина. - Я.: Академия развития, 2008г - 144 с.
  9. Кожухова, Н.Н.  Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] /  Н.Н. Кожухова. - М.: Академия, 2002 – 320 с.
  10. Куаншкалиева, А.Р.  Физкультурные праздники для дошкольников [Текст] /  А.Р. Куаншкалиева. - М.: Владос, 2008 – 104 с.
  11. Кудрявцева, В.Т.  Развивающая педагогика оздоровления [Текст] /  В.Т. Кудрявцева. - М.: Линка – пресс, 2000 – 300 с.
  12. Муллаева, Н.Б.  Конспекты-сценарии (занятия по физической культуре для дошкольников) [Текст] /   Н.Б. Муллаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006 – 160 с.
  13. Ноткина, Н. А.   Диагностика физического развития дошкольника [Текст] /  Н. А. Ноткина.  - М.: Линка – пресс, 2000 – 32 с.
  14. Огородников, С.С.  Коррекционная работа в физическом воспитании дошкольников [Текст] /  С.С. Огородников. - М.: Зорны верасень, 2007 - .
  15. Подольская, Е.И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников [Текст] /    Е.И. Подольская. - В.: Учитель, 2010 -167 с.
  16. Сивачёва, Л. И. Физкультура – это радость [Текст] /   Л. И. Сивачёва. - СПб.: Детство – Пресс, 2003 -150 с.
  17. Соловьёва, Н. И.  Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры [Текст] /   Н. И. Соловьёва. - М.: Школьная пресса, 2007 – 96 с.
  18. Сулим, Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду  (Игровой стретчинг) [Текст] /    Е.В. Сулим. - М.: ТЦ Сфера, 2010 – 112с.
  19. Утробина, К.К. Занимательная физкультура в детском саду [Текст] /   К.К. Утробина. - М.: ГНОМ и Д, 2003 – 128 с.
  20. Шебеко, В.Н Физкультурные праздники в детском саду [Текст] /   В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. - М.: Просвещение, 2001 – 93 с.
  21. Яковлева, Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет [Текст] /   Л. В. Яковлева, Р.А. Юдина. -  М.: Владос, 2004 -320 с.

                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Проект использования игры в городки в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста....

Проект. Тема: Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмического воспитания.

ип: развивающий, творческий. Участники: дети старшей группы, педагог, музыкальный руководитель, родители. Актуальность: В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных дет...

Методическая разработка Тема: влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка на тему: “Влияние игротренинга на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста” рассчитана на два года.Систематически использовались упражнения на фитболах в...

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста".

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"....

Использование степ-аэробики для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста (презентация)

Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;2. Повышать работоспособность и двигательную активность;3. Содействовать развитию и функциональному совершенствовани...

Физкультурно-познавательный проект «Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста через олимпийское движение»

Цель проекта: Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья.Воспитание социально значимых личностных качеств посредством...

Статья "Роль подвижных игр в развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается проблема использования подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников....