Педагогический проект на тему: «Азбука здоровья»
проект (младшая группа) на тему

Чуракова Елена Николаевна
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_na_temu.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему:  «Азбука здоровья»

Авторы: воспитатель  Чуракова  Елена Николаевна

                                       

     МДОУ  ЦРР  детский сад № 15 «Медвежонок» г. Подольск

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень

Актуальность.

    В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

    Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

       В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве.

Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.

Участники проекта:

Воспитатели, инструктор по физкультуре, дети, родители.

  1. Обоснование проекта

      Каждый из нас  хочет  видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

       Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

    Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

   Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

    Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

    Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?

    Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

    Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.  

      Этот проект  отражает модель общения с воспитанниками, коллегами, родителями. Он ведет к вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада, способствует взаимодействию педагога и родителей в процессе воспитания и всестороннего развития ребенка.

    Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика вредных для здоровья привычек.

        У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.  Для разрешения этой проблемы я разработала проект.

       Цель: Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, формировать первоначальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Учить называть основные части тела, их назначение; определять некоторые режимные моменты, их значимость для оздоровления организма;

2.   Формировать у детей привычку к ЗОЖ, прививать стойкие культурно - гигиенические навыки

3.Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,

4.Способствовать созданию активной позиции родителей  в совместной двигательной деятельности с детьми.

5.Заинтересовать родителей укреплять  здоровый  образ жизни  в семье. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области физического развития малышей.

6.создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по формированию у  детей основ здорового образа жизни;

7.сохранение и укрепление здоровья детей;

Ожидаемые результаты:

-  создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по формированию у детей основ здорового образа жизни;

- сохранение и укрепление здоровья детей

 -  Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

 - Формирование у детей привычки и потребности в ЗОЖ.

  - появление интереса у родителей к проблемам оздоровления детей.

Этапы проекта:

Первый этап- подготовительный

  • подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме;
  • разработка серии конспектов, комплекса мероприятий по оздоровлению детей, методических рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни  детей;
  • Ознакомление с темой проекта. Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми младшего  дошкольного возраста.

Второй этап – основной

  • - использование разработанных мероприятий и конспектов в работе с детьми;
  • - организация работы с родителями.

НОД

 «Как устроено тело человека» Цель: Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека»

«Личная гигиена» Цель: Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

«Физические упражнения. Спорт» Цель :Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья

«Помоги Зайке сберечь здоровье»

Программное содержание:

- формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;

- на основе ситуационных моментов формировать умения  детей  делать выводы о безопасности жизнедеятельности; воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу

    «Витамины и  полезные продукты»

- рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека,

- зак  - закрепить  умение детей передавать в рисунке полезные продпродукты, используя различные методы изображения (паль(пальчиком, кисточкой, карандашом);

«Здоровье в порядке,  спасибо зарядке!»

способствовать формированию основ здорового образа жизни,

потребности заниматься физической культурой и спортом

Закрепить названия некоторых видов спорта

 «На воде, на солнце… Закаливающие процедуры»  Объяснить детям, что такое закаливающие процедуры, важность их в сохранении своего здоровья.

   Доктор Айболит» через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;

Игровая деятельность

Сюжетно - ролевые игры «Если что-  нибудь  болит нам поможет Айболит!» Цель: Знакомить детей с профессией врача. Формировать умение отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Подводить к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Дидактическая игра «Вымоем куклу» Цель: формировать знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, воспитывать опрятность.

«Оденем куклу на прогулку». Цель: закрепить знания названий верхней одежды, её назначении, развитие умения воспроизводить игровые действия.

«Кукла проснулась». Цель: закрепить знания режимных моментов утреннего процесса, продолжать учить надевать одежду, соблюдая последовательность, развитие КГН.

     «Кукла Катя простудилась»  Задачи: учить применять полученные знания в игровой ситуации. Заботиться о своём здоровье; развитие речевой активности, умения пользоваться носовым платком, развитие навыков выбора верхней одежды на прогулку и последовательных действий при одевании; воспитание сочувствия, желания помочь кукле.

   Подвижные игры. «Догони мяч», «Вот собачка Жучка». Цель: развитие ловкости, координации движений, внимания.

Чтение художественной литературы:

Чуковский «Мойдодыр», «Айболит»

Барто «Девочка чумазая»

Аким «Мыло»

Ю. Тувим «Овощи»

потешка «Ладушки»,

В. Берестов «Больная кукла»,

С. Прокофьева «Когда можно плакать»,

Прокофьев «Румяные щёчки»,

Н. Саксонская «Где мой пальчик? »,

В. Бондаренко «Язык и уши».

В. Берестова «Кукла бедная больна»,

Коммуникативная деятельность

Беседы, общения на тему «Части тела», «Полезная еда». Цель: развитие любознательности, закрепление знание о частях тела, их назначении, формирование первоначальных представлений о здоровой пище (овощи, фрукты, воспитание заботы о своём здоровье.

Работа с родителями

Консультации

 «Здоровая семья – здоровый малыш».

*«Как правильно одевать ребёнка на прогулку »

*«Как привить детям культурно – гигиенические навыки »

*«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

Совместные развлечения и досуги

Родительские собрания:

«Движение – это жизнь», «Как вырастить ребенка здоровым? », «Воспитание навыков безопасного поведения»

  • Третий этап – заключительный
  • презентация физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Результативность

Основными результатами внедрения проекта являются:

  • - соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме
  • - активность детей, владение навыками здорового образа жизни, формирование основных движений, физических качеств, накапливаемость резерва здоровья
  • - показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей
  • - формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков
  • - составление картотек подвижных, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик, картотеки по основным движениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Работа методом проекта по теме "Азбука здоровья"

Статья отражает преимущества работы по формированию у детей знаний, умений и навыков в области здоровья и безопасности методом проекта. В статье также помещены фото творческих работ детей, сценарий ра...

проект на тему "Азбука здоровья"

проект физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ №20 "Аллюки"...

Проект на тему «Азбука здоровья» первая младшая группа 2016-2017 учебный год

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья &ndash...

Проект на тему «Азбука здоровья» вторая младшая группа 2017-2018 учебный год

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья &ndash...

Проект по теме «Азбука здоровья»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд педагога.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,...

Педагогический проект на тему: «Азбука дорожного движения»

Информационно – познавательный проект по теме «Азбука Дорожного Движения»...