Игры для детей с ОНР.
картотека на тему

Кравцив Мария Андреевна

СИСТЕМА ИГР В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

 

Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).

Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.

В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

  • Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  • Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
  • Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  • Регулируют силу и точность движений.
  • Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
  • Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
  • Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  • Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

 

Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

 

Упражнения с мячом:

 

Цели:   

- Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.

- Учить образовывать формы множественного числа существительных.

- Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.

- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

- Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

 

«Один - много»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.

 

«Назови ласково»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.

 

«Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.

 

«Назови слово с данным звуком»

Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).

 

Игра с мячом с двумя–тремя детьми

  1. Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
  2. Дети называют слова на заданную лексическую тему.

 

(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…). 

Логопед следит и называет победителя.

  1. Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.

(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).

  1. Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.

 

Кроме игр с мячом в работе я использую и другие игры, например «Водный мир». Эту игру я создала сама.                                  

 

 

 

 

Игра «Водный мир»:

 

  • Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
  • Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
  • Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.

Оборудование:

  • 36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)
  • 36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)
  • 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
  • коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна

Варианты игры:

  1. Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.
  2. Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
  1. Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
  2. Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
  3. Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
  4. Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.

         По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.

         Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

         Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_onr.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ИГР В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).

Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.

В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

  • Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  • Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
  • Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  • Регулируют силу и точность движений.
  • Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
  • Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
  • Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  • Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Упражнения с мячом:

Цели:    

- Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.

- Учить образовывать формы множественного числа существительных.

- Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

- Формировать навык самоконтроля за собственной речью.

- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

- Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

«Один - много»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.

«Назови ласково»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.

«Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.

«Назови слово с данным звуком»

Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).

Игра с мячом с двумя–тремя детьми

  1. Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
  2. Дети называют слова на заданную лексическую тему.

(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…).  

Логопед следит и называет победителя.

  1. Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.

(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).

  1. Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.

Кроме игр с мячом в работе я использую и другие игры, например «Водный мир». Эту игру я создала сама.                                  

Игра «Водный мир»:

  • Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
  • Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
  • Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.

Оборудование:

  • 36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)
  • 36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)
  • 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
  • коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна

Варианты игры:

  1. Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.
  2. Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
  1. Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
  2. Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
  3. Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
  4. Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.

        По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.

        Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

        Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...