Сообщение к педагогическому совету «Совместная работа воспитателей и родителей по укреплению здоровья у детей»
материал (старшая группа) по теме

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_2012.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ № 2316 ЮВОУО

Старшая  группа №5

Сообщение

к педагогическому совету

«Совместная работа воспитателей и родителей

по укреплению здоровья у детей».

(из опыта работы)

                               Подготовила  воспитатель: Шрамкова Г.Д.

г. Москва
январь 2012 г

                          «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не 
                          атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых,
                          уравновешенных физически и нравственно людей».
                                                                       С. Я. Эйнгорн

       Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

       Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит только от здравоохранения и более чем на половину -  от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых  берут свое начало с дошкольного возраста.

        Режим дня в детском саду позволяет сохранять и укреплять здоровье детей: утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, разнообразное меню, физкультурные занятия, проводятся как в традиционной, так и в нетрадиционной форме,  проводятся Дни здоровья, недели «Спортивных игр и забав», спортивные досуги,  подвижные игры, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная  гимнастики, динамические паузы на занятиях,  самостоятельная двигательная активность, подвижные игры на прогулке, индивидуальная работа по совершенствованию движений у детей, плавание, лечебный массаж,  гимнастика пробуждения,  ходьба по массажным дорожкам, закаливание,  уделяется особое внимание детям, пришедшим после болезни, постоянный медицинский контроль медперсоналом, дневной сон.

        Сон – это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода. Дневной сон – это своего рода передышка для детского организма. Если ребенок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устранить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна.  Свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Работа коллектива нашей группы направлена на выполнение режима дня, как необходимого условия для укрепления здоровья детей.

    В  работе по укреплению здоровья у детей старшего возраста стараемся сформировать осознанное отношение к своему здоровью, расширять представления о здоровом образе жизни и о факторах, разрушающих его, показать зависимость здоровья человека от правильного питания.

 Через активное участие в образовательном процессе дети лучше осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нём.

  В этом году познакомили  детей с особенностями функционирования и целостности человеческого организма, обратили внимание детей на особенности их организма и здоровья.        

         Обсуждали такие темы как: «Что я знаю о себе», «Питание и здоровье», «Личная гигиена», «Что такое микробы», «Как сохранить здоровье в большом городе», «Я прислушиваюсь к своему организму»,  «Мне нельзя есть апельсины (шоколад) – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки», «Как нужно заботиться о своем здоровье», «Как я чищу зубы», «Физкультура и здоровье», «Строение организма», «Значение сна для детей», «Здоровье – главная ценность человека», «Как я забочусь о своих зубах».

    Рассматривали себя в зеркале, свои зубы (удивительно, но зубы передние дети стали терять на год раньше, чем в предыдущие года), слушали сердцебиение, дети смогли самостоятельно объяснить,  отчего оно зависит, как успокоить сердце, как помогают человеку те или иные органы его организма, как человек может себе помочь сам.

    Не забываем совершенствовать известные детям навыки здорового образа жизни, так как необходимость в этом постоянно возникает: мыть руки перед едой и по мере загрязнения, следить за чистотой лица, одежды, содержать в порядке нос, пользоваться только индивидуальным полотенцем, носовым платком, расческой, тщательно пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом, пить воду из чистого стакана, отворачиваться при чихании и кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком, бережно относиться к товарищам как в группе, так и на улице.

       Для того, чтобы дети были осторожными в общении с незнакомыми людьми  используем разнообразные проблемные ситуации: «Алло! Кто дома?», «В лифте», Звонок в дверь», «Грязные руки», «Забытый пакет»,  которые  заставляют думать, рассуждать, представив себя на месте того или иного ребенка,  найти правильное решение по выходу из ситуации,  используем игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры.

   Сюжетно-ролевые игры: "Больница", "Скорая помощь", "На приеме у доктора Айболита, «Аптека», «Поликлиника» расширяются у детей  знания о профессиях, которые помогают им быть здоровыми, в играх дети знакомятся с правилами ухода за больными, воспитывается сочувствие к болеющим.

     Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

     Провела опросы – беседы по следующим темам: «Что такое здоровье?», «Как ты заботишься о своем здоровье?» и получила вот такую информацию.

    На вопрос «Что такое здоровье?» - дети дали такие ответы: это, когда человек здоровый, когда прыгает, бегает, занимается спортом, закаляется, это, когда человек не болеет, катается на коньках,  гуляет на свежем воздухе,  это веселье, когда  хорошее настроение,  когда хочется смеяться, не болит горло, когда не болеет человек, когда не болит голова,  это сила, когда человек много кушает,  много каши есть надо, если ты увлекаешься спортом, здоровье – это когда  человек веселится, поет.

    На вопрос «Как ты заботишься о своём здоровье?»-  дети ответили: когда я болею – я пью лекарства, одеваюсь по погоде, хожу танцевать и укрепляю свое здоровье, хорошо кушаю все, кушаю много фруктов, я иногда бегаю, отжимаюсь, делаю зарядку, отжимаюсь, делаю приседания, прыгаю, занимаюсь физ. занятиями,  пью сиропы от кашля, не ем холодного, тепло одеваюсь,   не бегаю с открытым ртом, не ем снег.

    Знакомим детей с произведениями художественной литературы по теме здоровья, ),  дети  с интересом слушают, эмоционально воспринимают. ( Е. Кан «Наша зарядка», «Дети, которые плохо едят в детском саду», С Михалков «Прививка» и другие).  Выучили наизусть стихи: Н. Лоткин «Тихий час», М. Яснов «Я мою руки».

    В группе достаточно места для двигательной активности детей,   создана спортивно-игровая предметная среда, которая содействует всестороннему физическому развитию и формированию личности. В  организации работы по оздоровлению детей используем  игровую мотивацию

    В группе имеется традиционный физкультурный инвентарь (мячи, прыгалки, мешочки с песком, кегли, бадминтон,  кольцеброс, кубики, пирамиды, массажные  и ортопедические коврики. А также изготовлено нестандартное спортивно-игровое оборудование: ребристые доски,  коврик с пуговицами, следы, дорожка равновесия.  Для выполнения общеразвивающих упражнений есть флажки, султанчики, кубики.  Выносной материал для игр зимой: лопатки, ледянки, кегли, маленькие лыжи.

    В группе имеются схемы проведения  гимнастики для глаз,  которые дети используют как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Имеются и схемы проведения дыхательной гимнастики. В папке для родителей есть материал: «Осознанное дыхание – путь к здоровью», «Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики», «Дыхательная гимнастика для ребенка»,  дыхательная гимнастика по  методу А.Н.Стрельниковой, которую следует начинать с 4-х лет.

     Большое значение в сохранении и укреплении здоровья играет проведение с детьми специально организованных занятий, бесед по ОБЖ, практическая деятельность. В группе есть папка «Закаливание», в которой находятся комплексы упражнений для проведения их после сна, инструкция по проведению закаливания «солевым методом» и другое.

         После дневного отдыха проводим гимнастику  в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. В вечернее время включаем мероприятия для снятия дневного утомления, на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко и смехотеропии, сказкотерапии, занятия и игры по интересам.

   Проведено открытое занятие по теме, которое  позволило систематизировать знания детей по проблеме здоровья.   Дополнительный интерес к проблеме здоровья у родителей возник, казалось бы,  от такой формальной вещицы, как «Паспорт здоровья». Родители спрашивали, как его заполнять и когда приносить.

    Малоподвижных детей на участке  побуждаем к движениям, а чрезмерно активных — стараемся  своевременно переключать на более спокойные игры, чтобы дети не перегрелись и не переутомились. Направляем деятельность детей так, чтобы чередовались разные по характеру и степени двигательной активности игры.
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В.А.Сухомлинский

     Здоровье детей – это, пожалуй, самое главное, что волнует родителей больше всего. Однако для получения сведений о семье, о ребенке требуется соответствующая обстановка.  Возникают трудности в получении информации от родителей и детей, так как для доверительных бесед нужно время, обстоятельства, желание идти на контакт.

    Для получения сведений решила провести анкетирование родителей на тему: «Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни», которое позволило узнать, какое внимание в семье уделяется  вопросам здоровья. Охвачено было 13 семей.

Анкетирование  показало, что в рабочее время дети  просыпаются рано от 7.00 – 8.00.

В детский сад 6 человек идут пешком  за время от 5 – 30 минут,  

                                     на транспорте едут 7 человек  - от 10 – 30 минут и больше (1 человек)

В выходные дни 1 раз гуляет 7 человек, а 6 – 2 раза.

В рабочие дни дети спят от 9 – 10 часов, днем в выходные дни в основном дети  не спят (из 13 человек спит 1 человек).

Просмотр телепередач в рабочие дни от 10 минут – 2х часов, а в выходные дни от 1 – 2 часов.

У компьютера дети проводят: в  рабочие дни от 10 мин. – 1 часа, 1 человек по 30 минут через день, 4 детям не разрешают проводить время за компьютером.

Все гигиенические процедуры дети выполняют сами, кроме мытья головы и купания.

Меню детского сада родители интересуются периодически.

    Анкетирование  родителей  помогло выяснить:  какие продукты нежелательно есть некоторым детям, на какие -  бывают  аллергические реакции: 1 человек – на шоколад, 1 человек – на витамины группы «В» (яйца, печень, говядина, молоко), 1 человек – цитрусовые, сладкое.

    Наши родители в свободное время предпочитают следующие виды активной деятельности: прогулки в лесу, пешие прогулки, коньки, катание на велосипеде, плавание в бассейне, катание с горок, лыжи, фитнес, катание на роликах, санках, ледянках, ходьба,  гуляние по Москве.

    Родители положительно  оценивают оздоровительные мероприятия, проводимые в саду.

   Используем любую возможность для  индивидуальных бесед с родителями, темы для бесед подсказывает жизнь, учитываем пожелания родителей в своей  работе с детьми. Родители положительно реагируют на рекомендации. Происходят изменения, которые нас радуют. Примеры (облегченная одежда в группе, выполнение режимных моментов, повышение  интереса к мероприятиям, которые служат укреплению здоровья).

    В уголке для родителей на стенде и папке «Здоровье ребенка в ваших руках»  имеется информация по здоровому образу жизни.      Родители уделяют внимание двигательной активности детей, что, несомненно,  прививает любовь к физической культуре.

    В нашей группе посещает занятия каратэ Владик Иноземцев, Соня занимается в школе – студии танцев «Тодес» Аллы Духовой спортивными танцами, Кира и Кирилл занимались одиночным фигурным катанием, а теперь катаются в паре. Максим посещает занятия по хоккею, Андрей Павлин  занимается спортивными танцами, плаванием.  Дети в группе с гордостью делятся своими увлечениями, вызывая интерес и желание заниматься спортом  у других.

    Привлекаем родителей к участию в жизни группы.  Присутствие родителей на вечере   развлечений «Вместе весело играть» и на досуге «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»  повысило у детей интерес к происходящему, сблизило их с родителями, а родители получили удовлетворение от общения с детьми, оценив знания детей, их игровые и коммуникативные  умения.

    Домашнее задание: подготовить сообщение и фотоматериал на тему: «Зимний  отдых и здоровье»  вызвало интерес в семьях, у родителей  возникла необходимость спланировать новогодние праздники с активным отдыхом.  Дети с удовольствием рассказывают  о семейном зимнем отдыхе, показывая фотографии, это помогает больше узнать друг о друге, учит детей выслушивать своих товарищей, дает возможность и потребность вступить в диалог.

    Оформили фотоматериал на тему:  «Мы мороза не боимся,

                                                                 Мы играем, веселимся!»                              Только в тесном сотрудничестве с родителями можно     сформировать у детей привычки, которые сохраняют и укрепляют здоровье с детства.   Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!  

Анкета

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________

      1. Дорога до детского сада:

  • пешком (сколько времени)_______________________________________________
  • на транспорте (сколько времени)__________________________________________

2..  Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни:

  • нет
  • да – 1 раз в день, 2 раза в день.

3.  Режим сна:

  • ребёнок вечером ложится спать в рабочие дни в_____ ч, поднимается в  _____ч;
  • в выходные дни ложится спать в _____ ч, поднимается в ______ ч.

4.  Спит ли ребёнок днём в выходные дни:

                  да (указать продолжительность сна);

                        нет.

_____________________________________________________________________

5.  Беседуете ли Вы с ребенком о здоровом образе жизни, какие телепередачи смотрите по этой теме, есть  ли у ребенка книги о здоровье и здоровом образе жизни?__________________

6. Кто в семье является примером двигательной активности и здорового образа жизни для ребенка?

 

7.  Сколько времени в день ребёнок:

  • смотрит телевизор в рабочие дни _____ч;
  • в выходные дни _____ ч;
  • проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч;
  • в выходные дни _____ ч.

8. Какие гигиенические процедуры ребенок выполняет самостоятельно?__________________________________________________________________

9.  Знаете ли вы меню детского сада?

  • да, всегда;
  • иногда;
  • не интересуюсь.

10.Какие продукты питания не ест Ваш ребёнок, какие ему нельзя употреблять? _________________________________ __________________________________________________________________________

11. Бывают ли у детей проявления аллергической реакции и на что?

                           

12. Какие виды двигательной  активности в свободной время предпочитает Ваша семья?

13. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? __________________________________________________

14.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка? __________________________________________________________________________________________

15.       Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности (помимо занятий физкультурой в д/саду)?

16. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? _______________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты:_________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогического совета «Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»

Сообщение для педагогического совета«Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»...

Выступление на педагогическом совете Совместная работа воспитателя и специалистов в ДОУ "Не рядом, а вместе!"

В современном дошкольном учреждении задачи воспитания и обучения (воспитательная, образовательная, развивающая, корректирующая) не под силу одному из участников учебно-воспитательного процесса. Конечн...

Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)

Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)...

Сообщение на педагогическом совете «Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»

Сообщение на педагогическом совете«Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию интереса детей к профессиям родителей через проектный метод»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»...

Педагогический совет "Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья детей, физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с учетом ФОП ДО; поиск путей оптимиза...